Главная страница
Навигация по странице:

  • Взаимодействие российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями: история и современность.

  • Традиционные религиозные объединения России.

  • Методические рекомендации.

  • Рекомендуемая литература

  • Традиционные религиозные объединения России. Традиционные религиозные объединения России


    Скачать 38.37 Kb.
    НазваниеТрадиционные религиозные объединения России
    Дата05.04.2018
    Размер38.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТрадиционные религиозные объединения России.docx
    ТипДокументы
    #40402

    Традиционные религиозные объединения России.

    Во времена глубоких потрясений и тяжелых испытаний главной силой спасения и возрождения каждой нации выступали ее духовный потенциал, глубокая вера в высшую идею. Состояние духа народа, его армии, нравственное здоровье, образованность, патриотизм и сплоченность являлись и являются важнейшими стратегическими факторами мощи страны, показателями развития военной организации государства.

    Действующая Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство. Она гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

    Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

    Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

    - вероисповедание;

    - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

    - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

    Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

    Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

    Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

    Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

    Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

    Основными религиями, представленными в России, являются христианство, ислам, буддизм и иудаизм.

    Христианство - авраамическая, монотеистическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

    Христианство - самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, так и по географической распространенности.

    В России представлены все три основных направления христианства - православие, католицизм и протестантизм. Кроме того, имеются последователи различных новых христианских течений, культов и сект.

    Православие в России представлено Русской православной церковью (РПЦ), старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

    Русская православная церковь (другое официальное наименование - Московский патриархат) - самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире. Самая крупная и влиятельная религиозная организация в России по числу приходов, духовенства и культовых сооружений.

    Русская православная церковь связывает свое возникновение с крещением Руси (988 год), когда Константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг поставил Михаила митрополитом на ново- созданную Киевскую и всея Руси митрополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич.

    Название Русская православная церковь применялось издавна, но было принято, как официальное лишь осенью 1943 года. При этом РПЦ не получила статуса юридического лица, который обрела в полном объеме на территории РСФСР 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской православной церкви.

    Современная структура Русской православной церкви (Московского патриархата), порядок формирования ее центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской православной церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми на Архиерейском соборе 27 июня 2008 года, а также Архиерейскими соборами 2011, 2013 и 2016 годов.

    Устав РПЦ определяет Русскую православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами».

    Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями - каждый в своей компетенции.

    С начала 1990-х годов католическая церковь получила возможность свободного функционирования в России. Были созданы две апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии.

    На территории России функционирует около 230 приходов, четверть из них не имеют храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию: архиепархия Божией Матери в Москве; Преображенская епархия в Новосибирске; епархия Святого Иосифа в Иркутске; епархия Святого Климента в Саратове.

    Объединяет католических епископов на территории Российской Федерации и координирует их деятельность постоянный орган - конференция католических епископов России.

    Католическое направление христианства также представлено Российской греко-католической церковью (иначе Российская католическая церковь византийского обряда) - восточно-католической церковью, созданной для католиков, практикующих византийский обряд на территории России и для русских византокатоликов в эмиграции.

    Существуют два экзархата (церковные области) Российской греко-католической церкви - Российский апостольский экзархат и Харбинский апостольский экзархат.

    Протестантизм - третья после православия и католицизма разновидность христианства, возникшая в результате Реформации - широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

    Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству. Вождем религиозной революции стал Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.).

    Первые протестантские общины на территории современной России были основаны торговцами и мастерами из европейских стран, приглашенными в 1524 - 1533 гг., в правление великого князя Василия III.

    Основные направления протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Другие течения: квакеры, методисты, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны и др.

    Одним из крупных лютеранских религиозных объединений России является Евангелическо-лютеранская церковь России. Она представляет собой союз связанных друг с другом региональных церквей.

    В России существует также лютеранская церковь скандинавской традиции - Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России, которая позиционирует себя как консервативная лютеранская церковь с апостолической преемственностью, ратующая за сохранение и распространение традиционных христианских ценностей во всех сферах деятельности. Самой молодой из лютеранских церквей, действующих на территории России, является Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания в России.

    Ислам - монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение». Он является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства. Этнические мусульмане, то есть народы, традиционно исповедующие ислам, составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Татарстане.

    Большинство мусульман России не относят себя ни к шиитам, ни к суннитам. Наибольший процент суннитов и шиитов проживают в Дагестане. В Дагестане, Чечне и Ингушетии широко распространен суфизм. В нем существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам. Тарикаты состоят из мелких религиозных групп - вирдовых братств, которых только в Чечне существует более тридцати.

    В настоящее время насчитывается более 40 самостоятельных духовных управлений мусульман (муфтиятов). Большинство этих духовных управлений объединено в три крупные централизованные организации: Центральное духовное управление мусульман России, Совет муфтиев России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа.

    Буддизм - одна из распространенных на территории страны религиозных традиций. Он возник в VI в. до н. э. в Северной Индии. Основателем является Будда (Сиддхартха Гаутама), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). Согласно преданиям, в 29 лет он покинул семью и достиг просветления. Слово «Будда» означает «просветленный», «пробужденный».

    На территории Российского государства буддизм существует с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.

    Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт- Петербурге, Москве и других городах. Большая часть приверженцев буддизма в России относится к школе Гэлуг, также значительное количество российских буддистов принадлежат к школе Карма Кагью.

    В 30-е годы XX века Правительство СССР предприняло меры, направленные на уничтожение буддизма. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего дацана (монастырь-университет у российских бурят), большая часть духовенства была репрессирована.

    Частичное возрождение буддизма началось в 1945 году, когда по просьбе верующих был построен и начал действовать Иволгинский дацан, а в 1946 году Правительством СССР было принято Положение о буддийском духовенстве в СССР, в соответствии с которым этот дацан стал резиденцией главы буддистов СССР. В 1990 году за короткий срок в стране открылось более 10 дацанов.

    В 1996 году был принят новый Устав, в соответствии с которым Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) РФ было переименовано в Буддийскую традиционную сангху России. Она является членом Всемирного братства буддистов, а также одной из буддийских общин России.

    В настоящее время также создана централизованная религиозная организация Центральное духовное управление буддистов, не являющаяся правопреемником организации ЦДУБ в СССР. Она объединила в себе некоторые буддийские религиозные организации, общины и центры Бурятии, Калмыкии, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

    Иудаизм, «иудейская религия» - религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время.

    Российский иудаизм образуют несколько этнорелигиозных подгрупп евреев: ашкеназские евреи (говорят на языке идиш, составляют более 95% иудеев России); горские евреи (говорят на диалектах татского языка); грузинские евреи; бухарские евреи; караимы и крымчаки (основным языком общения является русский).

    Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма: Федерация еврейских общин России (ФЕОР); централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России (ЦРООИ «КЕРООР»); Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) и др. Целью ФЕОР является консолидация всех россиян, которые связывают себя с иудаизмом как в религиозном, так и в историко-культурном смыслах.

    Взаимодействие российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями: история и современность.

    Связь между армией и религиозными движениями существует на протяжении многовековой истории Российского государства.

    Военное духовенство, активно работая в армейской среде, делило с армией и флотом все тяготы военной службы. Во время войн полковые священники поддерживали дух войск на полях сражений, молились о даровании побед русскому воинству, а в мирное время духовенство помогало нравственному воспитанию воинов, укреплению патриотизма, верности долгу. В Русской армии официально существовал институт военного духовенства, который прекратил своё существование после революционных событий 1917 года.

    Однако в трудные для страны годы Великой Отечественной войны представители религиозных объединений внесли свою лепту в дело достижения победы над фашизмом.

    Так, 5 января 1943 г. митрополит Сергий послал И.В. Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы деньги, пожертвованные в храмах на нужды войны. 5 февраля председатель СНК дал своё письменное согласие и от лица Красной армии поблагодарил Церковь за ее труды.

    В начале 1943 г. И.В. Сталин и его ближайшее окружение пришли к окончательному решению о необходимости приступить к нормализации государственно-церковных отношений. На принятие этого решения повлияла группа внутренних и внешнеполитических факторов. Одной из причин была активная патриотическая деятельность подавляющего большинства духовенства и мирян. За полтора года войны, несмотря на отсутствие необходимого аппарата управления, печатного органа и юридического статуса, Церковь показала свою силу в борьбе против фашизма, сумела во многом расширить и упрочить влияние в стране.

    Взаимодействие современных Вооружённых Сил РФ с религиозными объединениями началось в начале 90-х годов XX века, вскоре после департизации и деполитизации армии. На смену отношению к религии и церкви как к явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие, пришло отношение к ней как к важному общественному институту. В этот период стал проявляться интерес различных конфессий к Вооружённым Силам. Начали устанавливаться контакты религиозных деятелей с командованием частей. Появились новые общественные организации, которые провозгласили своими целями возрождение религиозных традиций среди военнослужащих.

    Рост влияния религии на сознание и поведение военнослужащих, ее связь с проблемами межнациональных отношений вызвали необходимость изучения мировоззренческих ориентаций военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. В ходе исследований, проведённых Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований Министерства обороны (ЦВСППИ) в июле 1992 г., выяснилось, что к числу верующих себя относят 25% военнослужащих. Треть опрошенных (35%) колебались между верой в Бога и неверием, 40% являлись неверующими, из них 10% активно позиционировали себя как атеисты. Со временем возникла необходимость учёта потребностей верующих военнослужащих со стороны командования.

    Официальными актами, закрепляющими военно-религиозное сотрудничество, стали совместные заявления и соглашения между силовыми министерствами (ведомствами) и их подразделениями, с одной стороны, и некоторыми конфессиями - с другой. Первым таким документом было Совместное заявление о сотрудничестве, подписанное 2 марта 1994 г. министром обороны РФ Павлом Грачевым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Через три года, 4 апреля 1997 г., министр обороны РФ Игорь Родионов и патриарх заключили новое соглашение о сотрудничестве, которое расширило сферу взаимодействия и формы сотрудничества.

    Основные цели, направления и формы сотрудничества армии и Церкви изложены в договорах между силовыми ведомствами и Русской православной церковью. В соответствии с этими документами руководством силовых министерств (ведомств) и священноначалием РПЦ предложено оказывать содействие командованию воинских частей и церковным епархиям и приходам в организации пастырских посещений священнослужителями военнослужащих.

    В октябре 1995 г. был учреждён Синодальный отдел Московского Патриархата Русской православной церкви по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями.

    Задачей отдела является координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительной деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений и членов их семей.

    В настоящее время Министерство обороны России продолжает работу по подбору и назначению священнослужителей на штатные должности в Вооружённых Силах. Для этого в структуре военного ведомства создано Управление по работе с верующими военнослужащими, входящее в структуру Главного управления по работе с личным составом ВС РФ. Основной его задачей является реализация решения Президента Российской Федерации о возрождении армейского и флотского духовенства.

    Принятие такого решения было обусловлено реальной обстановкой в армии и на флоте. Статистика показывает, что верующие люди в Вооружённых Силах России составляют около 63% от числа всего личного состава. Все они граждане России, имеющие право на свободное исповедание своей веры и удовлетворение религиозных потребностей. Таким образом, решение главы государства имеет целью обеспечение конституционных прав военнослужащих. Естественно, учитывался и тот факт, что Русская православная церковь, как и иные традиционные религиозные объединения России, обладая мощным духовным потенциалом, может содействовать и уже много лет содействует активизации духовного просвещения, привнесению нравственного измерения в жизнь воинских коллективов.

    Возрождение института военного духовенства является органической частью реформирования Вооружённых Сил.

    Сотрудничество Российской армии с религиозными конфессиями имеет много граней. Это и социальная защита военнослужащих и членов их семей, развитие благотворительности, забота о ветеранах, раненых и больных, поддержание в надлежащем виде захоронений павших защитников Отечества, помощь со стороны священнослужителей в реализации религиозных потребностей, укреплении морально-психологической устойчивости в боевой обстановке и экстремальных ситуациях, в профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений.

    Совершаются панихиды по воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, по морякам-подводникам подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», возрождена панихида по русским гренадёрам, павшим в русско-турецкой войне (XIX в.) под болгарским городом Плевной и т.д.

    В военных гарнизонах совместно с духовенством отмечаются государственные праздники, Дни воинской славы, юбилеи воинских частей. Представители религиозных конфессий участвуют в мероприятиях, связанных с пропагандой воинской службы, в проведении дней призывника и др.

    Сотрудничество между традиционными религиозными объединениями и Вооружёнными Силами Российской Федерации продолжает укрепляться. Совершенствуются формы и методы духовно-нравственного воспитания российских военнослужащих на основе духовных ценностей. При этом больше внимания уделяется текущему и перспективному планированию мероприятий, согласованию их с плановой подготовкой войск.

    Традиционные религиозные объединения России.

    На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления человека и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

    Возникнув на заре человечества и складываясь веками, укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, религия становилась частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран.

    Действующая Конституция России, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

    В России отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями.

    Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом православие, есть также католики и протестанты), а также ислам, буддизм и иудаизм.

    Христианство. Наиболее распространённая и одна из самых развитых религиозных систем мира, появившаяся в I веке нашей эры в Иудее - восточной провинции Римской империи.

    В основе христианства лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришёл к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, «разовый» процесс, направляемый Богом: от начала (сотворения) к завершению, концу (приход мессии, Страшный суд). Священное Писание христиан - Библия - это не изложение вероучения и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека, это речь Бога, обращённая к людям. Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их: все грешники, все «рабы Божии».

    Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и несправедливости. Им было обещано Царство Божие: тот, кто здесь первый, там станет последним, а последний здесь - там будет первым. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится, и каждому будет воздано по делам его. Проповедь евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному совершенствованию.

    Православие. Православие утвердилось в Европе на территории, некогда принадлежавшей Византийской империи или странам, находившимся под ее влиянием: на большей части Балканского полуострова и в России.

    Слово «православие» - перевод греческого «ортодоксия».

    «Ортос» - значит «правильный» (отсюда, например, «орфография»), а слово «докса» имеет в греческом языке два значения: «суждение», «мнение» и «слава», «славление». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить Бога. Восточная Церковь выбрала для себя второй смысл, тем самым подчёркивая преобладания этико-эстетического начала над рассудочным. В древней Церкви словом «ортодоксальность» обозначалось главное требование к вере и жизни христиан.

    Определение «православная» закрепилось за Восточной Церковью в позднем Средневековье.

    Период независимости Русской церкви от Константинопольского патриархата фактически начался с 15 декабря 1448 года, когда русские епископы самостоятельно избрали своим предстоятелем митрополита Иону. Во время приезда в Москву 26 января 1589 года Константинопольского патриарха Иеремии в Успенском соборе Кремля митрополит Московский Иов был возведён в патриарший сан. Православие принесло с собой из Византии на Русь высокий уровень культуры, нравственного опыта, философско-богословской мысли, эстетического чувства. Церковное искусство оставило бесценные творения зодчества, иконописи, пения.

    В нынешней России православие исповедуют по большей части верующие славянского происхождения, а также народы Севера и Поволжья.

    Резиденция Патриарха Московского и всея Руси находится в Москве. Под управлением Московской Патриархии помимо российских епархий состоят епископии в странах СНГ, ряд епархий в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке.

    Католичество. Термин «католичество» (или «католицизм») образован от греческого прилагательного «кафоликос» - «всеобщий». Словосочетание «экклесия кафолика» означает «всеобщая (соборная) Церковь». Католическая церковь претендует на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Католическая церковь в отличие от православной имеет единого главу - Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра.

    Протестантизм. Ему присущ индивидуализм в делах веры: каждый верующий вправе читать и интерпретировать откровение Божие - Библию. Протестантизм учит, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Протестантизм (евангелическое учение) утверждает равенство всех верующих перед Богом и проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество, а также безбрачие духовенства (кстати, обязательное для католических священников), не принимает церковные чины и признает только авторитет Библии. Для протестантизма характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства. Протестантизм распространён и в России. Наиболее многочисленны евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, лютеране.

    Ислам - вторая после христианства по числу последователей мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Ее основал в VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и, что все должны быть покорны его воле. Мухаммед призвал арабов верить в единого бога и служить ему в ожидании конца мира, Судного дня и установления «царства справедливости и мира» на Земле.

    В исламской религии Аллах - бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких богов, никаких самостоятельных существ. В исламе есть учение о рае и аде, о воздании человеку в загробном мире за его дела. На Страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мёртвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут в ад, праведные - в рай.

    Священная книга мусульман - Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Согласно общепринятой в исламе традиции текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство ангела Джебраила. Коран состоит из 114 глав, в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания. По характеру эти трактаты очень разнообразны. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, - это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», свод знаний и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.

    Буддизм. К ведущим мировым религиям относится также и буддизм. Буддизм - религия преодоления страданий. Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э., на пять столетий раньше христианства и на двенадцать - ислама. Сиддхартха Гаутама Шакъямуни, известный миру под именем Будды, т.е. Просветлённого, был сыном князя из племени Шакъя.

    Мир, как его видел Будда, - это бесконечное число отдельных мимолётных сущностей, находящихся в состоянии безначального волнения, но постепенно направляющихся к успокоению и абсолютному уничтожению всего живого, когда его элементы приведены один за другим к полному покою. Успокоение - вот реальное единственное блаженство, которое может дать жизнь.

    Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворённое желание - все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты - вот путь к уничтожению страданий. Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти. Именно за этим путём лежит полное освобождение, нирвана.

    В буддизме большое значение имеет заповедь милосердия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым, и злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это лишь множит зло и страдание. Ближе всего стоят к учению буддизма отказавшиеся от всего мирского и отдавшие всю жизнь благочестивым размышлениям монахи.

    Вступившие в монастырь (сангху) отказываются от всего, что связывало их с миром, - от семьи, касты, собственности и принимают пять обетов: не убий, не укради, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй. Главное в буддизме - этическое учение о личном спасении человека без помощи сверхъестественных сил.

    Иудаизм также одна из религий России. На территории, занятой ныне Российской Федерацией, иудаизм существовал ещё с античности. В Средние века иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств - Хазарский каганат. В Киеве иудейская община известна с X века.

    Суть иудаизма в том, что только дела - критерий оценки человека, и только они определяют его судьбу в этом мире и мире грядущем.

    В большинстве языков мира слова «иудей» и «еврей» обозначаются одним и тем же словом и соответственно не разграничиваются. Это соответствует позиции иудаизма, который считает каждого, принявшего иудаизм, частью еврейского народа. Поэтому говоря о численности иудеев, о распространённости иудаизма, трудно провести границу между еврейским религиозным и еврейским этническим признаками.

    По разнообразию исповедуемых религий Россия - страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех основных мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантизма), ислама, буддизма и т.д.


    Методические рекомендации.

    В начале занятия Руководителю следует подчеркнуть важность и актуальность изучаемой темы.

    При изучении первого вопроса следует отметить, что Российская Федерация - многонациональна государство с богатой историей и различными вероисповеданиям.

    На территории России присутствуют все основные виды религиозных объединений. Далее необходима кратко раскрыть суть каждого из них.

    При изучении второго вопроса следует обратить внимание на то, что все мероприятия по взаимодействию с религиозными объединениями в Вооружённых Силах используются в интересах возрождения присущей российскому воинству духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству. Играя роль духовной опоры государства, религия традиционно освящала ратный труд, так как в воинском служении она видела главный фактор устойчивости государства его защиты и безопасности.

    Рекомендуемая литература:

    1. Гараджа В. Религиоведение. М., 1995.

    2. Гараджа В. Социология религии. М., 1996.

    3. Крывелёв И. История религии. М., 1988.

    4. Лукичёв Б. Об истории военного духовенства в России. «Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими ВС РФ. М : ИД «Красная звезда», 2012.

    5. Мурзин Е. Институт военного духовенства. Промежуточные итоги. «Красная звезда», 01.10.2013.

    6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе религиозных объединениях».

    7. Основы религиоведения. Учебник. М., 1994.


    написать администратору сайта