Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность исследования

  • Объектом исследования

  • Шекспир – великое чудо и великая загадка в истории мировой литературы

  • Анализ трагедии Шекспира «Отелло» – новые художественные принципы

  • А) История создания трагедии «Отелло»

  • Б) Идейный замысел

  • В) Главный герой и его антогонист Дездемона Брабацио

  • Г) Сюжетная линия

  • Д) Особенности композиции

  • Е) Особенности языка автора

  • Ж) Интерпретация героев трагедии Шекспира «Отелло»

  • «Трагедия Уильяма Шекспира «Отелло. Трагедия Уильяма Шекспира Отелло


    Скачать 143.2 Kb.
    НазваниеТрагедия Уильяма Шекспира Отелло
    Анкор«Трагедия Уильяма Шекспира «Отелло
    Дата09.04.2021
    Размер143.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShekspir_Otello_6747821.docx
    ТипРеферат
    #192976




    Факультет психологии

    Кафедра логопедия

    Заочная форма обучения
    направление подготовки

    44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

    профиль «Логопедия»
    РЕФЕРАТ

    на тему:

    ««Трагедия Уильяма Шекспира «Отелло»»




    по дисциплине:

    «Литература с основами литературоведения»

    Выполнила: Саенко В.В.



    Группа: 18/01/БДЗ-5-1в



    Проверила: Алексеенкова Н.В.






    Москва – 2020 г.

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ

    1. Шекспир – великое чудо и великая загадка в истории мировой литературы

    2. Анализ трагедии «Отелло»

    а) история создания (время работы, год создания)
    б) идейный замысел


    в) глав герой и его антогонист

    г) сюжетная линия

    д) особенности композиции

    е) особенности языка автора

    ж) значимые детали

    з) интерпретация героев трагедии Шекспира «Отелло»

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Уильям Шекспир (1654-1616) - самый прославленный английский писатель и самая загадочная фигура в истории мировой литературы.

    Творчество В.Шекспира является итогом и вершиной развития английского и общеевропейского театра эпохи Возрождения. Оно завершает процесс создания не только национальной культуры Англии эпохи Возрождения, но и английского языка. Шекспир создал целую галерею человеческих типов и жизненных ситуаций. Его пьесы и сегодня являются основой мирового театрального репертуара. Несмотря на исследованность творчества В. Шекспира, есть и сегодня вопросы, не получившие однозначного ответа. То же самое можно сказать и об исследовании пьесы «Отелло».

    Актуальность исследования данной работы заключается в новизне. Не смотря на то, что есть отдельные исследования образов трагедии, однако, большинство исследований посвящено конфликту, анализу сюжета, и описанию главных героев, но мало работ, посвященных изучению образного ряда пьесы «Отелло» и анализу современной интерпретации.

    Объектом исследования является трагедия «Отелло»

    Предмет исследования: признаки, функции, особенности трагедии, современная интерпретация.

    Цель исследовательского проекта: проанализировать основные пьесу В. Шекспира «Отелло».

    Задачи исследования:

    - определить значение творчества В. Шекспира;

    - выделить основные черты шекспировской трагедии;

    - проанализировать трагедию «Отелло»;

    - рассмотреть современные интрепретации трагедии.

    1. Шекспир – великое чудо и великая загадка в истории мировой литературы

    Уильям Шекспир (1654-1616) - самый прославленный английский писатель и самая загадочная фигура в истории мировой литературы. И сегодня остается актуальным и нерешенным «шекспировский» вопрос - вопрос о принадлежности всех приписываемых ему произведений.

    Кем же был на самом беле Шекспир, кто прятался за его маской? Существует несколько версий, множество трудов доказывающих или опровергающих авторство гениального писателя.

    Наиболее убедительную антишекспировскую версию предлагает И. Гилилов в монографии «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса», он опирается на документы, факты и художественные произведения начала ХYII века, предлагает богатый доказательный материал. Вслед за антишексприровской монографией И. Гиилова в 2008 году появляются монографии М. Литвиновой, С. Степанова, М Феллоуз.

    Однако есть и другие исследователи, которые убеждены в авторстве Шекспира. Можно выделить следующие, наиболее весомые доказательства:

    1. Шекспир был человеком театра, и театр полностью поглощал его, отсюда и талант актера, и режиссера-сценариста, и писателя.

    2. Многие писатели возрождения намеренно мифологизировали свою биографию.

    3. В англо-американской литературе, предлагаемая периодизация творчества У. Шекспира, позволяет выявить эволюцию творчества писателя оптимистических тем до трагических пьес. Переход Шекспира к трагедиям связан и с историческими событиями (кризис эпохи - переход Англии от монархии к буржуазной республике, реставрация монархии), и с эволюцией развитием самого автора.

    Основными достижениями Шекспира принято считать 10 трагедий, 16 комедий, 4 исторических хроники. 154 сонета, несколько поэм. Он стал создателем одного из первого в Лондоне стационарного театра (театр «Глобус»). Разработал собственные принципы создания театральных постановок.

    Сложно переоценить вклад Шекспира в английскую и мировую культуру. Томас Карлейль, известный британский философ, историк, спрашивая у своих соотечественников, что им дороже: Индия или Шекспир? Отдавал предпочтение последнему, утверждая, что «мы не можем обойтись без Шекспира. Настанет день, и Индия не будет принадлежать нам, но Шекспир будет существовать всегда»1.

    Творчество В.Шекспира является итогом и вершиной развития английского и общеевропейского театра эпохи Возрождения.

    Философская основа творчества Шекспира - ренессансный гуманизм2. Он отвергает в произведениях любые формы угнетения, великий человек в пьесах тот, кто имеет благие цели и вступает в борьбу со злом, отстаивая право на счастье и свободу, как личного, так как и общественного. Гуманизм Шекспира – это гуманизм воина, борца. Драмы Шекспира, отражая проблемы эпохи драматурга, поднимают проблемы вечные.

    Можно выделить следующие особенности шекспировского театра, его достижения:

    1. Английский театр Возрождения родился на площадной народной сцене.

    2. Национальное своеобразие и доступность широким массам.

    3. Гуманистическая направленность драматургии.

    4. «Мне возмущает душу, когда я слышу, как здоровенный лохматый детина рвет страсть в клочки и раздирает душу» - говорит шекспировский Гамлет, требуя новую игру актеров, более чистую и натуральную.

    5. «Держать как бы зеркало перед природой. Являть добродетели ее же черты, спеси — её же облик, а всякому веку и сословию — его подобие и отпечаток» - главное предназначение театрального искусства.

    6. Шекспир требовал от актеров: «Сообразуйте действие с речью, речь – действием, и не переступайте простоты природы».

    7. Эмоциональность нового театра определяется не повышением голоса, бурными жестами, а личной взволнованностью актера, естественной игрой воображения.

    8. Автор утверждает естественную красоту человека и его совершенство. Человек представлен во всем многообразии проявлений, от взлета до падений.

    9. Гуманизм, народность, поэтическая мощь, беспощадная правдивость – главные признаки бессмертного искусства великого драматурга.



    1. Анализ трагедии Шекспира «Отелло» – новые художественные принципы

    Шекспировские трагедии изначально имеют отличительные черты, и поэтому остаются актуальными по сей день.

    Можно выделить следующие отличия трагедий Шекспира:

    1. Шекспировская трагедия не оставляет отравления, убийства, ранения за сценой, а переносит эти роковые события на сцену, в отличие от античного театра.

    2. Трагедия заканчивается большим несчастьем и не посвящена кому-то из реально живших недавних королей.

    3. Трагедии – это смесь прозы и стихов, но рифмованные фрагменты «тяжелы» для стихотворной формы.

    4. Язык трагедий богаче, чем в комедиях.

    5. Выстраивание друг с другом таких конфликтов, как выбор между свободой воли, индивидуальным желанием и общественным благом.

    6. В трагедиях очень много смешных сцен и фрагментов. Как писал поэт эпохи Просвещения Сэмюэл Джонсон, каждая работа Шекспира отличается «перестановкой серьезности и веселости, посредством которой мозг расслабляется в одно время, а затем будоражиться в другое»3.

    7. Все трагические персонажи беспокоиться не только о том, что их поступки будут означать на земле, но и думают о том, будут ли прокляты в загробной жизни.

    8. Философ Гегель говорил, что самая большая новация Шекспира заключается в том, что он закладывал тезу и антитезу в одного персонажа. Это связано с изображением противоречивого, сложного внутреннего уклада героев.

    9. Персонажи никогда не утрачивают человечность, даже после совершения убийства, герой думает, переживает, сомневается и пытается понять, осмыслить свой поступок.

    10. Главный герой всегда выдающийся, обладающий положительными качествами, но он не лишен пороков. То есть, все трагические персонажи имеют положительные и отрицательные стороны, они способны совершать как добрые поступки, так и злые.

    11. Драматург всегда герою предоставляет выбор, он всегда имеет возможность выпутаться из ситуации и искупить грехи, однако, персонаж не замечает такой возможности и идёт на роковое преступление.



    А) История создания трагедии «Отелло»

    В основу сюжета пьесы легла новелла итальянского писателя Джиральди Чинтио «Гекатомити» (1565), но пьеса Шекспира не является плагиатом, это ценное авторское произведение, с авторским взглядом на происходящие события и с особенностью изображения образов-персонажей.

    Возможно, прототипом персонажа литературной трагедии был итальянец по имени Маурицио Отелло. Он командовал венецианскими войсками на Кипре с 1505 по 1508 год и потерял там свою жену при крайне подозрительных обстоятельствах.

    Пьеса была написана в 1604 году. Датой первой публикации считается 1622 год.
    Б) Идейный замысел

    Трагедию У. Шекспира «Отелло» называют трагедией обманутого доверия, в этом и заключаются основная идея произведения, потому что выступает на первый план проблема супружеского доверия. С другой стороны, драматическое произведение «Отелло» по праву можно назвать трагедией чувств, где главной является проблема противостояния разума и чувств. Каждый персонаж наказан смертью за то, что слепо шел на поводу у своих желаний и эмоций: Отелло – ревности, Дездемона – безграничной веры в любовь мужа, Родриго – страсти, Эмилия – доверчивости и нерешительности, Яго – неистового желания мести и наживы.

    В своих трудах А. Блок пишет, что совершенность трагедии Шекспира в том, что «нет в этой трагедии ничего существенного, что не могло бы произойти во все века, при всех условиях, в любой среде?... Шекспировский "Отелло" устареет в те времена, когда изменимся мы; когда мы улетим от солнца, когда мы начнем замерзать, когда на земле вновь начнется другое, не наше движение - поползут с полюса зеленоватые, похрустывающие, позвякивающие глетчерные льды»4.

    Она меня за муки полюбила,

    А я ее - за состраданье к ним – пишет автор.

    Поэтому следует говорить в трагедии о высших проявлениях чувств любви, связанных не только с внешней привлекательностью героини. Дездемона – есть гармония, добродетель, чистота, она идет против воли отца, против социальных предупреждений, а Отелло по своему социальному положению, по расовым предубеждениям привык не доверять людям. Отсюда и вытекает проблема недоверия близкому человеку. Слепое следование за чувствами и эмоциями, лишенное голоса разума, по мнению автора, неминуемо обернется трагедией.

    Поэтому в произведении основной конфликт предопределен социальным конфликтом, связанным относительной свободой человека. Пример Отелло, показал, что и другие могли бы оказаться на его месте, именно отсюда начинается трагедия, от зависти Яго оказаться на месте Отелло или его заместителя.

    В) Главный герой и его антогонист

    Дездемона Брабацио - единственная дочь итальянского сенатора, возлюбленная главного героя. Она богата, хороша собой, имеет высокое общественное положение. У любимой дочери чиновника немало поклонников, добивающихся благосклонности, но она выбирает Отелло, ее выбор впоследствии был одобрен отцом, который убедился в искренности чувств своей дочери. Дездемона полюбила Отелло сильную волю и бесстрашие. Эта девушка не так проста, как нам кажется на первый взгляд.

    Во-первых, сам ее выбор и одобрение отца, как мы говорили, связан с представлениями новых гуманистических ценностей общества. Девушка сама делает первый шаг и признается в чувствах генералу.

    Основные черты характера героини смелость, чистота, невинность, преданность, искренняя любовь - Дездемона тверда и уверена в своих чувствах.

    Многие критики даже находили в этом образе слишком много идеального и небесного, и любовь Отелло и Дездемоны представлена в платоническом свете.

    Дездемона делает выбор, на который способна не каждая, – привычному венецианскому обществу и родным героиня предпочитает военный гарнизон. Основные качества героини - покорность и невинность. Но именно сильные качества Дездемоны, становятся причиной ее гибели. Бескрайняя доверчивость и наивность не позволили героине оправдать себя в глазах супруга, до последнего момента она верила в силу их любви.

    Таким образом, Шекспир показывает, что сильные чувства порой лишают людей здравомыслия, герои, находясь в состоянии влюбленности, становятся уязвимыми для врагов и недоброжелателей. Дездемона — центральная фигура трагедии, и из отношения к ней яснее всего вырисовывается создаваемый актером образ Отелло.

    Отелло – герой тоже противоречивый, и по социальному статусу, и по положению в стране, чужестранец, защищающий Италию как свою родину, и по отношению к Дездемоне. В первую очередь, герой – человек нового общества, положительно-правильный герой, который стал жертвой обстоятельств.

    Отелло о любви говорит: «Она меня за муки полюбила, а я ее — за состраданье к ним», то есть их чувства подкреплены и уважением, а так же Отелло может гордиться тем, что такая девушка выбрала именно его. Такой выбор является самоутверждением героя в исключительности, и закрепляет его положение в обществе. Отелло не ревнив, он от природы доверчив, по комментариям А.С. Пушкина и в этом кроется тайна трагедии.5 Отелло не буйный ревнивец, а карающий судья. Утратив веру в любовь Дездемоны, он утратил веру в свои гуманистические идеи, веру в добро. А. Блок, объясняет, чем была для Отелло любовь Дездемоны: «…в Дездемоне Отелло нашел душу свою, впервые обрел собственную душу, а с нею - гармонию, строй, порядок, без которых он - потерянный, несчастный человек - «Когда я перестану любить тебя, наступит хаос» - говорит Отелло»6. В Дездемоне он убивает преступницу, но, убедившись в ее невинности, убивает сам себя. Но перед смертью он испытывает веру гуманистические идеи. Поэтому мы отмечали в трагедиях Шекспира не безысходность, а веру в преображение общества или человека, веру в преобладании лучших человеческих качеств.

    Отелло смелый и предприимчивый, он бросался навстречу опасностям, и в испытаниях, выпавших на его долю, закалил свой характер. В нем, каким мы видим его в начале трагедии, осуществился тот гуманистический идеал, который был обрисован Гамлетом.

    Отелло и Яго – это герои антиподы, олицетворяющие добро и зло. Конфликт героев определен временем. Шекспир уже в самом начале пьесы предопределяет конфликт, знакомя нас с Яго, который возмущен выбором Отелло. Яго хороший воин, но выбор пал на Кассио.

    Яго думает только о личных выгодах, говоря о справедливости, прибегает к влиятельным протекциям («трое знатных граждан» хлопотали за него).

    Завязка великой трагедии коренится во вражде и соперничестве, возникающих в новом обществе, рождавшемся на глазах Шекспира. Яго тоже человек эпохи Возрождения, но, пройдя через сходный жизненный опыт, он вынес из него совсем другие уроки. Идея жизни Яго тоже он сам, но, в отличие от Отелло, ценность человека Яго видит не в нем самом, а в положении, какое он занимает в жизни. Стать человеком для него означает занять высокую должность. Яго. Описывая отношения Отелло и Дездемоны, говорит «Не может быть, чтобы Дездемона еще долго любила Мавра, - набей деньгами кошелек… Эти мавры переменчивы в своих желаниях… А она должна променять его на молодого. Когда она пресытится его телом, она увидит, что ошиблась в выборе». Он не верит в чувства, для него любовь сводится только к желаниям, которую можно купить и уверен, что все женщины продажны, даже любовь Дездемоны можно купить.

    Яго умен, но «разум Яго - холодный, жестокий разум себялюбца и карьериста. Он нужен ему лишь для подавления «слабостей», какими могут оказаться привязанности человека к другим людям»7. Он тоже человек нового поколения, потому что не верит в патриархальные отношения между господами и подчиненными. Он индивидуалист, который все делает только для себя, в отличие от Отелло, который не думает о наградах и положении, сражается, не думая о личной выгоде.

    Столкновение между главными героями обусловлено не личным соперничеством. Это борьба двух мировоззрений, двух различных отношений к жизни и человеку. Борьба является неравной потому, что враг скрывает истинное лицо, маскируясь другом.

    Г) Сюжетная линия

    Генерал-мавр Отелло тайно венчается с прелестной Дездемоной, дочкой сенатора. Ее поклонник Родриго убит горем. Его использует поручик Яго, враг генерала. Яго мечтал занять место лейтенанта, правой руки при Отелло, но тот выбрал Кассио. Яго обвиняет Дездемону в связи с Кассио.

    Ревнивый мавр верит. Яго подбрасывает Кассио платок Дездемоны. Эта улика и ярость делают свое дело. Мавр требует Яго тайком убить Кассио, а сам готов убить жену. Яго хочет руками Родриго убрать Кассио, но тот остается жив. Отелло душит жену.

    Вскоре правда выходит наружу. И про платок, и про верность Дездемоны, и честность Кассио, и коварство Яго. В финале Отелло сводит счеты с жизнью, а Яго ждет казни.

    Д) Особенности композиции

    Пьесу «Отелло» известный советский шекспировед А.А. Аникст считал наиболее совершенной и современной: «Композиция здесь отличается четкостью, последовательностью и редкой для Шекспира концентрированностью. Глубокое единство, пронизывающее все действие, находит себе соответствие и в стиле. Это и наиболее реалистическое - в современном смысле - произведение Шекспира. Подлинность того мира, в котором разыгрываются события, не вызывает сомнений. В трагедии нет и намека на символизм. Все здесь от начала и до конца реально»8 - пишет искусствовед. Таким образом, композицию трагедии Шекспира можно считать классической. Действие идет вперед без остановки и без разбросанности, без отступлений. Все движется к кульминации, после действие замедляется.

    Е) Особенности языка автора

    Поэтичность - одна из особенностей языка трагедии Шекспира. Шекспир требовал от актеров: «Сообразуйте действие с речью, речь – действием, и не переступайте простоты природы». Речь героев эмоциональна.

    В трагедии есть прозаическое – ремарки, и поэтическое – реплики героев. Язык героев красив, богат, не имеет социальной оценки. Например, мавр так же красноречив, как Дездемона, которая является представителем аристократического рода.

    Главные герои оказываются жертвами общества, потому что оба переступили законы и традиции Венеции. Эти герои противопоставлены всему обществу не только идеологически, но и выбором языковых средств, поэтому можно говорить, что Шекспир дает и языковую характеристику своим героям.

    Ж) Интерпретация героев трагедии Шекспира «Отелло»

    На сегодняшний день существуют разные интерпретации пьесы Шекспира. Одна из них утверждает, что судьба Дездемоны и Отелло выражают судьбу Венеции, которую турки через год захватили и восстановили владычество на море. Поэтому победа в битве при Лепанто оказалось случайной, так же, как место Отелло в аристократическом обществе Венеции. Продолжение войны на Кипре сложилось неудачно; в 1573 г. венецианцы отдали остров туркам, которые после этого владели им три века. Поэтому смерть Отелло знаменует тщетность этой победы и окончательную потерю Кипра.

    Интересную, по моему мнению, интерпретацию пьесы предлагает А.А. Блок. А. Блок одним из первых увидел в трагедии «Отелло» за психологической драмой современности яркую символику, глубинный «тайный смысл». Блок впервые сказал о том, что в драме «Отелло» есть «все элементы мистерии». Именно мистерия бытия составляет «тайный смысл» трагедии.

    На это, во-первых, указывает символическая игра с цветом: черный и светлый, ночь и день, причем черный оказывается светлым, христианским началом в облике Отелло, а Яго – светлое, лукавое – дьявольское начало.

    Во-вторых, связь Яго с черными силами подчеркивается отчетливо через слова и ругательства, связанные с инфернальной сферой, с дьяволом и преисподней: devil, satan, damned, damnation, hell, которые чаще всего произносит Яго9. И клянется герой не небом, а адом. Яго изменчив как дьявол, он искушает Отелло, Эмилию, Родриго, Кассио. Яго называет дьяволом отелло за цвет лица, Дездемону называет дьяволицей за красоту, а свой облик раскрывает только в конце, где все теперь его называют сатаной. Интересен эпизод, когда Отелло, глядя на ноги Яго, видит копыта черта и понимает, что меч против дьявола бессилен и признает, что был во власти дьявольского наваждения:

    А этому исчадью сатаны

    Нельзя ль задать вопрос, с какой он целью

    Моей душой и телом овладел?

    Маттеу Файк предлагает юнгианское исследование архетипов Шекспира с точки зрения вопросов коллективного бессознательного и Эго. Он пишет, что Отелло стал «жертвой архетипа», когда понадеялся на платок как на «доказательство воочью», позволив тени («дьявольской фигуре» Яго) взять верх над Эго. «Мавританская родина Отелло на бессознательном уровне связана с раем подсознани, волшебной страной либидо», где правят чувства, поэтому противопоставляется Венеции, где правит разум. Путешествия Отелло по примитивным землям ещё до начала событий пьесы свидетельствуют о том, что он близок к архетипу Героя, мифическому герою, который проходит путь от рабства, тяжёлой работы и противостояния дикой природе до благородной гостиной Брабанцио и, наконец, любви Дездемоны. Отелло предствавитель бессознательного примитивного, эти он противопоставлен изначально цивилизации. Для Отелло жить в высокоразвитом обществе гораздо труднее, но несмотря на это, согласно Юнгу, он тянется к цивилизации, поскольку цивилизация стимулирует осознание собственного роста.

    «Юнг постоянно напоминает, что только примитивные люди вроде Отелло способны постичь глубинные уровни бессознательного, которые нужно интегрировать для того чтобы в полной мере постичь зрелость, индивидуацию и искусство».10

    Поэтому, по мнению, Маттеу Файка, война, фетишизм и сверхъестественное имеют первостепенное значение при анализе «Отелло».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Творчество В.Шекспира является итогом и вершиной развития английского и общеевропейского театра эпохи Возрождения.

    Шекспир отвергает в произведениях любые формы угнетения, великий человек в пьесах тот, кто имеет благие цели и вступает в борьбу со злом, отстаивая право на счастье и свободу, как личного, так как и общественного. Гуманизм Шекспира – это гуманизм воина, борца. Драмы Шекспира, отражая проблемы эпохи драматурга, поднимают проблемы вечные.

    Этим произведение интересно современным читателям.

    Основная мысль трагедий отражает взаимодействие героя с окружающей средой, чаще враждебной, способной погубить лучших героев эпохи. Трагедии отражают крушение гуманистических идеалов Возрождения, передают ощущение рока, неизбежной гибели. Однако в них нет ощущения обреченности, Шекспир всегда дает надежду на лучшее будущее, утверждая власть внутренней правды, свободы, над злом.

    Столкновение между главными героями обусловлено не личным соперничеством. Это борьба двух мировоззрений, двух различных отношений к жизни и человеку. Борьба является неравной потому, что враг скрывает истинное лицо, маскируясь другом. Проблема лицемерия характерна и для нашего современного мира, поэтому в шекспировских героях мы можем увидеть современника или себя.

    На сегодняшний день существуют разные интерпретации пьесы Шекспира с точки зрения исторических событий, знаковых символических деталей, интерпретация которых позволяет считать пьесу мистерией, с точки зрения психоанализа или юнгианства.

    Произведения Шекспира многогранны и многозначны, они не теряют своей актуальности уже более четырех веков.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Азимов А.. Путеводитель по Шекспиру. Английские пьесы - М: Центрполиграф, 2007. 601с.

    2. Александр Блок, Собр. соч. в восьми томах, т. 6. - М.- Л.: Гослитиздат, 1962

    3. Аникст А.А. Пьесы В. Шекспира. «Отелло». - М., 1983 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://william-shakespeare.ru/books/item/f00/s00/z00000

    4. Вильям Шекспир. Отелло. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://libking.ru/books/poetry-/dramaturgy/454736-uilyam-shekspir-otello.html

    5. История зарубежного театра. Ч 2. Театр Западной Европы от Античности до Просвещения: Учеб. пособие для культ.-просвет. и театр. училищ и ин-в культуры/ под ред Г.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой. – М.: Просвещение, 1984.

    6. Курс о театре. «Лаборатория жизни». Трагедии Шекспира. [интернет проект] – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/inner_emigrant/tragedii-shekspira--kurs-o-teatre-laboratoriia-jizni-post

    7. Маттеу Файк. Душа на сцене./ Юнгианское исследование архетипов Шекспира. 2020. Режим доступа: https://castalia.ru/perewody/posledovateli-yunga-perevody/2528-matteu-fayk-yungianskoe-issledovanie-arhetipov-shekspira.html

    8. Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни / пер. с польского; сост. и вступ. ст. С. Бэлзы. - М.: Правда, 1990.

    1Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни / пер. с польского; сост. и вступ. ст. С. Бэлзы. - М.: Правда, 1990.С. - 299.

    2 История зарубежного театра. Ч 2. Театр Западной Европы от Античности до Просвещения: Учеб. Пособие для культ.-просвет. и театр. училищ и ин-в культуры/ под ред Г.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой. – М.: Просвещение, 1984. С. 179.

    3 Курс о театре. «Лаборатория жизни». Трагедии Шекспира. [интернет проект] – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/inner_emigrant/tragedii-shekspira--kurs-o-teatre-laboratoriia-jizni-post-16-5bb607f9aa79e500a9a7f1f6

    4 Александр Блок, Собр. соч. в восьми томах, т. 6. - М.- Л.: Гослитиздат, 1962


    5 История зарубежного театра. Ч 2. Театр Западной Европы от Античности до Просвещения: Учеб. Пособие для культ.-просвет. и театр. училищ и ин-в культуры/ под ред Г.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой. – М.: Просвещение, 1984. С. 193

    6 Александр Блок, Собр. соч. в восьми томах, т. 6. - М.- Л.: Гослитиздат, 1962, С. 387

    7 А.А. Аникст. Пьесы В. Шекспира. «Отелло». - М., 1983 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://william-shakespeare.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st082.shtml


    8 А.А. Аникст. Пьесы В. Шекспира. «Отелло». - М., 1983 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://william-shakespeare.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st082.shtml


    9 Александр Блок, Собр. соч. в восьми томах, т. 6. - М.- Л.: Гослитиздат, 1962, С. 391

    10 Маттеу Файк. Душа на сцене./ Юнгианское исследование архетипов Шекспира. 2020. Режим доступа: https://castalia.ru/perewody/posledovateli-yunga-perevody/2528-matteu-fayk-yungianskoe-issledovanie-arhetipov-shekspira.html


    написать администратору сайта