философское понимание бытия мира. Философ. Тема № 8. Информ. материал. Тема Философское понимание бытия мира Опорный конспект
Скачать 28.39 Kb.
|
Тема № 8. «Философское понимание бытия мира Опорный конспект: 1. Бытие как философская категория. 2. Философское осмысление сути и смысла бытия 3. Историко-философские взгляды на проблему материи 1. Бытие как философская категория Раздел философии, посвященный изучению проблем бытия – онтология (от греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека. Исходным понятием в онтологии является категория бытия. Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность. Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Так, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя изучение проблем познания, логики, этики, эстетики и т.д. Категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В истории философии всегда происходило осмысление сути бытия. Впервые термин «бытие» в философию ввёл представитель элеатской школы античной философии Парменид. По его мнению, бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование. Парменид сравнивал бытие со сферой, не имеющей пространственных границ. По мнению греков, сфера - совершеннейшая форма. Демокрит полагал в качестве бытия бесконечную совокупность атомов. Позже Платон высказал мысль, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи. Гераклит считал, что бытие изменчиво, претерпевает постоянное становление. Наступление христианской веры в средние века соединило философию с богопознанием. Категория бытия соотносилась с понятием Бога. Истинное бытие – Бог. В эпоху Нового времени многие философы понятие бытия рассматривали через понятие субстанции. Под субстанцией понимают то, что существует самостоятельно, само по себе, лежит в основе явлений. Карл Маркс считал, что подлинное бытие – это материальное производство, Георг Гегель понимал бытие как процесс, историю, вечное движение. Во многих философских концепциях XX века, например экзистенциализме, под истинным бытием подразумевается бытие человека. Таким образом, всё многообразие трактовок бытия можно свести к двум главным концепциям: бытие как объективная реальность и бытие как субъективная реальность. Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека. Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека). Таким образом, бытие - это объективная и субъективная реальности в своей совокупности. В ХХ веке появилась новая форма бытия - виртуальная реальность, которая синтезирует в себе свойства перечисленных выше форм бытия. Виртуальная реальность не имеет своей собственной сущности, а её существование является результатом взаимодополняемости и взаимодействия различных форм бытия. 2. Философское осмысление сути и смысла бытия Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах: 1. Бытие природы. Виды бытия природы: первая природа и вторая природа. Первая природа - это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и т.п. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени - она всегда и везде была, есть и будет. Вторая природа - это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности, промышленность, энергетику, города, мебель, одежду, выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.Вторая природа строго зависит от первой - от природы как таковой. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены или, если воспользоваться термином Гегеля, «опредмечены» труд и знания человека. 2. Бытие человека. Виды бытия человека: бытие человека в мире вещей и собственное человеческое бытие Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.). Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо. Кроме того, человек существует также и как социально-историческое существо (третье измерение его существования). Все эти три измерения, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека. Бытие человека можно рассматривать как бытие природного и мыслящего существа, существующего в определённых исторических условиях. 3. Бытие социального. Виды социального бытия: бытие отдельного человека и бытие самого общества. Бытие отдельного человека в обществе рассматривается как бытие отдельного субъекта - носителя социальных отношений и качеств: гражданин, студент, ребёнок, родитель, врач, фармацевт, богатый, бедный, русский, армянин, избиратель и т.д. Бытие самого общества охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма: экономику, политику, науку, образование, здравоохранение и т.д. 4. Бытие духовного. Виды духовного бытия: субъективное и объективное. Субъективное духовное бытие - это сугубо индивидуальные процессы сознательного и бессознательного каждого человека: идеи, представления, чувства, эмоции и т.п. Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Объективное духовное бытие - это всё то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философию, религию, искусство, мораль, наука и т.д.). 3. Историко-философские взгляды на проблему материи В материалистическом понимании основой мира, субстанцией, является материя. Это объективная реальность, отражаемая нашим сознанием. Термин «материя» происходит из латинского языка и означает «вещество». Первой ступенью в осознании материальности мира был наивный (стихийный) материализм античных философов. В качестве материи рассматривались вода, воздух, огонь и т.д. До XIX века сохранялось механистическое понимание мира (метафизический материализм): материя представлялась в виде некой субстанции, совокупности неизменных, неделимых атомов, которые движутся в пустоте, пока не наступил кризис механицизма в связи с открытием электромагнитного поля. В XIX веке сформировалась диалектико-материалистическая концепция, в которой материя рассматривается как объективная реальность. (Маркс, Энгельс, Ленин) Движение – главное свойство и способ существования материи, охватывает все типы изменений и взаимодействий в мире. Формы движения материи: 1. Механическое: перемещением тел в пространстве 2.Физическое: движение элементарных частиц и полей, ядерные реакции 3. Химическое: превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (различные химические превращения, изменение химического состава веществ) 4. Биологическое: процессы, проходящие в живых организмах 5. Социальное: изменения в обществе, материальная и духовная жизнь индивида и общества во всех многообразных её проявлениях. Атрибуты (неотъемлемые свойства) материи - пространство и время. Пространство выражает протяжённость материи, взаимодействие и расположение материальных объектов относительно друг друга Свойства пространства: трёхмерность (длина, высота, ширина), изотропность (равноправие всех его направлений), обратимость. Пространство выражает протяжённость материи, взаимодействие и расположение материальных объектов относительно друг друга Время выражает длительность или скорость развития материальных процессов, их ритм, последовательность смены их состояний. Время необратимо (невозможно движение, развитие вспять), одномерно (течёт в одном направлении от прошлого к будущему через настоящее), имеет 3 измерения (прошлое, настоящее, будущее) Ученые выделяют вещество и поле как фундаментальные виды материи. Вещество – вид материи, главным свойством которого является дискретность, то есть прерывистость, ограниченность. В его структуру входят мельчайшие частицы в виде протонов, электронов и нейтронов, из которых состоит атом. Атомы соединяются в молекулы, формируя вещество, которое, в свою очередь, образует твёрдую, жидкую или газообразную субстанцию. Вещество представляет собой наиболее распространённый вид материи. Поле - это особая материальная субстанция, которая призвана обеспечивать взаимодействие объектов (веществ). Поле обладает континуальностью (слитностью, непрерывностью) и отсутствием массы. В зависимости от полеобразующего заряда выделяют: электрическое, магнитное и гравитационное поля. Другие виды материи: плазма, физический вакуум, антиматерия, тёмная материя, тёмная энергия и др. Из современных онтологических представлений можно выделить теорию относительности Альберта Эйнштейна. Согласно теории относительности: 1. Время и пространство образуют четырёхмерный пространственно-временной континуум. 2. При скоростях движения объектов, близких к скорости света, пространство сжимается практически до нуля, время замедляется до бесконечности, масса стремится к бесконечности. 3. Масса и энергия взаимосвязаны. |