Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Стадии работы с заданием

  • Анализ проделанной работы. Каждый из участников или группа представляют свою выполненную комбинацию. Презентация

  • Общая дискуссия.

  • Подведения итогов.

  • Библиографический список

  • Трофимов Р.В. статья для РИНЦ. Традиционные и инновационные методы обучения, развития и воспитания личности средствами хореографического искусства


    Скачать 28.83 Kb.
    НазваниеТрадиционные и инновационные методы обучения, развития и воспитания личности средствами хореографического искусства
    Дата11.07.2020
    Размер28.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТрофимов Р.В. статья для РИНЦ.docx
    ТипДокументы
    #134189

    Р.В.Трофимов, И.А. Климова
    ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

    В работе рассматриваются особенности подготовки руководителей хореографических коллективов, связанных с применением различных методов обучения, а также анализируется практическая разработка инновационного метода, основанного на интерактивной форме «кейс – метода».

    Ключевые слова: методы обучения, традиционный метод обучения, инновация, инновационный метод обучения, «кейс – метод».
    Сегодня наше общество сталкивается с новыми вызовами в вопросах подготовки квалифицированных кадров в области культуры и искусства. Не секрет, что в последние двадцать лет после перестройки большое влияние на нашу страну оказывают чуждые нам образцы западной идеологии и культуры. Слепо подражая их идеалам, наше общество постепенно уходит от своих корней, от традиционных ценностей, а главное от духовности. В хореографическом искусстве отмечается тенденция к постепенной замене наших танцевальных образцов «западными», и что ещё хуже, многие молодые балетмейстеры под «модным» сегодня предлогом, якобы «своего видения», искажают русский танец и традиционный костюм. В связи с этим, в нашей стране остро встал вопрос о сохранении самоидентификации нации и традиционной культуры народов России.

    В связи с этим, главной целью вузов культуры и искусства на сегодняшний день является подготовка профессиональных кадров, которые смогут широко транслировать полученные знания в области традиционной культуры и хореографии.

    Для оптимизации процесса обучения студентов, педагоги хореографических отделений ВУЗов применяют в своей деятельности как традиционные, так и инновационные методы обучения. А студенты, осваивая, теоретический и практический курсы подготовки, приобретают ценный опыт, который используется ими в дальнейшей работе, при взаимодействии уже со своим танцевальным коллективом. Умение профессионально пользоваться всеми методами работы с воспитанниками существенно влияет на повышение качества деятельности педагога – хореографа.

    Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности. Кратко можно охарактеризовать каждый из методов применительно к специфике обучения хореографии.[4].

    Традиционные методы обучения – это методы, которые базируются на информационно-иллюстративной деятельности (рассказ, показ, беседа) преподавателя и репродуктивной деятельности обучающегося. [2, с. 91]. Им соответствуют методы педагогического процесса, которые делятся на методы обучения и воспитания.

    Следующая группа методов, представляющая интерес для нашей работы, в связи с её малой изученностью в контексте хореографии, - это инновационные методы обучения.

    Необходимо подчеркнуть, что термин «инновация» в теоретических трудах разных авторов, понимается по-разному. Но для нашей работы наиболее подходящим является определение австрийского учёного Й. Шумпетера, который понимал под инновацией эффективное нововведение. [3].

    Инновационные методы в хореографическом искусстве помогают наиболее эффективно реализовывать содержание образовательного процесса в подготовке будущих педагогов хореографов. Они включаею в себя различные компоненты, одним из которых является - педагогический аспект творческой деятельности. Рассматривая его, можно с уверенностью сказать о применении в работе хореографа различных методов, как традиционных, так и инновационных. К числу последних относятся:

    1. Методы технологий игрового обучения;

    2.Методы информационных технологий;

    3. Интерактивные методы работы с воспитанниками:

    • коллективные решения творческих задач;

    • деловая игра;

    • кейс-метод, и т.д..

    Приведем пример того, как интерактивные методы работы с теоретическим материалом можно использовать на практике. Рассмотрим «кейс-метод», с помощью которого можно организовать занятия в хореографическом классе.

    «Кейс – метод» - это инновационная техника обучения, которая основывается на реальной ситуации и содержит определённую проблематику. Она включает в себя анализ предложенной ситуации, выявление предмета обсуждения, а также пути решения и выхода из ситуации. Основной движущей силой метода является технология «создания успеха», формирующая устойчивую позитивную мотивацию обучающихся к познавательной активности. [1, с. 50].

    Итак, рассмотрим ситуацию с решением практического задания: «На определённый музыкальный материал нужно придумать и составить танцевальную комбинацию из ранее изученных движений». И здесь возникает ряд требований, которые необходимо выполнить, чтобы качественно решить поставленную задачу:

    1. Задание должно соответствовать содержанию теоретического и практического курса, а также профессиональным навыкам обучающихся;

    2. Необходимо, чтобы в нем присутствовал определённый сюжет;

    3. Следует вести разработку задания на изученном материале и «встраивать» его в творческий процесс;

    4. Задание должно иметь проблематику, а также содержать необходимое и достаточное количество информации;

    5. Нужно, чтобы выполненное задание показывало как положительные результаты (грамотное развитие лексического материала), так и отрицательные (неудачные сочетания движений в комбинации, или несоответствие в развитии лексики с драматургией музыкального материала);

    6. Задание должно иметь целевую направленность и соответствовать уровню подготовки обучающихся;

    7. Преподаватель должен описать предлагаемое задание простым и доходчивым языком;

    9. Задание должно иметь четкие инструкции, относительно его выполнения [1, с. 51].

    Стадии работы с заданием:

    1. Ознакомление с изучаемой проблемой.

    Учащиеся прослушивают и анализируют музыкальный материал. Преподаватель начинает занятие с предмета обсуждения содержания этого материала. Он задает им вопросы о форме, жанре, стиле, направлении, характере, национальной принадлежности, темпе, размере этого музыкального материала. Далее участники уточняют ситуацию и, по необходимости, получают от руководителя дополнительную информацию.

    1. Анализ проделанной работы.

    Каждый из участников или группа представляют свою выполненную комбинацию.

    Презентация.

    Умение публично представить творческий продукт, красиво и правильно исполнить движения комбинации, а также правильно воспринимать критику, является очень ценным профессиональным качеством современного хореографа.

    1. Общая дискуссия.

    Обычно, во всех дискуссиях, при обсуждении представленных творческих заданий, определяется круг вопросов:

    - почему выбрал именно этот вариант решения?

    - какие ещё варианты решений имеются?

    - что ещё можно было сделать?

    1. Подведения итогов.

    Преподаватель должен представить свою версию решения проблемы, или предоставить другую информацию о том, как была решена эта проблема другими хореографами. Здесь можно продемонстрировать видео материал с концертных выступлений, или спектаклей профессиональных артистов балета. Главное, на чем необходимо заострить внимание, это на том, что ситуация может иметь и альтернативные варианты творческих решений. В конце занятия нужно выделить и отметить лучшие работы.

    Итак, рассмотрев пример работы с кейс-заданием, мы можем сделать вывод, что применяя в своей деятельности те, или иные инновационные методы обучения, педагог – хореограф может реально повысить творческую активность своих воспитанников, а также, привить им желание к умственному и физическому саморазвитию, что в конечном итоге является целью любого творческого направления в формировании развитии и воспитания личности.
    Библиографический список:


    1. Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А.

    Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР – Томск: ТУСУР, 2012. – 87 с.

    1. Мелёшина А М., Зотова И. К., Фосс М. А.  Пособие для самостоятельного обучения решению задач по физике в ВУЗе - Воронеж: Изд–во ВГУ, 1986–440 с.

    2. Шумпетер И. Теория экономического развития.- М.: Прогресс, 1982. с 400

    (http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/vzaimosvjaz-tradicionnyh-i-innovacionnyh-metodov-v-professionalnoj-podgotovke.html (12.04.2015; 14:30))

    1. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b2ac78b5c43a88421216d37_0.html (30.10.2015; 00:50)


    написать администратору сайта