Главная страница
Навигация по странице:

  • «Свободы сеятель пустынный...»

  • В романтической лирике Пушкина тема свободы занимала центральное. Свободы занимала центральное место. По словам критикафилософа xx столетия Г. П. Федотова, свобода принадлежит к основным стихиям пушкинского творчества Без свободы немыслим Пушкин


    Скачать 18.6 Kb.
    НазваниеСвободы занимала центральное место. По словам критикафилософа xx столетия Г. П. Федотова, свобода принадлежит к основным стихиям пушкинского творчества Без свободы немыслим Пушкин
    Дата02.06.2022
    Размер18.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВ романтической лирике Пушкина тема свободы занимала центральное.docx
    ТипДокументы
    #564151

    В романтической лирике Пушкина тема свободы занимала центральное место. По словам критика-философа XX столетия Г.П. Федотова, «свобода принадлежит к основным стихиям пуш­кинского творчества... Без свободы немыслим Пушкин…».

    Свобода принимает разные лики в различные пе­риоды его творчества, но одно остается неизменным: поэт никог­да не перестает ощущать высочайшей нравственной ценности свободы.

    Мотив свободы впервые возникает в лицейском стихотворе­нии «Лицинию». Анализируя древне­римскую историю, юный Пушкин увидел в свободе гарантию прогресса общест­ва, а в «рабстве» — источник гибели цивилизации.

    Петербургский период 1817—1820 годов — время наиболее тесного общения Пушкина с вольнодумцами. Тема оды «Вольность»(1817г.) - протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. Слова Вольность, Судьба, Власть написаны с заглавной буквы — это основы политической жизни, важнейшие понятия, при помощи которых формируется концепция свободы:

    Хочу воспеть Свободу миру,

    На тронах поразить порок.

    Пушкин не призывает к свержению царской власти, но высказывает громкий протест против тирании и беззакония, обращаясь к владыкам:

    Тираны мира! трепещите!

    А вы, мужайтесь и внемлите,

    Восстаньте, падшие рабы!

    Основным условием счастливой жизни народа Пушкин называет “с вольностью святой законов мощных сочетанье”. Но Пушкин сомневается в мирном обретении свободы.

    В послании «К Чаадаеву» поэт связывает свои надежды со свободолюбивой молодежью России, которую он призывает “отчизне посвятить души прекрасные порывы”. Пушкин искренне верит в то, что образованность, ум, стремление к свободе и любовь к родине, то есть те лучшие качества, которыми обладает прогрессивная часть дворянской молодежи, способны принести России лучшее будущее. Этой оптимистической верой проникнуты заключительные строки стихотворения “К Чаадаеву”:

    Товарищ, верь: взойдет она,

    Звезда пленительного счастья,

    Россия вспрянет ото сна…

    Еще одно вольнолюбивое стихотворение Пушкина – «Деревня».

    Посещение летом 1819 года псковского имения матери Михайловского, позволило молодому поэту испытать подлинное счастье творчества и заставило ужаснуться жестокостью крепостного права.  В стихотворении возникают два образа: “барства дикого” и “рабства тощего”. Это обобщенные образы помещиков и крестьян:

        Здесь Барство дикое без чувства, без Закона,

        Присвоило себе насильственной лозой

        И труд, и собственность, и время земледельца.

        В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает “как друг человечества”. Это означает, что он - ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения.

    Новый этап в осмыслении Пушкиным свободы — период южной ссылки. Пессимистические мысли о судьбе политической свободы отра­зились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...»(1823). Пушкинский герой — «сеятель» ощущает трагическую ненуж­ность своих усилий: бессмысленно бросать «живительное семя» «в порабощенные бразды», результат усилий — лишь разочарова­ние:

    ...потерял я только время, Благие мысли и труды...

    В 1824 году Пушкин пишет стихотворение «К морю»: поэт, лишенный свободы, обращается в нем к «сво­бодной стихии». Море для него — воплощение свобо­ды, силы, жизни.

    После неудавшейся попытки восстания декабристов поэт испытывает разочарование, вызванное противоречием между его мечтами о свободе и реальной действительностью. Однако, утверждение поэта о его верности прежним идеалам звучит в стихотворении “Во глубине сибирских руд…”, в котором поэт позволяет себе надежду: 

    Оковы тяжкие падут,

    Темницы рухнут – и свобода

    Вас примет радостно у входа,

    И братья меч вам отдадут.

    Прослеживая творчество великого поэта в хронологической последовательности, можно заметить, как он постепенно раскрывал для себя понятие свободы не в политическом его значении, а в духовном. Может быть, не всегда можно иметь свободу “от царя”, но личная независимость человека – та истинная ценность, которой он может овладеть.


    написать администратору сайта