Главная страница
Навигация по странице:

  • Реформа долговых отношений Проведение кассации долгов

  • Принятие мер по возвращению граждан

  • Педиеи

  • Реформы Клисфена 508 - 500 гг. ДО.Н.Э.

  • ареопаг

  • дело

  • афинской

  • всеобщая история. Всеобщая История Нурана. Тема. Древняя Греция. Афинская демократия. Понятие античный мир


    Скачать 36.88 Kb.
    НазваниеТема. Древняя Греция. Афинская демократия. Понятие античный мир
    Анкорвсеобщая история
    Дата07.03.2023
    Размер36.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВсеобщая История Нурана.docx
    ТипДокументы
    #973498

    Тема .Древняя Греция.Афинская демократия.

    1.Понятие «античный мир» и его особенности.

    Под термином « античный мир» подразумевают историю древней Греции и древнего Рима с I-го тыс. до н.э. до V в.н. э. Наследие античности составило основу европейской цивилизации. Основой государств античности было рабовладение. Стать собственником основного средства производства - земли - мог только член гражданской общины – полиса, города-государства. Рядовые граждане принимали активное участие в делах государства. Впервые в Афинах наметились черты демократических государственно – правовых институтов, благодаря чему знать не могла сохранить государственные формы аристократического правления. Такого противодействия властям не было в государствах древнего востока. Античному миру известны и другие формы государства и управления.

    В Европе в период каменного века происходит становление первой общественной организации – рода. В это время люди стали добывать огонь, пользоваться им, имели одежду, лук, стрелы, лодки, лыжи, сани, строили жилище; в конце каменного века начали делать керамическую посуду. В период неолита происходит переворот в экономике от присваивающей к производящей, что ведет к появлению прибавочного продукта, росту численности населения, усложнению социальной структуры. С III тыс. до н.э. люди осваивают производство металла, меди ,бронзы. Идет имущественная дифференциация, появляется родо-племенная верхушка, создаются предпосылки для возникновения государства и становления классового общества. Возникают первые классовые общества на юго-востоке Европы, остальная Европа в это время живет в условиях первобытнообщинного строя.

    2. Древняя Греция.

    В Греции существовало сначала племенное устройство. С развитием производительных сил, имущественного неравенства внутри родовых сообществ происходил рост имущих семей, перерастание власти племенного вождя во власть царя. Органы военной демократии оттеснялись на второй план, трансформируясь в звенья царской администрации. Жизнь племен в это время строго регламентирована обычаями, обычным правом, передававшимся устно. Институты царской власти формировались, но древние идеи общинного равенства и полноценности рядового населения еще сохраняли силу.

    В XVII-XVI вв. до н. э. сложилась крито-кикладская монархия – династия Миноса на Крите и Агамемнона – в Арголиде. По преданиям этот период описал греческий историк Фукидид. Минос создал флот, овладел большей частью эллинского моря, стал править Кикладскими островами, поставил правителями своих сыновей. Население жило общинами, но выделялась сельская знать. В городах проживали представители разных родов и племен. Рост городов вел к изменениям в управлении раннеклассовой монархии Крита. Цари должны были признавать роль местной знати в системе сельской администрации. В городах административные органы зависели от царских сановников. Критские цари проводили политику усиления власти собственной семьи, не допускали в управлению важными заморскими территориями представителей других аристократических родов, что порождало противоречия с местной знатью, а местные правила и обычаи затрудняли деятельность царской администрации.


    3.Афинское государство.

    Афинское государство, как гласит легенда, создал герой Тезей, объединив три племени. Население составляли земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги).метеки - выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Метеки были лично свободные, но не имели политических прав и ограничены в экономических правах ( им запрещалось владеть землей, иметь собственные дома). Они платили особый налог. Родовая знать (эвпатриды) имела исключительное право на замещение должностей.

    Власть базилевса была ликвидирована, .учреждена должность архонта. Сначала архонты избирались народным собранием пожизненно, потом – на 10 лет. С 683г. до н.э. ежегодно избирали 9 архонтов. Каждый имел свои полномочия, но все выбирались из числа эвпатридов. Первый архонт стоял во главе коллегии архонтов, надзирал за внутренним управлением, имел судебные полномочия по семейным делам. Второй-базилевс исполнял жреческие и судебные функции по религиозным делам. Третий- полимарх имел военную власть. Шесть остальных архонтов-фесмофетов выполняли судебные функции.

    Ареопаг заменил совет старейшин, был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонты по окончании срока полномочий вступали в ареопаг. Страна бала разделена на округа, каждый из них должен был содержать один корабль для флота. Территориальный округ назывался наукрарий, во главе его стоял притан. То есть создан орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.

    К VII веку до н.э. в Греции распространяются взгляды, согласно которым существует божественная справедливость, распространяемая в равной степени на всех людей независимо от родовой или племенной принадлежности. Её блюстительницей становится богиня Дике, дочь Зевса, «Дике-справедливость». Гесиод в «Трудах и днях» писал, что если неправые деяния её оскорбят или обидят, подле родителя Зевса немедленно садится богиня и о неправде людской сообщает ему. И страдает целый народ за нечестье царей, злоумышленно правду неправосудьем своим от прямого пути отклонивших. В эту эпоху появились писанные законы Драконта и стремление положить конец самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному авторитета полиса. Кодификация законов и введение на её основе судопроизводства изживали варварские обычаи.

    Власть была сосредоточена в руках родовой аристократии в лице ареопага и коллегии архонтов. Народное собрание хоть и сохранялось, но уже не играло роли. Общество разделилось на аристократию и демос, лишенный политических прав он борется за участие в управлении. В начале VI в. до н.э. противоречия в обществе создают угрозу гражданской войны. В ряде греческих государств из кризиса выходили путем установления режима личной власти – тирании. Захватив власть, тиран уничтожал противников без суда и следствия, изгонял родовую знать, забирал в свою казну их имущество.

    Подвопросы

    1. Для античного государства наиболее характерной была республиканская форма: демократическая форма (Афины) и аристократическая республика (Спарта и первый период в истории Древнего Рима) с выборностью должностных лиц и наличием народного собрания.

    Такого рода самой общей характеристики, разумеется, еще недостаточно, чтобы уяснить сущность и закономерности развития античного общества

    1. Высший орган власти в Афинах был Ареопаг.

    Ареопаг- собрание авторитетных лиц, высший орган судебной и политической власти в древних Афинах.

    1. Солон был выдающимся политическим деятелем, философом, мыслителем, поэтом, самым знаменитым законодателем эпохи. Он происходил из обедневшего рода эвпатридов, и чтобы поправить финансовое положение некоторое время занимался морской торговлей, поэтому хорошо знал нужды торгово-ремесленного люда Афин.

    Особо известны были в Афинах его политические стихи, обличавшие недостатки правления аристократии. В 600 году до н.э. Солон стал инициатором военной акции против Мегар, в результате которой, греки взяли под контроль остров Саламин.

    Реформа долговых отношений

    • Проведение кассации долгов, взятых под заклад земли и сисастхии («стряхивание бремени»). Кредиторы ставили на поле должника камни с записями на участках, задолжавших крестьян. По реформе Солона, эти камни были сброшены или торжественно вывезены за пределы Аттики.

    • Отмена долговой кабалы (Запрещение обращения в рабство гражданина за долги). Эта мера стала тяжелым ударом по аристократии, так как являлась постоянным источником увеличения их земельных наделов и использования дешевой рабочей силы.

    • Принятие мер по возвращению граждан, проданных в рабство в другие полисы.

    • Введение ограничения ссудного процента.

    • Свобода завещания при отсутствии прямых наследников. Раньше вся земля в таком случае оставалась роду.

    • Введение земельного максимума (запрещение иметь наделы свыше установленной законом нормы)



    Эти радикальные меры должны были укрепить социальное положение граждан и активизировать развитие экономики. Принципиальное значение имела отмена долгового рабства, так как ориентировала крупные аграрные и ремесленные хозяйства не на труд зависимого работника из числа кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынке.



    1. После ухода Солона, в Афинах образовались три политические группировки, которые в дальнейшем повели борьбу за власть.




    • Педиеи – особо консервативная прослойка аристократов - землевладельцев во главе с Гиппоклидом и Ликургом. Эта партия выступала решительно против реформ Солона.

    • Паралы во главе с Мегаклом Алкмеонидом. Представляла интересы средних слоев населения, связанных с ремеслом и торговлей. Выступали за укрепление реформ Солона.

    • Диакрии выступали за радикальное продолжение реформ. Они представляли самую бедную северо-восточную часть Аттики. Именно дикариев возглавил Писистрат.


    Аристотель писал, что Писистрат давал беднякам ссуды, чтобы они могли прокормить себя, занимаясь земледелием. По его словам, это делалось для того, чтобы они, занятые хозяйством за городом, не имели ни времени, ни желания заниматься политикой. Аристотель видел в этом весь смысл внутренней политики тирана; это подтверждается в другом его рассказе, в котором говорится, что, придя к власти, Писистрат распустил народное собрание и закончил своё выступление призывом разойтись всем по домам, заняться своими делами и предоставить ему самому позаботиться об общественных делах. Он установил политическое равенство граждан, в виде равенства всех перед законом. После смерти Писистрата его политику продолжили сыновья, но не справились, были изгнаны из Афин . Аристократия еще влияла на демос, поскольку собрания проходили по родовым филам. Родовая организация объединяла лиц с разными интересами.


    1. Очередные реформы управления осуществил Клисфен. Он . был архонтом в 525 г. до н.э, боролся против тирании, апеллировал к народной массе и предложил план широких демократических реформ. Он провёл серию реформ, утвердивших афинскую демократию.


    Реформы Клисфена 508 - 500 гг. ДО.Н.Э.
    • Заменил родовое деление Аттики на территориальное (10 - областей). Род окончательно потерял свое значение. Фундамент административного деления-территориальный принцип.
    • Всю полисную структуру власти привел в соответствии с новым территориальным делением.
    • Вместо Совета 400 - Совет 500 - по 50 человек от каждой филы.
    • Функции Ареопага ограничивались судебными делами.
    •Введен остракизм.
    Законы Клисфены завершили формирование полиса


    1. В начале V века в Афинах осуществлялись меры по дальнейшей демократизации государства. Уменьшилась роль коллегии архонтов. Она утратила аристократический характер после получения права быть избранными в неё всадниками и зевгитами. Ареопаг был лишен политической власти народным собранием после возбуждения по инициативе Эфиальта дела о коррупции некоторых членов ареопага. Право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к совету пятисот и народному собранию. Это же право имела гелиэя, которая получила и право вето на постановления народного собрания. Таким образом, возросло значение гелиэи. Эфиальт ввел новую систему отчетности должностных лиц. Любой гражданин после предоставления магистратом отчета мог обратиться с жалобой на уходящего в отставку. Эфиальт был убит.




    1. В начале V в. до н. э. по предложению Фемистокла, стоявшего во главе демократического движения, прямые выборы коллегии архонтов были заменены жеребьевкой. Право быть избранными в архонты получили всадники. Зевгиты были допущены к этой должности в 457 г. до н. э. Данная реформа была связана с возвышением в период войн коллегии стратегов. Значение коллегии архонтов было принижено, она утратила свой аристократический характер.



    1. Единственным привилегированным органом оставался ареопаг, и олигархическая партия пыталась использовать его для укрепления своих позиций. Чтобы ослабить этот орган, Эфиальт возбудил дело о коррупции некоторых членов ареопага. Факты подтвердились, и Народное собрание в 462 г. до н. э. приняло закон о лишении ареопага политической власти. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе. 



    1.  Вождь афинской демократии Перикл. После греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.

    Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.
    Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

    Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.


    1. Система государственного управления в Афинском государстве к 5 веку до н.э. представляла собой следующие элементы:

    1. Народное собрание (экклесия) принимало законы, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончания срока полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало гос. бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей, осуществляло остракизм. Оно создавало коллегию для охраны законов (номофилаков), которая наблюдала за соблюдением законов всеми органами. Любой член народного собрания ( членами были граждане с 18 лет) мог устно или письменно обратиться в народное собрание с жалобой на нарушение закона ( «жалоба на противозаконие» - графэ параномон), на собрании мог выступать каждый, но говорить по существу, не повторяться, не оскорблять. Народное собрание работало регулярно, созывалось через 8-9 дней, могло созваться вне очереди. Созывала народное собрание притания – дежурство десятой части совета пятисот, которая непосредственно руководила текущей работой совета. Председателем народного собрания был председатель пританов. В конце Vвека до н.э. была введена плата за посещение народного собрания.

    2.Совет пятисот (буллэ)- рабочий орган народного собрания, избирался путем жеребъевки гражданами, достигшими 30 лет, по 50 чел от каждых 10 фил от всех разрядов населения. Совет созывал народное собрание, готовил для него вопросы , предварительные заключения, следил за исполнением всех постановлений народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, проводил проверку девяти архонтов и кандидатов в члены совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями, привлекал к суду должностных лиц, виновных в расходовании гос. средств, руководил финансовым и административным аппаратом государства. Заседал ежедневно. Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть совета, её члены-пританы- ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя. Через год по истечении их полномочий члены совета отчитывались перед народом. Повторное избрание члена разрешалось через несколько лет и только один раз. Члены совета получали жалованье.

    3.Ареопаг- орган, в который кооптировались на всю жизнь представители афинской аристократии, в V в. до н.э. он выступал как судебная инстанция ( по делам убийств, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний), наблюдал за состоянием нравов.

    4.Коллегия стратегов, которую выбирало народное собрание открытым голосованием из наиболее выдающихся людей, жалования они не получали, были военноначальниками, дипломатами, финансистами, могли быть таковыми несколько лет подряд.

    5.Коллегия архонтов решала религиозные и семейные дела. Девять архонтов и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы, проходили проверку сначала в совете пятисот, потом в гелиэе, где голосование проходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равные права и избирали себе в помощь по два товарища. Коллегия архонтов руководила высшим судебным органом –гелиэей.

    6.Гелиэя состояла из 6тыс. чел.( по 600 чел. от каждой филы), они избирались архонтами ежегодно из числа граждан не моложе 30 лет. Она состояла из 10 коллегий, в каждой по 500 судей и 100 запасных. Кто будет участвовать в заседаниях, суда решалось только в день суда. Она же охраняла законы, разбирала наиболее важные государственные дела. Были и другие судебные коллегии в Афинах.


    1. Преимущественно две черты отмечали еще древние в афинской демократии, как основные, как наиболее характерные и дорогие для афинянина. Это - исономия и исегория, т. е. равенство перед законом, равноправие68, и равенство голоса, равное право на свободу речи, на участие в политической жизни.




    1. Ограниченность афинской демократии:

    • Обеспечивалось полноправие только свободного населения.

    • Распространялась только на граждан Афин.

    • Не все принимали активное участие, особенно крестьяне, для которых урожай был важнее участия в работе народного собрания. Из 43 тыс. полноправных граждан на собрания являлось 2-3 тыс.

    • Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями-демагогами. В V веке сложилось две партии: олигархическая, отражавшая интересы земледельческой аристократии и богатого купечества и демократическая – мелких дельцов, моряков, наемных работников.


    написать администратору сайта