Главная страница
Навигация по странице:

  • Совершенствование методов обучения

  • 5.Охарактеризовать новые подходы к самостоятельной работе студентов

  • Игровые технологии

  • Тема 2.Интенсификация обучения. Тема Интенсификация обучения Раскрыть сущность понятия "интенсификация обучения" и охарактеризовать технологии


    Скачать 33.17 Kb.
    НазваниеТема Интенсификация обучения Раскрыть сущность понятия "интенсификация обучения" и охарактеризовать технологии
    Дата21.02.2022
    Размер33.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 2.Интенсификация обучения.docx
    ТипДокументы
    #369427

    Тема 2.Интенсификация обучения

    1.Раскрыть сущность понятия "интенсификация обучения" и охарактеризовать технологии

    С.И. Архангельский рассматривает интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременно снижения временных затрат за счет использования активизирующих средств, форм и методов обучения». Он отмечал, что эффективность преподавания, учения, и учебного материала и есть суть интенсификации.

    Т.И. Ильина интенсификацию учебного процесса усматривала в прочном усвоении строго отобранного круга профессионально необходимых знаний и выработкой соответствующих умений и навыков за оптимально допустимые сроки. Достижение высокого качества преподавания она связывала со строгим отбором учебного материала и применением активных методов обучения, способствующих выработке у студентов тех знаний, которые могут иметь в будущем практическую ценность.

    Интенсификацию связывал с программно-целевым подходом В.А. Сластенин, что обеспечивается единством всех сторон обучения, в подчинении конечному результату, формировании всесторонне подготовленной, социально активной личности специалиста. Поэтому, переход на интенсификацию рассматривается в плоскости как искать и создавать такие методы, приемы, способы и средства обучения, которые позволяют поднять эффективность учебно-воспитательного процесса, причем, не за счет напряжения преподавателя и студента в процессе труда, а сделать его более легким и производительным.

    Под интетификацией процесса обучения понимается система технологических приёмов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса (Кривошеина Е.Ю.)

    Для успешной интенсификации обучения достаточно внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, развивать творческий потенциал учащихся.

    Для повышения темпов обучения необходимо:

    – совершенствовать содержание учебного процесса;

    – совершенствовать методы обучения. Рассмотрим те параметры, которые способствуют развитию учебных дисциплин. Ниже приведен минимум параметров, которые способствуют совершенствованию содержания:

    – рациональный отбор учебного материала: при данном отборе необходимо четко разделять основную базу знаний и дополнительные сведения;

    – второстепенная информация, которая соответствующим образом должна быть выделена из основной и дополнительной литературы;

    – должно произойти распределение учебного материала таким образом, чтобы учащиеся получали новую информацию в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;

    – должно происходить накопление материала за счет увеличения аудиторных занятий в начале курса для последующей плодотворной работы;

    – так как процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу, то необходимо рационально разделять учебный материал для многоуровневой проработки новой информации;

    – обеспечить логический переход от уже известной информации к новому материалу, более активно использовать новый материал для повторения уже изученного, а также более глубокого усвоения пройденного материала;

    – необходимо экономное и рациональное использование времени учебного процесса. 

    Совершенствование методов обучения обеспечивается за счет:

    – широкого использования коллективных форм познавательной деятельности в учебном процессе, к ним могут относиться парные и групповые работы, ролевые и деловые игры и т. д.;

    – у преподавателя должны быть выработаны соответствующие навыки организации управления коллективной учебной деятельностью учащихся;

    – должны применяться различные формы и элементы проблемного обучения;

    – должны постоянно совершенствоваться навыки педагогического общения, мобилизирующие творческое мышление учащихся;

    – должны учитываться личностные характеристики и индивидуализация обучения при работе в группах учащихся при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;

    – необходимо стремиться к единому результату и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе обучения независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных особенностей;

    – знания и использования новейших научных данных в социальной и педагогической психологии;

    – совершенствования применения современных аудиовизуальных средств, технических средств обучения и, если необходимо, информационных средств обучения.

    Таким образом, интенсификация обучения ведет к получению большого объема информации, при этом, не снижая качество знаний учащихся и не увеличивая временной отрезок учебной деятельности.
    2. Технологии интерактивного обучения

    Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали использоваться в статьях и работах по педагогике, разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Т. Ю. Аветова, Б. Ц. Бадмаев, Л. К. Гейхман, Е. В. Коротаева, М. В. Кларин, А. П. Панфилова, и др.), как модель профессионального самообучения и самообразования в сфере дистанционного образования, основанную на постоянном взаимодействии субъектов преподавания и учения (Ю. Г. Репьев). Наиболее часто термин «интерактивное обучение» употребляется в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернет, работой с электронными учебниками и справочниками, работой в режиме он-лайн и т. д. Современные компьютерные коммуникации позволяют участникам вступать в живой (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также осуществлять «активный обмен сообщения между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.).

    В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение», оно понимается как:

    ● «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» (Е.В.Коротаева)

    ● «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» (Б.Ц.Бадмаев)

    ● «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» (Л.К.Гейхман);

    ● обучение, основанное «на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта… Опыт учащегося-участника служит центральным источником учебного познания» (М.В.Кларин).

    При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации, центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. По мнению Б. Ц. Бадмаева, «при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную, или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную».

    Наиболее полно эти эффекты проявляются при игровых и тренинговых формах проведения занятий.

    Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на

    ● дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, эвристическая беседа, метод «круглого стола», «мозговой штурм», кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), обсуждение видеозаписей, включая запись собственных действий, встречи с приглашенными специалистами, коллективное моделирование производственных процессов или ситуаций и др.;

    ● игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие); ролевые, оганизационно-деятельностные игры;

    ● тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности и т. п.), которые могут включать в себя практические групповые и индивидуальные упражнения, дискуссионные и игровые методы обучения.

    3. Технологии проектно-созидательного обучения

    Основой проектно-созидательных технологий выступает творческая деятельность обучающихся в процессе проведения научных исследований, решения научно-технических задач, разработки конкретных проектов. База таких технологий – личностно-деятельностный подход, в соответствии с которым образование есть не только усвоение знаний, но и способы такого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся.

    В проектно-созидательной системе на первое место выходит деятельность (разработка проектов, решение различных актуальных задач исследовательского характера) и личность обучающегося, акцентируется его персональная ответственность за результаты своих разработок, реализацию проектов.

    Знания, умения и навыки в такой системе рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития обучающегося, формирования методологического стиля мышления. В качестве основной цели на первый план выдвигается задача развития личности, подготовка к функционированию, жизнедеятельности в условиях технологического общества. Данная цель реализуется развитием способностей и приобретением практического опыта самообразования, созидательной профессиональной творческой деятельности, воспитания личной ответственности за созданные и внедренные реальные проекты в учебные и жизненные ситуации.

    В данной технологической модели существенно изменяется содержание обучения. В отличие от формализованной системы знаний, представляемых в готовой форме в традиционных образовательных технологиях, при реализации проектно-созидательного подхода, вместо заучивания теорий, законов и формул особое внимание уделяется развитию умения решать всевозможные теоретические и практические задачи и проблемы. На первое место выдвигаются процессы проектирования, моделирования, исследования и конструирования различных объектов, процессов. В этом случае знания систематизируются и структурируются в соответствии с иерархией познаваемых объектов, процессов. Обучающийся должен иметь к ним открытый доступ через базу данных или справочник, учебник и усваивать их в контексте процессов проектирования, моделирования, конструирования или исследования. Структура представления учебной информации должна быть такой, чтобы обучающийся мог проследить историю происхождения этого знания, причем не только в хронологической последовательности, но и как итог разрешения противоречий. Таким образом, в данной модели знания становятся не столько объектом, сколько средством развития личности.

    функционированию, жизнедеятельности в условиях технологического общества. Данная цель реализуется развитием способностей и приобретением практического опыта самообразования, созидательной профессиональной творческой деятельности, воспитания личной ответственности за созданные и внедренные реальные проекты в учебные и жизненные ситуации.

    В данной технологической модели существенно изменяется содержание обучения. В отличие от формализованной системы знаний, представляемых в готовой форме в традиционных образовательных технологиях, при реализации проектно-созидательного подхода, вместо заучивания теорий, законов и формул особое внимание уделяется развитию умения решать всевозможные теоретические и практические задачи и проблемы. На первое место выдвигаются процессы проектирования, моделирования, исследования и конструирования различных объектов, процессов. В этом случае знания систематизируются и структурируются в соответствии с иерархией познаваемых объектов, процессов. Обучающийся должен иметь к ним открытый доступ через базу данных или справочник, учебник и усваивать их в контексте процессов проектирования, моделирования, конструирования или исследования. Структура представления учебной информации должна быть такой, чтобы обучающийся мог проследить историю происхождения этого знания, причем не только в хронологической последовательности, но и как итог разрешения противоречий. Таким образом, в данной модели знания становятся не столько объектом, сколько средством развития личности.

    4. Технологии модульно-рейтингового обучения.

    Модульно-рейтинговая технология представляет собой технологию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает развитие общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания.

    Модульно-рейтинговая технология обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и побуждает их к повседневной напряженной работе над учебным материалом. Данная технология базируется на двух основополагающих принципах:

    •на принципепоэтапного (модульного) изучения учебных дисциплин, при котором каждая дисциплина разбивается на несколько модулей – тематически завершенных разделов (частей). Изучение модуля заканчивается контролем качества усвоения учебного материала и выставлением обучающемуся балла с учетом текущих оценок;

    •на принципепоэтапного накопления баллов за изучение каждого модуля и формирования итоговой оценки за изученную дисциплину в виде суммы – рейтинга. При этом итоговый рейтинг по учебной дисциплине может быть увеличен за счет добавления поощрительных баллов, начисляемых за активную работу над учебным материалом, научной работе, конкурсе на лучшую научную работу и т. п., или уменьшен за счет вычитания штрафных баллов, начисляемых за несвоевременную и некачественную отчетность по модулям, а также за другие нарушения дисциплины образовательного процесса (Т.И.Шамова).

    Модульно-рейтинговая технология – это организация учебного процесса, в которой содержание обучения представляется в виде самостоятельных, законченных модулей, которые несут в себе одновременно информацию и методическое руководство по её применению, а оценивание, успеваемости происходит с помощью рейтинговой системы оценивания знаний (Н.Б.Борисова).

    5.Охарактеризовать новые подходы к самостоятельной работе студентов

    В качестве источников самообразования студентов выступают побудительные причины самообразования:

    1) процесс познания, в ходе которого обучающийся не только усваивает программный материал, но и получает истинное представление о своих интеллектуальных, волевых, эмоциональных характеристиках (способностях, умениях, знаниях, интересах и т. п.), что дает ему возможность более эффективно осуществлять самообразовательную деятельность;

    2) взаимосвязь познания с производственной практикой, потребности которой стимулируют и мотивируют познавательную активность, стремление целенаправленно самостоятельно учиться;

    3) процесс развития (саморазвития) личности студентов в самообразовательной деятельности, в основе которого лежат противоречия, составляющие движущую силу и содержание этого развития.

    Концепцию самообразования питают определенные теоретические идеи обучения: 1) самоопределения на основе развития субъективности в образовании: студент как субъект деятельности развивается в различных видах образовательной деятельности на основе свободного выбора, кооперации и творчества;

    2) личностно ориентированного образования: личность студента, его неповторимая индивидуальность составляют главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса;

    3) проектирования вариативного образования: вариативность и многофакторность

    проектирования позволяют гибко учитывать интересы и познавательные возможности обучающегося и реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации;

    4) открытого образования: сотворчество и кооперация, выстраивание системы взаимодействия и взаимообмена с социальной средой с целью обеспечения динамики системы, многообразие и альтернативность путей становления личности.

    В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

    Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

    Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке; 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

     

    Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

    При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке; 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

     

    Тренинг – это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях.

    Существует четыре основных вида тренингов: обучающие (любая деятельность, в которой человек учится чему-то новому); профессиональные (система воздействий, направленных на формирование и развитие у человека необходимых профессиональных качеств) общеличностные (упражнения, направленные на формирование отдельных способностей и качеств личности, необходимые для его полноценного существования в обществе) личностного роста (создание обучающей среды, в которой через упражнения участник может раскрыть и осознать интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты его деятельности). Современные тренеры стараются совмещать различные виды тренингов, но опыт показывает, что в школе более применимыми оказываются образовательные тренинги, модель которых основывается на использовании различных игр и учебных упражнений в процессе личностно важных коммуникаций, была предложена М. Форвергом (Германия) в 70-е годы.

    Современные тренинги требуют определенной организации пространства, то есть создания оптимальных условий для интенсивного общения и устранение внешних отвлекающих факторов. На тренинге создается атмосфера толерантности, раскованности и свободы, участники чувствуют себя в психологической безопасности. Использование тренинговых технологий при обучении, значительно меняется роль учителя, который превращается главным образом в фасилитатора – тренера, стимулирующего работу группы при выполнении заданий. Учитель, поддерживая атмосферу сотрудничества, играет роль более опытного специалиста в данной области, выступая одновременно аналитиком и комментатором. При этом тренер должен оставаться бесстрастным, он не может осуждать мнение участников тренинга, навязывать им свое в явном виде. Основной целью тренера является не мешать развиваться учащимся, «не тянуть одеяло на себя», а только направлять, причем ненавязчиво.

    Основными принципами тренингового обучения согласно А. Н. Аверину, являются принципы активности, исследовательской позиции, осознанного поведения, субъект-субъектного общения, обратной связи. Причем обратная связь, используемая в тренинговых технологиях, позволяет участникам быстро корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать оптимальную стратегию поведения.

    Важной особенностью тренинга является его структура. Как правило, в тренинговых занятиях выделяют пять стадий: подготовка (мотивация, настройка, планирование работы, установка правил), осознание (понимание сущности темы, ее значения лично для участника тренинга), переоценка (решение проблемных ситуаций на основе личного опыта, проблемное обсуждение решений, сравнение с личным опытом), действие (выполнение упражнений, творческих заданий, обсуждение результатов) и рефлексия (оценка результатов тренинга и степени удовлетворенности занятием всех участников).

     


    написать администратору сайта