свобода и мораль. Тема 2 Свобода и мораль. Тема Свобода и мораль
Скачать 25.04 Kb.
|
Тема 2. Свобода и мораль Человек и свобода выбора. Возникновение и функции морали в обществе. Человек и моральные ценности. Понятие нравственного идеала. 1. Человек и свобода выбора. Огромное количество произведений (философских, художественных), фильмов, стихов, песен посвящено поиску смысла жизни человека. Каждый из нас наверняка хотя бы раз задумывался о том - кто он в этом мире и зачем он здесь. Может быть - он венец творения природы, способный вершить судьбы мира, а может быть - простая марионетка в руках Творца, лишенная свободы выбора и живущая в рамках определенной свыше судьбы. Итак, относительно свободы человека в истории человеческой мысли давалось три основных ответа: Отрицание свободы (фатализм). "Чему быть, того не миновать". Особенно ярко проявляется в религии - все предопределено Богом. Крайняя форма - пессимизм. Зачем пытаться что-то менять, если судьба предначертана свыше? Утверждение абсолютной, ничем не ограниченной свободы. Отчасти эта позиция присутствует в работах французских экзистенциалистов - Жан-Поля Сартра и Альбера Камю. Человек свободен, но свобода не благо, а проклятие. Человек постоянно находится в состоянии выбора, но у него нет надежного критерия - правилен ли его выбор. Причем, самый первый и самый важный выбор, который должен сделать человек - это решить, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить. Самоубийство Камю считал не аморальным поступком (грехом), как утверждает религия, а сознательным выбором человека, проявлением его свободы. Первые два полярные (крайние) варианта находят компромисс в третьем утверждении: человек свободен в исторически определенных границах. Человек живет в определенных социальных, биологических условиях, которые существенным образом влияют на его жизнь и ограничивают его свободу. При этом выделяются 2 аспекта свободы: "Свобода ОТ" и "Свобода ДЛЯ". "Свобода ОТ" - это прежде всего некоторое ослабление зависимости жизни человека от природы (материальный прогресс). Кроме того, это свобода от любых форм угнетения человека человеком. Все это служит базисом, основой "Свободы ДЛЯ": 1) свободы жить, 2) свободы мыслить, 3) свободы решать и 4) свободы действовать. При этом, следует подчеркнуть, что человек существо социальное и стремится жить в обществе, коллективе. Добровольные случаи уединения являются довольно редкими. Как правило, человек, чтобы выжить, стремится к себе подобным, а не обособляется от них. И тогда неизбежно личная свобода человека вступает в противоречие со свободой других людей. Появляется основа для возникновения таких категорий, как мораль и нравственность - неписаных законов сосуществования людей. 2. Возникновение и функции морали в обществе. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе. Каждый человек уже тогда имел определенные потребности (материальные и духовные), определенные интересы, удовлетворение которых могло вступать в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По "закону джунглей" эти противоречия могли разрешиться через утверждение права сильнейшего (кто сильнее, тот и прав). Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости принятия другого способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был согласовывать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не соблюдал нормы и правила поведения, то ему следовало покинуть данный коллектив, а выжить в одиночестве в дикой природе было очень сложно. Поэтому выполнение норм морали играло важнейшую роль в развитии человечества, она была связана с необходимостью самосохранения. В процессе развития морали вырабатывались все более четкие принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказаний имела жесткий характер. Следует подчеркнуть, что мораль выступала регулятором поведения людей во всех сферах жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Моральные принципы имели всеобщее значение, т.е. распространялись на всех членов коллектива и закрепляли в себе ценностные основы данного общества. В морали отражалось: отношение человека к обществу, отношение человека к человеку и требования общества к человеку. Таким образом, можно заключить, что мораль – это совокупность установившихся в данном обществе неписанных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Некоторые философы, например, Иммануил Кант, считали, что у человека имеются врожденные представления о добре и зле, т.е. внутренний моральный закон. Однако многие реальные факты опровергают данные взгляды. Например, у людей разных национальностей и вероисповеданий правила морали порой очень сильно отличаются друг от друга. Ребенок рождается безразличным к каким-либо моральным установкам и приобретает их в процессе воспитания. В периоды существования классовых обществ (рабовладельческих, феодальных, капиталистических) моральные законы уже не являются всеобщими, как это было в первобытнообщинных коллективах. Каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами. Но, в то же время, следует отметить, что, несмотря на различия моральных установок для разных классов, сохранялись и общечеловеческие ценности и принципы, такие как: гуманизм, сострадание, честь, долг, ответственность, верность, великодушие и др. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами жизни людей в любом обществе. Нравственное сознание находится в тесной связи с другими формами общественного сознания: с религиозным, правовым, политическим, эстетическим сознанием. На сегодняшний день многие нравственные нормы закреплены законодательно (не убий, не укради). В идеале право и мораль должны быть во многом тождественны, но в действительности это не всегда так. История знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер (в частности, доносительство), и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным образцом (например, декабристы). Мораль шире закона, это база, на которой основан закон, на которой, в сущности, держится все наше человеческое общество. 3. Человек и моральные ценности. Понятие нравственного идеала. Мир человека – это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т.е. вещи, имеющие высокую цену, а если драгоценности, то с акцентом на первую часть этого слова. Ценности – это то, что дорого для человека, то, что имеет для него значение. Ценности – это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Насколько различны потребности и интересы разных людей, настолько различны и их ценности. Одним из направлений философских исследований является аксиология или теория ценностей. Считается, что начало этому направлению заложили труды немецких философов второй половины XIX – начала XX вв., принадлежавших к Баденской школе неокантианства. Это Рудольф Герман Лотце, Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт. Хотя, конечно, вопросы, связанные с моральными ценностями, затрагивались философами и ранее, начиная с античности. Неокантианцы отнесли к миру ценностей, вечному и неизменному, следующие духовные ценности: логические (например, истина), эстетические (например, чувство прекрасного), этические (например, добро), и религиозные (например, благодать). Но это лишь один из вариантов классификации. В целом система моральных ценностей открытая, их бесчисленное множество. Ценности различаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д. Различаются по знаку – на положительные и отрицательные: наслаждение – страдание, польза – вред, слава – позор, красота – безобразие, истина – ложь, добро – зло и т.д. Из всего многообразия моральных ценностей важнейшими традиционно считаются следующие: добро (или благо), справедливость, долг, честь, достоинство, совесть. Первые три из них рассматриваются как общественно-ориентирующие, вторые – как индивидуально-ориентирующие. Есть также межличностные ценности, которые тоже следует отнести к важнейшим: любовь, дружба, взаимопонимание и др. С точки зрения значимости жизни к высшим ценностям относятся счастье и смысл жизни, без которых сама жизнь утрачивает ценность. Гуманистическая этика рассматривает человека как высшую ценность. Критерием, определяющим соотношение моральных ценностей, их иерархию является моральный идеал. Следует отметить, что рассматривая роль идеала и его содержание, философы делятся на абсолютивистов и релятивистов. Первые признают существование универсального, абсолютного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки. По их мнению, в этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный стандарт, не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов. Идеал – это: Наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление о благе и долге; Образ совершенных отношений между людьми; сюда же относится общественный идеал – такое устройство общества, которое обеспечивает совершенные отношения между людьми; Высший образец нравственной личности. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного. Релятивисты же утверждают обратное: нет такой ценности или такого правила в данной культуре, относительно которого в иной культуре не существовало бы прямо противоположного. Или другое их утверждение: нет такого нормативного или ценностного положения даже в одной культуре, которое нельзя было бы оспорить. Идеал не осуществим в действительности, но он служит важнейшим ориентиром в деятельности человека. Н. Лосский писал: "... Никакое отдельное содержание мира никогда не удовлетворяет человека до конца, не может наполнить всей его жизни: Рано или поздно в нем пробуждается стремление идти все дальше и дальше, прибавить к тому, что достигнуто, еще новые и новые содержания жизни. Всякая остановка имеет только временный характер, объяснимый ограниченностью сил, усталостью, преходящим разочарованием в жизни". |