Сталинский ампир
Скачать 10.49 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Государственный Университет по Землеустройству Архитектурный факультет Кафедра строительства История советской архитектуры Реферат на тему: «Сталинский ампир» Выполнили студенты 4 курса группа 43А Соловьев Д. С. Шкиндер Е. В. Проверила: Быкова Г. И. «_____» __________ 20 15 г. Москва 2015 г. Оглавление
Введение Сталинский ампир - лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства. Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза. Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма. Архитектура Москвы, столицы СССР, - по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян. Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов. Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий. По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено). После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля. Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания. Жилой дом на Котельнической набережной Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высотное здание на Котельнической набережной, близ слияния Москвы-реки с Яузой, доминирует над всей зоной, являясь отправной точной для всех улиц, идущих вниз к реке, и контрапунктом Кремлю. Здание поделено на три корпуса: корпус "А", стоящий на набережной Москвы-реки (собственно Котельническая наб.), корпус "Б" - высотная часть, и корпус "В", стоящий вдоль набережной Яузы. Несмотря на внешнее сходство корпусов "А" и "В" внутри они совершенно различны. Корпус "А" построен до войны, на каждой лестничной площадке 4 квартиры (2 - двухкомнатные и 2 - трехкомнатные). В корпусе "В" на площадке всего по две квартиры, соответственно значительно больше площадь квартир. В этом корпусе кроме парадной есть и черная лестница, которая отсутствует в корпусе "А". В соответствии с планом 5 - 17 этажей высотной части (корпуса "Б"), каждый этаж содержит 13 двух-, 3 трех- и 1 четырехкомнатные квартиры. Высотная часть поделена между 4 подъездами. В "лучевых" подъездах (в плане высотная часть имеет форму трехлучевой звезды) два лифта, в центральном четыре. Из каждой квартиры имеется выход на черную лестницу. В большинстве квартир есть небольшие лоджии (в 4-х комнатной две). В трех пятиэтажных башенках, стоящих на высотной части, расположены двухкомнатные квартиры, по одной на этаже. В "башенки" ведет один лифт из двух обслуживающих "лучевые" подъезды. Строился этот дом в две очереди: корпус А в 1938-1940гг. (сдан был только в 1947 году, когда силами военнопленных завершились все отделочные работы), и корпус Б 1948-1952гг. Авторы проекта — Д.Н.Чечулин, А.К.Ростковский, инженер Л.М.Гохман. Курировал строительство и настоял на выборе площадки для дома, Лаврентий Берия. Дом имеет высоту 176м. В ярусной композиции здания центральный 26-этажный объём, увенчанный обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами, фланкируют три более низкие башни и боковые крылья. Всего в высотке находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион» (базовый кинотеатр Госфильмофонда), музей-квартира Г.С.Улановой. . Общая жилая площадь 15 000 кв.м, кубатура высотной части 220 000 куб.м. Облицовка стен вестибюля подъезда - мрамор, полы из полированных гранитных и мраморных плит. Орнаментальное обрамление проемов из анодированного металла. Корпус А был изначально без декора, который появился уже после постройки второго корпуса, чтобы соединить их. Заселен он был работниками НКВД. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. В корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице. В доме вплоть до 2000-х годов были коммуналки. План 1-го этажа Разрез Главное здание МГУ Архитекторы:Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструкторВ. Насонов(архитектор Б. Иофан был смещен с должности главного архитектора). Скульптуры создавались в мастерскойВ. Мухиной. Главное здание Московского университета было построено в 1949-53 годах, над ним работали такие знаковые архитекторы, как Б. Иофан, Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, В. Насонов. В первую очередь ГЗ считается произведение Руднева, так как Иофан был смещен с должности главного архитектора в процессе строительства. Высота здания от основания до верхушки шпиля - 240м, в нём 36 этажей, причём довольно широко растиражирован в 1990-е годы факт: это самое высокое в мире здание, построенно подневольным трудом, так как на строительстве ГЗ МГУ работали в основном заключенные. Подлинной находкой авторского коллектива стало архитектурное решение четырех башен главного корпуса, расположенных вокруг центрального высотного объема. При кажущихся небольших размерах башни имеют высоту восьмиэтажного дома. Размеры башен были выбраны отнюдь не случайно, а определялись авторами из соображений пропорциональности проектируемого сооружения. Фундамент и каркас Главного здания МГУ разрабатывал создатель Останкинской телебашни инженер Николай Никитин (1907 - 1973). Предложенные им принципиально новые технические решения позволили построить в сложных грунтовых условиях здание переменной высоты. Скульптурным оформлением фасадов занималась мастерская Веры Мухиной. Шпиль, звезда и колосья облицованы пластинами из желтого стекла и алюминия, что создает эффект позолоты. Сравнительная схема башенных элементов Главного здания Главный корпус МГУ вздымает свои шпили на высоту в 182 метра и насчитывает в центральной части 36 этажей. Шпиль имеет высоту около 50 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн. В главном секторе «А» были размещены геологический, механико-математический и географический факультеты, ректорат, администрация, научная библиотека, Музей землеведения, актовый зал на 1500 человек и Дворец культуры МГУ с большим залом (на 640 мест). Схема пропорционального построения фасада Главного здания В боковых секторах запроектировали жилую зону - квартиры профессорско-преподавательского состава, общежития для студентов и аспирантов. Как и в других высотках, в здании должны были разместиться кинотеатр, почтовое отделение, телеграф, столовые, магазины, парикмахерская, предприятия бытового обслуживания, поликлиника и спортивный центр с 25-метровым бассейном. 19-этажное здание секторов «Б» и «В» главного корпуса МГУ согласно проекту имеет подвал, цокольный и технический этажи. Жилые комнаты студентов и аспирантов занимают этажи со 2-го по 18-й, общее количество проживающих - до 2000 человек. На каждом этаже были размещены кухонные помещения с газовыми плитами. Эта планировка здания сохранилась до сих пор. На одной и боковых башен установлены часы- чемпионы – самые большие в Москве. Циферблаты сделаны из нержавеющей стали и имеют диаметр 9 метров. Стрелки часов тоже весьма внушительны. Минутная вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов и имеет длину 4,1 метра, а весит 39 килограммов. Башня со шпилем Авторы проекта Дворца науки придали пространственной композиции в плане очертания буквы «Ж». Это решение выглядело на первый взгляд необычно, однако являлось чрезвычайно удачным. Как правило, сооружения, состоящие из многих корпусов, имеют планировку, при которой здания соединяются друг с другом, образуя замкнутые темные дворы. Даже при высоте в пять-шесть этажей помещения, выходящие во дворы, получают мало света. А так комплекс зданий нигде не замыкается, не образует никаких дворов. Каждая сторона каждого корпуса является фасадом. Своеобразие силуэту здания придает и его родство с силуэтом кремлевской стены: создав поистине новаторское сооружение, авторы искусно запечатлели в его облике достижения русской национальной архитектуры, снискавшей славу в веках. С момента строительства здание неоднократно ремонтировалось. Восстановительные работы на отдельных объектах комплекса проводятся и сейчас. Например, в 2014 году будут отреставрированы памятники ученым на Воробьевых горах. Все скульптуры отнесены к объектам культурного наследия регионального значения. В частности, это монументы основателю теории химического строения А.М. Бутлерову, создателю таблицы химических элементов Д.И. Менделееву, основателю Московского университета М.В. Ломоносову, создателю первой в России научной физической школы П.Н. Лебедеву и организатору первой русской учебно-исследовательской физической лаборатории А.Г. Столетову. Памятники были установлены на территории университета 60 лет назад: скульптура Ломоносова - перед главным зданием университета, монументы Бутлерова и Менделеева - возле здания химического факультета, Лебедева и Столетова - возле помещений физического факультета. Скульптуры Менделеева и Ломоносова отлиты из бронзы, а фигуры Бутлерова, Лебедева и Столетова - из чугуна. Скульптуры и оформление ярусов Башни с астрономическими часами Вид со здания МГУ, 1952 г. Дом Советов в Санкт- Петербурге Архитекторы : Н. А. Троцкий , Я.Н. Лукин , М. А. Шепилевский и др. 1936- 1941 гг. Огромное здание Дома Советов, построенное в 1936-1941 годах группой архитекторов под руководством Н. А. Троцкого, полностью соразмерно с самой большой площадью города - Московской, в центре которой он находится. Во время Великой Отечественной войны в этом здании размещались узел обороны и наблюдательный пункт командования артиллерией Ленинградского фронта, а в начале операции по снятию блокады Ленинграда в январе 1944 года его заняло само командование Ленинградского фронта. После войны в Доме Советов работали различные научные институты. Перед Домом Советов, в центре Московской площади, установлен памятник В. И. Ленину, выполненный архитектором В. А. Каменским и скульптором М. К. Аникушиным. Кроме этого памятника и самого Дома Советов, в ансамбль Московской площади входят многоэтажные жилые дома, построенные во второй половине 20 века. План первого этажа и разрез Здание было одним из крупнейших административных зданий Советского Союза. В плане оно имеет прямоугольную форму и включает три больших двора. Большой протяженный фасад имеет трехчастную структуру - центральный, более высокий, объем возвышается над боковыми крыльями. Западный фасад здания простирается почти на четверть километра. Центральная часть замыкается сзади большим полукруглым объемом концеренц-зала. В центральной части этажи объединены мощными полуколоннами (14 штук). Перспектива По верху идет многофигурный скульптурный фриз, длиной 100 м, (скульптор Н. В. Томский), посвященный будням советского народа. Над фризом, центрируя фасад, размещен большой картуш с изображением герба РСФСР и знаменами (скульптор И. В. Крестовский). Многофигурный скульптурный фриз Надпись под картушем "СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян" исчезла, видимо, после принятия брежневской конституции 1977 г., когда СССР формально стал "социалистическим общенародным государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Боковые части главного фасада завершаются слегка выступающими вперед колонными портиками. Сооружение было построено очень доброкачественно. Для отделки, которая в предвоенные годы еще не была завершена, использовались гранит, мрамор и ценные породы дерева. Архитектура фасадов решена в формах неоклассицизма. Облик здания монументален. Используя композиционные приемы классицизма, Троцкий создал новую композицию, пропорции здания и прорисовка частей вполне оригинальны. В здании было 700 помещений, 11 залов для пленумов и конференций, самый большой из них был рассчитан на 3000 человек. Особую роскошь в здании представлял собой Большой Зал заседаний. Как торжественная ода воспринимался его амфитеатр на три тысячи мест и двухъярусное фойе. Уникальное перекрытие зала было решено в виде восемнадцати металлических радиальных ферм, опирающихся на полукруглое металлическое кольцо диаметром 69,5 м, свободно лежащее на портальной раме. Особенностью зала являлось также верхнее освещение, осуществленное при помощи центрального фонаря и дополнительных фонарей, расположенных между радиальными фермами, к которым был подвешен потолок с двойным остеклением. В отделке зала были использованы мощные прямоугольные колонны с пышными капителями, скульптура, барельефы, фризы, обильная эмблематика, которые по замыслу автора должны были создать ощущение величия и парадности Дворца Советов. Перед войной зал был полностью закончен. К сожалению, сейчас он разделен перекрытием и разбит на мелкие помещения. Полукруглый объем зала заседаний В суровые годы блокады Дом Советов оказался на рубеже обороны города. На верхнем этаже здания был оборудован наблюдательный пункт командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова. В память о событиях тех лет на площади сохранен дот. В послевоенные годы в Доме Советов разместились различные научные учреждения и организации. Ансамбль Светлановской площади Архитекторы: архитекторы Белов В. Ф., Савкевич М. П., Л. Л. Шретер. 1950е годы Облик площади формируют три здания, расположенные полукругом — дома 21, 23 и 25 по проспекту Энгельса. Они представляют из себя единый архитектурный ансамбль, объединённый крупным пилястровым ордером. Авторы — архитекторы Белов В. Ф., Савкевич М. П., Л. Л. Шретер (1950-е годы). В центральном здании располагался радиополитехникум, ныне — Санкт-Петербургская инженерная школа электроники, в двух других — бывший Светлановский универмаг (ныне — ряд торговых заведений) и лабораторный корпус объединения «Светлана». С другой стороны площади плотной застройки нет, два однотипных здания (1959—1961 года) по чётной стороне проспекта Энгельса отделены от проезжей части проспекта небольшими скверами, в центральном круге площади также находится зелёная зона. До 1950-х годов никакой Светлановской площади не было: стояла церковь, несколько деревянных домиков, дома с курами и гусями. Потом все это снесли и построили один из самых красивых архитектурных ансамблей поздней сталинской эпохи. Архитекторы спроектировали три здания, которые образуют полукруг. Здания построены из монолитных блоков и снабжены прямолинейными массивными эркерами и огромными окнами. Министерство иностранных дел в Москве Архитекторы : В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского. 1948 -1953г. Здание МИД является одним из лучших высотных зданий Москвы. Его характеризует сдержанность декора, а также целостность композиции. Здание состоит из 27 этажей. Оно очень удачно установлено, т.к. своим фасадом замыкает вид вдоль Бородинского моста и Смоленской улицы. Эти места являются самыми парадными въездами в центр Москвы. Высота здания составляет 172 м. На конце здания установлен декоративный металлический шатер. В изначальном проекте этого не предусматривалось. Но со временем такое завершение стало являться общей чертой всех семи высоток города. Цоколь и нижние части стен МИД облицованы красным гранитом карлахти, порталы входа с площади выполнены из серого гранита коростышево и корабчеевского известняка, основной объём облицован керамическими блоками. Характерная деталь — белые (облицованы белым известняком), в отличии от охристых стен здания, порталы, обработанные лепниной (барельефы выполнены скульптором Г.И. Мотовиловым) и снабженные металлическими решётками. Фасад здания выполнен светлыми керамическими блоками, а цоколь изготовлен из красного гранита. На высоте 114 м. со стороны главного фасада выполнен греб СССР, который изготовлен из железобетона. Его площадь составляет 144 кв.м. Портал здания украшен лепниной. Его скульптором выступил Г.И. Мотовилов. Также портал оснащен металлическими решетками. С правой и левой стороны от порталов находятся большие обелиски, выполненные из темно-серого камня. В верхних частях выступающих крыльев была вырезана дата «1951» - именно в этот год была закончена основная постройка здания. Общая площадь всех помещений занимает 65 000 кв.м, а кубатура составляет 402 000 куб.м. В здании имеется порядка 2 000 рабочих и обслуживающих помещений. В здании в период его сооружения было установлено 28 лифтов, 18 из которых являются скоростными. Стены входного вестибюля выполнены из светлого мрамора, пол сделан из полированного черного гранита, а витражи и решетки изготовлены из латуни и алюминия, анодированного под латунь. Вестибюль совмещен с подземным гардеробом благодаря четырем эскалаторам. Основной вестибюль украшают колонны, выполненные из искусственного мрамора, стены сделаны из светлого мрамора с резным мраморным фризом. Полы в здании мраморные, на котором имеется ковровый рисунок. Все базы, капители, проемы и витражи дверей изготовлены из латуни. Стены зала собраний рассчитаны на 500 мест. Они сделаны из искусственного мрамора. Вся мебель и отделка изготовлены из карельской березы, а портьеры и обивка кресел сделаны из красного бархата. Для изготовления деревянных частей интерьера кроме карельской березы использовался полированный орех. При строительстве здания МИД был применён принципиально иной метод организации строительных работ в отличие от других высоток. Здесь вначале за 110 дней на всю высоту здания был возведён металлический каркас, а затем уже были развёрнуты все остальные работы по начинке здания. По иному происходило и бетонирование каркаса. Оно началось с последнего этажа и по мере застывания бетона, опалубка спускалась на этаж ниже. Прежде чем сооружать высотный дом, вблизи Москвы был создан посёлок для тех, кто будет строить высотное здание. Посёлок назвали Солнцево. Теперь это один из районов Москвы. Разрез План первого этажа Здание МИД сдано в эксплуатацию летом 1953 года, позже была достроена дальняя часть правого корпуса. Гостиница «Общества пролетарского туризма и экскурсий» (здание под номером 57 по Арбату) построена в 1934 году по проекту архитекторов Дмитрия Дмитриевича Булгакова и Ильи Александровича Голосова. Здание — пример позднего конструктивизма, в котором сочетаются простота и геометризм композиции с неоклассическими элементами декоративного убранства фасадов. По проекту архитекторов М.А. Минкуса и В.Г.Гельфрейха, инженера Г.М. Лимановского к гостинице и было пристроено здание Министерства иностранных дел СССР. В настоящее время здание гостиницы представляет собой левое крыло здания МИД. Проект не предусматривал завершения в виде шпиля. Вместо него авторы планировали поставить ряд сложных зубцов с обелисками по углам. Существует легенда, объясняющая появление шпиля. Якобы когда стройка находилась на завершающем этапе, мимо неё проезжал Иосиф Виссарионович Сталин. Глядя на строительство, он заметил, что для русской архитектуры характерны остроконечные завершения. Немедленно был выполнен проект шпиля. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку. Шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой. Поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания. В настоящее время шпиль перекрашен и практически не отличается по цвету от основного объёма здания. Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды. Генплан Жилой дом на Кудринской площадиАрхитекторы : М. В. Посохина, А. А. Мндоянец и конструктора М. Н. Вохомский . 1948—1954 гг.Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 м) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих структурно единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир. Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые (на них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни). План первого этажа Основная часть здания включает в себя три больших подъезда (по одному на каждый из корпусов) и большое количество малых, отличающихся планировкой. Малые подъезды оснащены одним лифтом, обладают небольшим количеством этажей (не более 12), имеют по 1—4 квартиры на этаж. Большие подъезды (1-й, 4-й и 14-й), обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт 1-го подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей. Также все три лифта 1-го подъезда не останавливаются на втором этаже. На каждом этаже расположено от 4 до 8 квартир, вестибюли богато отделаны (зеркала, роскошные люстры) и могут запираться, изолируя этаж от лестниц и площадки перед лифтам (фактически каждый этаж делится лифтовой зоной на два вестибюля). На втором этаже 1-го подъезда расположена Дирекция ГУП ЭВАЖД, обслуживающая этот дом и ряд других (главным образом, расположенных в районе Старого Арбата). Расположенный в башне лифт, предназначенный для обслуживания 24—30-го этажей, длительное время находившийся в запустении, в настоящее время восстановлен владельцем жилого помещения на 25 этаже. Помещения башни на верхних этажах в настоящее время используются в качестве служебных или сдаются в аренду коммерческим структурам, в основном — для размещения аппаратуры связи. На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работающий), в подвальном помещении — подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. В настоящее время на его месте размещается боулинг-клуб. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания. Гостиница «Украина»Архитекторы : А. Г. Мордвинов при участииВ. К. Олтаржевского, В. Г. Калиша, инженера П. А. Красильникова 1953—1957 годы29-этажная гостиница "Украина" (26-жилых, 3-технических), высотой в 170 м, находится в очень выгодном положении, у наиболее крутой излучины Москвы-реки, где ее пересекает важнейшая артерия города Новый Арбат - Кутузовский проспект, и поэтому воспринимается как одна из главных точек, характерных для города. В главном корпусе расположена гостиница, а боковые, высотой в 8 и 10 этажей предназначены для жилых помещений. В них находиться 254 квартиры. Перед гостиницей разбит сквер, где в 1974 был установлен памятник Т. Шевченко работы скульпторов М. Грицюка, Ю. Синькевича, А. Фуженко; к реке спускается широкая гранитная лестница.Гостиница представляет собой массивный комплекс, где акцент сделан на центральной высотной части с монументальным входом и венчающим ее шпилем; справа и слева от главного портала - украшенные башенками крылья. В гостинице 1032 номера (1627 мест) Как и высотка на Котельнической набережной, "Украина" акцентирует важный участок по течению Москвы-реки.Стилистически постройка может быть отнесена к характерным произведениям сталинского классицизма, в котором ордерный принцип организации фасадов сочетается с массивным скульптурным декором, включающим элементы советской символики. В данном случае классические пирамидки-обелиски в завершениях ярусов здания чередуются с орнаментальными аттиками из пятиконечных звезд и вазами в виде снопов пшеницы. Монументальные вазы-снопы - символы плодородия богатой хлебом Украины - увенчивают башни боковых корпусов, создавая сложный узорчатый силуэт комплекса. В целом сооружение отличается уравновешенностью частей композиции, хорошими пропорциями. В процессе проектирования автор разработал специальную систему пропорционирования фасада на основе сетки подобных треугольников. Интерьеры гостиницы сохранили многие элементы первоначального оформления: мебель, осветительную арматуру, филенчатые двери, штукатурную орнаментику и др. Особенно парадно отделан входной вестибюль. Центр обширного зала, облицованного светлым мрамором, венчает круглый живописный плафон, изображающий народный праздник на Советской Украине. Гостиница является обладательницей уникальной системы пожарной безопасности, которой нет ни в одной другой московской гостинице. В случаи возгорания применяется чисто российское изобретение - пожарно-спасательный рукав. Спускается он с одного яруса гостиницы на другой с наружной стороны здания и раскрывается (разумеется) только при пожаре. "Кишка" эластична и одновременно может принять в свою утробу до 10 человек. Изготовлена она из капрона и позволяет за считанные секунды спустится на 30 метров (такова их длина). Свыше 40 лет городская пыль и гарь въедалась в фасад гостиницы. К 850-летию столицы было решено отмыть гостиницу и вернуть каменному гиганту первозданный розовый цвет. Для этого пригласили бригаду фасадчиков со специальной альпинисткой подготовкой. От кончика шпиля до первого этажа они счищали въевшуюся грязь наждачным кругом. Затем стены покрыли бесцветным составом, который создал защитную пленку. Гостиница «Ленинградская» Архитекторы: Л.М. Поляков , А.Б .Борецкий , конструктор Е.В. Метлюк 26-этажное здание (высота 136 м) разделено на три объема. Его шестиэтажная часть представляет собой основание для прямоугольной четырехгранной башни высотой в 13 этажей. Третий объем, завершающий сооружение, состоит из трехэтажного клуба, являющегося как бы постаментом для двух восьмигранных башен, переходящих в 24-метровый шпиль с пятиконечной звездой в обрамлении колосьев. При строительстве здания выяснилось, что в месте расположения фундамента, на глубине до 8,5 м, находился плывун. Чтобы подготовить надежное основание под фундамент здания, строителям нужно было удалить воду и превратить текучую массу в сухой строительный грунт. Для этого по периметру строительной площадки был сооружен шпунтовый ряд, который препятствовал проникновению воды в огражденном пространстве и позволял удалить имеющуюся в нем воду. Архитектура гостиницы воспроизводит мотивы русской архитектуры XVIII в., чтобы более гармонично его объединить с другими зданиями, расположенными на площади, весьма различными по стилистике. В отличии от преимущественно классических форм других высоток, гостиница стилизована в формах «нарышкинского» стиля. Отделка фасадов гостиницы отличается от остальных высотных зданий многоцветностью. Наряду с белыми керамическими плитами значительные площади стен облицованы красной глазурованной керамикой, имитирующей кирпич. Ребра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. Весьма нестандартно решены интерьеры здания, убранство которых отчасти напоминает элементы русского зодчества конца XVII - начала XVIII вв. В парадном вестибюле обращает на себя внимание рельеф герба Москвы - св. Георгия Победоносца, нарядная декоративная решетка, копирующая орнамент кремлевской "золотой решетки", люстры, напоминающие церковные паникадила. Основное композиционное ядро парадных интерьеров шестиэтажного стилобата гостиницы составляет центральная лестница с 19-метровой люстрой, свет которой отражается в зеркальных стеклах, вытянутых на всю высоту лестничной клетки. Заключение Сталинский ампир — лидирующее направление в советской архитектуре (1933—1955-е годы), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И. В. Сталина. Этот архитектурный стиль сочетал в себе элементы позднего ар-деко и классицизма, барокко и ампира эпохи французского императора Наполеона. Также для сталинского ампира характерны: роскошь, помпезность, монументальность и величественность. В декорировании мебели, используемой при оформлении интерьеров, выполненных в стиле сталинского ампира, применялась резьба, которая включала в себя изображения пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков. Сталинский ампир оказал большое влияние на архитектуру социалистических государств. Здание варшавского Дворца науки и культуры было построено в этом архитектурном стиле. Конец эпохи сталинского ампира пришелся на 1955 год, когда Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР издали постановление №1871 в котором говорилось об устранении различных излишеств в строительстве и проектировании. Используемая литература
149
|