Главная страница
Навигация по странице:

  • Философское осмысление бессознательного.

  • Сфера творчески мыслящей психики.

  • Реферат. лекция 9. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание


    Скачать 255.45 Kb.
    НазваниеСознание, его происхождение и сущность. Сознание
    АнкорРеферат
    Дата10.08.2022
    Размер255.45 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлалекция 9.pdf
    ТипДокументы
    #643584

    1
    Сознание, его происхождение и сущность.
    Сознание - пожалуй, самое сложное природное и многомерное общественное явление. Познать, определить и, тем более, описать сам феномен сознания весьма затруднительно, так как оно не имеет физических качеств, которыми обладают все материальные предметы, вещи и явления. Более того, если люди что-то и знают о своем сознании, его содержании, то только благодаря ему самому.
    Сознание - это духовное явление, характеризующее особое психическое состояние человека и его социально-культурное, творческое деяние. Это своего рода восхождение некоего психического чувствования, простой формы раздумья людей к высшей стадии их развития - мыслительному сознанию.
    Проблема сознания является одной из основных и, пожалуй, самых сложных проблем философии. Наряду с последней к постижению сознания причастны наука, медицина, искусство, религия. Данное обстоятельство усложняет проблему ввиду расширения поля характеристик этого духовного явления, но главное - ввиду продолжающейся дифференциации выработки разного рода новых определений сознания. В частности, речь идет о его многофункциональности. Прежде всего сознание выступает как идеальный
    образ материального мира. Оно представляет собой атрибут человеческого общества.
    Наконец, оно является свойством и продуктом высокоорганизованной материи - человеческого мозга.
    Во-первых, всех интересует, что же такое сознание и откуда оно возникло? Какие
    «механизмы», если они есть, запустили его? Куда оно исчезает, когда организм умирает, и исчезает ли вообще? Это только некоторые из великого множества вопросов, на которые по сей день ищут ответы ученые и философы. Стоит отметить, что сегодня многие сходятся на следующем убеждении: сознание не может возникнуть вне организма живого человека, без функционирования его мозга. Но и этого мало. Сознание, скорее всего, есть результат совместной жизни и деятельности людей. Оно - продукт длительного, не столько биологического, сколько социального, развития человечества, совершенствования общественных связей и отношений. Решающую роль при этом сыграл свободный, творческий, созидательный труд. Исключительно важное значение имело возникновение второй сигнальной системы, человеческой речи.
    В силу указанных обстоятельств при рождении ребенка сознания у него еще нет и быть не может. Однако, в отличие от животного, у него имеется врожденная предрасположенность к его развитию. Именно это врожденное свойство психики позво- ляет сознанию сформироваться, а затем постоянно совершенствоваться в процессе

    2 активной жизнедеятельности индивида. Однако бывают случаи временной потери или заметной деформации сознания. Это, например, происходит в результате длительной изоляции человека от общества, а также травмы головы, наркотического или сильного алкогольного опьянения и т.п. Кроме того, доказано, что в большинстве случаев взрослые имбецилы (лат. 1тЬесШи5 - врожденное слабоумие), обладая примитивным мышлением, уровня сознания не достигают.
    Если даже исключить разного рода мистико-религиозные концепции сознания, оно все равно является проявлением человеческой души. Это высшая форма душевного
    (психического) состояния индивида, органично связанная с социальным действием, логическим мышлением и символическим языком.
    Если сознание человека, будучи проявлением врожденной уникальной способности его мозга, идеально отражает или образно-понятийно выражает мир естественной природы и общественных отношений, то оно одновременно просветляет и наполняет жизнь и деятельность особым смыслом. Это, можно сказать, смысловая форма идеального проявления материи в сознании людей в виде некой совокупности знаний и мнений, идей и взглядов, ценностей и т.д. Философские, религиозные, научные, правовые, политические, моральные, этические, эстетические и иные знания проникают в сознание индивида в виде фрагментов или цельных идеальных картин мира (мировоззрение), общественного устройства (социология), одновременно осуществляется их нравственная оценка (аксиология). В связи с конкретно-историческими и традиционными обстоятельствами общечеловеческого развития и формированием способов, стилей и форм жизни отдельных индивидов и сообществ складывается и определенный тип сознания личности. Это происходит в результате специфического способа проникновения информации в сознание людей с учетом их жизненного совокупного и индивидуального опыта.
    Итак, становление сознания личности как высшей формы ее психической жизни происходит в виде выработки в мозге идеальных форм отражения и объяснения мира - представлений, образов, понятий, категорий, гипотез, законов и т.д., выраженных в языке.
    Однако следует иметь в виду, что сознание - это не простое отражение мира вещей, предметов и явлений в человеческом мозге посредством их идеального копирования или образного и понятийного отображения, а сложное совокупное умственное и социальное их осмысление конкретным человеком. Содержание же сознания, будучи результатом идеального отображения мозгом всех форм и видов природных и общественных связей и отношений, способствует их развитию и совершенствованию. Это своего рода творчески

    3
    «сконструированные» индивидом идеальные формы мира, общества и самого человека.
    Сознание (кроме всего прочего) становится главным духовным «инструментом» социальной ориентации людей в их повседневной жизнедеятельности, началом и основным критерием преобразования мира, общества и себя в нем.
    Решающее значение в функционировании сознания имеет язык (речь). Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют некую целостность: в своем бытии они предполагают друг друга, как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык (речь) - это непосредственная жизнь сознания. Последнее не только выявляется, но и формируется вместе с языком. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая, не деформируя того или другого.
    Сознание и язык (речь) являются диалектическим единством. Язык, конечно, влияет на сознание, его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа. Тем не менее зависимость сознания от языка не является абсолютной. Первое детерминируется главным образом объективной действительностью и социальной активностью человека.
    Таким образом, сознание - это не только идеальный образ мира, но и психическое состояние, которое проявляется в виде мыслительной формы деятельности личности, человеческого мозга, ориентированного на отражение бытия, приспособление к объективной действительности и преобразование ее. «Сознание, - убеждает современный философ А.Г. Спиркин (род. 1919), - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека»
    Однако понять, а значит, и объяснить суть феномена сознания необычайно трудно.
    Это связано с тем, что оно не существует само по себе как предмет живой природы, который можно увидеть, измерить и т.п. Сознание представляет собой психический уникальный образ, особую идеальную форму отражения человеком объективной реальности. Каждый человек, утверждал Г. Гегель, может использовать кисть, краски, полотно, но это не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с сознанием. Оно не является природным вознаграждением человека. Все врожденные физиологические, а также приобретенные психические и социальные его качества предрасположены к идеальному образно-понятийному отражению бытия. Такие психические факторы, как память, воображение, мышление, развиваются у индивида в ходе активного овладения им

    4 естественным миром и созидания нового мира - культуры - в результате творческой мыслительной и общественно-исторической практики.
    Таким образом, как высшая форма отражения объективного мира сознание связано с членораздельной речью, абстрактными понятиями, логическими обобщениями. Ядром сознания является знание. Становление его органично связано с производительным трудом. Будучи функцией сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга, - оно активно и продуктивно. И, наконец, сознание обладает способностью воздействовать на окружающую действительность. Все это и составляет содержательное поле внутреннего мира человека, ибо органично связано с идеальной деятельностью. Идеальное же, по утверждению К. Маркса, «есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [4].
    К. Марксу принадлежит и ставшая ныне знаковой философская формулировка, а именно: «Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально» [5]. Сегодня в качестве рабочего понятия «идеальное» це- лесообразно использовать определение авторитетного современного философа Э.В.
    Ильенкова (1924-1979), внесшего значительный вклад в решение данной проблемы:
    «Идеальное, - пишет он, - есть... отражение человеком внешнего мира в формах его сознания и воли». [6]. Понятие «идеальное», разработанное Ильенковым в духе лучших классических образцов философской мысли, утрачивает чистоту и монистичную завер- шенность, стоит лишь допустить элемент врожденности каких- либо человеческих свойств. Показывать глубину и раскрывать полноту самой проблемы идеального не просто, но возможно. Чтобы лучше понять идеальную суть сознания как части психики, необходимо хорошо разобраться в другой ее части - бессознательном.
    Философское осмысление бессознательного.
    Философское осмысление бессознательного как особого внутреннего состояния человеческой психики представляет собой весьма сложный процесс, охватывающий самые разные сферы жизни и деятельности индивида. Бессознательное - это уникальное психическое состояние человека, «темные или смутные ощущения, либо частью сознаваемые, либо вовсе не сознаваемые» (Сеченов).
    Научные факты и повседневный опыт свидетельствуют, что у человека зачастую действительно вспыхивают некие чувства, возникают смутные мысли, непонятно откуда берущиеся. Все это есть не что иное, как проявление бессознательного. Подчеркнем, что

    5 данный феномен не относится к сфере мистики, а представляет собой факт нормальной психической жизни человека. Порой он проявляется в виде творческого вдохновения или озарения, внезапно возникающего в «тайниках» человеческой психики и не поддающегося осмыслению, а порой - как подражание прежнему жизненному опыту (архетип).
    Пожалуй, впервые в истории философии явление бессознательного в человеческой психике было описано в трудах Платона. Мыслитель представил его как «припоминание» былого бытия идей (сознания) в трансцендентном мире до их материализации на Земле.
    Если отбросить мистику платоновского «припоминания», то это будет означать не что иное, как спонтанное возникновение в мозге человека неких скрытых от него самого и не вполне понятных ему новых знаний. Святой Августин считал, что в душе человека всегда есть место для неосознанных знаний. Само существование бессознательных сюжетов знания в психике индивида вызывало в прежние времена немало философских споров.
    «Врожденные идеи» Декарта, например, многие называли естественным фактом жизни бессознательных элементов знания в человеческой психике. Другие возражали, считая их выдумкой, ибо ничего не может появиться в голове человека, чего ранее не было бы в опыте (Локк). Впервые более определенно о бессознательном как способе психической жизнедеятельности человека высказался немецкий ученый и философ Лейбниц. По его мнению, в психике человека есть нечто, что так или иначе «дремлет» в ее темницах в виде смутных представлений. Таким образом, Лейбниц считал бессознательным и врожденные идеи, и приобретенные человеком знания*, и жизненный опыт, каким-то образом вытесненные из его сознания.
    Классик немецкой критической философии И. Кант связывал психическое явление бессознательного со скрытым интуитивным прозрением. Состояние бессознательного в психике человека, по его мнению, представляет собой смутные «темные ощущения», число которых безгранично. В нашем духовном состоянии, писал он, «освещены только немногие пункты. Это обстоятельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом; ведь если бы некая высшая сила сказала: да будет свет!, то без малейшего содействия с нашей стороны перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, например, мы возьмем писателя со всем тем, что он имеет в своей памяти)» [8]. Все вышесказанное свидетельствует о том, что процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логически строгом виде. Нередко протекая бессозна- тельно, он может приводить к творческим результатам. Бывают случаи, когда человек внутренне «схватывает» своей мыслью главную суть сложной ситуации, находя правильное решение. В каждом индивиде заложена способность скрытого постижения

    6 истинного знания путем некоего чувственного его усмотрения, без формально- логического обоснования и доказательства. Такую способность принято называть интеллектуальной интуицией. Именно она выдает оптимальное решение, исходя из имеющихся данных.
    Философы и ученые издавна называли интуицией внутреннее озарение, предвосхищающее логичный вывод. Это своеобразное внутренне скрытое мышление, или
    «мышление на подсознательном уровне», когда человек продолжает мыслить автоматически после определенной работы чувств, явных мыслей, которая не дала результата. По словам М. Горького, интуиция возникает из того запаса впечатлений, чувств, которые пока не оформлены сознанием и не воплощены в ясную концепцию.
    Интуицию писатель делил на два типа: интеллектуальную и чувственную. При этом он писал: «Формирование человека с некоторой поры идет криво, - развивается ум наш и игнорируются чувства. Думаю, что это вредно для нас. Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной, и тогда, мне кажется, все мы и все, что окружает нас, будет ярче, светлее, радостнее. Верю, что это возможно. Людей умных, но не умею- щих чувствовать, не люблю. Они все - злые, и злые низко» [9]. Интуиция - это не столько сакральный способ чувственного постижения истины, сколько «внутреннее понимание» того, что ведет к открытию. Это скрытое в глубинах психики «понима ние смысла» проблемы и путей ее решения. Интуиция имеет место тогда, когда писатель, ученый, врач и т.д. врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его (пример с Менделеевым).
    В противоположность идеям философии рационализма представители новой философской мысли - иррационалисты - состояние бессознательного в психике человека рассматривали с принципиально иных позиций. Они увидели в феномене бес- сознательного проявления чувств, воли, скрытых самой природой в виде стихийных жизненных сил (внутренней энергии) как имманентный источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. Жизнь человека, по их мнению, представляет собой не разумный, логический фактор, а некий таинственный целенаправленный процесс, в котором сознание выступает как орудие слепой мировой воли, движущей силы развития, или «жизненной силы» (Гартман). Бессознательное как бы исподволь направляет и, более того, управляет человеческим разумом, озаряя и вдохновляя его к творчеству. Многие философы- иррационалисты, не доверяя человеческому разуму, считали, что он играет второстепенную роль и не имеет никакого значения в истинном познании мира. «Наш духовный мир похож на Египет, - образно писал о бессознательном Фридрих Ницше. -

    7
    Пустыня и громадные пирамиды, а в этих пирамидах, большей частью недоступных, только жалкие трупы» [10].
    Значительный вклад в научное прояснение и более глубокое философское осмысление феномена бессознательного в человеческой психике сделал австрийский ученый, психиатр 3. Фрейд. Согласно его учению о психике человека, бессознательное можно уподобить подводной части айсберга, которая глубоко скрыта и зависит от подводных течений. В ней все невидимо и непредсказуемо, подвержено лишь диким силам природы. Психика человека также имеет свою глубинную часть в виде бессознательного. Максимум, что можно о нем сказать, так это то, что оно есть.
    Бессознательные силы в жизни человека играют огромную роль, и не считаться с этим нельзя. Они могут быть позитивны, но порой являются опасными, ибо суть их непонятна.
    Но особенно негативны силы, «загнанные» разумом, социальными традициями и моральными нормами, господствующими в обществе, в глубины психики. Бессознатель- ное как бы ждет момента (слабости или страха человека), чтобы, вырвавшись наружу, проявить свою мощную энергию. Столкновение с подсознательной частью человеческой психики всегда опасно и непредсказуемо. Оно грозит деформацией сознания. Сама по себе фрейдовская идея структуризации психики имеет право на существование. Однако ее общая интерпретация и философская характеристика взаимоотношения составляющих ее иерархических сфер психики в системе научной психологии весьма спорны.
    Научная несостоятельность фрейдизма проявляется в очевидном принижении роли сознания и преувеличении силы бессознательных факторов в поведении человека Этим
    Фрейд, по сути, разрушил уходящее своими корнями в античную классику представление о человеке как о существе, поведение которого определяется прежде всего разумом, или просветленной душой - сознанием. Он акцентировал свое внимание на тех феноменах бессознательного, которые по своему содержанию противоречат человеческому разуму и чужды сознанию. Ученый настолько увлекся проблемой бессознательного, что, по сути, свел к ней большую часть человеческой психики. «Все душевные процессы по существу бессознательны, - писал он, - ...сознательные процессы являются только отдельными проявлениями всей нашей душевной деятельности» [11]. Эти положения философии психической жизни индивида находятся в противоречии с научными данными. Человек - это всегда личность, а значит, его психика (чувства и эмоции, мышление и воля) пронизана сознанием, предполагающим ясное восприятие и понимание действительности.
    Оценивая суть учения Фрейда, русский физиолог и мыслитель И.П. Павлов писал: «Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне представляются две партии горнорабочих, которые

    8 начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы - человеческой психики. Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света...» [12].
    Сфера творчески мыслящей психики.
    Сфера творчески мыслящей психики была и остается величайшей из всех известных сфер жизнедеятельности человека как субъекта, в которой разворачивается разум ученого, философа, медика, инженера, политика и.т.д. Здесь формируются образы, понятия, символы, законы. И это еще не полный арсенал тех средств, с помощью которых человек постигает и осмысливает мир в различных его измерениях. Творчески мыслящая психика человека представляет собой совокупность множества мыслительных акций, которыми располагает конкретная личность, группа людей, целый народ и т.д. Обычно выделяют четыре основных мыслительных вида: предметный (или технологический), образный (или художественный), практический (или социальный), понятийный (или концептуальный).
    Подчеркнем, что этим не исчерпывается сфера разнообразных видов мыслительной психики. Существует творческая область мыслительной деятельности человеческого индивида, которая способствует созиданию мира духовной и материальной культуры. Это человеческий разум, предполагающий не только умение правильно оперировать понятиями, категориями, наличие широкого кругозора, но и способность уточнять неясные понятия, создавать новые теории и отбрасывать устаревшие.
    Творчески мыслящая психика способна не только выстраивать новые идеи, концепции, теории, но и «материализовывать» их. Впервые проявившаяся способность к изготовлению орудий труда стала основой великого процесса рождения и совершенствования творческого мышления. Но прежде чем «материализовывать» какой- либо продукт (результат) мыслительной деятельности, индивиду необходимо сформировать в своем сознании идеальную модель этого процесса. И здесь важно не то, сознает это человек или нет, а то, что он становится совершенно другим существом - субъектом, создающим культуру и ее историю, то есть существом, обладающим мыслящей психикой.
    Сфера психики, направленная на формирование понятий, категорий, законов и т.д., отвечает стремлению человека к постижению смысла, лаконичному изложению мыслей и связывает наглядность (образность) со значимостью вещи, предмета, явления. Мышление тонко фильтрует всю поступающую информацию: сведения, мнения, но прежде всего - знания, как теоретического, так и практического свойства. Человек обладает уникальной способностью мыслить абстрактно: анализировать (расчленять) и синтезировать

    9
    (обобщать) знания о целом. Это уже не простое отражение бытия в виде образов, представлений, а критически осмысленная оценка информации о действительности в виде понятий и категорий. Почти все философы сходятся во мнении, что творчески мыслящее сознание человека (разум) проявляется в форме активного мыслительного процесса
    (рефлексии) оценки и самооценки знания о месте и роли человечества в мире природы.
    Творчески мыслящая психика - субъективный акт функционирующего мозга. Это и целенаправленное осмысление человеком значения своей собственной судьбы, объективно связанной с жизнью других людей.
    Мозг человека и животных обладает удивительной активностью. Ни одно живое существо не живет в абсолютной зависимости от внешних обстоятельств. Оно всегда ищет то, что ему жизненно необходимо, выбирает средства жизни, постигая внешний мир.
    Вместо того, чтобы пассивно идти по жизни путем случайных проб и ошибок и столь же случайных удач и неудач, оно осуществляет постоянный поиск. Конечно, мыслит, познает и запоминает познанное не мозг сам по себе, а человек как личность. Только в составе данной целостности мозг функционирует как орган сознания. Но так считали и считают, к сожалению, не все ученые, медики и философы. По их мнению, мысль неотделима от материи (мозга) и является ее продуктом. Однако если допустить, что это действительно так, то она есть не что иное, как разновидность материи. Так крайне упрощенно понимали сущность и роль мыслящей психики представители вульгарного материализма - врач Л.
    Бюхнер (1824-1899), физиолог М. Молешотт (1822-1893), невролог и физиолог О. Фогт
    (1870-1959) и другие. Они были уверены в том, что человеческая мысль находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени.
    Все физиологические процессы в головном мозге выступают носителями некоего идеального содержания лишь в том слу чае, если их результат соотносится человеком с объектом отражения. Иными словами, любая мысль, возникшая в голове человека, всегда есть мысль о чем-то. А то, что в сознании имеется некое содержание, не соответствующее оригиналу, совсем не означает возможность наличия каких-то беспредметных идеи. Даже грезы или бред психически больного человека особым образом отражают реальность. Подавляющее большинство лю- дей осознает вещи, себя, свои чувства и мысли, абсолютно не подозревая, что же творится в самом мозге. Все это происходит потому, что сознанию человека даются не физиологические состояния его мозга, а объективный мир вещей, предметов, явлений. Из всего вышесказанного следует, что мысль есть естественная функция мозга человека.
    Мысль не имеет самостоятельного физического существования, как, например,

    10 желчь. Мыслящее сознание характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение цели. Творчески мыслящая психика человека, в отличие от предметного мышления животных, оперирует только понятиями и категориями. Безусловно, она тоже отражает мир, но делает это иначе. Она свободна от конкретно-чувственного характера отражения бытия, а потому не столько идеально отражает отдельные вещи, предметы и явления, сколько находит в них общее, раскрывает их внутреннюю сущность, указывает на свойственные им связи и закономерности. Все это предполагает обобщенное выражение в понятиях, категориях реальной действительности (бытия). Мыслящая психика постоянно «фильтрует» все знания об объективном мире, предлагая новые гипотезы, теории или парадигмы. Данное положение надо понимать не в том смысле, что она не является отражением различных видов материи, а в том, что ее содержание наполняется новым, более углубленным пониманием сути процессов, протекающих во Вселенной и в ее отдельных структурных частях: микро- и мегамирах, недоступных чувствам. Логически мыслящая личность связывает и развивает в сознании все знания таким образом, что они оказываются не копией воспринимаемых объектов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий.
    Таким образом, нет более актуальной проблемы в научном и философском познании мира, чем исследование природы и содержания мыслящей психики, и более насущной задачи в деле воспитания и образования людей, чем развитие у них высокой культуры сознания. Последнее предполагает благое стремление к развитию сознательного сотворчества людей во имя со- вершенствования всего человечества. Ведь ничто так не беспокоит людей, как возможность позитивно влиять, активно воздействовать на свое настоящее и будущее.
    Любое мышление - предметное, образное и, тем более, понятийное - начинается с оценки имеющихся знаний. Затем выражается сомнение в их истинности, осуществляется критическое осмысление их полезности. Еще Гераклит Эфесский превыше всего ценил вдумчивый стиль и критическую направленность человеческого мышления. Он указывал, что отсутствие у иных людей способности самостоятельно и критично мыслить, слепая вера во все то, что им внушают другие, есть проявление невежества. Демокрит уверял, что
    «многознание уму не научает», поэтому необходимо уметь осмысливать знания.
    В творческом мышлении человека можно выделить три качественных уровня развития, хотя границы между ними весьма и весьма условны. Первый уровень определяет так называемая природная сила ума. Это есть предметное (ситуативное) мыш-

    11 ление, или, согласно Декарту, естественное, обыденное мышление, в котором доминирует мотивация. Оно является переходным от животного к человеческому. Ко второму уровню относится образное мышление. Это и здравый смысл (или обыденный рассудок), и строгая логика, которая оперирует жесткими приемами суждения. Рассудочное мышление опирается на выработанные в течение всей истории развития человечества правила, принципы и законы логического суждения о предмете, вещи или явлении. Умение логически доказывать любое положение успешно демонстрировали софисты Горгий,
    Протагор. Искусством ставить вопросы с целью активизации мышления прославились философы Сократ, Платон и их ученики. Аристотель восхитил мир современной науки гениальным открытием законов логики.
    Третий уровень человеческого мышления качественно отличается от двух предшествующих. Это абстрактная мыследея- тельность индивида, теоретическое осознание мира, иначе говоря, создание понятийного аппарата постижения тайн природы, общества и самого себя. В истории не было философов, ко торые в той или иной степени не осмысливали, не объясняли и не развивали искусство теоретического мышления. Возникновение самой философии означало появление принципиально нового (чисто человеческого) понятийного уровня мыслительной деятельности. Именно философия вырабатывает истинно понятийный стиль мышления, но с разных сторон познания природного мира и общества людей: эмпиризма (Бэкон,
    Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза). Немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, К.
    Маркс, Ф. Энгельс и другие впервые сформулировали проблему понятийного мышления как центральную научно-методологическую парадигму. Они разработали принципиально новый научный механизм мыслительной практики человека. Мышление стало более динамичным, а главное - диалектичным познавательным инструментом.
    Будучи эффективной формой познавательной человеческой деятельности, само мышление исследуется теперь многими науками: физиологией, психологией, логикой, филологией, кибернетикой, но прежде всего - философией. Физиология изучает и оценивает мышление как некое качество функционирования нервной системы человека.
    Изучая мозг человеческий как орган мыслительного акта (И.П. Павлов), физиологи при- шли к выводу, что в нем происходят некие целесообразные процессы, предвосхищающие будущее. Поэтому мышление человека настолько же физиологично, насколько психологично и социально. Психология исследует мышление в большей степени через призму формирования особого состояния интеллектуальности у личности. Она рассматривает его как динамически подвижную структуру высших психических функций,

    12 образующих идеальную основу всей жизнедеятельности человека. Однако сущность человеческого мышления никак не объясняется наличием лишь этих естественных психофизиологических механизмов. В нем все гораздо сложнее.
    Мысль как атрибут человеческой жизнедеятельности есть функция мыслящего сознания. Именно эту функцию во всей ее полноте выполняет философия. И тот факт, что мыслить могут практически все люди, не освобождает научное и творческое сообщество от необходимости философствования. Образно это можно выразить следующим образом: есть просто песня, а есть гимн (греч. Ьутпоз - торжественная песня), символизирующий нечто высокое и значимое. Философия - это гимн культуре мышления - высшему достижению эволюции, самой значимой общечеловеческой ценности. Только благодаря культуре мышления человек смог стать демиургом (греч. бетшг§05 - мастер, творец) собственной судьбы. Видимо, именно поэтому лучшие умы всегда волновала феноменальная способность человека разумного не столько отражать, сколько осмысливать и «конструировать» мир своего бытия. Людей всегда отличало стремление познать потенциальные возможности творческого мышления и поднять его культуру. И здесь весьма значительная роль отводится логике, которая не столько изучает, сколько «дисциплинирует» мышление. Ее продуктивное значение состоит в том, что она раскрывает и предлагает правила, «механизмы» строгого мыслительного процесса, которому присущи такие фундаментальные характеристики, как определенность, непро- тиворечивость, последовательность, обоснованность. Кроме того, логика служит действенным орудием борьбы с непреднамеренными мыслительными ошибками и с умышленным введением людей в заблуждение.
    (Ю.М. Хрусталев, В.А. Терехова «Основы философии»)


    написать администратору сайта