Главная страница
Навигация по странице:

  • Рисунок как вид графики. Из истории рисунка

  • Теоретические основы композиции. Восприятие и изображение формы предмета. Пропорции. Перспектива.

  • Перспектива ( пер. с лат. «ясно вижу»)

  • Виды перспективы Линейная перспектива

  • Точка схода

  • Три основных цвета

  • Каждый цвет можно представить в трех видах

  • Характеристика колорита

  • Композиция рисунка и последовательность его выполнения.

  • 1. Предварительный анализ объема изображения.

  • 2. Размещение изображения на листе.

  • 3. Конструктивный анализ формы и ее перспективное построение.

  • 4. Выявление объема предметов при помощи светотени, уточнение их пропорций.

  • 5. Обобщение и завершение работы.

  • Тема 1.10. МДК 01.06 2 курс. Тема 10. Теоретические основы рисования (рисунка, живописи, композиции)


    Скачать 30.32 Kb.
    НазваниеТема 10. Теоретические основы рисования (рисунка, живописи, композиции)
    Дата17.01.2023
    Размер30.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 1.10. МДК 01.06 2 курс.docx
    ТипДокументы
    #891337

    Тема 1.10. Теоретические основы рисования (рисунка, живописи, композиции)

    План:

    1. Рисунок как вид графики. Из истории рисунка.

    2. Теоретические основы композиции. Восприятие и изображение формы предмета. Пропорция. Перспектива.

    3. Свет и тень. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве.

    4. Композиция рисунка и последовательность его выполнения.


    Рисунок как вид графики. Из истории рисунка

    Рисование зародилось в глубокой древности во времена, когда человек начал изображать на стенах пещер сцены охоты при помощи древесного угля и земляных пигментов. Древние египтяне первыми стали использовать ручки, изготовленные из заточенных тростниковых палочек и чернила из измельченной земли, чтобы рисовать иероглифы на листах папируса. Однако все эти ранние рисунки носили символический характер.

    Так продолжалось до наступления периода греческого классицизма. Тогда художники начали изображать реалистические пейзажи, разрабатывать концепции пропорций, пространства и объема, которые до сих пор являются классическими основами искусства рисования.

    В период Средневековья работа художников была тесно связана с Христианской церковью, которая требовала отказа от объемных и реалистичных изображений и одобрялла только символические образы. Всё изменилось с расцветом Ренессанса, в период между 14 и 16 веками. Термин "ренессанс" означает "Возрождение". В эту новую эру на смену догматам Средневековья вновь пришел интерес к классическим идеалам греческого и римского искусства. Рисование стало одним из основных направлений в искусстве. Предметом пристального и внимательного изучения стали анатомия, пропорции и видение перспективы, а учеников поощряли рисовать с натуры или копировать работы старых мастеров.

    Самые разные по своему характеру и назначению изображения, выполненные различными художественными материалами, называют рисунками. Не только в произведениях искусства, но и в самых разных видах деятельности рисунок играет важную роль. Например, надо зарисовать какие-либо детали, графически ясно выразить свою мысль и т.п.

    Рисовать можно графитным карандашом на бумаге и картоне, углем на стене, фломастером на стекле, тушью и пером на ткани, краской на холсте, золотом на металлическом подносе, палочкой на песке, карандашом на лице и другими материалами.

    Рисунок помогает художнику в изучение натуры и постижение секретов ее изображения на плоскости или на объемном предмете, в декоративной переработке натурных объектов, при воспроизведении жизненных наблюдений и фантастических идей, сюжетов.

    Рисунок- основной вид графики. Графика- вид изобразительного искусства, который включает рисунок, и печатные художественные изображения: гравюра на дереве, металле и картоне. Рисунок относится уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде.

    Языки графики и главные выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно, тон. Все это активно участвует в создании общего впечатления и белый лист бумаги. Графике доступны разнообразные жанры – портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др., ее возможности изображения и образного истолкования мира практические неограниченны.

    Теоретические основы композиции. Восприятие и изображение формы предмета.

    Пропорции. Перспектива.

    Бесконечное разнообразие природных форм всегда служит источником вдохновения и творческих идей художника. Нас поражает разнообразие форм окружающего мира: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др. Выразительность форм очень важна при ее восприятии в повседневной жизни, но еще в большей мере она важна художнику. Для него выразительные, то есть экспрессивные, свойства являются средством общения. Они привлекают его внимание и определяют формы создаваемых им моделей.

    В любой созданной природой или руками человека форме можно увидеть геометрическую основу. Предметы простой формы в своей основе имеют геометрическую фигуру, а предметы сложной формы несколько геометрических фигур. Сложные формы представляют комбинацию различных поверхностей (плоских, выпуклых, вогнутых). Обычно их называют комбинированными, имея в виду, что данный объект представляет собой сумму геометрических тел. Простые формы предметов классифицируют как граненные или круглые. Граненные - куб, призма, пирамида, их поверхность образована плоскими гранями. Круглой формы – шар, цилиндр, конус.

    Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

    Перспектива ( пер. с лат. «ясно вижу») – наука, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием, система отображения на плоскости глубины пространства.

       Перспектива используется не только затем, чтобы нарисованный предмет казался трехмерным, но также и для создания иллюзии, будто он находится ближе или дальше от зрителя, или же для того, чтобы у смотрящего на картину создалось ощущение пространства.

    Виды перспективы

    Линейная перспектива – это вид перспективы, рассчитанной на одну фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта, т.е. предметы, уменьшаются пропорционально в зависимости от удаления их от переднего плана – наука, позволяющая изображать на плоскости предметы окружающей действительности с учетом их положения в пространстве.

     Линия горизонта - плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии.

    Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.

    Точка схода - называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета.

    Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

    Законы перспективы

    • Предметы, равные по величине, по мере удаления кажутся все меньше и меньше и на линии горизонта превращаются в точку

    • Удаляющиеся в глубину параллельные линии зрительно воспринимаются сближающимися

    • Все ближние предметы воспринимаются четко со многими деталями и фактурой, а удаленные обобщенно без подробностей

    • Контуры ближних предметов выглядят резче, а дальних мягче

    • Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние слабовыраженной светотенью и кажутся плоскими

    • Цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки – голубой, молочно-белый, фиолетовый.

    • Ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.


    Соблюдение пропорций и их значение столь велико и значимо, что без них практически невозможно обойтись не только в изобразительном искусстве и архитектуре, но и в науке, технике, медицине и многих других сферах жизнедеятельности человека. Вот почему такое пристальное внимание уделяют изучению столь важного и необходимого предмета, как пропорция.

    Пропорции предметов – это соотношение величин частей предмета и части предмета и целого. Правдивое реалистическое изображение объектов действительности предполагает соответствие реальных пропорций пропорциям изображаемого предмета на рисунке.

    Хорошие пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Иначе говоря, чем точнее определены пропорции предмета на рисунке, тем большего сходства с натурой достигает его изображение.

    Чтобы правильно определять соотношения частей предмета, рисующий должен, помимо знаний, обладать чувством пропорции/Чувство пропорции подразумевает наличие хорошего глазомера, а глазомер, как правило, развивается в процессе длительных упражнений в рисовании с натуры. Тренируя глазомер, необходимо развивать аналитическое мышление. Полагаясь только на глазомер, можно вновь повторить свои ошибки. Подобный подход недопустим при рисовании более сложных предметных форм, особенно таких, как голова человека.

    Немало примеров, когда студенты, полагаясь на глазомер, становятся заложниками натуры, срисовывая подряд все, что видит глаз. Такое рисование следует исключить из своей практики, так как это не грамотное рисование, а всего лишь слепое поверхностное копирование. Великий педагог П.П. Чистяков писал: "... Прежде всего, расположите фигуру на бумаге, а затем приступай к ее построению. Построить - это значит взять правильные пропорции и поставить фигуру".

    Свет и тень. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве

    Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

    Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

    Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

    Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

    Цвет – это определенная длина цветовой волны, которая влияет на глаз. Цвет имеет 4 функции и в разных видах искусства представлен по-разному.

    Функции цвета:

    - Изобразительная – отвечает за реальную окраску предметов. В реальной жизни цвет применяется: от характера освещенности, от времени года и суток, от заслоняемости другим предметом (от тени), от удаленности предмета от зрителя, от того какие предметы/явления находятся рядом (блики).

    Все цвета можно разделить на теплые и холодные. Наука, которая изучает закономерности цвета в природе – цветоведение – и цветоощущение человека (химия, физика, биология, искусствоведение).

    Цвета различаются по составу оттенков: чем больше синего, тем холоднее, чем больше желтого, тем теплее. Основные цвета делятся на основные и дополнительные.

    Три основных цвета: желтый, красный, синий.

    Основные цвета составные / дополнительные называются хроматические – это цвета, которые имеют цвет, окраску.

    Черный, белый, все оттенки серого – ахроматические цвета.
    Насыщенность – количество краски на единицу площади.

    Светлота – обозначает оттенки одного цвета, которые получаться в результате смешивания в результате смешивания белой/черной краски с основной.

    Контрастные по тону – далеко друг от друга, они дисгармоничны, т.к. не создают ощущения равновесия, близкие по тону – рядом по цветовой гамме.

    Каждый цвет можно представить в трех видах:

    1. ассоциативный – по ассоциации, субъективное, т.к. вызывает разные ассоциации.

    2. техническое название цвета по материалу, который используется для приготовления краски этого цвета. Не доступно для многих.

    3. по цветовому тону, который применяется в цветоведении

    Характеристика колорита:

    - по светлоте: темный или светлый

    - по насыщенности, яркий или приглушенный

    - по теплоте: теплый или холодный.

    Таким образом, веселое настроение – это светлый, яркий, теплый, контрастные или близкие по тону. Страшное/мрачное настроение – это темный, яркий, близкие или контрастные по тону, холодные. Грустное/печальное – это светлый / темный приглушенный, близкий по цвету, холодные, теплые тона. Спокойное – это светлые приглушенные, близкие по тону, теплые тона.

    Цвет в живописи играет основную роль. Художник максимально реально передает ведущие функции – изобразительную и выразительную.

    В графике цвет особой роли не играет. И используется условно в иллюстрациях для детей, только основные цвета, без оттенков. Их цель дать общие представления и привлечь внимание.

    В скульптуре цвет зависит от материала, который зависит от задумки. В архитектуре – декоративная украсить, композиционная – выделить детали. Декоративно прикладное искусство – ведущая декоративная функция – украсить. Таким образом, цвет присутствует во всех видах искусства, но каждый вид искусства накладывает свои отпечатки
    Композиция рисунка и последовательность его выполнения.


    При выполнении рисунков особенно строго должна соблюдаться методическая последовательность работы. Весь ход работы следует разбить на этапы, которые бы имели последовательно поставленные цели. Середина работы наиболее продолжительна и по содержанию насыщена важными задачами. Поэтому этапов работы может быть намечено четыре, пять, шесть в зависимости от сложности объекта изображения. Выполнение промежуточных задач изобразительного и технологического характера и является завершением определенных этапов работы. Рассмотрим это подробнее на примере натюрморта (кувшин, картонная коробка и яблоко).

    1. Предварительный анализ объема изображения. Сначала нужно рассмотреть натюрморт с разных сторон и выбрать наиболее интересную и выгодную точку зрения по виду и выявлению формы, а также по характеризующему ее освещению. Это во многом определяет выбор материалов (карандаш, перо, кисть, бумага и др.), размер работы, а также учебные цели по освоению техники рисунка. Намечается примерный порядок ведения работы по этапам, а также приблизительное время для выполнения всей работы с разбивкой ее на отдельные сеансы (занятия).

    2. Размещение изображения на листе. С этого этапа начинается выполнение рисунка. Важно разместить изображение так, чтобы весь лист «работал» на лучшую и более выразительную передачу натуры. Для первых рисунков рациональнее всего использовать прямоугольный стандартный формат листа. Если изображаемый предмет (или группа предметов) в вертикальном направлении в целом имеет большую протяженность, чем в горизонтальном, то лист бумаги целесообразно располагать длинной стороной также в этом направлении.

    Изображение предмета относительно листа бумаги не должно быть слишком маленьким или слишком крупным. Его также не следует смещать в какую-либо сторону. Верно скомпонованный на листе бумаги рисунок должен занимать примерно его среднюю часть. Представленные изображения можно рассматривать как композиционные наброски перед началом выполнения задания. В каждом отдельном случае требуется своя композиция. Для каждого отдельного случая нужно найти размер и формат листа, соотношение между изображаемыми предметами и всей площадью изобразительной поверхности, между изображением и полями листа бумаги.
    Композиция в изобразительном искусстве означает составление и расположение элементов, фигур и частей картины. Отдельные элементы композиции должны быть связаны между собой, а внимание зрителя сосредоточивается на главном предмете (композиционном центре), которому должно подчиняться все второстепенное (детали).

    Выбор композиции учебного рисунка начинают с того, что находят точку зрения, определяют формат бумаги и размещают изображение на листе. Решить композицию рисунка - это значит найти его правильное расположение, наиболее удачное соотношение величины изображения и фона. В хорошо скомпонованном рисунке нельзя ничего изменить и отбросить, не нарушая целостности и равновесия всего изображения.

    Для лучшей компоновки учебного рисунка рекомендуется выполнить, ряд набросков и эскизов. Размещению изображения на листе бумаги в значительной степени помогает видоискатель, представляющий собой «окно», вырезанное в куске картона или плотной бумаги, стороны которого пропорциональны сторонам листа бумаги, выбранного для рисунка. Держа рамку видоискателя перпендикулярно главному лучу зрения, направленному на изображаемый объект вертикально или горизонтально большей ее стороной, приближая или отдаляя ее, смещая в стороны, вверх и вниз, рисующий выбирает наиболее выгодное композиционное решение.

    Основное требование, предъявляемое к композиции учебного рисунка, - уравновешенность расположения изображаемых предметов на листе. Предположим, что на столе поставлена уже знакомая группа предметов (кувшин, картонная коробка и яблоко) ниже горизонта рисующего. Компонуя рисунок на листе, над кувшином необходимо оставить несколько больше свободного поля бумаги, чем под основанием коробки. Это позволит приемлемо установить группу предметов относительно верхнего и нижнего краев листа. В данном случае нужно сместить рисунок немного вверх. Однако композицию рисунка нельзя считать законченной, так как он не уравновешен относительно боковых краев листа бумаги вследствие того, что в левой части рисунка расположен более крупный по размеру предмет (кувшин). Чтобы уравновесить композицию рисунка, надо слева оставить больше свободного пространства за счет фона.

    При выборе композиции рисунка надо учитывать также характер окраски изображаемых предметов. Для уравновешивания в рисунке темного пятна требуется большее по площади светлое пятно, так как зрительно темное пятно «тяжелее».

    3. Конструктивный анализ формы и ее перспективное построение. Решив композицию рисунка, переходят к его выполнению. Этот этап работы представляет собой комплекс тесно взаимосвязанных задач. Строя изображение, нужно учитывать конструкцию и характер формы, ее пропорции и перспективные изменения, наблюдаемые с выбранной точки зрения.

    Вначале легкими линиями, чтобы их можно было исправлять, намечается обобщенный, в виде заготовки, контур всей группы предметов. Затем надо возможно точнее наметить пропорции основных крупных частей и членений натуры. Постепенно уточняя первоначальные контуры предметов, особенно внимательно нужно проверить перспективное изображение основных предметов: не находят ли они друг на друга, нет ли взаимного пересечения формы одного предмета с формой другого. Для этой цели полезно посмотреть на натюрморт сверху и уяснить, как расположены предметы, какие между ними расстояния. Чтобы избежать ошибок в построении предметов на рисунке, нужно прорисовать их «насквозь», как бы видя их прозрачными. Следует даже произвести некоторые вспомогательные построения, например, нарисовать в перспективе секущую плоскость через кратчайшее расстояние между коробкой и поверхностью кувшина. Это помогает проверить правильность их построения на рисунке.

    Следя в процессе рисования за правильностью изображения формы предметов, перспективного построения, нельзя прекращать работу по уточнению их пропорций. При этом нужно выдерживать принцип: вначале следует уточнить отношение крупных частей, затем - составных, мелких деталей.

    4. Выявление объема предметов при помощи светотени, уточнение их пропорций. Вначале следует определить самое светлое и самое темное места в натуре. Отметив для себя эти два «полюса», нужно проследить направление световых лучей, а также и то, как они падают на поверхность предметов натуры. Проследить, где находятся тени собственные, тени падающие, света и легко наметить границы их на рисунке. В первую очередь легким тоном нужно отметить все падающие тени без каких-либо градаций. После этого также равномерно, но более светлым тоном, отметить на предметах тени собственные.

    Этим учитываются закономерности светотени: падающие тени, особенно там, где они короче, всегда темнее, чем тень на самом предмете.
    Первая прокладка теней очень важна для тонового рисунка. Тени создают впечатление пространственности, глубины намеченного рисунка. «Разрушая» плоскость листа, тени позволяют более точно сравнивать пропорции предметов на изображении с пропорциями предметов натуры. Происходит это потому, что условия сравнения рисунка и натуры сближаются, так как рисунок благодаря светотени приобретает пространственную иллюзорность.

    Появились возможности сравнивать изображаемые предметы в пространственных светотеневых отношениях, так как на рисунке стали видны масса каждого предмета и его относительное расположение в пространстве. Точность соотнесения величин натуры и изображения в значительной степени возросла. Поэтому проверка и уточнение пропорций в этот момент весьма желательны. Этому благоприятствует и само состояние рисунка. Незначительное число легких линий, штрихов, легкий тон - все это позволяет сделать исправления на данной стадии работы с большей легкостью, чем позднее, когда для достижения точности изображения нужно будет переделывать уже завершенные части рисунка.

    В указанный период работы следует проверять пропорции предметов на рисунке путем сравнения соотношения величин и конфигурации светлых и темных пятен рисунка и натуры. Применяя технику штриха и используя сведения о закономерностях светотени, приступают к выявлению формы и объема предметов на рисунке. Штрихами, идущими по форме предметов, усиливают собственные тени, прокладывают полутени и падающие тени так, чтобы светотеневые отношения рисунка правильно отражали соответственные отношения натуры.

    5. Обобщение и завершение работы. Указанный этап предполагает проработку деталей переднего плана, приведение рисунка к целостности - уточнению тональных отношений. В завершающий этап рисования следует осуществлять проработку деталей формы, главным образом переднего плана. Чтобы не пропадала острота восприятия, не надо работать долго над одной деталью. Нужно переходить к работе над другой, находящейся рядом, затем возвратиться вновь к начатой ранее работе, чтобы лучше увидеть места, требующие доработки.

    Работая над деталями, не следует упускать из виду весь рисунок. Внимательно наблюдая за всеми оттенками и переходами светотени, не надо забывать об общей тональности рисунка. При проработке деталей может появиться пестрота, т.е. несколько равнозначных, одинаковых по силе тона мест рисунка или, наоборот, сильно прорисованные детали. Такие погрешности не способствуют целостности изображения.

    На этом этапе полезно сравнивать общее тоновое состояние, впечатление от рисунка и натуры. Для этого нужно отходить от рисунка на 1,5-2 м и с этого расстояния, охватив взглядом рисунок и натуру, сравнивать их тональные отношения.

    Сравнивая на рисунке тональные отношения, следует обратить внимание на то, чтобы рефлексы не были слишком яркими и «не спорили» с освещенными поверхностями предметов, так как они не могут быть светлее даже полутеней. Нужно также уточнить местоположение и рисунок бликов, не надо увеличивать их по размеру. Следует делать необходимый переход (ореол) от «горящего» света на поверхности предмета к окружающему его тону. В противном случае блики будут смотреться на рисунке белыми заплатами или наклейками.

    Посмотрев на все сразу (приемом широкого смотрения), нужно сравнить: какие предметы по тону светлее, какие темнее; какие расположены ближе, какие дальше. Если нужно уточнить на рисунке по отношению к светлым предметам более темные предметы, то равномерными и длинными штрихами покрывают весь предмет, и свет и тени. Таким образом «гасят» его светлоту, сохраняя по возможности контраст между светом и тенью.

    Если же нужно на рисунке «отдалить» в глубину какой-либо предмет, то вспомнив закономерности светотени, мы должны убавить его освещенность и контрасты между светом и тенью. Следовательно, на удаленных предметах среднего и дальнего планов нужно соответственно «пригасить» только свет, и может быть, ослабить по тону тень. Чтобы зрительно выдвинуть на рисунке предметы переднего плана, нужно добиться на них наибольшего контраста света и тени и прорисованности деталей.




    написать администратору сайта