|
конспект. Конспект Церковь и государство в XVI в. Учебник, 12. Карта. Основные понятия и термины
УРОК 17. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVI в. (§ 12)
Основные вопросы изучения материала
| 1) Духовенство и миряне.
2) Иосифляне и нестяжатели.
3) Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
4) Церковь и государство.
| Тип урока
| Комбинированный.
| Ресурсы урока
| Учебник, § 12. Карта.
| Основные понятия и термины
| Миряне. Приходской храм. Епархии. Митрополит. Архиерей. Патриархия. Церковный собор. Тарханы. Иосифляне и нестяжатели. Ереси.
| Основные даты
| 1551 г. - Стоглавый собор.
1584 г. - отмена церковных и монастырских тарханов.
1589 г. - назначение патриархом Иова.
| Персоналии
| Иосиф Волоцкий. Нил Сорский. Вассиан Патрикеев. Максим Грек. Матвей Башкин. Феодосий Косой. Митрополиты Макарий, Филипп, Иов.
| Домашнее задание
| § 12 учебника.
*Мини-проекты:
Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»
Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»
|
Модули урока
| Учебные задачи для организации образовательного процесса
| Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| Оценивание образовательных результатов
| Мотивационно-целевой
| Какую роль играла Церковь в жизни средневекового общества? Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман? Почему в истории важно изучать отношения власти и Церкви?
Как складывались отношения Церкви с российской властью? Что изменилось в XVI в.?
| Раскрывать роль Церкви в средневековом обществе.
Давать оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.
Формулировать познавательную задачу по теме урока.
| Беседа.
| Ориентационный (актуализации/повторения)
| Что такое конфессия? Что такое ересь? Как поступали с еретиками в средневековой Европе?
Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Раскройте роль РПЦ, других религий и конфессий в истории Российского государства (на примерах). Какими правами пользовались представители других религий на территории Российского государства в XVI в.? Почему РПЦ по сравнению с другими конфессиями играла в истории Российского государства ведущую роль?
| Применять ранее полученные знания.
Давать оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.
Излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями с помощью учителя.
| Работа со словарём.
Работа с материалами учебника для самостоятельного изучения.
Беседа.
| Содержательно-операционный
| Раскройте смысл фразы: «Россия - единственная православная держава Европы».
Объясните своими словами смысл терминов: митрополит, епархия, архиерей. Сравните с определением, данным в словаре.
Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения Церкви и мирян, Церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.
В России существовало около 500 монастырей. Назовите крупнейшие из них. Найдите их на карте.
Что составляло основу экономического могущества Церкви? Что такое тарханы? В чём суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот
спор? Составьте таблицу.
*Вспомните, что такое Реформация. Какие основные идеи провозглашали её лидеры? Можно ли Матвея Башкина, Феодосия Косого считать представителями реформационного движения в России XVI в.?
Составьте таблицу «Выдающиеся подвижники Церкви XVI в.» (см. дополнительный материал).
| Объяснять смысл используемых в тексте выводов, терминов.
Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров.
Находить на карте исторические и культурные объекты.
Давать характеристику отдельным направлениям деятельности, оценивать итоги (в форме таблицы).
Сравнивать явления и процессы, излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями, с помощью учителя.
Систематизировать информацию учебника и дополнительной литературы (в форме таблицы).
| Работа с текстом, картой.
Составление таблицы.
Беседа.
| Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)
| Каковы были главные решения церковных соборов, проходивших в 1547, 1549, 1551 гг.?
Почему для светской власти была важна поддержка Церкви? О чём свидетельствовало изменение титула главы Русской православной церкви? Дайте оценку деятельности митрополитов Филиппа и Макария. Какие человеческие качества, поступки позволяют считать этих людей выдающимися?
Собор 1553 г. рассматривал вопрос о «злой ереси» Матвея Башкина и Феодосия Косого. В чём состояло их «вольнодумство»? Придумайте вопросы, которые могли бы задавать им участники Церковного собора, а также возможные ответы.
В ходе урока и при выполнении домашнего задания выделите из предложенных заданий те, которые ты смог выполнить сразу. Отметь задания, которые оказались для тебя трудными. Какая помощь тебе понадобилась?
| Раскрывать значение деятельности социальных институтов.
Давать характеристику и оценивать итоги деятельности, раскрывать личностные качества исторического деятеля.
Выражать собственное отношение к поступкам людей, их взглядам с позиции гуманистических ценностей.
Формулировать вопросы по теме урока.
Использовать элементы драматизации в историческом контексте.
Оценивать результаты своей учебной деятельности.
| Характеристика деятельности человека, его личностных качеств.
Беседа.
|
Дополнительный материал
Матвей Башкин был сыном небогатого боярина. Усомнившись в правильности существующих порядков, он стал самостоятельно изучать Библию и к своей большой радости убедился в том, что подлинно евангельское учение почти ничего общего не имеет с официальным проявлением мёртвой религии, которую он наблюдал вокруг. Проникнутый учением Иисуса Христа о любви ко всем людям, о равенстве всех людей, этот боярин освободил своих крепостных крестьян, а грамоты на них публично изорвал. Пройдут ещё века российской и американской истории, прежде чем русские и американские господа и дворяне, лучшие из них, единицы, осознавши безнравственность крепостного, рабского владения людьми, отпустят своих крепостных и рабов на волю. Матвей Башкин сделал это в середине XVI в.
Совсем другое происхождение имел Феодосий Косой. Крепостной крестьянин, холоп, он в 1551 г. бежал от своих хозяев, «честных слуг царёвых», в пределы Белоозера, где и принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре на севере России. Стал монахом только потому, что очень любил «научение книжное», хотел приобрести духовное образование, знание Священных Писаний. Феодосий Косой стал последователем Матвея Башкина и был одним из видных представителей русского протестантского движения XVI в. Он снискал уважение современников, был знаком с Артемием, учеником Нила Сорского. Со временем, под влиянием заволжских старцев и лютеранского учения, стал организатором кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни православия. О его учении можно судить главным образом по трудам Зиновия Отенского. По его свидетельству Феодосий учил: «К попам не приходити, и молебнов не творити, и молитвы их не требовати, и не каятися… и тямияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися… Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творити, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни кануны, ни свечи приносити…» Отрицая весь церковный строй и иерархию, Феодосий настаивал на духовном поклонении Богу, стремился восстановить христианство в его первоначальной чистоте, требовал нравственной жизни и деятельности согласно евангельским заповедям. Церковные обряды Феодосий называл «измышлением человеческим». Поклонение иконам и кресту, почитание мощей считал особой формой идолопоклонства.
Деятельность Феодосия Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками потащили в Москву на суд. Однако во время следствия ему удалось бежать в Литву, где он нашёл благоприятные условия для проповеди евангельского учения.
Собор 1553 г. рассматривал вопрос о «злой ереси» Матвея Башкина и Феодосия Косого. Матвей был приговорён к пожизненному заточению и брошен в Волоколамский монастырь, где следы его скоро затерялись…
В посланиях митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку раскрывается суть ереси Башкина и его последователей:
«1) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают;
2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют;
3) святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор - сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть;
4) божественные плоти Христовы воображение и Пречистые Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют;
5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха;
6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют;
7) вся божественная писания баснословие наричют, апостол же и евангелие не истинно излагают».
М. Башкин и его последователи прониклись крайними протестантскими идеями, распространявшимися тогда по всей Европе. Тем не менее, эти ереси не породили на Руси могучего реформационного движения, как породили аналогичные учения на Западе. Однако они показывают, что и в XVI в. Россия не была духовно изолирована от Запада. Некоторые духовные течения просачивались, появлялись обличители признанного порядка, выступавшие со смелыми религиозно-философскими построениями на началах рационализма.
Пример таблицы «Выдающиеся подвижники Церкви XVI в.»
Максим Грек (день памяти 3 февраля)
| Родился в Греции, учился у знаменитых учёных своего времени. В 1518 г. прибыл в Москву. Церковный писатель, написал в России свои лучшие богословские сочинения. Способствовал просвещению русского общества. Боролся с суевериями и ересью.
| Василий Блаженный (день памяти 15 августа)
| Юродивый в Москве во времена Ивана Грозного. Смело обличал сильных мира сего.
| Антоний Сийский (день памяти 20 декабря)
| Основал монастырь на реке Сие в 1520 г. Являл для всех пример строгой подвижнической жизни.
| Митрополит Филипп (день памяти 22 января)
| В 1568 г. в Успенском соборе Московского Кремля открыто выступил против опричного террора Ивана Грозного. Подвергся унижению опричников и был убит Малютой Скуратовым.
| |
|
|