Главная страница
Навигация по странице:

  • СРОП по дисциплине”Философия” Выполнил Студент РдиГб 21-22 Типо-Пронченко Вадим

  • СРОП 4 философия. Сроп по дисциплинеФилософия Выполнил Студент РдиГб 2122 ТипоПронченко Вадим


    Скачать 38.17 Kb.
    НазваниеСроп по дисциплинеФилософия Выполнил Студент РдиГб 2122 ТипоПронченко Вадим
    Дата18.02.2022
    Размер38.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРОП 4 философия.docx
    ТипДокументы
    #366360


    ОА «Алматинский технологический университет»

    Факультет Экономики и Бизнеса



    СРОП по дисциплине”Философия”

    Выполнил Студент РдиГб 21-22 Типо-Пронченко Вадим

    Мартин Хайдеггер (1889—1976) оказал значительное влияние на философию XX столетия. Каждый выдающийся философ предлагает проект переустройства всей мировой философии. В этом отношении Хайдеггер оказался исключительно радикальным.

    Решающее значение для М. Хайдеггера имел известный призыв

    Э. Гуссерля «Назад к вещам». Он полагал, что феноменология, будучи теорией познания, т.е. гносеологией, открывает путь к онтологии, учению о бытии. Но она так и не дошла до нее. Именно онтология влекла к себе Хайдеггера. В отличие от Гуссерля, его интересовала не деятельность сознания, а то, каким образом люди существуют в мире. По Э. Гуссерлю, главной обителью феноменов является сознание людей, по М. Хайдеггеру — это их язык. Такая перестановка акцентов в значительной степени связана с тем, что, в отличие от учителя, ученик был занят поиском не понятий, а эк- зистенциалов. В результате перед Хайдеггером открылась перспектива построения философии на новой основе, которую он реализовал в своей знаменитой книге «Бытие и время» (1927). Еще через год он сменил в качестве заведующего кафедрой Гуссерля. Итак, пора обратиться к экзистенциалам М. Хайдеггера.

    Dasein (дазайн). Дазайн — это перевод на немецкий язык латинского термина «существование» — existentia. Существование понималось как осуществление предмета, его действительность, реализующаяся из некоторого поля возможностей. Дазайн — это не признак человека, а он сам, поскольку он вынужден так или иначе проявить себя. Для рационалистов доступ к пониманию существования обеспечивает мышление. Прежде чем рассуждать о существовании, следует рассмотреть природу мышления. Такова была позиция, в частности, Г.В. Гегеля. Она была подвергнута резкой критике со стороны датского философа С. Кьеркегора (1813—1855). Суть его позиции состояла в том, что недопустимо между предметом и его бытием вклинивать чуждое им мышление. Установки Кьеркегора были в значительной степени восприняты Хайдеггером. Само существование эти два мыслителя понимали по-разному. Но они были едины в характеристике человека как его существования.

    Бытие-в-мире и забота. Человек не исчерпывает собой весь мир, которым он окружен. Поэтому его бытие есть бытие-в-мире. Ясно, что между Dasein и миром существует некоторая связь. Вопрос в том, как ее выразить. В связи с этим Хайдеггер обращается к эк- зистенциалу «забота». Знатоки считают хайдеггерову заботу параллелью интенциональности (направленности на) Э. Гуссерля. Но в отличие от своих предшественников М. Хайдеггер понимал интенциональность — в данном случае заботу — и не психологически, и не феноменологически, и не антропологически, а экзистенциально, не субъективно, а субъектно. Забота — это экзистен- циал. О природе экзистенциалов будет сказано далее. Человек заброшен в мир, он испытывает ужас, забота оказывается для него путеводной звездой, она позволяет ему определенным образом сориентироваться в мире.

    Экзистенция. Рассматриваемый термин исключительно актуален в философии, неслучайно одно из философских направлений фигурирует под названием «экзистенциализм». Обычно экзистенция понимается как существование. Но различные авторы интерпретируют его не одинаково. Для М. Хайдеггера экзистенция является своеобразным продолжением, актуализацией Dasein’а. Но что же такое экзистенция? Зрелый Хайдеггер предпочитал записывать Existentia как Ex-istentia, выделяя латинскую приставку ех, используемую для обозначения наступившего в его взаимосвязи с бывшим. Эк-зистенция — это крайне неторопливый, похожий на стояние, выход человека навстречу его окружению.

    «Стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Только человеку присущ этот род бытия. Так понятая эк-зистенция — не просто основание возможности разума, ratio’, эк-зистенция есть то, в чем существо человека хранит источник своего определения»1.

    Экзистенциалы. По мнению М. Хайдеггера, он счастливо избежал западни понятий, этой прерогативы науки. Под экзистенци- алами Хайдеггер понимал составляющие, из которых он конструировал свою философскую систему, упорядочивал ее и ориентировал на понимание подлинной природы человека и общества. В качестве экзистенциалов выступают, например, Dasein, забота, временность, экзистенция. Если характеризуется специфика природных явлений, то на место экзистенциалов вступают понятия. Хайдеггер не отказывался от мышления, но он понимал его как оперирование не понятиями, а экзистенциалами. Экзистенциалы — это те узлы, центры сгущения, вокруг которых концентрируются многочисленные проявления человеческой жизни.

    Временность. М. Хайдеггер стремился найти смысл заботы, придающий всему существованию человека целостность. Но это как раз и есть временность, которая реализуется в последовательных актах экзистенции. Временность есть смысл заботы. От временности можно перейти к времени, обладающему модусами прошлого, настоящего и будущего. Прошлое и настоящее возможно лишь постольку, поскольку смысл существования человека, его смерть, содержится в будущем. Следовательно, прошлое и настоящее струятся из будущего. В жизни человека будущее важнее настоящего. В философском отношении М. Хайдеггер является футуристом.

    Бытие к смерти. Жизнь заканчивается смертью, поэтому она должна быть осмыслена вместе с нею. Бытие всегда есть бытие к концу. По Хайдеггеру, в этом заключен глубокий смысл. То есть бытие к смерти также является экзистенциалом. Люди могут прятаться от смерти, но могут воспринимать ее и как экзистенциал. Тогда их жизнь приобретает подлинный, собственный характер. Задача человека состоит в том, чтобы стать свободным не вообще, а перед лицом смерти. Жить следует так, чтобы смерть не перечеркнула смысл жизни.

    Непотаенность и истина. В соответствии со своим проектом М. Хайдеггер просто обязан был отвергнуть традиционное понимание истины как соответствия предложения действительному положению дел. Ему надлежало обнаружить истину в самом бытии. Именно в этой связи он стал понимать истину как непотаенность, алетейя (от др.-греч. аХцЭаа, алйтья), собственное самораскрытие Dasein'a. В противном случае имеет место неистинное, заблуждение, падение, например растворение человека в серой повседневности, участие в пересудах и толках. Но если есть непотаенное, то приходится признать и потаенное. Что представляет собой потаенное, невозможно определить, оно есть тайна. Мы можем лишь уверенно утверждать, что потаенное способно переходить в непотаенное. Их граница есть ничто.

    В экзистенции человек показывает себя. Когда дело доходит до бытия, то показ выступает как сказ. В соответствии с занимаемой им позицией Хайдеггер был убежден, что наиболее точным словом владеют не ученые, а поэты — разумеется, не все, а лишь избранные из них, например Новалис. Неадекватный язык несет с собой опасность забвения языка.

    Герменевтика. В сказе показывает себя экзистенция. Этот момент М. Хайдеггер называл герменевтическим, от него совершается переход к толкованию. Традиционно герменевтика считается наукой об истолковании текстов, их понимании. По Хайдеггеру, она включает момент понимания, но ее подлинное содержание есть представление экзистенции в языке, точнее, в сказе. Хайдеггер разворачивает герменевтику, как и все остальное, в сторону бытия. В понимании нуждается не текст, а бытие человека и его представление в тексте.

    Философия как вопрошание и ностальгия о целом. Философия есть выговаривание человека до последней ясности. Будучи заброшенным в мир, человек реагирует на его зов. Человека постоянно сопровождает опасность как утери самоидентичности, так и нео- беспечения гармонии с миром в целом. На этом пути приходится снова и снова вопрошать целое. Всякого рода универсальные рецепты, сообщаемые, например, от имени этики, оказываются не у дел.

    Метафизика, наука и техника как забвение бытия. Поспешное философствование, стремление достигнуть максимально эффективного результата как можно более экономными средствами, ведет к забвению бытия человека. Именно это продемонстрировали и метафизика от Платона до Ницше, и наука, и техника. Философствуя неправильно, человек сам ставит перед собой преграды.

    ыводы

    • • В центре фундаментальной онтологии М. Хайдеггера стоит вопрос о подлинности бытия человека в современном мире, где властвуют нигилизм, наука и техника.

    • • Наряду с Л. Витгенштейном М. Хайдеггер стал инициатором языкового поворота в философии.

    • • Он полагал, что наука привела к забвению человека.

    • • Все проекты бытия М. Хайдеггера имеют незаконченный характер.


    написать администратору сайта