Главная страница
Навигация по странице:

  • План семинарского занятия: 1.Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе. Общие черты присваивающей и производящей экономики.

  • Производящее хозяйство

  • 2.Происхождение государства. Основные формы происхождения государства. Форма государства

  • власть

  • По критерию регуляции жизни

  • По критерию содержания государственного аппарата

  • По критерию государственного суверенитета

  • 4. Происхождение права. Обычное право. Возникновение права

  • 5. Основные теории происхождения государства. 1) теологическая теория

  • Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

  • Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

  • Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

  • — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

  • Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

  • К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

  • А. Галлер;

  • тгп Семинар № 2. Тема Происхождение государства и права План семинарского занятия


    Скачать 78.15 Kb.
    НазваниеТема Происхождение государства и права План семинарского занятия
    Дата04.05.2023
    Размер78.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгп Семинар № 2.docx
    ТипСеминар
    #1107432

    Тема 2. Происхождение государства и права
    План семинарского занятия:

    1.Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе. Общие черты присваивающей и производящей экономики.

    В период становления общества люди жили малыми родственными группами, а охота и собирательство были основными источниками пропитания. Данный период можно охарактеризовать как период присваивающей экономики. Экономика такого общества была основана на общественной собственности. Выделяет 2 этапа:

    -этап присваивающей экономики

    -этап производящей экономики

    Формой соц-организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. РО объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин, и их детей. Возглавлялась наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры).

    Это был личный, а не территориальный союз людей. Сем-общины объединялись в родовые, племена, союзы племен. Все эти образования основаны на кровном родстве. Цель таких объединений – защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др. Власть в первобытном обществе основывалась на традициях. Подчинение носило естественный характер. Оно вытекало из единства интересов всех членов рода.

    Власть распространялась на определенной личности. Обычаи поддерживались авторитетом старших и регулировали обмен, брачные, семейные и прочие отношения.

    Высшим органом власти было собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, т.е. лидера (мужчину), который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом.

    основными чертами власти в первобытном обществе являлись:

    -выборность,

    -сменяемость

    -срочность

    -отсутствие привилегий

    -общая характеристика

    Соц.-значимые отношения регулировались:

    -обычаями,

    -ритуалами

    -обрядами

    -мифами

    -моралью и религиозными заповедями

    -табу

    Указанные нормы существовали в форме единых мононорм и обеспечивались силой всех членов первобытного общества.

    Мононормы – это регуляторы, которые отображали нерасчленённость мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали.

    Мононормами регулировались следующие виды общ отношений:

    1)брачно-семейные

    2)половозрастное разделение труда

    3)отношение по разделению пищи и правила ведения охоты

    4)правила разрешения споров между членами общины

    5)правила ведения войн между племенами

     

    Среди способов регулирования в качестве главного выделялись запреты (табу), небольшую долю составляли разрешения (дозволения, и позитивные обязывания.

    Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине и др.
    Для присваивающей экономики характерно наличие двух отраслей – собирательства и охоты. Это составляло основу их жизни. Охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие человеческих коллективов.


    Охота стимулировала у первобытных людей появление общественной деятельности.

    Апогеем развития присваивающего хозяйства было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики – земледелия и скотоводства. Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.
    С возникновением земледелия и скотоводства совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству с помощью человеческой деятельности. 

    Производящее хозяйство на первых порах так или иначе сочеталось с присваивающим, а во многих областях высокоорганизованная охота надолго осталась основным или даже единственным видом хозяйства.
    Изобретение земледелия и скотоводства, связанных с определенными условиями природной среды, усилило неравномерность в историческом развитии человечества.
    Рост производительных сил в переходе от присваивающего хозяйства к производящему способствовал дальнейшему развитию общинно-родового строя. На смену ранней родовой общине охотников и рыболовов пришла развитая родовая община земледельцев-скотоводов


    2.Происхождение государства. Основные формы происхождения государства.
    Форма государства – это внешняя организация/внешнее строение государственной власти, которое показывает как организованная власть в государстве, кому и на каких началах она принадлежит, как распределяется власть по вертикале и горизонтали.
    Формы и пути происхождения государства:
    1. Западный путь – Афинская, Спартанская и др.

    2. Восточный путь – Азиатский

    Восточный путь :

    Самые древние государства возникли в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет увеличения урожайности резко - в десятки раз - повысить производительность труда. Были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Для поливного земледелия строились дамбы, каналов, водоподъемники. Всё это определило необходимость и объединения общин под единым началом, и централизованного управления. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю. Экономическую власть получали приближенные царю. Учитывая полноту их власти, происходит усиление этой власти и она носит деспотический характер. Это усиливают жрецы, обожествляя власть. Всю систему можно представить в виде пирамиды : император – жрецы – жители.

    Застой развития – общество в течении длительного времени сохраняло общинные устои. Аппарат государства формировался очень долго и серьезных изменений не было = привело к образу деспотического государства.

    Западный путь:

    Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля. Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации средств производства: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов. Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти. Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них некого статуса-кво.

    3. Отличие государства от первобытного общества.

    По критерию власти:

    - в первобытном обществе власть основывалась на родоплеменном устройстве общества, интересе всех членов рода, опиралась на силу авторитета её носителя и не имела территориального характера.

    - в государстве власть распространяется на население, проживающее на его территории

    По критерию организации общественной жизни:

    - в первобытном обществе организация общественной жизни обеспечивалась самоуправлением

    - в государстве для управления общественными делами создаётся публичная власть, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением

    По критерию регуляции жизни:

    - в первобытном обществе регуляция жизни обеспечивается социальными нормами

    - в государстве регуляция жизни обеспечивается правовыми нормами

    По критерию содержания государственного аппарата:

    - в государстве на содержание государственного аппарата устанавливается система налогов и сборов

    - в первобытном обществе их не было

    По критерию государственного суверенитета

    - независимость государства при решении внешних и внутренних вопросов государства

    - В первобытном обществе не было суверенитета

    4. Происхождение права. Обычное право.

    Возникновение права – следствие усложнения соц. связей, обострения противоречий в обществе с регулированием которых первобытные нормы не могли справиться

    Право как соц. институт возникает одновременно с гос-вом т.к они призваны обеспечивать эффективность друг друга.

    Невозможно существование Г без П!!! Т.к право

    • организует полит. власть

    • выступает средством осуществления политики конкретного гос-ва

    Невозможно существование П без Г!!! Т.к гос-во

    • устанавливает

    • применяет юр. нормы

    • гарантирует

    Право исторически возникло как КЛАССОВОЕ ЯВЛЕНИЕ и выражало волю и интересы экономически господствующего класса. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения.

    Если обычаи содержались в сознании людей, то ПН начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права- его важнейший признак.

    Право – более сложный регулятор, чем обычаи т.к кроме запретов в нем используются дозволения и обязывания, создающие возможность для разноуровневого упорядочения обществ. отношений.

    3 пути складывания НП:

    1) Перерастание мононорм в нормы обычного права и санкционирования их силой гос-ва.

    2) Правотворчество гос-ва, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юр. нормы- НП

    3) Прецедентное право, состоящее из конкретных решений, принятых судом или адм. органом и приобретающих характер образцов, эталонов для решения др. аналогичных дел.

    На процесс формирования права оказало влияние множество факторов:

    • специфика географии

    • культурно-исторические обстоят.

    5. Основные теории происхождения государства.

    1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

    2) патриархальная теория— теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

    3) договорная теориясогласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

    4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

    5) теория насилия,согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

    6) материалистическая теория,согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

    7) патримониальная - Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

    8) органическая - Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

    9) ирригационная - Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.


    написать администратору сайта