Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Автор и название стихотворения.

  • 3. Тема, идея, основная мысль

  • 4. Художественные средства

  • 5. Композиция лирического произведения.

  • 6. Поэтическая лексика.

  • 7. Стилистические фигуры

  • 8. Поэтическая фонетика

  • 9. Образ лирического героя, авторское "Я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа, - автор играет какую-то роль.10. Литературное направление

  • План анализа стихотворения. Стихотворения


    Скачать 17.6 Kb.
    НазваниеСтихотворения
    АнкорПлан анализа стихотворения
    Дата07.04.2023
    Размер17.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаplan_analiza_stihotvoreniya.docx
    ТипДокументы
    #1043732










    1. Автор и название стихотворения.

    2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
    Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

    3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

             Тема стихотворения: 
             - пейзаж; 
             - общественно-политическая; 
             - любовная/интимная; 
             - философская.

             Сюжет: 
             - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
             - без сюжета: образы чувств (...).

    4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
    Какую лексику использует автор: 
    - бытовую, повседневную 
    - литературную, книжную 
    - публицистическую 
    - архаизмы, устаревшие слова

    5. Композиция лирического произведения. 
    Необходимо: 
    - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
    - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
    - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
    - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
    - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). 
    Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
    Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
    Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
    Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

             Композиция: размер, рифма, ритм. 
             Размер: 
             акцентный стих; 
             _ _' _ амфибрахий; 
             _ _ _' анапест; 
             верлибр (свободный или белый стих); 
             '_ _ _ дактиль; 
             дольник; 
             '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
             _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

             Рифма: 
             аабб - парная; 
             абаб - перекрёстная; 
             абба - кольцевая. 
             анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
             переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

    6. Поэтическая лексика. 
    Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
    - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным
    - определить своеобразие и активность использования тропов.

             Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
             - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
             - гипербола - художественное преувеличение; 
             - ирония - скрытая насмешка; 
             - литота - художественное преуменьшение
             - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
             - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
             - паралеллизм; 
             - сравнение; 
             - эпитет - художественное определение.

    7. Стилистические фигуры: 
    Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
    - антитеза/противопоставление; 
    - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; 
    - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
    - повторы/рефрен; 
    - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
    - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

    8. Поэтическая фонетика: 
    Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
    - аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
    - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф
    - ассонанс - повторение гласных; 
    - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

    9. Образ лирического героя, авторское "Я". 
    - сам автор, 
    - рассказ от лица персонажа, 
    - автор играет какую-то роль.

    10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

    11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д


    написать администратору сайта