Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

  • Теоретическая часть Культура

  • Культура в социологии

  • Поэтому типология культур может производиться на основании разных критериев

  • Социальные функции культуры

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Роль культуры

  • .Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений

  • Реферат по социологии на тему культура. Социология 1. Типология культуры. Культура как фактор социальных изменений


    Скачать 42.03 Kb.
    НазваниеТипология культуры. Культура как фактор социальных изменений
    АнкорРеферат по социологии на тему культура
    Дата17.05.2022
    Размер42.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология 1.docx
    ТипРеферат
    #534030













    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное

    учреждение высшего образования

    ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

    ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Реферат на тему:

    « Типология культуры. Культура как фактор социальных изменений »

    Выполнил: студент гр. СТ-20-2бз

    Постников Н.А.

    Проверил: ст. преп.

    Г.И. Селеткова

    Оценка

    Дата

    Подпись











    Пермь 2022

    ВВЕДЕНИЕ

    Культура - основное понятие культурологии. Определений, что такое культура, очень много, потому что всегда, когда говорят о культуре, имеют в виду совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о «второй природе», то есть обо всем, что было сделано руками человека и привнесено в мир человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового уничтожения - тоже в определенном смысле явления культуры. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах - мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры. Для многих культура - это, прежде всего сфера духовной деятельности людей на протяжении всего исторического развития человечества. Культура же всегда национальна, исторична, конкретна по своему происхождению и предназначению, а понятие - мировая культура - также весьма условно и являет собой лишь сумму национальных культур. Изучают мировую культуру во всех ее национальных, социальных, конкретно-исторических проявлениях ученые самых различных специальностей - историки, искусствоведы, социологи, философы.

    Культура с точки зрения культуролога - это созданные на протяжении всей человеческой истории общепризнанные нематериальные ценности; во-первых, классовые, сословные, групповые духовные ценности, характерные для различных исторических эпох, во-вторых, что может быть особенно важно, отношения между людьми, складывающиеся в результате и процессе производства, распределения и потребления этих ценностей.

    1. Теоретическая часть

    Культура – способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах труда в системе социальных норм, учреждений, в духовных ценностях.

    Культура в социологии - система ценностей, норм, представлений, традиций, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих накоплению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.

    Поэтому типология культур может производиться на основании разных критериев:

    • связь с религией (культуры религиозные и светские);

    • региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, латиноамериканская);

    • регионально-этническая особенность (русская, французская);

    • принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

    • хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов);

    • сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая);

    • связь с территорией (сельская и городская культура);

    • специализация (обыденная и специализированная культура);

    • этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

    • уровень мастерства и тип аудитории (элитарная, народная, массовая культура).

    1.Народная  - это культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, неизвестными людьми, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Данная культура возникает стихийно и не имеет четко определенного автора (народные сказки, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки).

    2.Элитарная - это культура привилегированных групп общества, её черты - закрытость, аристократизм и ценностно-смысловая самодостаточность. Это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг людей.

    3.Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. (Спорт, развлечения, быт, музыка, поп-музыка, литература, СМИ).

    4.Субкультура — это «культура групп, объединений, сообществ», противопоставивших себя системе ценностей традиционной культуры или той культуре, которая доминирует в данном обществе. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

    5.Контркультура - культура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. (Культура богемы - стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин. Отрицание ценностей господствующей культуры: самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами).

    Социальные функции культуры - средство аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

    Образовательная и воспитательная – формирует человека. Индивид усваивает нормы, традиции, знания, ценности общества.

    Интегративная и дезинтегративная – чувство общности, принадлежности к одной нации, одному народу, религии, группе, культура обеспечивает целостность общества.

    Регулирующая – в процессе социализации ценности, идеалы, нормы, образцы поведения становятся частью самосознания личности, они формируют и регулируют ее поведение.


    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    2.1 Роль культуры

    Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы[3].

    Она играет большую роль в развитии процессов модернизации. «Прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими культурами[1].

    Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой – процессы изменения в самой культуре влияют на реформы[6].

    Особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Новое понимание культурной политики дает возможность осознать практическую потребность в выработке целостного представления о культурной жизни общества[2].

    В условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов[4].
      1. .Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений


    Для социологов понятие «культура» рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.

    Культура обладает определенной структурой.

    По соотношению универсальных и специфических характеристик выделяются две области: обыденная и специализированная культура.

    В специализированной культуре можно выделить три функциональных блока:

    1.Культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

    2.Социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);

    3.Каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура).

    В обыденной культуре существуют аналоги специализированной деятельности: организационному блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль и нравственность; познавательному блоку - суеверия, обыденная эстетика, «народная мудрость», практическое знание; трансляционному блоку - передача культурного опыта посредством игры, слухов, бесед, советов и т.п.[5].

    С точки зрения характеристики уровня и особенностей развития культуры можно выделить следующие ее структурные элементы:

    1.Готовые продукты материальной и духовной деятельности людей (орудия труда, предметы быта, произведения изобразительного искусства, музыки и т.п.);

    2.Умения владеть продуктами материальной и духовной деятельности, способность использовать и потреблять их должным образом, практически пользоваться ими;

    3.Навыки, способы, приемы создания новых материальных и духовных ценностей, творческая деятельность, направленная на рост культурных достижений;

    4.Тип личности, отражающий данную ступень культурного развития общества;

    5.Язык (естественный, искусственный, вторичный)[8].

    С точки зрения способов и уровней бытия культуры можно выделить следующие ее элементы:

    1.Познавательный, знаково-символический элемент - это знание, сформулированное в определенных понятиях и представлениях и зафиксированное в языке. Это понятия об объектах, материальных процессах, политические, правовые, религиозные и прочие понятия, составляющие мыслительно-идейное содержание культуры.

    2.Познавательно-ценностная система, включающая в себя знания и убеждения, верования, ценности, ценностные установки, цели, идеалы, мотивы, нормы.

    3.Образцы поведения (обряды, обычаи, традиции).

    В социологии существуют несколько подходов к типологии культуры с целью ее теоретического и эмпирического исследования:

    1.По типу общества, определяемому формацией или цивилизацией, - античная культура, средневековая культура, культура буржуазного общества, современная культура и т.п.;

    2.По носителю - личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества;

    3.По видам - материальная и духовная культура, противопоставление которых относительно, поскольку материальная и духовная стороны жизнедеятельности людей взаимосвязаны и взаимообусловлены;

    4.По характеру - религиозная и светская;

    По функциональной роли - общая (обыденная) и специализированная (профессиональная);

    По преобладанию способа социализации и отношению человечества к другому человеку - культура вины и культура стыда.

    По происхождению и объекту воздействия различают народную, массовую и элитарную культуру[4].

    Народная культура возникает в значительной степени стихийно, она непосредственно вплетена в жизнедеятельность людей, связана с традициями, обычаями, социальными привычками.

    Массовая культура - продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, распространение всеобщего образования, возрастание роли средств массовой информации и коммуникации.

    Развитие средств массовой коммуникации позволило создать целую индустрию массовую культуры. Можно выделить такие сферы проявления массовой культуры: формирование с детства в семье, в бытовом общении и т.д. стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающее основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний в соответствии со стандартными программами[1].

    Очень велика роль средств массовой информации, поскольку они формируют общественное мнение и нередко манипулируют им.

    Массовая культура проявляется в системе национальной или государственной идеологии, выражающей интересы правящих элит, в социальной мифологии.

    К массовой культуре относится индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя и способствующая развитию потребительской психологии, индустрия физического имиджа, индустрия досуга.

    В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечен Интернет, становящийся глобальным средством распространения продуктов культуры.

    Негативные черты массовой культуры, рассчитанной на массового потребителя, - это стандартизированность, невысокий, а то и просто низкий эстетический, идейный, интеллектуальный уровень, усредненность, иллюзия активности, манипулятивный характер. Но массовая культура - объективное явление современной культуры, в нее, так или иначе, вовлечены все слои населения, поэтому «отменить» ее не представляется возможным. Речь может идти об «одухотворении» культуры, усилении и расширении в ней ценностного содержания, препятствующего деградации культурных стандартов[3].

    Основные функции культуры являются:

    1.Адаптивная - культура вырабатывает средства, способы, формы, образцы, ориентиры жизнедеятельности, поведения, общения, благодаря которым обеспечивается взаимодействие людей со средой существования, поддерживаются определенные структуры деятельности и общения;

    2.Гуманистическая, творческая - культура выступает как важнейшая характеристика человека, так как в ней осуществляется его развитие и проявление творческих, сущностных сил;

    3.Функция социализации - благодаря культуре осуществляется «вписывание» индивида, группы в ту или иную социальную среду через усвоение культурных образцов, норм поведения;

    4.Функции трансляции социального опыта, информационная - культура выступает как социальная память человечества, обеспечивая связь прошлого, настоящего и будущего (через язык, понятия, традиции, институты культуры);

    5.Познавательная (гносеологическая) - заключается в накоплении знаний о мире и о человеке в разнообразных формах - науке, технике, искусстве, морали, религии, философии;

    6.Регулятивная (нормативная) - культура является средством контроля и самоконтроля за поведением, способами деятельности, взаимодействия индивидов, социальных групп;

    7. Ценностно-ориентационная - культура задает определенную систему ориентаций, находит то, что значимо, что - нет, что - должно, что – нежелательно. В результате, человек или группа придают своим действия определенный смысл и направленность;

    8.Коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

    9.Семиотическая (знаковая) - культура вырабатывает знаковые системы, язык, обозначающие и выражающие разными способами явления окружающего мира, отношения людей к миру, самим себе, друг другу;

    10.Рекреативная, компенсаторная функция - мир культуры помогает человеку восстановить свои силы, поскольку произведения культуры отвечают потребности человека в эмоционально-эстетическом наслаждении.[6]

    При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом.

    Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимающую и оценивающую другие культуры и поведение их представителей через свою культуру. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящая все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему. Собственная культура ставится в центр мира и рассматривает себя как меру всех вещей. Этноцентризм означает, что ценности других культур рассматриваются и оцениваются с точки зрения своей собственной культуры[2].

    Исследования этноцентризма показали, что для него свойственно:

    1. Считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;

    2. Рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;

    3. Воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;

    3.Оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;

    4. Действовать в интересах своей группы;

    5.Чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;

    6. Гордиться своей группой[1].

    Позиция, противоположная этноцентризму, называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма, каждая культура представляет собой уникальное явление и должна рассматриваться на основе принятых в ней стандартов. Нормы и ценности одного общества нельзя рассматривать с позиций норм и ценностей другого, каким бы оно ни было. Набор норм и ценностей того или иного общества можно рассматривать только с позиций членов этого общества. Поступки людей первобытного общества, которые в западноевропейском обществе были бы расценены как безнравственные, вполне моральны, если они соответствуют нормам, существующим в их обществе. И там, и там существует мораль, но только разная. В таком подходе, несомненно, есть значительная доля истины, но отнюдь не вся истина. Доведенный до предела, он лег в основу концепции морального релятивизма, а далее и концепции культурного релятивизма. Культурные релятивисты правы, когда они отказываются обсуждать вопрос, в каких обществах представления о добре и зле, о моральном и аморальном правильны, а в каких - неправильны. Но это отнюдь не значит, что все системы норм и ценностей совершенно равноценны. Просто нужно рассматривать эти системы не сами по себе взятые, а в связи с обществами, в которых они существуют и действуют, а эти общества могут находиться на разных ступенях развития[5].

    Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей - носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность[8].

    Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

    Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия.

    Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов[5].

    Социальное изменение подразумевает изменение системы социальных отношений, в более узком смысле - это изменение социальной структуры. Одним из факторов социальных изменений является культура. История человеческого общества может быть представлена как история войн и разрушений, борьбы за власть, история о том, как одни эксплуатировали других, и как при этом развивалась культура, изменялся социум и система социальных отношений[3].

    Следует отметить, что на определенных этапах цивилизационного развития доминирует материальное, определяя культуру и способ жизни общества в целом, в более же высокоразвитых обществах доминирует культура[6].

    Проблемы взаимовлияния экономики и культуры, социального и культурного изучались в рамках социальной философии, где наиболее ярко проявились две противоположные позиции:

    1. С точки зрения марксизма, определяющую роль в развитии общества играет экономический фактор - материальное производство.

    2. С точки зрения представителей немарксистской социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт и др.), определяющую роль в развитии общества играет именно культура, обеспечивая целостность общества как системы.

    Представители обоих направлений не отрицали возможности обратного влияния: культуры на экономику в первом и экономики на культуру во втором. Поэтому, разграничивая представленные позиции, важно понимать, что различия в них не абсолютны - речь идет лишь о первостепенности влияния экономики или культуры на развитие общества.

    Анализ культуры как фактора социальных изменений выводит на ряд проблемных моментов, связанных с ролью культуры в функционировании и развитии общества: с одной стороны, культура остро реагирует на изменения, происходящие в социуме, с другой, сама оказывает воздействие на него, определяя ход многих социальных процессов (социализации, институциализации, группообразования, социальной мобильности).

    Влияние культуры на социум осуществляется разными путями (Я. Щепаньский «Элементарные понятия социологии»):

    1.Через социализацию и формирование отдельной личности,

    2.Через создание и введение ценностей,

    3.Через образцы деятельности и образцы поведения,

    4.Через создание моделей институтов и социальных систем.

    Культура, появившись и развиваясь одновременно с человеческим обществом, является «необходимым атрибутом» любого социума. Исторический анализ этапов развития человеческой цивилизации показывает, что культура с течением времени обретает в современном обществе самодостаточную значимость и производящую роль[9].

    изменение



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Роль культуры в качестве фактора социальных изменений резко возрастает во время общественных реформ.

    В таких условиях особая роль отводится выработке новой культурной политики. Под культурной политикой в данном случае понимают совокупность мер, направленных на регулирование развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Новое понимание культурной политики дает возможность осознавать практическую потребность в выработке ценностного представления относительно культурной жизни общества. Культура играет роль создателя социально эффективной деятельности. культурной политикой предполагается создание условий для личностной самореализации. При этом предполагаются её социальные цели, решение общественных задач посредством воздействия культуры на духовны мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Помимо этого культура поддерживается обществом, наращивается потенциал, повышаются общественно значимые ценности культуры во всех отраслях жизни людей. Ученые считают, что стратегия культурной политики на этой стадии социально-исторического развития государства должна быть направлена на достижение максимального участия культуры в интеграции общественных структур и отношений, их совершенствовании и развитии на основании выражения духовных интересов социальных слоев и групп населения. В таких условиях отрицательные и дестабилизирующие явления духовных процессов будут нейтрализованы и снижены, а позитивные и объединяющие – поддержаны и усилены. Этим определяется цель культурной политики – обеспечить целостность и возвышение общественного престижа и культуры, а также создать максимально благоприятные условия для роста и реализации духовного общественного потенциала, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей.

    При этом культурной политикой предполагается соблюдение ряда требований, которые следуют из исторического опыта функционирования и развития культуры:

    1.Не противоречить общественно-историческим процессам, улавливая основное направление тенденций и ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;

    2. Не противоречить общественно-историческим процессам, улавливая тенденции и ориентации на устойчивые законы социокультурной эволюции; 3.Объект культурной политики – общество, которому характерна неоднородность и требующееся гибкое сочетание универсальных и локальных методов воздействия;

    4.Постепенно оказывать действие на сознание целостного общества, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и пр., формирование социокультурных общественных ценностей; 5.Постоянно держать во внимании многонациональный характер российской культуры.

    Иными словами, в современном российском обществе культура призвана давать нравственно-этический анализ разного рода сторон жизни, соотнося реальные противоречия с ситуациями перехода к рыночным отношениям и общечеловеческим ценностям, демонстрируя возможность общественного прогресса, придавая ему гуманистическую направленность. Социальная функция культуры предполагает формирование модели деятельности разных социальных групп. На сегодняшний день происходит разрушение сложившихся ориентаций, которые уже не соответствуют реальному положению вещей. Культура должна сохранить положительные нормы и ценности, сформированные ранее.

    Технику жизни крупных городов вообще невозможно представить без самого точного распределения любой деятельности и любых взаимоотношений, соответствующих установленной схеме времени, находящейся за границами субъекта. Жизнь в большом городе принуждает к пунктуальности, рассчитанности и точности.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.Воскресенский А.Д. Политические системы и политические культуры Востока. Издательства: АСТ, Восток-Запад, 2007.

    2. Книжин Р.Г. Организационная культура. Издательство: Экзамен, 2008. -

    3. Королев В.К., Бакулов В.Д., Драч Г.В. История мировой культуры: Учебное пособие. Издательство: Феникс, 2009.

    4. Мартынов В. Культурология. Издательство: Асар, 2008. .

    5. Нурзанова А.К. Теория культуры. Издательство: Питер, 2008. 6. Окладникова Е.А. Социология культуры. Издательства: СПбГИЭУ, Бизнес-пресса, 2008.

    7. Пронь Я. Культурология. Издательства: Альфа-М, Инфра-М, 2009.

    8. Фаликов Б.З. Культы и культура. Издательство: РГГУ, 2007.

    9. Эриашвили Н., Павловский В. Религиоведение. Издательство: Юнити-Дана, 2010.














    написать администратору сайта