Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству

  • Лекция. Современные историки сходятся во мнении, что


    Скачать 30.02 Kb.
    НазваниеСовременные историки сходятся во мнении, что
    Дата10.09.2021
    Размер30.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция.docx
    ТипДокументы
    #231317

    1. Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

    На прошлом занятии мы с вами рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов.

    Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов:

    • географическая среда обитания,

    • духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет),

    • система ведения хозяйства,

    • социальная и политическая организация.

    Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет.

    А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

    Существуют различные принципы периодизации первобытной истории.

    Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда.

    По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века.

    В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества.

    Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве.

    Этот период английский археолог Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией.

    Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.


    Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

    1. Появление производящего хозяйства, т.е. переход к земледельческо-скотоводческой экономике оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита.

    2. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях.

    3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней.

    4. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

    Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции.

    1. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

    2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

    3. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества.

    В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики.

    Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

    1. Произошло повышение производительности труда, что привело к увеличению численности населениясозданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственностицентрализованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно.

    2. Появление письменности – атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

    10. Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса.

    Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция.  Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере.

    Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов.

    Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

    Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ (Египта и Древнего Двуречья). Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

    В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства.

    Появились города ‑ особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского хозяйства.

    Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

    Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий.

    Сформировались государства ‑ системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

    Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.


    написать администратору сайта