Главная страница
Навигация по странице:

  • Мужское троеборье как средства формирования всесторонне и гармонически развитой личности

  • Сравнительная характеристика национальных видов спорта монгол, бурят, тувинцев: борьба, стрельба из лука, конные скачки

  • Современное состояние национальных видов спорта в Республике Тыва

  • физра реферат. Столица Тывы, город Кызыл, является географическим центром Азии


    Скачать 38.83 Kb.
    НазваниеСтолица Тывы, город Кызыл, является географическим центром Азии
    Дата20.01.2020
    Размер38.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафизра реферат.docx
    ТипДокументы
    #104914

    Национальные виды спорта – вид, имеющий прикладную направленность исторически сложившийся в этнически однородной группе населения, компактно проживающий на территории республики (субъекта) Российской Федерации, где данный вид признан как национальный.

    У каждого народа свои особенности национальных видов спорта, продиктованные не только традиционным трудом и бытом, но и этническим характером, природными и историческими особенностями.

    Важным компонентом народной культуры являются национальные виды спорта, сыгравшим огромную, жизненно важную роль в истории своего народа.

    В свою очередь национальные виды спорта, с одной стороны, являются частью всей народной культуры, а с другой - частью системы физической культуры. Существенным отличием национальных видов спорта от других форм физической культуры, является состязательная направленность, обязательное наличие соперничества, борьбы.

    Тувинцы один из коренных народов Саяно-Алтайского нагорья на юге Сибири (бассейн Верхнего Енисея). Прежние названия тувинцев - урянхайцы, сойоты, сойоны, самоназвание их - тыва кижи. Они проживают в Республике Тыва, ( примечание: Тыва - этническое название народа на родном языке, Тува

    - русский вариант названия) входящей в состав Российской Федерации.

    Столица Тывы, город Кызыл, является географическим центром Азии.

    История формирования и развития тувинского народа так же многогранна богата, как и любого другого этноса. Наши предки издревле населявшие благодатные предгорья Саяно-Алтая, оставили зримые следы на этой огромной территории. Это и «открытые книги» на скалах - петроглифы писаницы, и оленные камни и каменные изваяния, и остатки древних городищ и ирригационных систем, и большие и малые курганы-места захоронений царей, вождей и дружин саяно-алтайских племен.

    Возникновение народных физических упражнений и видов спорта у народов, проживающих на территории современной России, как и у других народов мира, относится к первобытному обществу.

    Памятники материальной культуры, датируемые эпохой палеолита (древний каменный век 2,6 млн- 12 тыс.лет до н.э) показывают, что древние народы Центральной Азии из поколения в поколение развивали самобытную физическую культуру в виде игр, состязаний и разнообразных физических упражнений, которые являлись средствами народной педагогики.

    Изучение истории и развития народной педагогики, а также педагогической мысли показывает, что общество уделяло недостаточное внимание исследованию культуры малочисленных народов, в том числе и использованию народного опыта воспитания.

    Тувинские народные традиции физического воспитания направлены на приобщение подрастающего поколения к верховой езде, стрельбе из лука, уходу за животными, приемам и техническим тонкостям национальной борьбы и др., которые в комплексе воспитывали у детей выносливость, чувство товарищества и другие физические качества. Здесь формировались и многие морально-волевые черты характера. Например, во время охоты по традиции старшему по возрасту уступали первую добычу, встретившись с другим охотником в пути, делились с ним частью добычи, как бы тяжело она ни досталась. Победитель состязания в знак уважения отдавал свой приз гостю и т. д. (Грач А.Д., 1960; Самбу И.У., 1978; Кенин-Лопсан М.Б., 1994, 1999, 2001; Курбатский Г.Н., 1973, 1999, 2001; Ооржак С.Ы.).

    В суровых жизненных условиях, в тяжелой борьбе за существование тувинцы осознавали огромное значение развития в человеке большой физической силы и выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, храбрости и мужества, быстроты мышления, выдержки. Поэтому всегда уделялось большое внимание воспитанию и развитию физических, психических и моральных качеств человека.

    На территории Тувы люди жили небольшими родовыми общинами, занимались охотой и собирательством. Орудия изготавливали из камня, рога, кости и дерева.

    II в.до н.э. - V в. н.э. – население Тувы смешивается с пришлыми племенами, которых оттеснили в Туву племена хунну, создавшие военноплеменной союз и установившие господство в Центральной Азии.

    VI-V тысяч лет назад - неолит (новокаменный век). Людьми производятся более совершенные каменные орудия, появляются лук и стрелы. В данный период появляется стрельба из лука как способ помериться в меткости, силе и ловкости древнего тувинца.

    VI-VIII вв. н. э. – древнетюркское время. Территория Тувы находилась в составе тюркского каганата. Основное занятие населения – кочевое скотоводство.

    Примерно X-VIII тысяч лет назад (эра мезолита- средний каменный век) на Земле наступает очередной период сильного потепления, появляются современные виды флоры и фауны. Одно из величайших достижений людей этого времени- изобретение лука со стрелами. На территории Тувы найдены наконечники стрел, сделанные из кремня.

    745–840 гг. – уйгуры разбили государство древних тюрков и создали свой каганат. Уйгуры, один из древнейших тюркоязычных народов, соорудили в Туве крепости. В то время на территории Тувы была оседлая цивилизация.

    Мужское троеборье как средства формирования всесторонне и гармонически развитой личности

    Условия жизни требовали от древних тувинцев улучшения техники и тактики охоты, подготовки к охоте молодого поколения. Этим во многом объясняется возникновение подвижных игр, носящих характер подражания животным и птицам. Все эти и другие игры отражали общественный строй древних тувинцев, живших в доклассовом и классовом патриархально-феодальном обществе. В более поздний период игры, отражающие трудовой процесс, не были направлены непосредственно на предмет труда, а приобретали относительную самостоятельность в виде физических упражнений. В течение времени менялись характер и культура тувинского народа, и в связи с этим появились новые формы физических упражнений и игр.

    Многие исследователи Южной Сибири отмечают особую роль народных подвижных игр, видов спорта в деле воспитания молодежи (Андрианов А.В., Потанин Г.Н., Дьяконова В.П., Салчак КБ., Вайнштейн СИ., Кон И.С., Курбатский Г.Н., Самбуу И.У., Потапов Л.П., Бутанаев В.Я., Сагалаков Л.И., Сунчугашев Я.И., и др.). Они отмечают игру как важный инструмент передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему, усвоения народных обычаев, традиций. Такая передача опыта начиналась с появления у ребенка потребности в подражании действиям своих родителей. Родители, поддерживая желание детей, создавали определенные условия, показывали, учили, давали возможность повторять (упражняться), предоставляли свободу действия, исправляли ошибки.

    Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий своего развития, психического состояния, климато-географического положения, исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр и развлечений, их способы, которые формируют своеобразную систему воспитания. Формы проявления игр весьма разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются (Ягодин В.В., 1992; Санданов Б.Д., 1991, 1993; Таран А.А., 2004).

    Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью интернационального, эстетического и физического воспитания человека. Дети, посещая детские учреждения, повседневно общаются, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Игра вызывает важнейшие свойства учения - потребность учиться, знать, уметь (Покровский Е.А., 1884, 1887; Бурхинов Д.М., 1993; Хангалов Б.Д.; Шмаков С.А., 1997; Таран А.А., 2001, 2004).

    Народные подвижные игры - элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода. Исходя из этого знакомить детей с народными играми в современном образовательном учреждении целесообразно во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями региона, в котором они бытуют. Тувинский народ не должен терять нравственный авторитет среди других народов -авторитет, достойно завоеванный тувинским искусством, в том числе в искусстве традиционных игр. Мы не должны забывать о прошлом, о красоте и богатстве музыки, живописи, литературы, о праздниках и обычаях тувинского народа. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

    У каждого народа свои культурные традиции, которые чтятся и передаются из поколения в поколение. Именно такой подход, по нашему мнению, приобщит школьников к традициям, народной культуре, воспитывает поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, в то же время, осознающее себя участниками мирового культурно-исторического процесса.

    Игры, используемые для физического воспитания, можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные.

    Подвижные игры как важнейшее средство физического воспитания населения широко используются в образовательных учреждениях нашей страны в поэтапном обучении (детский сад - школа - вуз). Их целенаправленно применяют на практических занятиях по физической культуре в школе для повышения уровня физического развития, выносливости и физической работоспособности школьников. Важным фактором является улучшение умственной работоспособности учащихся, занимающихся активной двигательной деятельностью.

    Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и другие, что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

    В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

    Обогатившись и укрепившись в результате синтеза на протяжении длительного времени, физическая культура и подвижные игры не теряют своей принадлежности к своей нации. В процессе развития традиционной физической культуры тувинского народа формировалась и самобытная классификация. Рассматривая самобытную физическую культуру тувинского народа, мы делаем попытку разработки классификации подвижных и спортивных игр тувинцев для развития физических качеств.

    Сравнительная характеристика национальных видов спорта монгол, бурят, тувинцев: борьба, стрельба из лука, конные скачки

    Предки тувинцев использовали лошадей не только для езды и перевозки грузов, но и устраивали конные состязания на праздниках. Хотя в письменных источниках не говорится об этом, в народных сказках и преданиях сохранилось множество сведений о конных состязаниях. Так, в сказаниях о Гесер Мергене говорится: «...завтра созывается большое состязание (адаан шоорей, адыг чарыш). Чей конь опередит, тот получит руку красавицы Орукмаа». Конные состязания дошли до наших дней через тысячелетия. Они и в наше время вызывают интерес у народа. К сожалению, о видах конных состязаний ни в героических сказаниях, ни в письменных источниках не говорится.

    Конные бега проводились после состязаний борцов. В соревнованиях принимали участие все желающие.

    В наше время виды состязаний делятся по способности лошадей (маннаар - рысью, челер, чыраа - иноходью) и по их возрасту.

    Перед состязанием за месяц коня закаляют (соодар) и тренируют (кузургедир), в ночное время держат на длинном аркане (ортээр) в местах с низким травостоем, а в дневное время - на привязи в тени (баглаар).

    С течением времени сокращается ортээр, и коня держат преимущественно на привязи в тени. Через десять дней его тренируют на короткие дистанции, затем через 5 и 3 дня - дистанция соответственно увеличивается. Накануне состязания тренируют на более короткой дистанции, а затем приводят в порядок: заплетают хвостовые волосы, красиво подрезают челку и гриву, моют коня. Тренировка и закалка для всех видов состязаний одинакова. Во время тренировки коня наездник также занимается всевозможной подготовкой и одновременно приобретает мастерство в езде.

    Состязания рысаков происходят следующим образом. Кони выступают без нарядов и седел, только одни удила без металлических украшений. Наездники - мальчики лет 8-10. Перед стартом выстраивают всех лошадей и проводят перед публикой, как бы представляя каждого скакуна зрителям болельщикам. Впереди и сзади идут секунданты (по 2 или 3). При этом все наездники негромко насвистывают, чтобы лошади развеселились. Секунданты разъясняют маршрут дистанции. Протяженность маршрута измеряется полуденным расстоянием, т. е. примерно 30-40 км. Когда все лошади построены, дают команду: «Старт!» Наездники с криком и свистом, крутя над головой плетками, вырываются на «беговую дорожку». Все решает мастерство наездников. Неоднократным «чемпионам-скакунам» даются прозвища: Чугурук-Доруг - Скакун гнедой, Сыын-Бора - Серый олень, Чугурук-Сарала -Скакун пестрый, Бора-Хартыга - Серый сокол и т. д. Состязания молодых скакунов проводятся на наиболее коротких дистанциях (15-20 км).

    Состязания иноходцев носят названия: челер, чыраа аъттар. Обычно принято в состязании иноходцев вместо челер пускать их чыраа (челер и чыраа - две разновидности иноходцев. Разница в ходе заключается в том, что у челер при беге все четыре ноги чередуются, а у чыраа правая передняя и правая задняя ноги одновременно поднимаются и опускаются, затем - левая передняя и левая задняя, а скорость у челер и чыраа одинакова). Для участия в состязаниях иноходцев седлают красиво наряженными седлами, надевают узды с серебряными украшениями. Наездниками выбирают пожилых, опытных людей; чаще всего наездниками выступают сами хозяева коней или близкие им люди. Нередко конь, не удовлетворившись средним (тихим) ходом, переходит на галоп, что не разрешается. Тогда наездник должен умело перевести коня на иноходь, что трудно удается, ибо скачущий конь при натягивании поводка снижает скорость до минимального предела, а затем снова набирает ее и постепенно доходит до нормальной скорости.

    Конным спортом увлекаются многие народы. Но именно древнетюркским способом проводят скачку лишь некоторые народы Сибири: тувинцы, буряты, монголы, алтайцы. По своему стилю и содержанию тувинская скачка отличается от казахской «какбуре» (дерут козу), которую проводили на мусульманских праздниках, или от киргизского «кыз-быры» «байги» (скачки) и грузинского «джирити» и др (Ягодин В.В., 1992; Самдан З.Б., 1991).

    Объяснять потребность тувинцев в конной игре только как в народном развлечении было бы ошибкой. Из истории тувинцев и их предков известно, что современная территория Тувы была театром кровопролитных многочисленных войн. Долгое время здесь хозяйничали монголы, маньчжуры, кыргызы, джунгарские алдынханы и т. д. Известно, что еще в XVIIIB. среди войск других народов выделялась отборная кавалерия Мунгатской Армии из Урянхая. В истории Монголии мы читаем имена чингисхановских полководцев из Урянхая - Субутая, Цевен-Рабтана, Церен-Дондука и др. Интересы защиты своей земли и сохранения самостоятельности народа, естественно, требовали хорошо подготовленных воинов.

    Основное бремя походной жизни в прямом смысле несли, конечно же, кони. Выросшие на воле в табунах, фактически полудикие кони номадов при относительно скромных физических данных отличались редкой выносливостью и неприхотливостью. Порода этих лошадей появилась в результате как минимум двухуровневого отбора.

    Во-первых, кони проходят крайне жесткий естественный отбор в табунах, свойственный всем животным в дикой природе. В свободных выпасах табун лошадей делится на косяки, возглавляемые жеребцами. За право обладания собственным косяком, то есть кобылицами, жеребцы вынуждены постоянно конкурировать друг с другом. Право на спаривание с ними и собственное потомство завоевывает и сохраняет за собой в схватках только самый сильный из жеребцов, пока он способен противостоять соперникам. Сильное, под стать родителю, потомство и есть следствие этого отбора.

    Современное состояние национальных видов спорта в Республике Тыва

    Контроль реализации настоящей Концепции осуществляет Министерство по молодежной политике и спорту Республики Тува совместно с федерациями национальных видов спорта с рассмотрением итогов и промежуточных результатов реализации комплекса мер по развитию национальных видов спорта на коллегии Министерства по молодежной политике и спорту Республики Тува.

    В настоящее время в сфере физической культуры и спорта особое внимание уделено совершенствованию и развитию нормативно-правового обеспечения, реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Тува на период до 2020 года, республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Тува».

    В 2011 году впервые выделены субсидии из федерального бюджета республике на поддержку спортивных организаций.

    На основе Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта.

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью, как правило, восемь часов в неделю.

    Органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти Республики Тыва в области образования, в области физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях.

    Органы исполнительной власти Республики Тыва в области образования, органы исполнительной власти Республики Тыва в области здравоохранения, а также дошкольные и другие образовательные учреждения в соответствии со своими уставами, их руководители: 1) обеспечивают высокий уровень проведения в режиме учебного дня ежедневных учебных и внеучебных занятий, создают условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать, мог выполнять установленные спортивные нормативы, изучил основы гигиены и поддерживал свой организм в хорошем состоянии; 2) во всех дошкольных и других образовательных учреждениях проводят на основе нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье" многоразовые соревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обучающихся в аналогичных ежегодных кожуунных, городских, республиканских спортивных соревнованиях; 3) по итогам учебного года во всех общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, в выпускных классах (курсах) проводятся контрольные проверки.

    Эффективность концепции осуществляется в значительной степени от согласованности и взаимодействия целевых программ образовательных учреждений различного уровня.

    В соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней в дошкольных и иных образовательных учреждениях предусматриваются реконструкция и строительство спортивных залов, плавательных бассейнов и спортивных городков, создание детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки и врачебно-физкультурных диспансеров.

    Оптимальная система управления отраслью увеличению числа людей занимающихся национальными видами спорта, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости наркотизации, потребления алкоголя, сокращении правонарушений, особенно молодежью окажет действенную помощь в воспитании самосовершенствования и самообразования человека, повышения работоспособности и выполнении им долга по защите Родины. Для некоторых национальных видов спорта в республике отсутствуют современные техники оснащенности спортивных помещений, на которых можно готовиться к крупным соревнованиям.

    По новой концепции бюджетное финансирование должно обеспечиваться в полной мере, как в развитии национальных видов спорта, также занятий другими видами спорта.

    Эффективность развития национальных видов спорта определяется комплексом взаимосвязанных факторов: Значимость фактора государственной поддержки для развития национальных, неолимпийских и становления новых видов спорта во многом решающая, поскольку им определяются многие аспекты этого процесса. Несомненно, что государственная политика в сфере физической культуры и спорта, о содержании которой в настоящее время ведется широкая дискуссия, должна обеспечивать возможность удовлетворения потребностей в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

    Концепция развития национальных видов спорта в Республике Тыва, и эффективность реализации

    Национальные виды спорта тувинцев зародились в процессе социальной трудовой деятельности, природно-климатических условий, и по мере общественного прогресса физические упражнения постепенно теряют свой утилитарный характер и во все большей степени становятся игровыми.

    Для улучшения и совершенствования общей физической подготовки, развития массовой физической культуры необходимо широко использовать народные игры и физические упражнения.

    В большинстве регионах России проживают народы разных национальностей, и у всех у них есть множество самобытных игр и физических упражнений. Условия трудовой деятельности различных народов неизбежно должны были привести к возникновению общественной потребности в воспитании у людей таких физических способностей, которые были необходимы в их трудовой деятельности. Эта потребность, а так же биологическая общность людей явилась основной причиной возникновения общенародных видов физических упражнений, то есть таких, которые применялись в физическом воспитании у всех или большинства народов мира. Часть этих упражнений в своем дальнейшем развитии превратились в общенародные виды спорта.

    Национальные виды спорта тувинцев должна широко использоваться в современной системе физической культуры с направленностью преимущественно в школе, сузе, вузе. Она выполняет образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, удовлетворяющие основные требования современной физической культуры.

    Практическое воплощение в жизнь всех этих направлений по национальным видам спорта, по нашему мнению, должно повысить авторитет и значимость народной физической культуры, но и придать ей новый импульс для дальнейшего развития и совершенствования.

    Таким образом, совершенно очевидно, что тувинские народные игры и физические упражнения в системе физического воспитания представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям, в которых заключены большие воспитательные возможности.

    Археологические и этнографические исследования, проводившиеся в южных, восточных и северных регионах страны, дают основание говорить о применении различных народных видов упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних тувинцев. Национальные виды спорта и физическая культура возникла из трудовой деятельности, и связана с тувинскими обычаями и традициями, она включала в себя стрельбу из лука, борьбу «Хуреш» и конные скачки. Республика Тува относится к тем регионам, где сильны народные традиции физической культуры. Природно-климатические условия, уклад жизни, уровень развития культуры, неповторимый характер тувинского народа имели большое влияние на формирование своеобразной, самобытной народной культуры. Состязания в силе, меткой стрельбе, ловкости стали одним из основных элементов воспитания молодого поколения тувинцев.

    Таким образом, историографический анализ показывает, что по данной теме написано немало работ, но на современном этапе исследования не велись.

    В концепции развития национальных видов спорта в республике подчеркивается роль этнокультурных компонентов в физическом воспитании, народных традиций молодого поколения. Также в концепции рассматривается, что для популяризации национальных видов спорта нужно обязательно совершенствовать системы проведения соревнований, улучшение его качества, подготовка спортивного резерва, профессионального образования специалистов, спортивной подготовки участников. Со стороны законодательной базы нормативно-правовое обеспечение по системе мероприятий по развитию национальных видов спорта. Развитие национальных видов спорта в городах и кожуунах республики, улучшение ресурсного развития, повышения и подготовки квалификации специалистов в этой области, научно-методическое обеспечение, также материально техническое обеспечение. Обязательно самое ожидаемое от концепции развития национальных видов спорта, это этапы реализации и ожидаемые результаты работы в республике.

    В ходе исследования выявлено, что на протяжении длительного времени, национальные виды спорта не теряют своей принадлежности к своей нации. В процессе развития традиционной физической культуры тувинского народа формировалась и самобытная классификация. У тувинского народа имеются национальные виды спорта как борьба «Хуреш», стрельба из лука, конные скачки, которые имеют свои правила и условия проведения соревнований которые имеют отличия по сравнению с другими народами.

    Кроме этих видов также имеются и подвижные игры для соответствующего возраста детей и взрослого населения. Их при классификации можно разделить на подвижные и спортивные игры тувинского народа.

    Основная цель любого народа является - эффективное использование национальных видов спорта, их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное воспитание спортсменов по близким видам спорта и выступления их на крупнейших международных соревнованиях.

    Введение.

    Совершенствованию учебного предмета "физическая культура" посвятили свои труды многие известные в России и за рубежом ученые [8-10].

    В Республике Тыва (РТ) также остаются актуальными разработка и внедрение учебных программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ. Кроме учета национально-этнических традиций и необходимости внедрения в учебный процесс физических упражнений из национальных видов спорта, игр и танцев следует принимать во внимание региональные особенности Тывы, которые формируют у школьников специальные навыки и умения, необходимые в трудовой и бытовой деятельности.

    Особенно актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования предоставлены большие возможности для разработки национальных программ по физической культуре. Следует помнить, что региональные особенности и национальные традиции влияют на здоровье, физическое и моторное развитие, двигательную активность детей и подростков и позволяют, в свою очередь, сохранить традиционную культуру народа [9 -14 и др.].

    Достижению определенного уровня образованности школьников в области физической культуры, формированию у них потребности и мотивов деятельности по обеспечению соответствующего уровня физического здоровья способствует изучение и внедрение национальных видов спорта, игр и танцев.

    Как известно, приобщение школьника к культуре своего народа осуществляется через процесс образования, а к физической культуре - соответственно через физкультурное образование. Именно процесс физкультурного образования оказывает активное воздействие не только на физические способности человека, но и прежде всего на чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально -психологических качеств.

    Изучение проблемы базисных оснований предмета "физическая культура" показало, что основу этой учебной дисциплины составляют прежде всего научные знания в сфере физической культуры, детерминированные целью и задачами обучения. Структурная модель предмета "физическая культура" включает цель, задачи предмета и компоненты его содержания. Один из путей развития современного физкультурного образования - определение места народно-национальных средств и методов в системе физического воспитания школьников. Основное содержание программы строится на физических упражнениях из национальных видов спорта, играх и танцах как базе для разработки системы мероприятий по модернизации школьного физкультурного образования в РТ на основе учета особенностей физического и моторного развития коренного населения и национально-региональных традиций двигательной активности.

    Особенно актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования открылись большие перспективы для разработки программ по физической культуре, основывающихся на национально-региональном компоненте. При этом необходимо учитывать региональные особенности и национальные традиции, которые влияют на здоровье, физическое и моторное развитие и двигательную активность детей и подростков, что позволяет, в свою очередь, сохранить традиционную культуру своего народа (В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, В.И. Лях).

    Народные средства физического воспитания как проявление народного творчества очень близки и понятны всем. Поэтому использование национальных видов спорта, игр и танцев в физкультурном образовании повышает культуру учащихся и совершенствует содержание уроков по физической культуре в 10-11-х классах.

    Материалы и методы. В содержании практической части предложенной программы - внедрение и адаптация упражнений из национальных видов спорта; танцевальных упражнений; изучение и совершенствование спортивно -игровых упражнений из подвижных игр; упражнений из национальных видов единоборств - борьба "Хуреш", "Даш кодурери", "Ча адары", "Кара адары", "Шалбалаары", "Аргамчы тыртары", "Аргамчы октаары" и т.д. В практической части программы главное направление - "Развитие двигательных качеств" - обеспечивает воспитание физических качеств, способствующих гармоническому физическому развитию школьников.

    В уроки были включены ряд подвижных игр, отобранных и переработанных с учетом пола и возраста учащихся. Наблюдения показали, что при их использовании у школьников не только появился интерес к урокам физической культуры, но и легко усваивались спортивные игры: баскетбол, волейбол.

    Кроме того, были организованы спортивные игры во время зимних национальных праздников, например одного из основных для Тывы - встреча Нового года по лунному календарю - "Шагаа", во время которой традиционно проводятся национальные подвижные, настольные игры и танцы.

    Организация в школах Республики спортивно -национальных праздников и включение в уроки физической культуры упражнений из национальных видов спорта, элементов игр и танцев вызвали большой интерес у школьников.

    Результаты и их обсуждение . Выполненные нами исследования показывают, что включение в уроки физической культуры упражнений из национальных видов спорта, игр и танцев приводит к пониманию, осознанию, принятию школьниками физической культуры как ценности.

    Экспериментальная проверка содержания разработанной программы осуществлялась с 2002 по 2004 учебный год, в ней приняли участие свыше 2000 учащихся 10-11-х классов. Сравнительные данные, полученные на заключительном этапе эксперимента, показали эффективность программы.

    В настоящее время тывинские народные игры и физические упражнения из национальных видов спорта и танцев адаптированы к конкретным условиям урока физической культуры для учащихся 10-11-х классов. Дополняя вариативную часть, мы усовершенствуем содержание обязательных программ по физическому воспитанию с учетом национально-региональных особенностей, физического и моторного развития и конституциональных особенностей организма.

    Совершенствование программы по физическому воспитанию на основе использования национальных видов спорта, танцев и народных игр - это и есть модернизация  физкультурного образования школьников, способствующая более эффективному решению многих современных задач. Эффективность учебного процесса повышается еще и благодаря тому, что ученики сознательно, активно осваивают знакомые им с детства физические упражнения, а предлагаемые им игры, танцы расширяют круг знаний, снимают психологическую зажатость и внутреннюю скованность.  

    Заключение. Таким образом, можно утверждать, что в результате применения элементов национальных видов спорта, танцев и народных игр повысился уровень физического и моторного развития школьников. Это обстоятельство позволяет сделать учебный процесс соприродным и сообразным всей национальной культуре, сохранить и развить народные традиции. В соединении с общемировой культурой и практикой физического и нравственного совершенствования ребенка обращение к истокам национальной тывинской традиции делает сам учебный процесс более эффективным , органичным и современным фактором совершенствования личности.

    Список литературы


    1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988, с. 208 .

    2. Викулов А.Д., Пузанов Ю.В., Мариничев Н.А. Новые подходы в физическом воспитании детей и подростков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Омск, 1996. - 44 с.

    3. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физкультура в школе. 1990, № 12, с. 29-35.

    4. Зверев И.О., Мейксон Г.Б. Учитель физкультуры. - М.: Просвещение, 1979. - 247 с.

    5. Зуев В.Н., Койносов П.Г. Физическая культура в жизни коренных народностей Севера // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Омск, 1996. - 26 с.

    6. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники. Кызыл.1973, с. 3-10.

    7. Леднев B.C. Содержание образования. - М.: Высшая школа. 1989. - 360 с.

    8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.1992, с. 120.

    9. Лях В.И. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Физкультура в школе, 1991.

    10. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. - 20 с.

    11. Ондар О.Ч. Исследование интереса населения Тувы к национальным и международным видам борьбы // Теория и практика физ. культуры. 1985, № 1, с. 33-55.

    12. Ооржак Х.Д.Н. Тувинские народные подвижные игры. Кызыл. 1995, с.10-22.

    13. Салчак К.Б. Развитие тувинской народной педагогики. Кызыл. 1984, с. 128.

    14. Самбуу И.У. Тувинские народные игры. Кызыл. 1978, с. 69.


    написать администратору сайта