Главная страница
Навигация по странице:

  • «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ СТРАН

  • Сравнительный анализ. сравнительный анализ этических кодексов психологов разных стран. Сравнительный анализ этических кодексов психологов разных стран


    Скачать 155.4 Kb.
    НазваниеСравнительный анализ этических кодексов психологов разных стран
    АнкорСравнительный анализ
    Дата27.03.2022
    Размер155.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласравнительный анализ этических кодексов психологов разных стран.docx
    ТипКодекс
    #419932

    Министерство образования и науки Российской Федерации



    федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    «Московский педагогический государственный университет»

    (МПГУ)

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ СТРАН

    Выполнила студентка группы ПВП2016 Бушуева Т.С.

    Оглавление




    Введение 3

    Основная часть 4

    Заключение 13

    Список литературы 14


    Введение


    В своей деятельности психологи задают этические нормы, прежде всего принципы взаимной толерантности и законности. В своей профессиональной деятельности психолог должен учитывать подразумеваемые и однозначные правила, действующие в социальной среде, в которой он работает, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия их применения или отступления от них для профессиональной деятельности психолога. Психологи вправе отказаться от любых ограничений или препятствий для их профессиональной независимости и законного выполнения своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, изложенными в настоящем Кодексе.

    Основная часть


    Психология как профессия регулируется принципами, общими для всей профессиональной этики: уважение к личности, защита прав человека, чувство ответственности, честность и честность по отношению к клиенту, осмотрительность в использовании инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в отношениях с клиентом, достижение цели вмешательства и его научное обоснование.

    Деятельность психолога направлена ​​на достижение таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полноценное развитие индивидов и групп в различных формах индивидуальной и общественной жизни. Поскольку психолог - не единственный профессионал, деятельность которого направлена ​​на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны, а в некоторых случаях необходимы, без ущерба для компетентности и знаний любого из них.

    Психология как профессия руководствуется общими для всей профессиональной этики принципами: уважение к личности, защита прав человека, чувство ответственности, честность и честность по отношению к клиенту, осмотрительность в использовании инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научного обоснования.

    Психологи не должны участвовать или вносить свой вклад в разработку методов, нарушающих индивидуальную свободу, а также физическую или психическую неприкосновенность. Прямое развитие или помощь в применении пыток или жестокого обращения, помимо того, что они являются преступлением, являются наиболее серьезным нарушением профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни в качестве исследователей, ни в качестве помощников, ни соучастников, участвовать в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство действиях, независимо от их цели, независимо от обвинений или подозрений, выдвинутых против этого человека, и любая информация может быть получена. им таким образом в контексте военного конфликта, гражданской войны, революции, террористического акта или любых других обстоятельств, которые могут быть истолкованы как оправдание таких действий.

    Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные ассоциации о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство условиях содержания под стражей, кем бы ни была их жертва, и о любых случаях, о которых им стало известно в своей профессиональной деятельности.

    Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и принимать их во внимание при собеседовании с целью профессионального вмешательства.

    Оказывая помощь, психологи не должны проводить дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расы и социального происхождения, пола, религии, идеологии, национальности или любых других различий.

    Психологи не должны использовать силу или превосходство своей профессии над клиентом для получения выгоды для себя или других.

    Особенно в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожными, сдержанными и критичными по отношению к своим концепциям и выводам, учитывая возможность их восприятия как уничижительных и дискриминационных, например, нормальных - ненормальных, адаптированных - дезадаптированных, умных - умственно отсталых.

    Психологи не должны использовать манипулятивные процедуры, чтобы побудить определенных клиентов обратиться к ним, или действовать таким образом, чтобы стать монополистом в своей области. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для расширения своей частной практики.

    Психолог не должен позволять использовать свое имя или подпись лицам, не имеющим соответствующей квалификации и обучения незаконному использованию психологических методов. Психологи должны сообщать обо всех известных нарушениях прав других людей. Бесполезная и вводящая в заблуждение деятельность не должна входить в квалификацию психолога.

    В случае, если личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен стараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в это учреждение подразумевает учет интересов клиента, уважение к нему и заботу о нем со стороны психолога, который при соответствующих обстоятельствах может выступать в качестве его защитника по отношению к администрации учреждения.

    Сравнивая тексты этических кодексов психологов разных стран и одновременно останавливаясь на культурном сходстве и разнообразии формально идентичных профессиональных потребностей, нельзя не констатировать, что письменный текст как фрагмент культуры несет с собой особенности менталитета этой культуры, в частности ее этическое своеобразие. Чрезвычайно интересным с точки зрения прикладной этики является представление нормативного уровня и метауровня этики в текстах кодекса. Кроме того, одним из критериев выбора переменных было представление нормативных и метаэтических уровней в положениях кодекса.

    Различайте описательную этику, которая исследует существующие нормы и предлагает обзор существующих способов поведения и общих ценностей в конкретном сообществе. Психология, социология и антропология изучают эту область этики. Нормативная этика задает вопрос, каким моральным ценностям и идеалам стоит следовать и почему, как вести себя, когда нужно нести ответственность и за что, когда обвинять, а когда вознаграждать. Такое размышление обычно имеет место в философском дискурсе. Область философии также включает вопросы о значении этических концепций и логике моральных суждений, которые сами по себе являются содержанием мететики. Каждая практика связана с вопросами прикладной этики, то есть с возможностью использования нормативного потенциала и метаэтики в конкретных ситуациях. Поскольку этические кодексы - это не что иное, как руководящие принципы, разработанные для раскрытия такого потенциала, функциональность кода измеряется степенью, в которой ему удается принять наилучшее решение, разрешить или предотвратить (что предпочтительно) сложные и конфликтные ситуации.

    Первая попытка создания всеобъемлющего и структурированного этического кодекса психологов была предпринята в СССР в 1991 году. Этот кодекс, несомненно, очень высокого качества, все еще немного устарел и нуждается в пересмотре. Два года спустя, в 2003 году, был принят Этический кодекс Российского психологического общества. Как показал анализ, эти коды во многом были далеки от совершенства. Однако с 2003 года никаких дальнейших попыток улучшить Кодекс не предпринималось.

    В отличие от отечественной психологии зарубежные психологические общества придают большое значение регламентации деятельности психологов, в том числе ее этическим элементам. Поэтому психологические общества публикуют и периодически обновляют с учетом всех прецедентов и требований практики свои этические кодексы, имеющие статус официальных документов. Аналогичная практика может быть введена в России при условии, что Российское психологическое общество (РПО) достигнет того же уровня важности, что и психологические общества в англоязычных странах. Однако даже сейчас, когда Уполномоченный по правам человека все еще находится на стадии укрепления своих позиций, на ней лежит большая ответственность по формализации этических принципов психологической деятельности. Кодекс этики 2003 года очень обширен и подробен, но ему не хватает структуры, присущей соответствующим кодексам психологических сообществ в англоязычных странах. Возможно, это связано с меньшей степенью связи этических и правовых аспектов деятельности психолога в России, что проявляется в менее формальной структуре кодекса. Например, Кодекс РПО гласит, что «за нарушение Кодекса этики психолог-консультант может потерять свой сертификат РПО, а также к нему могут применяться такие санкции, как публичная цензура и исключение членов РПО. В случае серьезных нарушений Кодекса этики РПО может потребовать привлечь психолога к ответственности. Однако пока действовал этот кодекс, случаев использования этих стандартов не было, хотя маловероятно, что за почти семь лет кодекс ни разу серьезно не нарушался. Однако в западных странах судебные разбирательства по делам о нарушениях профессиональной этики психологами довольно часты, и поэтому общества психологов вынуждены прибегать к суровым мерам.

    Одним из различий между западными этическими кодексами и кодексом РПО является наличие в них нескольких разделов, которые определяют концепции, используемые в кодексе, ограничивают объем и условия применения правил кодекса, а также предлагают варианты. последовательности действий в случае этического конфликта. Эти разделы соответственно озаглавлены «Определение используемых терминов», «Использование кода» и «Процесс принятия решения». Вот пример алгоритма принятия решений, предложенного в Этическом кодексе Канадской психологической ассоциации (CPS).

    Алгоритм принятия этических решений в CPS:

    1. Определение лиц или групп лиц, которые могут пострадать в результате принятия соответствующего решения.

    2. Определение прав, интересов и обязанностей и всех соответствующих характеристик всех лиц, затрагиваемых соответствующим решением, а также системы обстоятельств, в которых возникают этические затруднения, требующие решения.

    3. Рассмотрение личных предубеждений, опасений или выгоды, которая может повлиять на выбор того или иного курса действий.

    4. Разработка альтернативных вариантов действий.

    5. Анализ возможных текущих, краткосрочных и долгосрочных рисков и выгод для каждого участника процесса (например, клиента, семьи клиента, сотрудников учреждения, студентов, участников исследования, общества, себя), которые сопутствуют каждому из разработанных курсов действий.

    6. Выбор курса действий после сопоставления его с обозначенными в данном кодексе принципами, ценностями и стандартами.

    7. Действия с обязательством взять на себя ответственность за их последствия.

    8. Оценка результатов курса действий.

    9. Принятие на себя ответственности за последствия действий, в том числе коррекция негативных последствий, если таковые имеются, или повторное участие в процессе принятии решения, если этический вопрос не решен.

    10. Соответствующие меры, если это необходимо и возможно, для предотвращения подобных спорных случаев в будущем, например, обсуждение проблемы в рамках психологического общества; инициация внесения изменений в процедуры и практику.

    Раздел «Определение используемых терминов» включает точное описание значений всех ключевых терминов, используемых в контексте Кодекса. Необходимость дополнения любого этического кодекса этим разделом очевидна, если принять во внимание необходимость однозначной интерпретации положений кодекса, а также его ясность для людей, не имеющих особой психологической подготовки. Последнее требование связано с тем, что этический кодекс психолога содержит предписания относительно поведения не только самого психолога, но и клиента и клиента психологической работы (требуется принцип информированного согласия), а также положения этического кодекса могут быть использованы в качестве аргумента в суде. Раздел «Использование Кодекса», как правило, краток, но включает важные пояснения, касающиеся сферы действия правил и положений Кодекса, а также исключений, когда правила могут быть нарушены.

    Эти ограничения используются в российских этических кодексах, но они не являются явными, поскольку считаются некоторыми исходными аксиомами. Эту практику нельзя считать преимуществом, поскольку именно аксиомы, лежащие в основе определенной системы, в первую очередь нуждаются в открытости и определенности. Например, Приложение к Кодексу РРО включает схему взаимодействия различных участников психологической деятельности (см. Рисунок 1).

    Каждая пронумерованная точка на рисунке точно соответствует содержанию каждого пронумерованного абзаца текста Кодекса этики, и это должно помочь читателям Кодекса сориентироваться в нем. Однако структура Кодекса требует серьезного уточнения. Например, в ней различные требования к участникам процесса оказания психологических услуг и их деятельности, а также основные принципы психологической деятельности закреплены за классом, а в схеме эти категории относятся к разным классам.



    Рисунок 1. Схема регламентации этическими принципами и правилами отношений, возникающих в психологической деятельности

    В кодексах этики англоязычных стран структура текста кодексов примерно такая же. Ключевым отличием такой структуры от этического кодекса РПО является наличие одной или нескольких многоуровневых иерархий. Первый тип иерархии - причинный. Он определяет, какие конкретные требования и принципы являются следствием определенного этического принципа. Это позволяет нам следовать логике и сделать важность индивидуальных этических правил более очевидной, чем если бы они рассматривались отдельно или классифицировались неиерархически. Второй, менее распространенный, но все же способный облегчить принятие решений в этическом конфликте, тип иерархии - это иерархия самих этических принципов.

    Самый очевидный пример - этические принципы Ирландской психологической ассоциации: уважение достоинства личности, ответственная забота, честность в отношениях, ответственность перед обществом. Каждый из вышеперечисленных принципов содержит множество правил, и в то же время принципы являются иерархическими, т.е. наивысший приоритет - «Уважение достоинства личности», самый низкий приоритет - «Ответственность перед обществом». Эта конкретная иерархия может быть подвергнута сомнению, но сам иерархический принцип, лежащий в ее основе, весьма прогрессивен.

    Структура этического кодекса воспринимается как важная в связи с необходимостью придать ей последовательную и логичную форму, которая позволяет дополнять и перестраивать его отдельные детали в соответствии с возникающими проблемами.

    Заключение


    Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на Другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

    Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на Другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ Другого для тех людей, с которыми он работает.

    Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу – задачу сознания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа Другого человека.

    Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность психолога – один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни.

    Список литературы




    1. Романова И.Е. Этический кодекс психологов и психотерапевтов
      Живая психология. 2014. Т. 1. № 1 (1). С. 45-51.

    2. Gauthier Ja. References to human rights in codes of ethics for psychologists: critical issues and recommendations. Part 1 RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2018. Т. 15. № 1. С. 7-21.

    3. Этический кодекс Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ) на основе Правил этики Европейской ассоциации психотерапевтов (ЕАП) psy-gazeta.ru/files/etica_prof_psihoterpevtich_liga.doc

    4. Этический кодекс Российского Психологического Общества (РПО) spbpo.ru/info.php?ID=1_7_1

    5. Конфиденциальность // «Кодекс этики и практики консультантов» Британской Ассоциации Консультантов. Раздел Б.3.

    6. Этический кодекс и стандарты практики (одобрено советом правления в апреле 1995 года) Американской ассоциации консультирования // Коттлер Д., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. Приложение. С. 404.

    7. Семенова Н.Д. Этические основы психотерапии // Моск. психотерапевт. журн. 1997. № 2. С. 113.



    МОСКВА 2021


    написать администратору сайта