Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

  • 2. СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

  • 3.РАЗВИТИЕ КЛАСИЧЕСКОЙ НАУКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Логика. КР Логика. Становление и развитие классической науки в Новое время


    Скачать 99.5 Kb.
    НазваниеСтановление и развитие классической науки в Новое время
    АнкорЛогика
    Дата11.12.2021
    Размер99.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКР Логика.doc
    ТипКонтрольная работа
    #300355

    АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по предмету: Логика и методология науки

    на тему «Становление и развитие классической науки в Новое время»

    Выполнил слушатель группы 5910

    Гурин Михаил Михайлович

    Химки-2020

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение…………………………………………………………..…………..…...3

    1. Наука Нового времени……………………………………………………...….4

    2. Становление классической науки Нового времени …………………….…..7

    3. Развитие классической науки в Новое время ….………………………..….14

    Заключение……………………………………………….……….…………..…19

    Список использованной литературы…………………….…...…………….......20

    ВВЕДЕНИЕ
    Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, одновременно - это и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

    Значение науки понималось уже в глубокой древности, и в разные периоды истории ее роль была неодинакова. Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывают с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний и сегодня, пройдя многоэтапные стадии своего развития, наука, несомненно, играет ведущую роль в изучении Вселенной.

    Человечество ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине жизненных вопросов, когда достижения науки, являясь движущей силой прогресса, одновременно стали угрозой жизни самого человека. Иначе говоря, прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

    Актуальность работы заключается в исследование истории возникновения, логики и закономерности становления и развития науки, что дает возможность человеку принимать лучшие решения при выборе правильного пути использования достижений науки в своих целях.

    Целью данной работы является изучение механизма становления и развития классической науки в Новое время.

    Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:

    - описать науку Нового времени;

    - изучить становление классической науки Нового времени;

    - рассмотреть развитие классической науки в Новое время.
    1.НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
    Новое время – это период, в который были совершены буржуазные революции и Великие географические открытия, шло формирование принципиально нового типа государственного уклада и права, происходило бурное развитие науки, которая была поставлена на службу практике [8, с.167].

    Все вышеназванные процессы непосредственно связаны с рационализацией многих сторон жизни общества – экономики, государственного строительства, культуры и науки.

    Философия того времени продолжала обособляться от религии, и видела основную свою задачу следующим образом – определить методологию научного познания.

    К важнейшим представителям философии Нового времени относят Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Томаса Гоббса, Баруха Спинозу, Джона Локка, Готфрида Лейбница. К спектру основных проблем, рассматриваемых философией этого периода, относится теория познания, или учение о методах познания, учение о бытии, то есть онтология и социальные теории, то есть учение о государстве и праве.

    Новым временем было ознаменовано возникновение науки как отдельной отрасли: началась подготовка ученых в университетах и их профессионализация, выделение научных институтов, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность применять достижения науки на практике и становление социального престижа ученого – всем этим было обеспечено быстрое наращивание потенциала науки [2, с.46].

    Наука Нового времени с начала своего формирования ориентировалась на активное разгадывание природных тайн и на практическое применение ее результатов. Наука должна нести общественную пользу, а не только заниматься прославлением мудрости творца, считали мыслители Нового времени.

    Основными отличительными чертами Нового времени выступают падение авторитета церкви и рост научного авторитета.
    В этот период были заложены основы научного естествознания [5, с.32].

    Первым обратил внимание на разработку методологии науки Галилей. Ньютоном была создана классическая механика. Выдающиеся мыслители 17 в. – Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. – избавили философию от схоластики. Основа философского познания теперь – не слепая вера, а разум, базирующийся на логике и фактах. Общественная мысль стала все менее зависеть от религии. Христианская религия осталась наиболее значимым фактором духовной жизни общества, но ее безраздельное владычество над всей культурой закончилось. Европейская культура превратилась в светскую культуру. Религия в ней существует в качестве одной из областей культуры, не господствующей над всеми остальными областями, а сосуществует рядом с ним [5, с.34].

    Стоит уточнить ряд основных черт науки Нового времени:

    -во-первых, наука Нового времени базируется на опыте и эксперименте;

    -во-вторых, науку невозможно отделить от математики, так как именно в ней выражаются закономерные связи в природе посредством чисел;

    -в-третьих, наука ориентируется на практическую пользу. Именно наука Нового времени превращается в производительную силу общества, так как через инженерную деятельность ее открытия можно целенаправленно внедрить в производство [4, с.71].

    А постепенно она превращается в движущую силу обновления военной техники.

    Безусловно, в таких новых условиях большая часть философов уже основывается на самостоятельности разума относительно веры, а науки -относительно религии. Их интересы сместились в область теории познания, логики и методологии науки. Однако в решении данной задачи философия Нового времени с самого начала пошла двумя путями – эмпиризм и рационализм. Сторонники эмпиризма, к которым можно отнести Бэкона, Гоббса, Локка и др., утверждали, что основной источник достоверного знания о мире – это ощущения и опыт человека [2, с.89].

    Сторонники эмпиризма призывали полностью опираться на данные опыта и практики человека. Сторонники рационализма, напротив, считали основным источником достоверного знания новое знание. Такими учеными были Лейбниц, Декарт, Спиноза и др. Основатель рационализма – Декарт, именно ему принадлежит выражение «подвергай все сомнению». Он считал, что во всем следует полагаться не на слепую веру, а на достоверные выводы, и ничто не следует принимать за окончательную истину [3, с.34].

    Большой интерес философами Нового времени уделялся социально-политическим проблемам. Они не только стремились объяснить суть познания и бытия, роль человека в этом мире, но и занимались поиском причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты по оптимизации реально существующего государства. В области социальной философии началось формирование учение о двух стадиях общественного развития – естественного состояния и гражданского общества. Также Локком и Гоббсом была разработана теория общественного договора.

    Нет сомнения, что мировоззренческие взгляды того периода формировались под непосредственным влиянием естествознания, рассматриваемого как результат свободного рационального исследования природы. В возможность свободного исследования верили, на нем основывались, его оспаривали [1, с.62].

    Само же развитие естествознания и философии, которая была с ним неразрывно связана, свидетельствуют о том, что узловой момент эпохи – это стремление к познанию закономерностей объективного материального мира для создания логических законов и категорий, которыми объясняется строение и функции живой и неживой природы.

    2. СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
    Классический этап развития науки – одна из важнейших эпох в истории. Она приходится на 17-19 столетия. Это эпоха крупнейших открытий и изобретений. Во многом именно благодаря достижениям ученых она рассматривается как классический этап науки. В эту эпоху был заложен образец познания. Рассмотрим далее, какой была наука классического периода.

    Становление классической науки началось с формирования механистической картины мира. В основе нее была заложена идея о том, что законы физики, механики распространяются не только на природную среду, но и на прочие сферы, в том числе на деятельность общества.

    Классическая наука формировалась постепенно. Первая стадия приходится на 17-18 столетия. Она связана с открытием Ньютоном закона тяготения и освоения его достижений европейскими учеными.

    На второй стадии – в конце 18-начале 19 в. – началась дифференциация науки. Она обуславливалась промышленными революциями.

    Классическая наука обладает следующими специфическими чертами:

    - В качестве ключевой сферы познания выступала физика. Ученые придерживались мнения, что именно на этой дисциплине базируются все прочие направления, не только естественные, но и гуманитарные. Физика Ньютона рассматривала мир в качестве механизма, совокупности материальных тел, движение которых определяется строгими естественными законами. Такое понимание происходящего распространилось и на социологические процессы.

    -Мир рассматривался как совокупность сил отталкивания и притяжения. Все процессы, социальные в том числе, классическая наука нового времени представляла как перемещение элементов вещества, лишенных качественных особенностей. Приоритетное значение в методах стали приобретать расчеты, точным измерениям уделяли особое внимание.

    -Классическая наука Нового времени формировалась на собственной основе. Она не находилась под влиянием религиозных установок, а опиралась исключительно на своих выводах.

    -Классическая философия науки влияла на сложившуюся в эпоху Средневековья систему образования. К существующим университетам стали прибавляться специальные политехнические учебные учреждения. При этом образовательные программы стали формироваться по иной схеме. В ее основе на первое место выводилась механика, затем шли физика и химия, биология и социология.

    Эпохой Просвещения принято называть исторический период 17-конец 18 столетия. На этой стадии классическая наука находилась под влиянием идей Ньютона. В своем труде он привел доказательства тому, что сила тяжести, выявляемая в земных условиях, - это та же сила, что удерживает планету на орбите и прочие небесные тела. Многие ученые приходили к мысли о всеобщем начале и до Ньютона.

    Однако заслуга последнего состоит в том, что именно он смог четко сформулировать фундаментальное значение сил тяготения в рамках картины мира. Эта закономерность была базой вплоть до 19 столетия. Закономерность была оспорена Эйнштейном и Бором. Первый, в частности, доказал, что при скорости света и огромных расстояниях, характерных для мегамира, пространство и время, а также непосредственно и масса тел не подчиняются ньютоновским законам. Бор, осуществляя исследования микромира, установил, что на элементарные частицы, выведенные ранее законы, тоже не распространяются. Их поведение можно предсказывать исключительно в соответствии с теорией вероятности.

    В эпоху Просвещения наука считалась самым престижным занятием. Ф. Бэкон стал автором известного лозунга «знание – сила». В сознании людей утвердилось мнение о том, что человеческое познание и социальный прогресс обладают огромными возможностями. Это умонастроение получило наименование общественного и познавательного оптимизма. На этой базе сформировались многие социальные утопии. Практически сразу после появления работы Т. Мора, возникли книги Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона. В труде последнего «Новая Атлантида» впервые был изложен проект по государственной организации системы. Основатель классической экономической науки – Петти - сформулировал исходные принципы познания в сфере хозяйственной деятельности. Им были предложены методы расчета национального дохода. Классическая экономическая наука рассматривала богатство, как гибкую категорию. В частности, Петти говорил о том, что доход властителя зависит от количества благ всех подданных. Соответственно, чем они будут богаче, тем больше можно собрать с них налогов.

    Институционализация шла в эпоху Просвещения достаточно активно. Именно на этой стадии стала складываться классическая организация научной системы, которая существует и сегодня.

    В эпоху Просвещения возникли специальные учреждения, объединявшие профессиональных ученых. Они назывались академиями наук. В 1603 г. возникло первое такое учреждение. Это была Римская академия. В качестве одного из первых ее членов выступал Галилей. Стоит сказать, что вскоре именно академия защищала ученого от нападок церкви.

    В 1622 аналогичное учреждение было создано в Англии. В 1703 г. руководителем Королевской академии стал Ньютон. В 1714 г. иностранным членом ее стал князь Меншиков, приближенный Петра Первого.

    В 1666 г. была основана академия наук во Франции. Ее члены выбирались исключительно по согласованию с королем. При этом монарх (в то время это был Людовик XIV) проявлял личный интерес к деятельности академии. Иностранным ее членом был избран в 1714 г. сам Петр Первый. При его поддержке в 1725 г. в России было создано аналогичное учреждение. В качестве первых ее членов были избраны Бернулли (биолог и математик), и Эйлер (математик). Позднее в академию был принят и Ломоносов.

    В тот же период начал повышаться уровень исследований в университетах. Стали возникать специальные ВУЗы. Например, в 1747 г. в Париже было открыто Горное училище. Аналогичное учреждение в России появилось в 1773 г.

    В качестве еще одного свидетельства повышения уровня организации научной системы выступает возникновение особых направлений познания. Они представляли собой специализированные исследовательские программы. Как считал И. Латкатос, в эту эпоху сформировалось 6 ключевых направлений. По ним проводилось изучение:

    -Энергии разного вида.

    -Металлургического производства.

    - Электричества.

    -Химических процессов.

    -Биологии.

    -Астрономии.

    Несмотря на достаточно активную дифференциацию в течение довольно продолжительного существования классической научной системы, она все же сохраняла определенную приверженность некоторым общим методологическим тенденциям и формам рациональности. Они, собственно, влияли на мировоззренческий статус. Среди таких особенностей можно отметить следующие идеи:

    -Финальное выражение истины в абсолютном законченном виде, не зависящем от обстоятельств познания. Такая интерпретация обосновывалась как методологическое требование при объяснении и описании идеализированных теоретических категорий (сила, материальная точка и так далее), которые были призваны заменить реальные объекты и их взаимосвязи.

    -Установка на однозначные причинно-следственные описания событий, процессов. Она исключала учет вероятных и случайных факторов, которые рассматривались в качестве результата неполноты знания, а также субъективных привнесений в содержание.

    -Вычленение из научного контекста субъективно-личностных элементов, свойственных ему средств и условий осуществления исследовательской деятельности.

    -Интерпретация предметов познания как простых систем, подчиняющихся требованиям неизменности и статичности ключевых своих характеристик [3, с.72].

    В конце 19 – в начале 20 столетия приведенные выше идеи получили широкое признание. На их базе сформировалась классическая форма научной рациональности. При этом считалось, что картина мира построена и полностью обоснована. В перспективе же нужно будет только уточнять и конкретизировать некоторые ее компоненты. Однако история распорядилась несколько иначе. Эта эпоха была ознаменована целым рядом открытий, которые никаким образом не вписывались в существовавшую картину реальности. Бор, Томпсон, Беккерель, Дирак, Эйнштейн, Бройль, Планк, Гейзенберг и ряд других ученых революционизировали физику. Они доказали принципиальную несостоятельность утвердившегося механистического естествознания.

    Усилиями этих ученых были заложены основания для новой квантово-релятивистской реальности. Так наука перешла на новую неклассическую стадию. Эта эпоха продолжалась до 60-х годов 20 столетия. В течение этого периода произошла целая серия революционных изменений в разных сферах знания. В физике формируются квантовая и релятивистская теории, в космологии – теория нестационарной Вселенной. Возникновение генетики обеспечило радикальные перемены в биологическом познании. Теория систем, кибернетика внесли существенный вклад в становление неклассической картины. Все это привело к фронтальному освоению идей в индустриальных технологиях и социальной практике.

    Классическая и неклассическая наука – естественные явления, возникшие в ходе становления и расширения системы. Переход от одной эпохи к другой обуславливался необходимостью формирования новой формы рациональности. В этом смысле предполагалось совершение революции глобального масштаба. Ее суть заключалась в том, что в содержание «тело» познания вводился субъект. Классическая наука изучаемую реальность понимала как объектную. В рамках существовавших концепций познание не зависело от субъекта, условий и средств его деятельности. В неклассической модели в качестве ключевого требования для получения истинного описания реальности выступает учет и экспликация взаимодействий между объектом и средствами, с помощью которых осуществляется его познание. В результате изменилась парадигма науки. Предмет познания рассматривается не как абсолютная объективная реальность, а в качестве определенного ее среза, заданного через призму способов, форм, средств исследования [4, с.103].

    С 60-х годов прошлого столетия начался переход на качественно новую стадию. Наука стала приобретать отчетливые постнеклассические (современные) черты. На этой стадии произошла революция непосредственно в характере познавательной деятельности. Она обуславливалась радикальными изменениями методов и средств получения, обработки, хранения, передачи и оценки знаний. Если рассматривать постнеклассическую науку в плане перемены типа рациональности, то она существенно расширила сферу методологической рефлексии по отношению к ключевым параметрам и структурным компонентам исследовательской деятельности. В отличие от существовавших ранее систем, она требует оценки взаимодействий и опосредований знания не только со спецификой операций и средств исследования субъекта, но и с ценностно-целевыми аспектами, то есть, с социокультурным фоном исторической эпохи как с реальной средой.

    Неклассическая парадигма предполагала использование методологических регулятивов, представленных в форме относительности к средствам наблюдения, статистического и вероятностного характера знаний дополнительности разнообразных языков описания объектов. Современная модель системы направляет исследователя на оценку феноменов становления, совершенствования, самоорганизации процессов в познаваемой реальности. Она предполагает изучение объектов в исторической перспективе с учетом кооперативных, синергетических эффектов их взаимодействия и сосуществования. Ключевой задачей исследователя стала теоретическая реконструкция явления в максимально расширенном спектре его опосредований и связей. Это обеспечивает воссоздание системный и целостный образ процесса в языке науки [3, с.78].

    Стоит сказать, что описать все ключевые показатели предметного поля постнеклассической науки невозможно. Это обуславливается тем, что она распространяет свои познавательные ресурсы и усилия почти на все области реальности, включая социокультурные системы, природу, духовно-психическую сферу. Постнеклассическая наука изучает процессы космической эволюции, вопросы взаимодействия человека с биосферой, становление передовых технологий от наноэлектроники и до нейрокомпьютеров, идеи глобального эволюционизма и коэволюции и многое другое. Для современной модели характерна междисциплинарная направленность и проблемно-ориентированный поиск. В качестве объектов изучения сегодня выступают уникальные социальные и природные комплексы, в структуре которых присутствует человек.

    3.РАЗВИТИЕ КЛАСИЧЕСКОЙ НАУКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
    Как уже отмечалось, 17 век, с которого начинается эпоха, называемая Новым временем, считают периодом зарождения классической науки. В ее начале находится творчество Галилео Галилея. Основной вклад Галилея в науку состоял в том, что он ввел в физику понятие ускорение и сформулировал принципы инерции, инерциальной системы и относительности.

    Введение понятия ускорения позволило раскрыть сущность воздействия физической силы, принцип инерции показывал тождественность покоя и равномерного прямолинейного движения, а принцип относительности указал на эквивалентность различных инерциальных систем отсчета.

    Все эти выводы Галилей получил путем обобщения и математического описания проведенных им же экспериментов. Поэтому именно он является отцом математического естествознания. Развитие естествознания, его математизация вело к перевороту и в теории познания. Такой революционный шаг был сделан Рене Декартом в его работе «Рассуждения о методе». Очевидность и доказательность рассуждения была положена в основу методологии всякого рассуждения, сформулированного Декартом в виде принципа очевидности. Он считал, что разуму доступно абсолютно все, что позволяет отнести его взгляды к рационалистическим. Если Галилей заложил основы классической механики, то Декарт свел к ней сущность мироздания, видя в последней лишь два вида материи: мыслящую и протяженную [5, с.39].

    Такой взгляд на мир был продиктован и созданной им аналитической геометрией, которая позволяла свести пространственные отношения к числовым. Согласно Декарту мир созданный Богом, в последующем развивается по божественным законам, суть которых доступна мыслящему разуму. При этом он считал, что материя, в том числе и живая, обладает только механическими свойствами.

    Против такого упрощенного взгляда выступит Ньютон, после чего 18 в. станет ареной борьбы между последователями Ньютона и Декарта. В 1687 году Ньютон издает «Математические начала натуральной философии», где излагает законы динамики, включая закон всемирного тяготения. Этот труд стал основанием, как для классической механики, так и для физики на последующие двести лет. Другим вкладом Ньютона в науку была корпускулярная теория света.

    Крупнейшим достижением физики первой половины 19 в. является возникновение концепции поля. Ее автором был Майкл Фарадей. Эта концепция дала новое видение природы вещества, ибо атомы теперь переставали быть самостоятельными частицами, а представляли собой лишь сгустки силовых линий поля. Но теория электромагнитного поля была создана лишь во второй половине 19 в. Джеймсом Максвеллом [3, с.201].

    Во взглядах на природу пространства, наука придерживалась тогда принципов евклидовой геометрии. Эта позиция была усилена механикой Ньютона, которая рассматривала материю, пространство и время как три независимых субстанции.

    В 1829 году профессор Казанского университета Николай Лобачевский опубликовал работу «Начала геометрии», в которой впервые были изложены идеи неевклидовой геометрии. И уже в 1867 году Бернхард Риман описал такое n-мерное пространство, где евклидова геометрия является лишь ее частью, которой соответствует пространство с нулевой кривизной.

    С 18 века начинаются заметные изменения в астрономии, которая приступает к изучению звезд и их скоплениям именуемых галактикой. Пионером в этой области является английский астроном Вильям Гершель, открывший существование двойных и кратных звезд, а также свыше 2,5 тысяч туманностей. Он первым оценил размеры нашей Галактики, а также размеры и расстояние до других галактик. Появляется первая полностью научная теория развития Вселенной.

    Иммануил Кант, в отличие от Ньютона, отказался от идеи божественного «первотолчка», заменив ее идей возникновения вращения под воздействием гравитационных сил.

    В биологии, в первую очередь усилиями французского естествоиспытателя Жоржа Бюффона и шведского натуралиста Карла Линнея формируется концепция трансформизма (ограниченной изменчивости видов под воздействием среды). Она стала предтечей перехода биологии на эволюционистские позиции. Эволюционистская теория основывалась на трех гипотетических теориях: ламаркизма, катастрофизма и униформизма.

    В 1859 году Чарльз Дарвин публикует работу «Происхождение видов», в которой излагает свою эволюционную теорию, где связывает наследственность и изменчивость в живой природе. Решающую роль в эволюции Дарвин отдает неопределенной изменчивости. Во-вторых, согласно его мнению, регулирующим фактором является естественный отбор, в процессе которого полезные мутации сохраняются, а вредные — отбрасываются. Теория естественного отбора стала первой фундаментальной теорией в биологии и последней в построении классической картины мира.

    Ньютоновская механика, лежащая в основе классической науки, рассматривает только обратимые процессы, т. е. протекающие как в прямом, так и обратном направлении. Однако тепловые процессы текут только в одном направлении — от горячего к холодному, и они являются необратимыми. Изучением этих процессов занят раздел физики — термодинамика, с которой и начался прорыв в неклассическую науку.

    Философские истоки неклассической науки начали формироваться еще в 17 веке в учении о «вторичных качествах» Дж. Локка. Окончательное философское оформление оно получило в конструктивистской концепции И. Канта. Но лучшей проекцией ее идей в область науки стал классический позитивизм [7, с.152]. В дальнейшем из позитивистской идеи выросла вся аналитическая философия науки, которую можно рассматривать в качестве методологической основы неклассической науки [8, с.166].

    В физике 19 века проявлением неклассических идей было появление теории энтропии, введенной Рудольфом Клаузиусом. Согласно этой теории в замкнутой системе энтропия не может убывать. Как выяснилось, если энтропия не изменяется, то мы имеем дело с обратимым процессом, а если увеличивается — то с необратимым. Тем самым предметом научного исследования стали необратимые процессы.

    Эту теорию развивает Людвиг Больцман, который водит формулу энтропии. Эта формула дает статистическое истолкование энтропии. Общий же смысл ее состоит в том, что характер процесса в макроскопической системе определяется микроскопической (поведением молекул) и идет в направлении от менее вероятного состояния к более вероятному. Фундаментальное отличие данного подхода от классического, состоит в том, что анализ макроскопической системы напрямую увязан с микроскопическими системами, а результат истолковывается в терминах вероятности. Так, на основе статистической физики впервые возникла неклассическая наука.

    В 1895 году Вильгельм Рентген обнаруживает лучи, которые, пройдя сквозь непрозрачные тела, засвечивали фотобумагу; в 1896 году Анри Беккерель открывает явление радиоактивности, а в 1897 году Джон Томсон открывает электрон. Вскоре выясняется, что масса электрона зависит от его скорости. А это означало, что понятие масса имеет не вещественную, а электромагнитную природу. Это в свою очередь привело к тому, что понятие материя, и связанные с ней универсальные законы утратили свой привычный смысл.

    Ситуацию, сложившуюся в физике в конце 19 века Анри Пуанкаре охарактеризовал как «кризис физики». По сути, указанный тезис означал крах классической науки. Пуанкаре первым ввел в научный оборот словосочетание «принцип относительности», в основе которого лежало знаменитое «преобразование Лоренца». Уравнение Лоренца показало, как при переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой должны изменяться время и геометрические размеры системы. Это преобразование указывало на ошибочность «принципа относительности», сформулированного отцом классической механики Галилеем, который, как известно, утверждал о неизменности указанных параметров при переходе от одной инерционной системы к другой. Развитие «принципа Лоренца» привело Пуанкаре к утверждению о взаимосвязи массы и энергии. Эти же идеи были положены в основу теории относительности Эйнштейном, которая означала переход от механической картины мира к релятивистской [9, с.167].

    Все это привело к существенным изменениям в мировоззрении ученых 20 века. Развитие стало толковаться не как кумулятивный процесс, а сложное динамическое взаимодействие множества систем [10, с.985].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Со времен первых античных философов до наших дней развитие науки как особого вида познания окружающего мира было неразрывно связано с развитием философских взглядов на науку.

    Впервые феномен науки был осмыслен в гносеологических системах классического рационализма периода Нового времени. Становление и развитие опытной науки 17 в. привело к кардинальным преобразованиям в образе жизни человека. Наука понималась как система истинных знаний. Интересы философов были направлены на уяснения соответствия знаний и предметной области той совокупности объектов, относительно которой эти знания получены.

    Такое впечатляющее вхождение науки в мир человеческих систем формирует принципиально новые условия. Они выдвигают комплекс достаточно сложных мировоззренческих проблем о ценности и смысле самого познания, перспективах его существования и расширения, взаимодействия с прочими формами культуры.

    В такой ситуации вполне правомерным будет вопрос и о реальной цене инноваций, вероятных последствиях их введения в систему человеческого общения, духовного и материального производства.

    Таким образом, в процессе выполнения работы была достигнута ее основная цель, которая заключалась в изучение механизма становления и развития классической науки в Новое время.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Багдасарьян, Н.Г. История, философия и методология науки и техники: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

    2. Бессонов, Б.Н. История и философия науки: Учебное пособие для магистров / Б.Н. Бессонов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 394 c.

    3. Вуттон, Д. Изобретение науки. Новая история научной революции / Д. Вуттон. - М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2018. - 656 c.

    4. Даннеман, Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии: От зачатков науки до эпохи Возрождения. Пер. с нем. / Ф. Даннеман. - М.: КД Либроком, 2019. - 432 c.

    5. Оришев, А.Б. История и философия науки: Учебное пособие / А.Б. Оришев, А.А. Мамедов, К.И. Ромашкин. - М.: Риор, 2016. - 206 c.

    6. Рахматуллин, Р. Ю., Семенова Э. Р. Генезис эпистемологического конструктивизма в европейской философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4–1 (66). С. 151–153.

    7. Рахматуллин, Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2017. № 6 (74). С. 150–159.

    8. Рахматуллин, Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2019. № 12–2 (38). С. 166–168.

    9. Рахматуллин, Р. Ю. Картина мира или онтология? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 10 (72). С. 167–169.

    10. Семенова, Э. Р. Принцип развития в эпистемологии // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 985–987.



    написать администратору сайта