Главная страница
Навигация по странице:

  • СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОСТИ ПО Б.М.ТЕПЛОВУ

  • СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОСТИ. Структура музыкальности


    Скачать 16.4 Kb.
    НазваниеСтруктура музыкальности
    Дата25.02.2023
    Размер16.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОСТИ.docx
    ТипДокументы
    #955040

    СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОСТИ

    Под структурой музыкальности понимается комплекс способностей, качественное своеобразие  которого у субъекта, позволяет ему  успешно проявить себя в любой  музыкальной деятельности.

    Структура  музыкальности характеризуется  с психологических, эстетических, музыковедческих  позиций. Показаны разнообразные и  динамичные связи между музыкой  и переживанием субъекта, между деятельностью и способностями, которые формируются в ее процессе, между отдельными музыкальными способностями; показано также качественное своеобразие их в раннем детстве.

    Можно наметить следующую структуру музыкальности, которая состоит из комплекса  качеств, необходимых для успешного  выполнения музыкальной деятельности. Все ее элементы рассматриваются  в их структурных соотношениях. Но качественное ее своеобразие у каждого  ребенка требует знания типологических, индивидуальных особенностей личности с ее интересами, склонностями, с  ее волевыми процессами, складывающимися  в музыкальной практике.

    Все способности  характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. На какой  бы стадии своего развития ни был бы ребенок, он эмоционально откликается  на выразительные интонации, на музыку, содержащую в себе выражение чувств. Вместе с тем, и слуховой компонент  не менее важен. Сенсорная основа (т. е. действенно-наглядная ориентировка в звуковысотных, ритмических, тембровых, динамических отношениях) связана со всеми «слоями» музыкального развития.

    На основе единства эмоционального и слухового  компонента, складываются две основные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма. Эти две  основные способности необходимы для  выполнения любой музыкальной деятельности. Но они по разному проявляются  применительно к тому или иному  виду. Музыкально-слуховые представления  так же отражают звуковысотные и  ритмические особенности музыки, но вне ее реально звучания. Происходит своеобразная «внутренняя музыкальная  речь», вот почему их называют внутренним слухом.

    В связи с  разновидностями музыкальной практики, музыкальность приобретает свое своеобразное воплощение

    Качество музыкального восприятия характеризуется целостностью, непосредственностью и, вместе с  тем, дифференцированностью. Восприятие включает оценочное отношение, на основе которого складывается и музыкальный  вкус.

    Исполнительские способности связаны не только с  музыкальными данными. Очень важно  владение средствами исполнения (инструмент, голос, движение тела). Большое значение приобретают волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также «технические»  способности, (владение певческим голосом, ловкость и гибкость движения).

    В состав творческих способностей входят компоненты, характеризующие  исполнительство (выразительность, непосредственность) и компоненты, отличающие продуктивное творчество (индивидуальность замысла, поиски новых средств воплощения).

    В структуре  музыкальности можно выделить более  общие и специальные способности. Для первых из них характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении, творчестве, оценке. Для вторых показательно, что  все эти общие музыкальные  переживания находят выражение  в конкретных способностях. Между  всеми компонентами музыкальности  устанавливаются тесные связи.

    Структура музыкальности  рассматривается нами в ее развитой форме, но она должна быть выявлена в самых первых ее проявлений. Это  поможет уяснить, какие компоненты играют существенную роль в дальнейшем активном музыкальном развитии данного  ребенка.

    СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОСТИ ПО Б.М.ТЕПЛОВУ

    Вопрос о  структуре музыкальности, который  Б.М. Теплов считал одним из самых  сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или  это комплекс способностей.

    Дискуссионным остается – из каких компонентов  состоит этот комплекс. Современные  исследователи сходятся на том, что  способности, входящие в "ядро" музыкальности  это:

    • ладовое чувство;

    • способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;

    • музыкально-ритмическое чувство.

    В структуре  музыкальных способностей выделяют общие и специальные способности. Б.М. Теплов к основным музыкальным  способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство — способность  переживать отношения между звуками  как выразительные и содержательные; музыкально-слуховые представления  — способность прослушивать "в  уме" ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство  — способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать  новые ритмические сочетания. К  общим музыкальным способностям относятся музыкальная память и  психомоторные способности. Музыкальная  память (усвоение знаний, умений и навыков) способствует накоплению музыкальных  впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование музыкальных способностей, а также  на психическую деятельность слушателя, исполнителя, композитора и педагога. Органически включенная в профессиональную деятельность, она обусловливает  способ музыкального мышления — вокальный, инструментальный (скрипичный, фортепианный и т.д.). Психомоторные способности  музыканта проявляются в возможности  передать свое понимание содержания музыкального произведения при его  исполнении и выражаются в мастерстве, виртуозности. Специфическим синтезом способностей и доминирующим показателем  музыкально одаренной личности является музыкальность, основу которой составляет эмоциональная отзывчивость на музыку (Б. М. Теплов). Музыкальность как  реактивное качество личности мало поддается  развитию. Вместе с тем имеются  факты, свидетельствующие о расцвете музыкальности в результате обучения, удачно найденного репертуара, успешной исполнительской деятельности.


    написать администратору сайта