Главная страница
Навигация по странице:

  • Русский

  • космизма

  • Вегетарианство

  • тема 3. Тема Принципы этичного отношения к живой природе


    Скачать 23.6 Kb.
    НазваниеТема Принципы этичного отношения к живой природе
    Дата01.04.2023
    Размер23.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатема 3.docx
    ТипДокументы
    #1029264

    Тема 2. Принципы этичного отношения к живой природе
    1. Принципы этичного отношения к животным.
    Наиболее  развитая духовно часть человечества протестовала против жесткого обращения  с животными давно; однако подход к этой проблеме был различен. Этисты далеких эпох, в основном, настаивали на необходимости сострадания к животным, взывали к человеческому милосердию. Эта трактовка проблемы и до сих пор продолжает использоваться организациями, получившими название обществ "благополучия животных", которые в своей деятельности опираются на эмоциональное отношение к животным, преимущественно к домашним. Указывая, что животные заслуживают  справедливого к ним отношения  и их интересы должны быть защищены, сторонники идеи Прав животных развили  и аргументировали положение  о самостоятельной ценности животных.
    Универсальная этика А. Швейцера также является обоснованием принципа самостоятельной  ценности животного. По мнению А. Швейцера, любая жизнь драгоценна в своей неповторимости, а это равняет в их ценности все живые существа. Поэтому жизнь - это явление, внушающее уважение, благоговение. Отсюда проистекает  принцип универсальной этики  Швейцера - "благоговения перед жизнью".
       Существуют 4 правила этического отношения к  животным:
    1. Правило “Не Навреди”;
    2. Правило Невмешательства;
    3. Правило Верности;
    4. Правило Справедливого Возмещения Ущерба.
    2. Основы этичного отношения к миру и биоэтика.
    Этичное поведение личности предполагает заботу о другом лице, сопереживание с другим лицом, действия в интересах этого лица. Такого рода установка личности, чувствующей ответственность за другого, называется альтруистической, в противоположность эгоистической, когда на первое место выступают личные интересы, или даже эгоцентрической, когда личные интересы исключают возможность действовать в пользу кого-либо другого. Готовность поступиться своими интересами во имя справедливости или в силу сострадания всегда расценивалась как наиболее важное качество этичной личности.
    Этичное и биоэтичное мироощущение - это свойство высокоразвитой психики и в основном доступно только человеку. Однако некоторые высоко организованные виды животных, особенно находившиеся длительное время в контактах с человеком, способны сопереживать.
    Таким образом, основа этичного поведения людей имеет эмоциональную природу. Однако для многих людей необходим также рациональный подход, который подкреплял бы их эмоциональные порывы. Такие люди используют в качестве аргумента принцип справедливости; в этом случае они опираются на общепризнанные нравственные нормы - так как справедливость является обязательным требованием к поступкам нравственного человека.
    Во взаимоотношениях человека и животных обычно действовали оба принципа: сострадания, милосердия и принцип справедливости. Ход логической мысли был обычно таков: поскольку животные способны чувствовать и понимать, они могут испытывать страдания, как и человек; они могут иметь сходные потребности - питаться, иметь кров и др., - как и человек. Поэтому справедливость требует, чтобы к их страданиям и потребностям человек отнесся со всей серьезностью.
    Среди известных деятелей движения в защиту Прав животных одни (философ Том Риган) основали право животных на защиту от страданий на принципе справедливости; другие (философ П. Сингер) стремились воздействовать на эмоции людей, рисуя картины страданий животных.
    3. Самостоятельная ценность животных
    Наиболее развитая духовно часть человечества протестовала против жесткого обращения с животными давно; однако подход к этой проблеме был различен. Этисты далеких эпох, в основном, настаивали на необходимости сострадания к животным, взывали к человеческому милосердию. Эта трактовка проблемы и до сих пор продолжает использоваться организациями, получившими название обществ "благополучия животных", которые в своей деятельности опираются на эмоциональное отношение к животным, преимущественно к домашним. 
    Идея справедливости в отношении животных получила свое развитие в концепции Прав животных, согласно которой единственно этичным подходом к проблеме считается справедливое отношение ко всем живым существам, удовлетворение их насущных потребностей.

    Указывая, что животные заслуживают справедливого к ним отношения и их интересы должны быть защищены, сторонники идеи Прав животных развили и аргументировали положение о самостоятельной ценности, животных. В документах, определяющих стратегию деятельности Всемирного общества защиты животных, указывается, что животные - это чувствующие существа и, как таковые, имеют потребности. Если потребности животных, в целом, аналогичны потребностям человека: питаться, размножаться, трудиться, играть, общаться с себе подобными, - то, очевидно, они также должны быть удовлетворены. Человек всегда считал своей привилегией наличие у него потребностей и своим правом - их удовлетворение.
    Но если опираться на логику и принципы справедливости, то трудно доказать, что потребности одного вида живых существ надо удовлетворять, а других - не надо. Также нелегко доказать, что человек имеет самостоятельную ценность, а животное не имеет.
    Особый характер носит дискуссия о самостоятельной ценности животных в религии. Ряд религий признают перевоплощение - реинкарнацию -, т. е. переход души последовательно из одного существа в другое, от одного животного к другому, затем к человеку, после чего душа опять может перейти к животному. В этих религиях вопрос о ценности человека, как единственного существа, имеющего душу, отпадал. " Кратко выраженная идея теологических или богословских прав животных звучит так: если Бог стоит за ними, то мы не может быть против них.
    4. Проблема права и долга в отношении к животным
    Антропоцентризм провозглашал право человека использовать окружающий мир, живой и неживой, в своих целях. Антропоцентрическая концепция мира никогда не рассматривала возможности существования у человека долга перед кем-либо. Однако, смена мировоззренческих ориентиров современным обществом заставляет человека взглянуть новыми глазами на его отношение со всем миром живого, пересмотреть свой статус в мире живого.
    Выраженная более сухим языком, эта мысль получила в настоящее время признание: человек ответственен за то, что происходит на земле; как существо, обладающее наиболее высоко развитым разумом, человек должен жить по этическим законам и защита живого на земле является нравственным долгом человека. Страдания и гибель животных, прирученных человеком, гибель диких животных и разрушение природной среды - во всем этом вина человека, он несет моральную ответственность за судьбу живого на планете. Его долг - не только остановить уничтожение жизни на земле, но и компенсировать ущерб, нанесенный им всему живому планеты.
    Право, которым пользовался человек, убивая и эксплуатируя другие живые существа, называется правом сильного. Оно не имеет отношения к этическим нормам и возможно только в обществе, основывающемся на принципах насилия. Этого права человеку никто не давал.
    5. Универсальная этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.
    Этика благоговения перед жизнью - направление, которое возникло в XX в. и связано с именем величайшего гуманиста современности – Альберта Швейцера (1875-1965).
    Основной принцип этической концепции А. Швейцера - благоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих. Духовная жизнь, по мнению А. Швейцера, идет нам навстречу в природном бытии, благоговение перед жизнью относится и к природным, и к духовным явлениям, преклонение перед естественной жизнью неизбежно влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.
    Объектом нравственного отношения для А. Швейцера становится любая жизнь - человека, природы, животного мира, микроорганизмов. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни. А. Швейцер подчеркивал религиозный характер своего мировоззрения, усматривая явно положительные результаты взаимодействия и взаимопроникновения христианской нравственности и рационалистического способа осмысления мира. Развивая свою идею альтруизма, А. Швейцер выступает как строгий рационалист, с одной стороны, и как тонкий психолог - с другой. Одной из основополагающих является мысль о самоотречении как средстве творческой добродеятельности. Самоотречение в понимании А. Швейцера не обесценивает человека как личность, не обкрадывает его духовно, но позволяет ему освободиться от эгоизма, предвзятости и излишнего субъективизма в оценке чужих поступков, от стремления судить и осуждать других, платить за зло злом, мстить и т. п.
    А. Швейцер толкует прощение как средство недопущения зла в человеческую душу. Он позволяет себе пренебречь злом и тем самым зло как бы отменяет, даже исключает. А. Швейцер постоянно смещает привычные акценты. Он переводит наше внимание со зла на добро и фиксирует в нашем сознании последнее. Он не осуждает бездействие, но активно поддерживает всякое действие, направленное на сохранение жизни. Он вообще никого ни за что не осуждает.
    6. Понятие этики по О. Леопольду
    По мнению Леопольда, "этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Этика в философском смысле - это различие общественного и антиобщественного поведения".
    Экофилософ вывел и несколько основных принципов своей экологической этики. По его мнению, "вещь правильна, когда у нее есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биологического сообщества.
    7. Русские космисты
    Космизм – это философское направление, в котором космос рассматривается в качестве целостного структурного образования, то есть живого организма, находящегося в общем процессе развития.
    Русский космизм представлен именами учёных-мыслителей Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, религиозных философов В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и других выдающихся деятелей культуры; идеи космизма также нашли отражение в искусстве – литературе, живописи, музыке.
    9. Законодательство по защите животных
    Первые законодательные акты, защищающие животных от жестокости, появились в Европе в начале прошлого века. Первый закон был принят в Великобритании в 1822 г. Его принятия добились два человека: член английского парламента Ричард Мартин, лорд Клэр, и лорд-канцлер Томас Эрскин.
    С конца прошлого века, помимо общих законов по защите животных от жестокого обращения, начали приниматься законы, касающиеся порядка использования животных в эксперименте. Первой страной, которая создала такое законодательство, явилась Великобритания.
    Еще одна область законодательства - охрана дикой фауны. В качестве примера такого рода документов можно привести законодательство по защите диких животных в США. В 1973 г. в США был принят закон "Об охране исчезающих видов"; места обитания исчезающих видов, согласно этому закону, охраняются, ввоз и вывоз этих видов запрещены.
    8. Общественные движения в защиту животных.
    Это международное общественное движение, зародившееся в США и других странах Запада в 1960-х - 1970-х годах, проявляющееся в форме философских дебатов, разработке законодательства и акциях прямого действия, иногда носящих противоправный характер. Участники движения стремятся положить конец глубоким моральными и правовым различиям между существами человеческой и нечеловеческой природы. Выступают за запрет рассматривать животных, как чью-то собственность, запрет научных экспериментов на животных, использование их в индустрии развлечений, и их забоя для получения пищи и одежды. Движение представляет собой один из немногих примеров социальных движений, возникших благодаря сильному влиянию западных философов второй половины XX века.
    10. Единство всего живого на Земле
    Открытием фундаментальных законов наследственности биология обязана Г. Менделю (1865), Г. де Фризу, К. Корренсу и К. Чермаку (1900), Т. Моргану (1910—1916), Дж. Уотсону и Ф. Крику (1953).

    Названные законы раскрывают всеобщий механизм передачи наследственной информации от клетки к клетке, а через клетки — от особи к особи и перераспределения ее в пределах биологического вида.
    Факторы единства

    • Сходный химический состав органических тел

    • Клеточное строение живых организмов

    • Физиология и биохимия

    • Выявление родства на основании биогенетического закона

    • Палеонтология

    • Альтернативные факторы единства

    11. Владение животными
    Хотя слова "владелец", "хозяин" животного весьма привычны и понятие "владение животным" кажется очевидным, при ближайшем рассмотрении их суть оказывается весьма противоречивой. Владение чем-то означает право человека поступать с принадлежащим ему объектом, как он пожелает. Человек может сломать, уничтожить свою собственность, бросить в мусорную корзину. Но он не может подобным образом поступать с животным. В каждой цивилизованной стране существуют законы, запрещающие человеку произвольно обращаться с животными: бить их, разрезать, убивать, оставлять без присмотра и пр. Следовательно, право владения животным только предоставляет владельцу возможность использовать животное ограниченным образом, причем эти права могут быть шире или уже в зависимости от традиций, от вида животного (разрешение использовать в пищу одни виды животных, для выполнения каких-либо услуг - другие и т. п.). Можно сказать, что права на животное регулируются принципами этики, что не имеет места при осуществлении прав человека на неодушевленные предметы.
    12.
    Этические проблемы вегетарианства и веганства.
    Вегетарианство - система питания преимущественно либо исключительно растительной пищей. Веганство— образ жизни, стремящийся к исключению (насколько это возможно и реализуемо) всех форм эксплуатации и насилия в отношении животных в качестве еды, одежды или любых других целей.
    По мнению великих людей, самым важным аргументом в пользу вегетарианства являются этические соображения. Все, кто становятся вегетарианцами из этических соображений, основываются на убеждении, что другие создания также имеют чувства и испытывают эмоции, сходные с эмоциями человека. Такое убеждение заставляет человека быть более осмотрительным в своих действиях и стараться не причинять страдания другим живым существам. В наши дни многие люди успокаивают себя мыслью о том, что животных теперь убивают «гуманными» способами, и остаются глухи к любым аргументам, доказывающим аморальность употребления в пищу мяса. К сожалению, эти представления не имеют ничего общего с правдой жизни и смерти.



    написать администратору сайта