Главная страница
Навигация по странице:

  • Молодежная субкультура

  • Характеристика молодежной культуры

  • тт. таня. Субкультура это система норм и ценностей, которая выделяет определенную группу на фоне большинства обществ. Одной из разновидностью субкультур является молодежная культура. Молодежная субкультура


    Скачать 20.15 Kb.
    НазваниеСубкультура это система норм и ценностей, которая выделяет определенную группу на фоне большинства обществ. Одной из разновидностью субкультур является молодежная культура. Молодежная субкультура
    Дата13.01.2023
    Размер20.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатаня.docx
    ТипДокументы
    #885272

    Молодежная культура

    Субкультура – это система норм и ценностей, которая выделяет определенную группу на фоне большинства обществ. Одной из разновидностью субкультур является молодежная культура.

    Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом.

    Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее социально—психологические истоки находятся в стремлении молодых людей к самоутверждению, самовыражению и самореализации.

    В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории конфликта поколений, отцов и детей.

    Молодежная культура обычно создается самой молодежью. Молодежь - ее носитель. По своему уровню молодежная культура нередко бывает не слишком высокой. Молодежная культура в той или иной степени противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти – высокой.

    Но молодежная культура часто выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую.

    Рассмотрим характеристику молодежной культуры.

    Характеристика молодежной культуры:

    *уличный стиль – является основой любой молодежной субкультуры;

    *определенный стиль музыки – необязательный признак, но характерный для большей части молодежных субкультур;

    *сленг –

    Значительная часть современной культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов именно молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т. д.

    Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием.

    В различное время особую популярность обрели такие ее жанры, как джаз, регги, диско, рэп, рок—и поп—музыка.

    Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, в целом внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т. д. Все элементы молодежной культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность из общей культуры и обособленность от нее.

    Молодежная культура неоднородна, она охватывает различные группы молодежи – студенческую, творческую, рабочую, сельскую, разного рода маргиналов и т. д.

    Молодежная культура распадается на множество групп и течений. В разное время лидирующие позиции в молодежной культуре занимали хиппи, панки, рокеры и т. д.

    На определенных исторических этапах молодежная культура может обрести форму контркультуры, оппозиционно настроенной доминирующей культуре.

    Широкую известность имела на Западе во второй половине XX в. контркультура социальных групп студенчества (хиппи).

    Молодёжная культура формировалась в период экономического подъёма после войны, когда США переживали «бэби-бум». В 1964 г. 17-летние составляли самую многочисленную демографическую группу в стране. До 1971 г. молодые от 16 до 25 лет составляли более половины населения. Количество вузов с 1950 по 1965 г. увеличилось в 2 раза. Послевоенное поколение американцев («свободное поколение») было первым поколением в истории человечества, которое вырвалось из-под опеки семьи, получило широкий доступ к высшему образованию и впервые воспитывалось под влиянием средств массовой информации – прежде всего телевидения и «глянцевой» прессы. Новые идеи распространялись, благодаря СМИ, с фантастической быстротой. В итоге оно усвоило ценности, принципиально отличные от традиционной Америки.

    Также в традиционном обществе периоды жизни человека были чётко обозначены ритуалом. Теперь границы размыты. Молодым человеком можно быть и в 35, и в 40 лет. Молодость – это период становления, время, когда человека оценивают по его возможностям, которые проявятся в будущем. Глобальная тенденция состоит в том, что юность начинается всё раньше и раньше и продолжается всё дольше и дольше (14-17 – 25-30 лет). Это отражает процессы физической акселерации и усложнение процесса социализации в современном обществе. В середине XX века, когда высшее образование стало массовым, в эпоху позднего индустриального общества начинается формирование особой молодёжной культуры, заявившей о себе студенческими волнениями и протестами.

    Молодежная культура в значительной степени отличается от любого другого культурного направления. И особенно отличается молодежная культура в России. Россия всегда шла по своему собственному пути, не отрицая западные ценности, но подчеркивая, что эти ценности могут быть адаптированы под российские реалии. Так и происходило всегда, и это же коснулось молодежной культуры. Так, на первом месте в иерархии ценности находится нравственность. Молодежь воспринимает мир на эмоциональном и нравственном уровне, представители социально-демографической группы имеют четкие представления о том, что есть добро, а что есть зло. Эти понятия резко противопоставляются друг другу, поэтому в молодежной культуре очень многие понятия отражают известное высказывание «из крайности в крайность».

    Молодежь отличается максимализмом и категоричностью в суждениях. Причем это стало очень явно проявляться и с развитием информационных технологий. Доступ к неограниченным ресурсам сделал молодежь очень развитой и включенной в большое количество процессов. Культура молодежи предполагает активное участие в различных политических и социальных событиях, а также представители молодежи сами становятся инициаторами этих событий, поскольку считают, что они как молодое поколение имеют право громко заявлять обо всем, что они думают. Молодежная культура отражает нетерпимость к лжи и несправедливости, равнодушию и лицемерию. Она структурирована и включает в себя специально созданную культуру для молодежи и массовую культуру, которая оказывается доступна всем.

    Чаще всего молодежь объединяется в неформальные группы, и им характерны некоторые черты. Например, развитие стихийного общения, которое происходит при тех или иных условиях и ситуациях. Независимость от официальных структур и самоорганизация – то, что отличает по большей мере молодежную культуру от других направлений. Модель поведения молодых людей очень отличается от остальных. Обычно поведение направлено на подчеркивание своей независимости, самостоятельности, самоутверждение. Внутри группы есть своя иерархия, и она устойчива, хотя каких-то формальных и официальных связей в ней нет.

    На сегодняшний день исследователи выделяют несколько направлений деятельности молодежи, таких как: эпатажная самодеятельность, агрессивная самодеятельность, социальная самодеятельность, политическая самодеятельность. При этом, все виды деятельности в рамках молодежной культуры являются инициативой самих молодых людей. Эпатаж – это некий вызов общепринятым нормам и ценностям и стремление внедрить в повседневность что-то нетипичное и новое. Агрессивная самодеятельность основывается на довольно примитивных понятиях о ценностях. Здесь наглядным становится стремление самоутвердиться. Социальная и политическая самодеятельность – самые распространенные формы молодежной культуры. Через них молодые люди не просто выражают свое мнение, но им также открываются возможности для трансляции своих идей и получения знаний о текущей социально-политической ситуации в обществе.

    Особенности молодёжных субкультур в России.

    В.А. Луков выявляет следующие особенности молодёжных субкультур в России.

    1) Социальная и экономическая неустойчивость российского общества в постсоветский период приводит к следующему: для значительной части молодёжи (особенно провинции) «проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодёжных субкультур».

    2) Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, слишком часто основанная на криминале, является основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодёжи. На фоне социальной аномии – утери нормативно-ценностных оснований широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодёжи.

    Молодёжные субкультуры криминализируются. «Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодёжи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами». Особое значение приобретает культ физической силы. Активно проявляют себя экстремистские праворадикальные группы (скинхеды, нацболы). Молодёжный экстремизм проявляется в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

    3) К наиболее распространённым формам субкультурной молодёжной активности относятся сообщества футбольных фанатов, имеющие давнее происхождение.

    4) Существуют разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов.

    Влияние западных молодёжных субкультур наиболее проявляется в субкультуре байкеров; рейверов – завсегдатаев ночных клубов. Подражать тем и другим могут состоятельные люди. Среди множества субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп. Манера исполнения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Рэп входит составной частью в полистилистическое образование, получившее название хип-хоп-культура. Её приоритеты, кроме рэпа: брейкданс, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта. Толкинизм, поттеромания воплощается в ролевых играх.

    Говорится сейчас и о складывании «новой контркультуры», новой левой оппозиции, «наподобие революционной контркультуры 60-70-х г. XIX века в России», ищущей самореализации, отвергающей примитивы западного масскульта, безнравственность и уголовное мышление как путь к успеху. Молодёжь политизируется. Активизируются нацболы, борющиеся за национальную и социальную справедливость. Их наибольшая активность отмечена в Северной столице России. Их задача – «возродить Российскую империю на евразийском пространстве в её истинном величии». Создан Евразийский союз молодёжи. Евразийцы отвергают коррумпированную власть: «Требуется мобилизация.., власть сакральная.., одержимая величием России».

    О постсоветской молодёжи часто говорят как о «потерянном», «пожертвованном» поколении, которое обвиняют в потребительстве, в пренебрежении к национальным ценностям. А.В. Соколов, отвергая такую одномерность, также говорит о парадоксальности студенческой молодёжи. Опасения, что «общество будет более прагматичным, более жестоким и циничным, более лживым и беспощадным к слабым», если «нынешние студенты станут элитой общества», небезосновательны, но нуждаются в уточнении.

    Исследователь делит студенческую молодёжь на две по-разному этически ориентированные подгруппы: интеллектуалов-прагматиков и интеллигентов с их нравственными ценностями. Также отмечается, что на прагматические ценности более ориентированы юноши, а у девушек больше проявляется ориентация на образование и самореализацию в работе. «На фоне прагматических ценностей содержание работы является наиболее значимым фактором для девушек. Для юношей значимы внешние атрибуты профессии». Таким образом, споры о молодёжной культуре как феномене современной культуры продолжаются


    написать администратору сайта