Главная страница
Навигация по странице:

  • Излучаемый свет

  • ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ. Документ Microsoft Office Word. Свет электромагнитное излучение. Цвет


    Скачать 80.66 Kb.
    НазваниеСвет электромагнитное излучение. Цвет
    АнкорВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
    Дата02.03.2022
    Размер80.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Office Word.docx
    ТипДокументы
    #380546

    Понятие света и цвета


    Свет – электромагнитное излучение.

    Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн L возбуждает разные цветовые ощущения. Излучения с L от 380 до 470 нм (нанометров) имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм - сине-зеленый, от 500 до 560 нм - зеленый, от 560 до 590 нм - желто-оранжевый, от 590 до 760 нм - красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.

    Цвет характеризуется действием излучения на глаз человека. Таким образом, лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение цвета. Распознавание цвета человеком зависит от освещения объекта, отражающего свет, от глаз и свойств мозга наблюдателя.

    Свет, попадая в глаз, преобразуется в сигналы нейронов, находящихся в сетчатке глаза, и по оптическому нерву пересылается в мозг. Глаз реагирует на три дополнительных первичных цвета: красный, зеленый и синий.

    Излучаемый свет – это свет, выходящий от источника, например, Солнца, лампочки или экрана монитора.

    Отраженный свет – это свет, отразившийся от поверхности объекта. Именно его мы видим, когда смотрим на какой-либо предмет, не являющийся источником света. Бумага, на которой мы печатаем изображение, отражает свет.

    Излучаемый свет, идущий непосредственно от источника к глазу человека, сохраняет в себе все цвета, из которых он создан. Но этот свет может измениться при отражении объекта (рис. 1).



    Рис. 1. Излучение и отражение света

    Свойства цвета

    Для описания цветовых оттенков, которые могут быть воспроизведены на экране компьютера и на принтере, разработаны специальные средства – цветовые модели (системы цветов).

    У цвета есть три атрибута: цветовой тон, яркость и насыщенность.

    Цветовой тон является таким атрибутом цвета, который позволяет различать их как красный, желтый, зеленый, синий или как промежуточный между двумя соседними парами этих цветов.

    Яркость относится к относительной светлости или темноте цвета. Она определяется степенью отражения от физической поверхности, на которую падает свет. Чем выше яркость, тем светлее цвет.

    Насыщенность заключается в том, насколько живым выглядит цвет. Она измеряется в терминах отличия данного цвета от бесцветного (нейтрального) серого цвета с той же самой степенью яркости. Чем ниже насыщенность, тем более серым выглядит цвет. При нулевой насыщенности цвет становится серым.

    Так как цвет может получиться в процессе излучения и в процессе отражения, то существуют две противоположных модели его описания: модель RGB и модель CMYK, которые будут рассмотрены нами далее.

    Воздействие цвета на человека и его психику


    Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.

    При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов.

    К оптическому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.

    Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.

    Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле на рисунке слева кажется более низким, чем поле на рисунке справа, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

    При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета (см. Приложение 1. Психологические характеристики цветов). Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.

    Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.



    Рис. 4. Зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента

    Система представления цвета в компьютерной графике

    Человеческий глаз способен различать около 350 000 различных цветов. Это число получено в результате многочисленных опытов. Четко различимы примерно 128 цветовых тонов.

    В компьютерной графике применяются две системы смешивания основных цветов: аддитивная – красный, зеленый, синий (RGB) и субтрактивная – голубой, пурпурный, желтый (CMY).

    С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму излучения трёх базовых цветов: красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue). Такая цветовая модель называется RGB (по первым буквам). Она служит основой при создании и обработке компьютерной графики, предназначенной для электронного воспроизведения (на мониторе, телевизоре).

    На поверхности экрана компьютера расположены тысячи фосфоресцирующих цветовых точек. Цветовые точки излучают свет под воздействием электронного луча. Так как размеры точек малы (на экране монитора - 0,0118 дюйма в диаметре), соседние разноцветные точки сливаются, формируя все другие цвета и оттенки.

    Цвет на экране получается при суммировании лучей трех основных цветов – красного, зеленого и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Минимальная интенсивность трех базовых цветов дает черный цвет.



    Рис. 5. Модель RGB

    Для описания каждого составляющего цвета требуется 1 байт (8 бит) памяти, а чтобы описать один цвет (сложение 3-х), требуется 3 байта, т.е. 24 бита, памяти.

    При печати изображений на принтерах используется цветовая модель, основными красками в которой являются голубая (Cyan), пурпурная (Magenta) и желтая (Yellow). Чтобы получить черный цвет, в цветовую модель был включен компонент чистого черного цвета (BlacK). Так получается четырехцветная модель, называемая CMYK (рис. 6).

    Система CMYK в отличие от RGB основана на восприятии не излучаемого, а отражаемого цвета.



    Рис 6. Модель CMYK

    Использование цвета в текстовых документах


    Цветные документы в среднем получают на 60-70 процентов больше откликов, чем такие же чёрно-белые. Причина этих результатов кроется в способе их использования. Простое включение красного и жёлтого в чёрно-белый документ без обдумывания конкретного тона красного или жёлтого относительно чёрного и белого, или яркости цвета, которую надо использовать, снижает положительный эффект.

    А вот применение оранжевого (особенно в сочетании с голубым) невольно привлекает внимание рассматривающего изображение. Свойство оранжевого цвета оттягивать внимание на себя успешно используют многие дизайнеры.

    Большинство людей считают, что чёрный и белый являются нейтральными, в то время как добавление чёрного в документ может быть весьма губительным для тёплых, богатых цветов. Даже серый может быть правильным тоном, а может оказывать негативный эффект на картину в целом, несмотря на то, что сам по себе он ничего не «говорит». Возможно, это происходит из-за традиций, ведь люди начинают процесс творчества с карандаша и бумаги – рисуют чёрным по белому фону.

    В большинстве случаев чёрный текст на белой основе является правильным сочетанием, но это не значит, что так будет всегда. Что касается традиций, здесь они, безусловно правы. Первые печатные книги печатались с деревянных досок в чёрном цвете, и только после печати подвергались ручной раскраске. При этом цвет использовался, в первую очередь, для расцвечивания гравированных иллюстраций, а также для выделения буквиц и раскраски орнаментов. Тем не менее, книга была сугубо графичной.

    При изобретении печатного станка цвет всё реже стал присутствовать в книге. Цветная печать в книжном деле стала активно применяться значительно позже. А ведь наши представления о виде страницы (в том числе, и внешнем виде документа) теснейшим образом связаны именно с книгой. Многочисленные «книжные» правила формировались не то, что годами – веками, и выводились они эмпирическим путем, исходя из психологических (восприятие) и анатомических (формат книг и бумаг) особенностей человека.

    Что же до деловых документов – многие годы простая печатная машинка была единственным средством изготовления различной бюрократической макулатуры. С появлением компьютерной техники и бурным ростом прогресса наши возможности создать поистине красивый документ значительно расширились. Единственное, о чём не следует забывать, так это о чувстве меры и грамотном использовании цвета в «работе» бизнес-бумаг. Специалисты призывают пользователей открыть для себя возможности использования цветной бумаги или цветных шрифтов (см. Приложение 2. 20 преимуществ использования цветных документов).

    Использование цвета при создании презентаций

    Сила цвета заключается в том, что он способен обойти все барьеры сознания и воздействует непосредственно на подсознание.

    Цвет:

    • вызывает психологическую реакцию;

    • подчеркивает качество, настроение, чувство;

    • создает либо теплую, либо холодную среду, отражает времена года;

    • имеет физиологическое влияние на человека;

    • придает объемность среде и предметам.

    Исследованиями установлено, что количество используемых цветов влияет на эффективность рекламного сообщения. Если за 100 % принять черно-белое изображение, то при добавлении еще одного цвета его эффективность возрастает на 20 %, а для многоцветного изображения – на 40 %.

    Существенным фактором является также температура цвета. Так теплый белый цвет (до 500 Люкс) создает атмосферу спокойную, вялую, а более холодный и нейтральный белый цвет – подчеркивает активный настрой.

    Специалисты утверждают, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на покупателей, то распределение их по эффективности будет следующим:

    • сине-фиолетовый – 100 %;

    • темно-синий – 90 %;

    • бирюзовый – 85 %;

    • лимонный – 60 %;

    • черный – 47 %;

    • темно-фиолетовый – 42 %;

    • желтый – 22 %;

    • голубой – 17,5 %;

    • синий – 14,5 %;

    • коричневый – 9,5 %;

    • рубиновый – 7,5 %;

    • красно-розовый – 3,5 %.

    Создавая презентацию, не забывайте, что цвет должен соответствовать тому настроению, которое вы хотите создать у аудитории, чтобы не было дисгармонии между цветовой гаммой и целью вашей презентации.

    Относитесь к цветам с почтительной осторожностью. Верно составленная цветовая гамма может усилить воздействие слов многократно, а плохо подобранные цвета – уничтожить все благие намерения безвозвратно.

    Если вы сомневаетесь в эмоциональном, психологическом воздействии выбранной цветовой гаммы – проведите эксперимент, среди друзей и знакомых. Если же их мнения расходятся, и вы продолжаете пребывать в неуверенности – откажитесь от подобранных цветов, выберете что-нибудь более нейтральное и спокойное. Лучше, если цветовая гамма несет нейтральное сообщение, чем отрицательное.


    написать администратору сайта