Тема №5. Тема Познание как философская проблема. Цель раскрыть основные аспекты познания как стремления к истине. План
Скачать 20.92 Kb.
|
Тема 5. Познание как философская проблема. Цель: раскрыть основные аспекты познания как стремления к истине. План: 1.Познание как проблема философии. 2.Различные концепции истины. 1.Познание как проблема философии. Теория познания (гносеология) является фундаментальной философской наукой о познании. Главная проблема теории познания – вопрос о познаваемости мира, а значит, и границах познания. Постановка данной проблемы связана с вопросом о способности человека создать картину о вещах, совпадающую с объективными, истинными знаниями о мире и действительностью. Ответ на вопрос о познаваемости мира позволяет выделить философские направления, которые утверждают, что мир познаваем (гностицизм), и философские учения, утверждающие, что мир непознаваем (агностицизм). Всеобщими (универсальными) м е т о д а м и п о з н а н и я являются метафизика и диалектика. Метафизика (греч. после физики) – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В I в. до н. э. Андроник Родосский объединил различные лекции и заметки Аристотеля по «первой философии», обозначив их как «то, что идет после физики». В классификации наук Аристотеля первое по значению и ценности место занимает «первая философия» – наука о бытии как таковом, о первых началах и причинах всего сущего, познание которого осуществляется с помощью метафизического метода мышления, метода, не связанного ни с субъективностью человека, ни с человеческой деятельностью. Диалектика (греч. искусство вести беседу) – это учение о наиболее общих закономерных связях, становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектическое познание рассматривает все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии. Сократ впервые применил термин «диалектика» для обозначения искусства вести эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Платон вслед за своим учителем Сократом использовал диалектику в качестве логической операции расчленения и связывания понятий, которая осуществлялась посредством постановки вопросов и поиска ответов, ведущих к истинному определению понятий. Метафизические учения исследовали статичную, неподвижную картину мироздания, независимость составных частей которого позволяет рассматривать их изолированно. Те учения, для которых основополагающим был диалектический метод, разрабатывали теорию динамической, развивающейся картины мира, части которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Познание – это деятельность, направленная на получение знаний, что определяет выделение в структуре познания объекта и субъекта познания, целей и результатов познания, средств и уровней познания, критериев истины, процесса взаимодействия субъекта и объекта познания. Объектом познания может предстать фрагмент любой сферы реальности – природной, социальной, материальной или духовной. Познание объектно, поскольку человек в процессе познания имеет отношение к существующим свойствам и законам объективного мира. Субъект познания является носителем познавательных способностей. Субъектом познания может быть не только человек, но и коллектив, общество, человечество в целом. Различают следующие в и д ы п о з н а н и я: --Повседневное, или житейское, познание. Основано на здравом смысле, наблюдении, обыденном познании, согласуется с общесоциальным жизненным опытом, носит несистематический, эмпирический характер. --Художественное познание. Основано на цельном, а не на разделенном воспроизведении мира и особенно человека в мире, взаимосвязано с понятием культуры как среды человеческого, которая длится и возобновляется только постоянным усилием человека. --Чувственное познание. Осуществляется с помощью органов внешних чувств. Раскрывается посредством трех его форм: ощущения (возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека и передают только отдельные свойства предмета); восприятия (структурированного образа, состоящего из нескольких ощущений); представления (образа ранее созданных или воспринятых воображением явлений). Чувственное познание позволяет иметь представление только о внешних свойствах отдельных предметов. --Рациональное познание. Является процессом абстрактного обобщающего мышления. На уровне рационального познания происходит отвлечение от частных, несущественных свойств предмета. Рациональное познание осуществляется посредством таких трех его форм, как понятие, суждение, умозаключение. – Интуитивное познание. Представляет собой неосознанно полученное непосредственное знание, которое подразделяется: на чувствительное (мгновенное чувство); рациональное (интеллектуальное озарение); эйдетическое (зрительная интуиция). – Научное познание. Предполагает исследовательскую практику и последующее объяснение фактов на основании их осмысления в контексте системы понятий данной науки. Наука – это высокоорганизованная форма познания и исследовательской деятельности, основной задачей которой является открытие законов мира. В законе отражаются установленные устойчивые и регулярные связи между явлениями. Закон – это необходимый элемент науки, поскольку на основании сформулированных законов происходит описание, объяснение и предсказание явлений и процессов объективной действительности. 2.Различные концепции истины. Результат процесса познания – это знания. Знания, соответствующие действительности, называют истиной. Проблема истины – одна из важнейших в теории познания, поскольку истина является регулирующим принципом любого вида познания. В философии присутствует разделение истины на абсолютную и относительную. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о чем-либо, знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания (например, так называемые истины факта, физические константы и т. п.). Относительная истина – это истинное, но неполное, приближенное знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе дальнейшего познания. В понятиях относительной и абсолютной истин отражено представление о процессе познания, происходящем во времени и в определенных исторических условиях. Истина всегда конкретна, так как связана с конкретным местом, временем, обстоятельствами. В рамках классической философии формируется несколько концепций истины. Одна из них – классическая, или корреспондентская, теория истины, основанная на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира. Исходя из данной трактовки выстраивали свои философские системы Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, Л. Фейербах и др. Другая теория истины – когерентная, основанная на принципе когеренции как соответствия знания имманентным характеристикам идеальной сферы. Например, по Платону и Гегелю, знание соответствует содержанию Абсолюта, по Августину и Декарту – врожденным когнитивным структурам, по Юму – чувственным ощущениям субъекта, по Канту – априорным формам мышления, по А. Пуанкаре – интерсубъективным конвенциям и др. В неклассической философии трактовки истины связаны с ее деонтологизацией. Истина мыслится вне ее объективного статуса. Происходит трансформация проблемы истинности в проблему интерпретации. Истина реализуется в контексте языковой реальности. Так, по С. Кьеркегору, истина – это форма психического состояния личности, по Г. Риккерту и Баденской школе неокантианства, это ценность, которая «не существует, но значит» В прагматической концепции истины (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи) истина связывается с практической значимостью получаемого в процессе познания результата. То есть критерием истины становится практика. Практика – это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности. В определении практики обнаруживает себя творческая направленность деятельности человека по преобразованию мира, что является конечной целью процесса познания. Литература 1.Барлыбаева Г.Г. «Эволюция этических идей в казахской философии». – Алматы, 2011. 2.Зотов А.Ф. «Современная Западная философия» – М.: Высшая школа, 2012. 3.Сегизбаев О.А. «Қазақ философиясының тарихы» /перевод. Нурышевой Г.Ж., М.Сабит, 2017. 4.Бегалинова К.К., Альжанова У.К. «Философия». Часть 1,2. – Алматы: Жібек жолы, 2014. 5.Масалимова А.Р., Алтаев Ж.А., Касабек А.К. «Казахская философия». Учебное пособие. – Алматы, 2018. 6.«Новая философская энциклопедия»: в 4 т. / Институт философии. - М.: Мысль, 2010. 7.Бадью А. «Манифест философии» / В.Е. Лапицкого. – Санкт-Петербург.: Machina, 2003. –184 с. 8.Делёз Ж. Гваттари Ф. «Что такое философия?» /перевод С. Зенкина. – М.: Академический Проект, 2009. – 261 с. 9.Коплстон Ф. «История философии: XX век» /перевод П.А. Сафронова. – М.: Издательствово «Центрполиграф», 2002. – 268 с. 10.Copleston F. «History of Philosophy: Modern Philosophy». - Image Books, 2003. – 544 р. (Коплэстон Эф. «Хистори оф философи: Модерн философи». – Имэйдж букс, 2003 – 544 пи.) 11.Марков Б.В. «Философия». Учебник для вузов. – М.: Издательский дом «Питер», 2016. – 464 с. 12.Миронов В.В. «Философия». Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 289 с. |