Главная страница
Навигация по странице:

  • История создания романа Жанр, род, направление. Смысл заглавия Композиция Сражения

  • Люди войны Тема Идея Проблемы Выводы Актуальность

  • 2.Жанр, род, направление. Жанр

  • 5.1 Аустерлицкое сражение

  • 5.2 Шенграбенское сражение

  • 5.3 Бородинское сражение

  • 6.1 Люди мира Андрей Болконский

  • Кутузов Михаил Илларионович

  • 6.2 Люди войны Василий Курагин

  • Адольф (Альфонс) Карлович Берг

  • Отзыв в журнале "Книжный вестник"

  • А. С. Норов (бывший министр народного просвещения)

  • хз. Таврический колледж


    Скачать 2.05 Mb.
    НазваниеТаврический колледж
    Дата01.02.2022
    Размер2.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаProekt_po_litre.docx
    ТипДокументы
    #348349

    Федеральное государственное образовательно учреждение высшего образования

    «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

    Таврический колледж

    (структурное подразделение)

    Проект по роману

    “Война и мир”

    Выполнил:

    Студент группы 1КСК20

    Румянцев Максим

    План проекта

    1. История создания романа

    2. Жанр, род, направление.

    3. Смысл заглавия

    4. Композиция

    5. Сражения

      1. Аустерлицкое сражение

      2. Шенграбенское сражение

      3. Бородинское сражение

    6. Главные герои

      1. Люди мира

      2. Люди войны

    7. Тема

    8. Идея

    9. Проблемы

    10. Выводы

    11. Актуальность

    12. Критика

    Проект по роману “Война и мир”

    1.История создания романа

    Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда.

    Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году – эпохе восстания декабристов. Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом

    Свой замысел – запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны – Толстой назвал «Три поры». Первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов. Вторая пора – это 20-е годы с их главным событием – восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора – 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, амнистия декабристов и время ожидания перемен в жизни России.

    Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. «Война и мир», – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

    По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа.

    Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем.

    Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы.

    Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно изучил неопубликованные документы.

    На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. В годы работы над романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях».

    2.Жанр, род, направление.

    Жанр

    Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто – это роман-эпопея. Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объём произведения, масштаб отображаемых исторических событий и проблематики.

    В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нём присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.

    Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, показаны судьбы героев из разных социальных слоёв, а также критическое отношение к придворным лжепатриотам, роман принято относить к литературному направлению критический реализм.

    Род-эпос

    Эпос — это народнопоэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах (народный эпос). Как образец устного творчества эпос связан с сопровождающей мелодией (напевом) и искусством исполнителя. Народный эпос оказал мощное влияние на развитие литератур многих народов.

    Направление

    «Война и мир», безусловно, относится к направлению реализма. Писатель стремится к наиболее достоверному изображению действительности. Развитие героев проходит в соответствии с событиями окружающего мира.

    3.Смысл заглавия

    Название произведения «Война и мир» так же масштабно, как и его содержание. Эта книга описывает жизнь во всем ее разнообразии и непредсказуемости, что объясняет множество значений ее названия.

    Понятие «война» в романе очень широко и имеет две трактовки. Первая-это буквальное описание военных действий в 1805-1807 и 1812 годах. Второе, более глубокое значение — это ненависть и враждебность людей, разобщенность, эгоизм и преследование лишь личных целей. Толстой демонстрирует, что война — это обычное дело и что она может происходить и в мирное время, испытывая душевные силы человека.

    «Мир», помимо того, что является противоположностью войны, охватывает множество значений. Это любовь, это покой, это согласие в обществе и с самим собой. Также мир — это человеческое общество, жизнь которого автор показал на протяжении почти поколения.

    Мир и война символизируют в романе добро и зло, жизнь и смерть соответственно. И так или иначе все герои стремятся прибиться к одному из берегов. Одни, не испытывая никаких сомнений находят цель существования сразу, как например, Анатоль Курагин, безнадежный кутила и погубитель барышень, а другие проходят через долгий путь колебаний и ошибок перед тем, как сделать выбор. Второе очень хорошо показано на примере Пьера Безухова, который мучается, борясь с собой и ища себя, и в конце концов переродившись обретает счастье.

    На протяжении всего романа Толстой исследует эти два полярные мировоззрения. Они не только чередуются, но и тесно переплетаются и сосуществуют в жизнях героев. На примере нескольких семей описана вся жизнь русского народа в оба периода. Толстой показывает, что и в мирную пору люди находили время и место для раздоров и соперничества, в их мыслях царил хаос и непонимание. И напротив, когда на страну обрушилась война, люди нашли в себе силы на осмысление и прощение, забыли про вражду и сплотились против врага.

    Множественность смыслов названия, количество персонажей и большой промежуток времени, который охватил автор, оправдывают объем произведения. На примере своих персонажей он дает понять, как важно ценить мир и создавать его в своих жизнях. И что самое страшное зло — это война, в любых ее проявлениях.

    4.Композиция

    В основе композиции «Войны и мира» — повествование о событиях и героях. Оно

    имеет несколько разновидностей. Это историко-документальное повествование; повествование, основанное на художественном вымысле; повествование, воссоздающее процессы душевной жизни героев, в частности эпистолярное и дневниковое. Важное место в «Войне и мире» занимают описания и авторские рассуждения.

    Основной элемент композиции «Войны и мира» — сценический эпизод, состоящий

    из сценического диалога и авторских ремарок.

    Сценические эпизоды в их последовательности и образуют повествовательный

    поток. В «Войне и мире» множество сюжетных линий.

    Само заглавие романа определяет две основные сюжетные линии. Первая часть

    первого тома посвящена в основном теме мира. Она служит экспозицией основных сюжетных линий произведения. Здесь рисуются картины жизни социальных кругов, к которым принадлежат важнейшие герои. Толстой изображает салон Анны Павловны Шерер, знакомит читателя с Андреем Болконским и Пьером Безуховым, показывает жизнь Москвы, семью Ростовых, умирающего графа Безухова, затем переносит читателя в Лысые Горы. Первый переход от мира к войне отмечен гранью между первой и второй частями первого тома романа. Во второй части первого тома намечается героическая тема народа, которая получит развитие в третьем и четвертом томах.

    Второй том почти целиком посвящен миру, третий том — преимущественно войне.

    Начиная с третьего тома темы войны и мира постоянно переплетаются. Личная жизнь героев входит в поток событий 1812 года. В четвертом томе тема войны идет на убыль, тема мира вновь начинает преобладать.

    В пределах двух главных линий — войны и мира — в романе выделяются частные

    сюжетно-тематические линии. Назовем некоторые из них. Это тема петербургской знати, в частности салон Анны Павловны Шерер, круг князя Василия Курагина и Элен, круг Анатоля Курагина и Долохова. Кроме того, здесь завязываются сюжетные линии, связанные с судьбами Андрея Болконского и Пьера Безухова, с жизнью семьи Ростовых.

    Отдельные сюжетные линии отражают судьбы Наташи Ростовой и Николая Ростова. Назовем также сюжетную линию, связанную с жизнью в Лысых Горах, историей старого князя Болконского, судьбой княжны Марьи. Кроме того, отметим линии Кутузова и Багратиона, Наполеона и французов, а также тему масонства.

    Переход от одной сюжетной линии к другой осуществляется, как правило, по

    принципу антитезы. Антитеза — важнейший композиционный прием в «Войне и мире». Важное значение в романе Толстого приобретает пейзаж. Пейзаж у Толстого всегда является элементом большой и цельной картины жизни.

    Важное место в композиции «Войны и мира» занимают авторские отступления —

    исторические, публицистические, философские. Так, в начале третьего тома Толстой рассматривает вопрос о роли личности в истории. Важную роль играют размышления автора перед описанием Бородинского сражения. В начале третьей части четвертого тома особый интерес представляет отступление о своеобразии партизанской войны. Значительную часть эпилога занимают философские отступления автора. Авторские отступления усиливают эпическое начало «Войны и мира».
    5.Сражения

    В книге Л. Н. Толстого «Война и мир» война противопоставляется мирной жизни, но с её помощью герои показывают свой нравственный облик. В романе описаны три главных сражения – Шанграбенское, Аустерлицкое и Бородинское, а также судьбы четырёх разных семей.

    5.1 Аустерлицкое сражение

    Аустерлицкое сражение состоялось 20 ноября 1805 года. В нем принимали участие армия Франции и объединенные силы Александра I (Россия) и Франца II (Австрия). Третья Антифранцузская коалиция уже одержала несколько побед - только что силы Наполеона были разбиты в битве при Шенграбене. Это ослепило правителей Австрии и России. Они решили идти в наступление, хотя Кутузов сразу предсказал, что сражение под Аустерлицем будет проиграно.

    Автор описывает битву с двух сторон, ярко противопоставляя силы Франции и Коалиции. Если войска Наполеона идут в бой слаженно и уверенно, то их противник находится в смятении, войска коалиции неорганизованные и напуганы. Особое внимание

    Толстой уделяет описанию пейзажа - природа выступает нейтральным фоном, декорацией. Над воюющими одно и то же яркое голубое небо и солнце, равнодушно освещающие землю, на которой ликуют одни и умирают другие.



    В бой решено вступить утром, чтобы успеть закончить сражение до наступления темноты. С рассветом солдаты двинулись колоннами на врага, но никто не видел друг друга из-за густого тумана. Они бредут в неизвестности, чтобы убивать по приказу начальства, как велит их долг. Солдаты дезориентированы и спрашивают друг у друга, где остальные войска. Их утешает лишь то, что они окружены такими же солдатами. Пехотинцы долго маршируют в тумане, и тут между ними начинается смятение - командование решило, что между флангами слишком большое расстояние и его надо заполнить. Кавалерия двигается резко влево, что приводит к беспорядку в рядах.

    Все это Наполеон наблюдал, находясь на вершине холма Журань, и отлично видел противника, который беспорядочно копошился внизу. К тому моменту, когда он решил наступать, видимость была уже отличной, а противники устали и ослабели.

    Кутузов также выжидал до последнего, но все же ему пришлось отправить в бой войска по приказу неопытного императора. К тому моменту, когда командиры русской армии смогли увидеть, где расположен противник, было уже поздно - оказалось, что он намного ближе, чем ожидалось. Солдаты в панике отступали в полном беспорядке и захватили с собой Кутузова. В этот момент Болконский подхватил знамя и ринулся вперед, поведя за собой войско. Несмотря на сопротивление, к вечеру французы разбили врага по всем флангам. Оставшиеся в живых бежали кто куда и их вдогонку расстреливали из пушек.

    5.2 Шенграбенское сражение

    По мнению Льва Толстого, одним из главных сражений войны 1805 года было Шенграбенское.

    Шенграбенское сражение 16 ноября 1805 года – пример героизма и силы духа русской армии. В этом эпизоде романа его герои прошли проверку на прочность. Замысел боя и подготовка к нему описаны с 13 по 16 главу 2 части 1 тома. Само сражение и его итоги – с 16 по 21 главу 2 части 1 тома романа.

    Главнокомандующий Кутузов вынужден дать бой, чтобы уберечь русскую армию от окружения и разгрома превосходящими силами противника. Русская армия тогда – надежда европейцев. Союзник Австрия к этому времени разбита. Перед Кутузовым 2 задачи: не дать себя окружить, и соединиться с подкреплением из России.

    Главнокомандующий приказал Багратиону привести свой полк наперерез врагу, чтобы дать основной части время. В отряде Багратиона служит и князь Андрей, чтобы получить славу и признание, совершить великий подвиг. Андрей удивлен поведением солдат. Они не грустят, а веселятся и думают о хорошем. На поле боя войско не стоит и не действует красиво, как в учебниках. Солдаты смешались в кучу, но удачно отбивают врага. Отличие реальности от теории сильно поразило Андрея Болконского.

    Офицеры находятся вдали от солдат. Для них главное красивое одеяние, чины и награды. Багратион не воюет непосредственно в битве, а лишь направляет ее действия издалека. Лев Толстой считает, что исход битвы зависит вовсе не от командования, а от солдат. Это он подтверждает примерами. Однако, автор не преуменьшает значение офицеров в сражении, в том числе и Багратиона.

    Командир Тимохин поднял силу духа солдат, которые не верили в победу из-за численного превосходства французов. Его твердая решимость и храбрость поразила соперника так сильно, что, когда Тимохин пошел в бой со всем воодушевлением, французские солдаты испугались и бросили орудия.

    Батарея Тушина — образец патриотизма и героизма. Капитан поджигает деревню Шенграбен, чтобы отвлечь соперника. В это время прикрытие орудий куда-то исчезает. Четыре пушки лишены защиты, но Тушин не уходит и палит врага. Его действия принесли результаты, но на военном совете его поведение было осуждено. Багратион упрекнул его, что Тушин не спас орудия и действовал без приказа. На защиту капитану встает Болконский, который отмечает смелость и героизм Тушина.



    Есть в эпизоде и обратный пример. Долохов оказался также на поле боя. Он действовал ради собственной выгоды, а не спасения Отечества, как Тушин. Долохов хотел получить награду и повышение в звании. На совете он громко рассказал о своих подвигах с этой целью. Долохов, конечно, и сделал полезное для армии — взял в плен генерала, но им двигали вовсе не светлые цели.

    Другой антигерой боя – Жерков. Его личная трусость обернулась жертвами и могла повлиять на исход сражения. Трижды его посылали с приказом об отступлении, а он его не передавал из страха быть убитым. Здесь же – вздорные командиры, полковник и генерал, чуть не погубившие свои полки в окружении. Как и Жерков, они утаили свою вину.

    Среди итогов сражения – спасение русской армии от разгрома, демонстрация французам русского духа и силы, самопожертвования, того факта, что французы могут отступить перед малыми силами. Герои романа лучше узнали себя, столкнулись со страхом, трусостью, несовпадением мечты и реальности, подвигом «незаметных» солдат и офицеров. Автор романа показывает примеры истинного и ложного патриотизма.

    5.3 Бородинское сражение

    Всем русским людям известен этот исторический момент. В школах пишут сочинение на тему Бородинского сражения, детально изучая подробности схватки. Русскую армию возглавил генерал Михаил Кутузов, тогда как французов вёл император Наполеон Бонапарт. Бородинская битва в романе «Война и мир» самая жестокая из всех описанных в книге.



    «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы... а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии…, Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение».

    В книге «Война и мир» Бородинское сражение показано глазами штатского человека Пьера Безухова. Он не разбирается в военном деле, но сердце и душа патриота воспринимают происходящие события. В первую очередь автор хотел показать психологическую составляющую и попытался раскрыть такие вопросы в сценах сражения: роль полководцев; общее настроение; смысл происходящего на войне; герои в минуту опасности; взгляд Пьера Безухова.

    Описание Бородинского сражения приведено в 19-39 главах второй части третьего тома. При этом даётся не только описание военных действий. Толстой уделяет большое внимание размышлениям наших героев. Он показывает Андрея Болконского накануне сражения. Его мысли взбудоражены, и сам он несколько раздражен, испытывая странное волнение перед битвой. Он думает о любви, вспоминая все важные моменты своей жизни. Он уверенно говорит Пьеру Безухову: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»

    Пьер Безухов пришел на курган, где готовились к бою, и ужаснулся, открыв для себя войну «не понаслышке». Он видит мужиков-ополченцев и недоуменно смотрит на них, на что Борис Друбецкой объясняет ему: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!»

    Андрей Болконский не побежал вперёд, неся знамя, как при Аустерлице, и не был на батарее, как под Шенграбеном, а только ходил по полю, считая собственные шаги, и слушал шум снарядов, где его и настиг один из них. Находившийся в тот момент рядом адъютант упал на землю, крикнув Болконскому: «Ложись!», но он стоял и думал, что не так хотел умереть, и вместе с тем его заботили множество глаз, смотрящих на него. Князь не мог поступить по-другому. Лечь означало попрать своё достоинство и доблесть. Андрей Болконский умер, отстаивая идеалы, которые привил ему отец.

    Поведение Наполеона тоже заставляет задуматься. Он нервничает и последний день перед битвой «находится не в духе». Наверное, Наполеон понимает, что битва эта будет для него решающей. Кажется, он не уверен в своей армии, и что-то подвергает его сомнению. В самый ход Бородинского сражения Наполеон сидит на кургане у Шевардино и пьет пунш. По крайней мере, для нас – читателей – все становится понятно: Кутузов никогда бы не позволил себе такого поведения на генеральном сражении. Наполеон показал свою оторванность от народа, где он – и где его армия. Он показал все свое превосходство и перед русскими, и перед французами. Он не снизошел, чтобы взять шпагу и вступить в бой. Он наблюдал за всем со стороны. Смотрел, как люди убивают друг друга, как русские громят французов и наоборот, а думал только обо одном – власти.

    О словах Кутузова (приказ к сражению) Толстой говорит так: «…то, что сказал Кутузов, вытекало…из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же, как и в душе каждого русского человека». Для него значение Бородинской битвы поистине было исходом всей войны. Человек, который чувствовал все, что происходит с его солдатами, наверное, не мог думать по-другому. Бородино для него было проиграно, но он знал, каким-то внутренним чувством, что война еще не закончена. Можно ли назвать это расчетом Кутузова, когда, разрешив Наполеону войти в Москву, он подписывает императору Франции смертный приговор. Он обрекает французскую армию на полное опустошение. Он изнуряет их голодом, холодом и приводит их к бегству из Москвы. Помогает Кутузову в этом и природа, и русский дух и в победу, и вера в силы, пусть ослабевшие, но еще живые, и большое партизанское движение, которое развернул народ.

    Конец сражения каждый из противников видит по-своему. Для русских она завершилась победой Кутузова. А для французов — победой Наполеона, так как после 12 часов безостановочной схватки армия противника отступила. Но все было не так просто. Основной стратегией главнокомандующего российской армии было отступление. Кутузов надеялся, что противник начнет активно продвигаться вглубь России, при этом тратя свою мощь.

    6.Главные герои

    Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.


    6.1 Люди мира

    Андрей Болконский — дворянин с обострённым чувством чести и богатым внутренним миром. Он умён, склонен к анализу своих мыслей, чувств, а также внешних событий. Это целеустремленный человек, который хочет быть полезным России. В начале романа Андрей Болконский показан как честолюбивый человек, кумиром которого является Наполеон. Но после тяжёлого ранения в Аустерлицком сражении началось его духовное перерождение, он понял, что слава, честолюбие неважны для настоящего человека, что главное в жизни — любовь и доброта.

    Пьер Безухов— незаконный сын богатого графа Безухова, ставший наследником титула и состояния. Это умный, склонный к философским раздумьям молодой человек. Он наивен, добр, простодушен, способен страдать. Но у него есть и отрицательные черты характера: подверженность страстям и непрактичность. Пьер в начале романа почти обожествляет Наполеона. Затем начинается его нравственное развитие: он разочаровывается в своём кумире, а в конце романа читатель видит Безухова, увлечённого идеями декабристов.

    Наташа Ростова — героиня, в которой автор романа «Война и мир» воплотил своё понимание идеальной женщины. Читатель видит духовную эволюцию Наташи на пятнадцатилетнем отрезке её жизни. По мере взросления этой девушки изменяется её отношение к жизни. Ей пришлось пройти через душевную боль, разочарования, потери, прежде чем она обрела духовное равновесие. Наташа поняла, что счастье для неё заключается в семье. Выйдя замуж за Пьера Безухова и став матерью, Наташа обрела счастье с любимым мужем и детьми.

    Тушин — капитан артиллерии, для которого война — это просто работа. Внешне он не похож на профессионального военного: маленький, худой, робкий. Он прост, приветлив, доверчив к людям. На поле боя — это мужественный воин, там он чувствует себя спокойно и уверенно. Тушин не чувствует страха, а просто спокойно делает свою привычную работу, и чем она труднее, тем ему интереснее.

    Кутузов Михаил Илларионович. В романе «Война и мир» Михаил Илларионович Кутузов показан как истинный патриот и скромный человек, не кичащийся подвигами, талантливый полководец, выразитель нравственной силы русской армии.

    Багратион Пётр Иванович— русский военачальник, герой Отечественной войны 1812 года. В начале романа ему 40 лет (в 1805 году). Это скромный, тактичный человек, умеющий вдохновить своих подчинённых. Он решительный и храбрый генерал. В Бородинском сражении Багратион получил смертельное ранение.

    Платон Каратаев — солдат, попавший в плен к французам. Это добродушный, простой человек, любящий всех людей и никого не осуждающий. У него нет озлобленности даже на врагов. Он равнодушен к лишениям, верит в людей, в справедливость.

    6.2 Люди войны

    Василий Курагин — князь, занимающий высокую должность при императорском дворе. Это равнодушный, самоуверенный, двуличный человек. Основные черты его характера — жадность, расчётливость, фальшивость. Он считает, что его дети — «обуза его существования», но всё же пристраивает своих сыновей на престижные должности на военной и дипломатической службе. Дочь князь выдаёт замуж за богача Пьера Безухова. Так он понимает свою отцовскую обязанность.

    Элен Курагина — дочь князя Василия Курагина, вышедшая замуж за богатого графа Пьера Безухова. Эту бездушную светскую красавицу обожают в светском обществе. Она глупа, но умеет казаться умной, так как, в основном, молчит. В романе Толстого образ Элен Курагиной олицетворяет порочность и безнравственность.

    Анна Павловна Шерер — фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, хозяйка модного светского салона, где собирается высшая знать. Она в курсе всех слухов и сплетен, которые ходят в светском обществе, и умеет ловко управлять собравшимся в её салоне обществом, словно заведённым механизмом.

    Фёдор Долохов — офицер, впоследствии разжалованный в солдаты. Долохов — эгоистичный, корыстный, жестокий человек. Он гуляка и дуэлист. На поле боя он действует храбро, надеясь, что за это ему вернут офицерское зван

    Адольф (Альфонс) Карлович Бергмолодой гвардейский офицер, которому присуще спокойствие, учтивость. Он эгоист, но эгоист добродушный и наивный, считающий, что другие люди очень интересуются его жизнью и продвижением по службе. Берг аккуратен, добродетелен, высоконравственен. Он стал хорошим мужем Вере Ростовой, которую очень уважал за то, что она умела вести себя в обществе, была аккуратна, бережлива, то есть за черты характера, свойственные и ему.

    Толстой показал Наполеона Бонапарта как эгоистичного человека и жестокого завоевателя. Читатель видит в этом герое такие черты его характера как самовлюблённость, хвастливость, самонадеянность. Для Толстого этот правитель Франции — наглый, жестокий завоеватель, палач народов.

    Александр I. В начале романа ему 28 лет, в военном деле он был тогда неопытен. Это чувствительный, впечатлительный человек, но до страданий народа ему мало дела. Александр I свои либеральные идеи не воплотил в жизнь. Ближе к концу своего правления этот император искал уже спокойствия и мало занимался делами.

    7.Тема

    Среди множества тем, освещённых автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьёзных общественных проблем.

    Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли своё мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

    Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой важной темы, как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа так или иначе прошли проверку 1812 годом и получили нравственную оценку своих действий.

    Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения – каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с простым народом – то, чему учит произведение.

    8.Идея

    Выступая на консервативных русских позициях, Толстой воспел патриотическую войну русского народа с иностранным завоевателем. Однако вместе с тем он отметил несправедливость мира в целом и российского общества в частности. Смысл авторской позиции в том, что решить эти проблемы на глобальном уровне едва ли возможно (напрасными будут попытки князя Андрея). Но он показал, как простой человек с помощью любви может побороть зло в самом себе, что, несомненно, в будущем поможет обрести счастье всему человечеству. Это и есть главная мысль романа «Война и мир».

    Каждый из нас должен прослушиваться к себе и искать свой индивидуальный путь развития, не позволяя обществу пагубно влиять на наши убеждения. В работе над собой писатель видел возможность человека изменить мир, начав, разумеется, с себя. Внутренняя свобода и зависимость — ключ к понимаю идеи Толстого:

    …Чем менее наша деятельность связана с деятельностями других людей, тем она свободнее, и наоборот, чем больше деятельность наша связана с другими людьми, тем она не свободнее. Самая сильная, неразрываемая, тяжелая и постоянная связь с другими людьми есть так называемая власть над другими людьми, которая в своем истинном значении есть только наибольшая зависимость от них. (Л. Н. Толстой)

    Таким образом, императоры и полководцы, которые думают, что управляют ходом истории, лишь убеждают себя в этом самообманом. Историей «управляет провидение», и люди собираются и убивают друг друга не по приказу, а по могучей силе

    взаимозависимости явлений, которая привела к подобным последствиям. Подлинная же свобода личности возможна лишь наедине с собой, вдали от общества.

    9.Проблемы

    Ключевая проблема романа – поиск смысла жизни. Человек постоянно находится в поиске смысла своего существования. Многие осознают, что они рождены не просто так, а для чего-то. В постоянных и неустанных исканиях находятся такие герои, как Андрей и Пьер. Андрей понимает, что обыденная жизнь аристократов не для него. Он жаждет великих подвигов и славы. Его сердце лежит к другому. Болконский долго искал этого, но после ранения многое переосмыслил. Его жизнь полна сложных моментов и испытаний, но несмотря на это, герой не останавливается. Пьер по началу вел разгульный образ жизни, но быстро опомнился. Он искал себя, как только можно. Вступал в масонскую ложу, отправился на войну, познавал жизнь обычного народа, был в плену.

    Следующая проблема – проблема отношений. В произведении мы видим людей с разными характерами, с разным воспитанием и поведением. У каждого свои границы дозволенного: одни думают, как помочь окружающим и никого не обидеть; а другие как улучшить и упрочить свое положение за счет других. Исходя из этого строится всё остальное.

    Например, пока Пьер не получил богатое наследство и не стал графом, он был никому не интересен. Все чурались его и говорили, что он неуклюжий, всё делает невпопад. Однако, как только он стал графом, всё изменилось. Он стал уважаемым и многие к нему потянулись. Разумеется, это делалось не из чистых мотивов. Проблема отношений на расстоянии поднялась между Андреем и Натальей. Девушка не выдержала испытания и попалась на мимолетной интрижке с Анатолем. Наташа так просто убила любовь, думая, что нашла настоящую. На самом же деле только Андрей мог сделать ее по-настоящему счастливой, а Анатоль просто заинтересовался ее красотой и миловидностью, но не любил душу, как Болконский.

    Проблема богатых людей и их отличие от простого народа. Автор показывает, что обыкновенные люди заинтересованы в благосостоянии окружающих, всегда придут на помощь и не бросят в беде. Чего не скажешь о большинстве аристократов, которые думают только о себе.

    10.Выводы

    Произведение Л.Н. Толстого несомненно является ценным достоянием мировой литературы. На протяжении многих лет его исследовали, критиковали, им восхищались многие поколения людей. Роман-эпопея «Война и мир» позволяет задуматься, проанализировать течение событий; это не просто исторический роман, хотя перед нами и раскрываются подробности знаменательных событий, это целый пласт нравственного и духовного развития героев, на который нам следует обратить внимание.

    В первой главе были рассмотрены особенности романа, его композиция, здесь представлена история создания произведения. Мы можем отметить, что то, что мы сейчас имеем, появилось благодаря долгой и усердной работе писателя. Это было отражением его жизненного опыта, развитого мастерства. Здесь нашли свое место и семейные предания, и народные переживания. «Мысль семейная» и «мысль народная» в романе сливаются в единое целое, создавая гармонию и единство образа. Изучая это произведение, можно понять жизнь и нравы людей времен 1812-ого года, уловить ментальность народа через его характерных представителей.

    Роман-эпопея «Война и мир» изменил представление о войне 1812 г. Замысел писателя заключался в том, чтобы показать войну не только возвеличивая победу, но и передав все психологические и физические муки, через которые пришлось пройти для ее достижения. Здесь читатель может прочувствовать обстановку событий, в том виде, в каком она была во времена Отечественной войны.

    Во второй главе были рассмотрены особенности развития судеб главных героев произведения, их духовные и нравственные искания. Герои на протяжении всего романа не раз меняли свои взгляды и убеждения. Конечно, прежде всего, это было связано с решающими, переломными моментами в их жизни. В работе рассмотрено развитие характеров главных героев.

    Подводя итог, можно сказать, что роман-эпопея «Война и мир» с достоинством может носить звание шедевра русской литературы. Здесь не только в полной своей широте отражены главные события начала XIX в., но и проявляются главные принципы народности, как его высшего общества, таки простых людей. Все это в едином потоке представляет собой отражение духа и жизни русского народа.

    11.Актуальность

    Ошибочно полагать, что произведения, написанные за несколько веков до нашего рождения, не интересны из-за неактуальности. Для меня роман-эпопея «Война и мир» ценен в первую очередь потому, что может наглядно и подробно показать жизнь и переживания людей другой эпохи. Актуальность же заключается в том, что мораль Толстого подходит и для современной жизни.

    Автор позволяет почувствовать атмосферу XIX века через знакомство с главными атрибутами внешности героев. У служащего князя Андрея подчеркивается его военная форма: «Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга». На девочках в семье Ростовых надеты новые платьица: «Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях». «Лицом» высшего общества выступает Элен Курагина с ее «белою бальною робой, убранною плющом и мохом». Что-то новое в общество вносит появление Пьера: «Толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». На таких примерах можно понять быт того времени.

    Дальше важно увидеть семейные уклады. Толстой показывает абсолютно противоположные семейные гнезда Ростовых и Болконских. Но после прочтения романа становится понятно, какие ценности наиболее правильные, и какой уклад позволяет жить в гармонии с любимыми людьми. Очевидно, семья Ростовых с любовью в основе отношений, с гостеприимностью и открытостью для других ставится в пример читателю. Князь Андрей так думает об этой семье: «Все семейство теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей». В итоге, именно на ценностях Ростовых построена семья Наташи и Пьера, которые живут в мире и которых автор считает идеальной семьей романа.

    Все любимые герои Толстого – Наташа, Андрей и Пьер – «герои пути», которые, как и все люди в наше время, ищут свое счастье. Автор показывает, что любой человек должен самосовершенствоваться и искать свой смысл жизни. Для многих из героев этот смысл заключается в семье. По мнению автора, «все люди как реки, у каждого свой исток: родной дом, семья, ее традиции…»

    В описании военного времени следует понять, кто из героев является настоящим патриотом, какие действия народа важны для истории. Героями войны становятся капитан Тушин («Действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов. Французы тушили пожар, разносимый ветром, и давали время отступать») и капитан Тимохин («Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали»). Они показывают истинную любовь к Родине, которая и побеждает француза.

    Лев Николаевич Толстой на примере главных героев показывает правильные ценности любого человека, к которым необходимо стремиться и в наше время. Именно поэтому роман «Война и мир» интересен современным читателям.

    12.Критика

    Уже после завершения публикации романа, к началу 70-х г.г. появились неоднозначные отклики и статьи. Критики становились все более строгими, особенно много возражений вызвали 4-й, «бородинский» том и философские главы эпилога. Но, тем не менее, успех и масштаб романа-эпопеи становились все очевиднее - они проявлялись даже через несогласие или отрицание.

    Отзыв в журнале "Книжный вестник":

    "Это не роман, не повесть, а скорее какая-то попытка военно-аристократической хроники прошедшего, местами занимательная, местами сухая и скучная."
    И. С. Тургенев:

    "Я только что кончил 4-й том «Войны и мира». Есть вещи невыносимые и есть вещи удивительные; и удивительные эти вещи, которые, в сущности, преобладают, так великолепно хороши, что ничего лучшего у нас никогда не было написано никем; да вряд ли было написано что-нибудь столь хорошее. 4-й том и 1-й том слабее 2-го и особенно 3-го;

    А. С. Норов (бывший министр народного просвещения):

    "Я сам был участником Бородинской битвы и близким очевидцем картин, так неверно изображенных графом Толстым, и переубедить меня в том, что я доказываю, никто не в силах. Оставшийся в живых свидетель Отечественной войны, я без оскорбленного патриотического чувства не мог дочитать этого романа, имеющего претензию быть историческим..."

    П. А. Вяземский:

    "В романе или истории "Война и мир" знаменательные дни 12-18 июля 1812 года представлены с другой точки зрения и расцвечены другими красками.”

    ...В упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно... не возвышает истинного достоинства... романа." (П. А. Вяземский, статья "Воспоминания о 1812 годе", "Полное собрание сочинений П. А. Вяземского", 1878-1896 гг.)

    A.A.Фет

    Близкий Льву Толстому поэт А.А. Фет написал самому автору несколько подробных писем-разборов. Еще в 1866 г., прочитав лишь начало «Тысяча восемьсот пятого года», Фет предугадал суждения Анненкова и Страхова о характере Толстовского историзма: «Я понимаю, что главная задача романа - выворотить историческое событие наизнанку и рассматривать его не с официальной шитой золотом стороны парадного кафтана, а с сорочки, то есть рубахи, которая к телу ближе и под тем же блестящим общим мундиром»


    написать администратору сайта