Главная страница
Навигация по странице:

  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

  • Системная типология мировой культуры

  • Историческая типология

  • Структурная типология

  • Метаисторическая типология

  • Сравнительная футурология

  • Теория культурных изменений Хофстеде

  • МК 2 и 3. Сравнительная типология культур


    Скачать 86 Kb.
    НазваниеСравнительная типология культур
    АнкорМК 2 и 3
    Дата22.10.2022
    Размер86 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМК 2 и 3.doc
    ТипДокументы
    #748599

    2. Основания сопоставления, сравнения и систематизации культур

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

    Типология культуры создается при сравнительном изучении различных культур и их систематизации, при которой происходит сопоставление уровней организации и существенных признаков данных культур. Сам термин «типология», имея происхождение от греческого (форма, отпечаток), в культурологии означает оформление элементов культуры в процессе анализа их общих признаков, свойств, характеристик и уровней развития в виде системы.

    Типология (или классификация) культуры является результатом систематизации данных, полученных в процессе сравнительного анализа, позволяет упорядочить представление о различных феноменах культуры, обобщить разнообразный культурологический материал по какому-либо единому основанию, признаку, помогает свести его к определенной системе типов.

    Сам тип выступает как своеобразная идеальная, теоретическая модель для группы объектов, феноменов, явлений, в которой приводятся их общие признаки, свойства, принципы существования. «Культурно-исторический тип» — это относительно замкнутое образование, вмещающее в себе некую культурно-историческую общность людей, объединенных единым культурным самосознанием, мировоззрением и мироощущением и проживающих в определенном локальном географическом пространстве, имеющее в собственном историческом развитии стадии зарождения, подъема, кульминации, упадка и гибели. Период существования культурно-исторического типа измеряется веками, иногда тысячелетиями.

    Процесс типологии связан с операцией расчленения системы элементов, их сравнения, сопоставления и затем их группировкой. Типология помогает изучать в культуре обширные группы феноменов, которые могут значительно отличаться друг от друга, но в то же время иметь общие признаки, скрывающиеся за внешней многообразной формой. Типология оперирует множествами разнообразных объектов, которые необходимо привести к общим основаниям, упорядочить. С ее помощью выясняются закономерности развития целостной культуры, структурных элементов культуры, сходства и различия в культурах, способы их идентификации.

    Можно выделить пять уровней культурологической типологии: 1) системная типология, 2) историческая типология, 3) структурная типология, 4) метаисторическая типология, 5) сравнительная футурология. Каждый из уровней имеет много подуровней.

    Системная типология мировой культуры представляет собой совокупность концепций, которые рассматривают в целом мировую культуру как целостную систему, имеющую в себе элементы как взаимосвязанные подсистемы.

    Историческая типология представляет собой классификацию исторически существующих культур, среди которых могут быть теории культурно-исторического процесса: прогресс и регресс, различные виды циклов, одновекторное и многовекторное направления, смешанные формы осуществления процесса.

    Структурная типология изучает отдельные виды культур, их существенные свойства и признаки, она включает различные виды культур, которые представляют собой элементы культуры в целом. Такими частными видами культур могут быть развивающиеся материальная и духовная культуры, художественная культура, культура этноса, национальная культура, музыкальная культура, политическая культура, экономическая культура, правовая культура, организационная культура, информационная культура и т. п. Структурная типология включает изучение сходных и различных элементов в структуре культуры, существующих независимо от времени, мировой истории и географического места, хотя в ней также может рассматриваться и динамическая составляющая культуры, производиться сравнительный анализ этапов развития в рамках изучаемого вида. Поэтому структурная типология, входя в историческую, представляет смешанный тип изучения культуры вне времени и во времени внутри типа.

    Метаисторическая типология включает концепции мировой культуры, представленной во вневременном масштабе. Представители такого анализа мировой культуры обращаются к метаистори- ческому принципу. К типологиям, которые рассматривают культуру независимо от времени, относятся философские и религиозные концепции существования человека и его культуры в мире.

    Сравнительная футурология изучает на основе системно-сравнительного анализа научных открытий, образования новых наук и технологий, тенденции развития мирового сообщества, обозначает его возможные «траектории движения».
    Современная культурная картина мира включает в себя огромное количество культур и цивилизаций. Каждая из них обогащает мировую культуру своими достижениями, уникальными событиями и явлениями.. Проблема типологии (классификации) культур является одной из актуальных в современной культурологии. Типология культуры позволяет осознать какую-либо конкретную культуру, увидеть такие признаки и свойства, которые объединяют различные народы и одновременно отличают их друг от друга. Таким образом, типология культуры представляет собой систему выделенных типов культур.

    Типы культур – это отдельные культурные системы, возникшие у того или иного народа, имеющие общие свойства и непохожие на культурные системы других народов.

    Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется и группируется в различные типы (группы) культурназывается типологизация. Главное методологическое условие типологизации – единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.

    В качестве критериев, или оснований, типологии культур культурологами были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др.

    Как правило, выбор критерия для классификации определялся интересами того или иного исследования, его задачами и целями. При этом каждая типология обладает определенной методологической значимостью, заключает в себе определенный эвристический потенциал, отличается сильными и слабыми сторонами и дает возможность осмыслить лишь определенный аспект культуры. Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено.

    Результатом типологизации является типология культуры.

    Типология культуры (от греч. typos – «вид, форма» и logos – «слово, учение, наука») – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общими признаками и свойствами. При рассмотрении проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения.

    Проблема типологии культур является одной из актуальных и дис­куссионных проблем в современной отечественной культурологии. На всем протяжении развития культурологической мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки, деятели искусства и др.

    Наиболее известными являются историческая, формационная, цивилизационная и эволюционистская типология.

    Историческая типология культур

    Данная типология основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и развивались различные конкретно-исторические типы культуры.

    Историческая типология основана на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. В этой линии всемирно-исторического развития существовали четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), которые развивались циклическим образом в соответствии с природными процессами смены времен года. Согласно учению о четырех царствах вся история человечества делилась на четыре периода:

    1) каменный век – древнейший в развитии человеческой культуры, на протяжении которого орудия труда и оружие изготавливались из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем.

    Каменный век делится на три этапа: древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит) и новокаменный (неолит);

    2) медный век – это период в развитии первобытной культуры, на протяжении которого сформировался и укрепился родовой строй. Здесь наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия;

    3) бронзовый век – время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций – шумерской и древнеегипетской. Они обогатили культуру человечества изобретением плуга, развитием ирригационных систем, строительством дворцов и пирамид, выразительной настенной и погребальной живописью, а также скульптурой;

    4) железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов.

    Формационная типология культур

    В соответствии с ней история разделяется на эпохи в виде определенных общественно-экономических формаций. Данная типология основывается на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменяется формация в целом и содержание ее культуры.

    Из этого делается вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации, таким образом, в культурной истории человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы культуры.

    Культура и духовная жизнь в эти эпохи не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей материальной жизни.

    В рамках данного подхода формационная типология дополнялась клас­совой типологией культур, в соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с его отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей. История культуры в таком варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной — защищающей интересы эксплуататорского класса.

    Цивилизационная типология культур

    Она основывается на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых культурных типов, возникновение которых обусловлено многообразием природно-климатических зон на Земле. Особенности природных условий и климата в каждой из них определяют наиболее эффективные способы выживания, жизнеобеспечения, добывания продуктов, строительства жилья, покроя одежды и т.д. Все эти особенности также приводят к возникновению общей социальной организации общества, тип взаимоотношений между его членами, их мировоззрение, мифологию и т.д., то есть общий тип культуры.

    Общества, оказавшиеся в одинаковых природно-климатических условиях, могут рассматриваться как однотипные по своим основным характеристикам и называются культурно-хозяйственными типами.

    Существование различных культурно-исторических типов доказывает то, что не существует единой истории человечества, она представляет собой смену этих типов, каждый из которых живет своей собственной, обособленной жизнью.

    Основоположниками данной типологии принято считать немецкого мыслителя Освальда Шпенглера (1880 – 1936) и русского ученого Николая Яковлевича Данилевского (1822 –1885). Освальд Шпенглер отрицает идею единства человеческой истории, которая не является поступательным процессом, а представляющая собой процесс смены независимых великих культур.

    Каждая культура у Шпенглера – это одно из возможных решений проблем человечества, каждая культура возникает в результате «пульсации жизни» как «вызов-ответ», в результате чего появляются локальные замкнутые культуры.

    Шпенглеровские культуры имеют три стадии развития: зарождение, расцвет, упадок. Конечная стадия развития любой культуры – цивилизация (упадок).

    По мнению Данилевского, каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития.

    Широкое распространение данная типология получила в культурологии и социологии XX в. Здесь наиболее известными стали теории английского историка Арнольда Тойнби (1889 – 1975) и американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889 – 1968).

    А.Тойнби представил историю как совокупность культурно-цивилизационных типов, различающихся между собой господствующими в них видами религии. По его мнению, историю каждой отдельной культуры можно понять не из самой себя, а лишь в сопоставлении с историей других культур. Поэтому основным предметом исследования должно быть не отдельное государство или человечество в целом, а цивилизация, которая не тождественна обществу, поскольку более продолжительна по времени, территории и многочисленна по количеству населения.

    Цивилизация является основой культурно-исторической типологии, своеобразной ее единицей и первичным элементом. Тойнби сначала выделил 21 цивилизацию, которые отличаются между собой происхождением и степенью обособленности, затем их количество достигло 37.

    Теория П. Сорокина представляет собой своеобразный волновой вариант циклической модели культуры. Он выделяет три основных типа культуры в зависимости от господствующих в обществе ценностей: идеациональный, чувственный, идеалистический. Все три типа культуры чередуются с неизбежностью природных процессов. Пройдя указанную типологическую триаду, культура продолжает свое развитие повторением тех типологических форм и в той же последовательности. При переходе от одного типа к другому общество всегда переживает культурный кризис.

    Эволюционистская типология культур

    В ее основе лежит идея единого процесса развития человеческой культуры на всем протяжении истории. Культура проходит определенные этапы, эпохи, которые сменяют друг друга.

    Представителем данной концепции является немецкий философ Карл Ясперс (1883 – 1969), автор теории «осевого времени». «Осевое время» культуры (VIII и II вв. до н. э.) является, по мнению Ясперса, «центром» истории. До этого развитие человека, общества и культуры шло в основном локальным образом. После него открылась возможность универсального, единого развития человечества. Но эта возможность до сих пор не реализовалась, хотя в рамках европейской культуры созданы практические условия для такой реализации.

    «Осевое время» основывается на вере, объединяющей все челове­чество. Общей для человечества верой может быть только философская вера, имеющая глубокие корни в исторической традиции, она более древняя, чем христианство или ислам. Время рождения философской веры — это и есть искомая «ось» мировой истории, или «осевое время». Это время примерно между 800 и 200 гг. до н.э. В этот промежуток времени возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует в настоящее время. «Осевое время» — это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию.

    Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры, в которой выделял четыре периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники.

     

    Современные подходы к типологии культур

    Из современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и культурологом Гербертом Маклюэном (1911 – 1980). По его мнению, основой культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. С этой точки зрения им выделяются дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.

    В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мыш­ление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое.

    Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и продолжают существовать в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир.

    Информационная, илиэкранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы. Электронные средства вновь возвращают культуру к устной традиции, которая имела место в древности. Однако ее принципиальное отличие от последней состоит в том, что в ней установлена глобальная коммуникативная сеть. Благодаря этому отличию информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из собственного дома.

    Другим вариантом современной типологии культур является их деление на традиционные и современные (модернизированные).

    Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью от других культур, которые в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные. Отношения между людьми внутри традиционной культуры строятся на основе принципов солидаризма – благородства, честности, справедливости, уважения к членам своего коллектива. К чужим людям (представителям других этнических групп и общностей) эти принципы не применяются, превращаясь во взаимное недоверие, ненависть. Традиционные культуры ориентированы на сохранение традиций как основных регуляторов общественной жизни, это изначально исключает любые нововведения. Важнейшей характеристикой ценности человека, от которого зависит его общественное положение в традиционной культуре, выступают ранговые, кастовые, сословные разделения.

    Модернизированные культуры основаны на капиталистическом способе производства и использовании сложной техники, без постоянного обновления они не могут нормально существовать и развиваться. Таким образом, важнейшая особенность данного типа культуры – отказ от традиций и ориентация на новации. Здесь также формируются специфические культурные ценности: ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т.д., что в итоге порождает еще одну характерную черту – ориентацию на индивидуализм, предполагающий признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства.

    Наконец, еще одним современным вариантом типологии культур стало разделение культур в зависимости от форм и способов познания мира, которые определяют нормы и идеалы, доминирующие в данном обществе. Этот методологический принцип позволяет различать два типа культур – восточный и западный (см. тема 6, вопрос 4).

    Изложенное выше свидетельствует о многообразии подходов к проблеме типологии культуры, а также о том, что главнойпроблемой является условность критериев.

    3. Культурные размерности Г.Хофстеде: индивидуализмколлективизм, избегание неопределенности, дистанция власти, соревновательность (маскулинность), конфуцианский динамизм.

    Теория культурных изменений Хофстеде
    Культурные размерности Г.Хофстеде :индивидуализам-коллективизм ,избегание неопределенности ,дистанция власти ,соревновательность (маскулинность) ,конфуцианский динамизм.

    Теория культурных измерений Хофстеде базируется на результатах письменного опроса ,проведенного им в 40 странах мира ,за исключением бывших социалистических стран. Эти исследования позволили установить ,что разные феномены культуры могут быть изменены по 4 параметрам ,которые на практике выступают в различных комбинациях между собой ,что и определяет ментальность(разные установки,нормы,ценности,мысли ощущения) соответствующей культуры. Измерение культуры по 4 показателям:

    1)Дистанция власти– устанавливает какое значение в разных культурах придается властным отношениям между людьми и как варьируются разные культуры по этому признаку. Эта величина неравномерного распределения власти в обществе. Дистанцию власти Хофстеде объясняет через основные ценности общества, наделенных властью.

    А)Культура с высокой дистанцией власти –полагает ,что власть – часть жизни ,а носители власти выше своих подчиненных.Высокая ценность – авторитарные установки ,жесткий стиль руководства ,исполнительность ,акцент на принудительной форме. Убеждены о неравноправии ,где подчиняются вышестоящим лицам и должны оказывать послушание и уважение.(Франция,Россия)

    Б)Культура с низкой дистанцией власти – ценится равенство в отношениях индивидуальная свобода и уважение к личности(демократия),стиль общения носит консультативный характер.Сотрудники могут высказать критические замечания ,открыто не согласиться или противодействовать начальнику.(США)

    2)Индивидуализм- коллективизм,степень до которой культура поощряет социальную связь в противоположность индивидуальной независимости и объясняет различия в поведении разных культур.

    А)Индивидуалистская культура – культура ,где индивидуальные цели её членов общества важнее ,чем цели групповые.( так живет меньшая часть населения)В них отношения между людьми зависят от индивидуальных интересов и притязаний их участников. Он присущ обществам со свободной структурой ,в которой каждый должен заботиться о себе и о своей семье. К данной группе относятся Германия ,США ,Австралия ,Великобритания ,Канада.

    Б)Коллективистская культура – культура ,где групповые цели доминируют надо индивидуальными. (так живет большая часть населения) Здесь между индивидом и группой развиваются отношения зависимости. Он присущ обществам с жестокой структурой ,разделение на социальные группы, внутри которых каждому индивиду гарантированы забота и внимание остальных ,в обмен на лояльность на отношению к группе. К данной группе относится страны Южной Европы и Латинской Америки, Гватемала ,Панама отличает повышенное внимание к семейным и общинным ценностям.

    3)Маскулинность – феминность, характеризует то общество и культуры ,в которых роли полов четко очерчены. Хофстедеподчеркнул ,что они не имеют прямого отношения к мужчинам и женщинам ,а лишь фиксируют преобладание черт в характере.

    А)Маскуллиность –культура,где ценятся стремление к успеху ,признание достижений ,забота о высоком достатке. Доминируют такие ценности: настойчивость, сила, независимость ,материальный успех ,открытость, в работе они видят смысл жизни.(Австралия ,Германия ,Греция ,Италия ,Япония)

    Б)Феминность- культура ,где признается значимость межличностных

    отношений ,сотрудничества ,стремление к пониманию ,забота об окружающих. Доминируют такие ценности: ценят эмоциональные связи с людьми, здесь мужчины участвуют в воспитании детей, труд по принципу равенства, взаимная зависимость и служение друг другу.(Дания, Норвегия ,Нидерланды ,Чили ,Португалия)

    4)Избегание неопределенности– сравнение культур по степени отклонений от норм и ценностей. Избегание неопределенности- это ответная реакция людей какой-либо культуры на угрозу и опасность для себя из-за непонятной ситуации. Процесс избегания предполагает устранение от контактов с людьми ,общение с которыми таит скрытую опасность. Состояние неопределенности неотъемлемая часть человеческого существования.

    А)Культура с высоким уровнем избегания неопределенности –в ситуации неизвестности люди испытывают стресс и чувство страха ,а также большое количество высвобождение энергии. Для них характерно: избегание неясных ситуаций, обезопасив себя правилами, нетерпимо относятся к людям, сопротивляются изменениям ,не терпят двусмысленности, беспокоятся о будущем, мало склонны к риску. Люди ,принадлежащие к таким культурам, предпочитают четкие цели, графики работы ,расписание действий.(Бельгия ,Германия ,Япония ,Россия ,Франция)

    Б)Культура с низким уровнем избегания неопределенности – люди склонны к риску в незнакомых условиях, поэтому у них более низкий уровень стрессов и страхов. Они недовольны правилами и организованностью жизни. Они чувствуют себя лучше в неординарных ситуациях ,которые открывают возможности для творческого решения. Легко воспринимают непредсказуемость жизни ,их не пугает новизна идей ,высоко ценят инициативу.(Дания ,Индия ,США ,Швеция ,Сингапур)

    Конфуцианский динамизм- степень в которой общество демонстрирует прагматичный и ориентированный на будущее подход при оценке различных явлений и процессов.Динамизм является уникальным для востока измерением, или по крайней мере незамеченным Хофстеде, потому что оно не связано ни с одним из его измерений. Эти ценности являются "глубоко конфуцианскими”.

    ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ КОНФУЦИАНСКОГО ДИНАМИЗМА:

    1)Принятие одновременно нескольких верных точек зрения, возможности множественности истины и правды в разные периоды и при различном контексте происходящего

    2)Прагматический (в отличии от традиционного) подход к событиям.3)Готовность к переменам и результатам (как положительным, так и отрицательным), которые они принесут.

    4)Готовность участвовать в проектах, завершающихся в отдаленном будущем.

    5)Готовность жить во имя будущего, в т.ч. инвестировать средства за счет перекладывания сегодняшних трат на будущее.

     


    написать администратору сайта