Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение о душе – первая научная гипотеза древнего человека

  • 1 этап. Зарождение и становление психологической проблематики – 7-4 века до н.э.

  • Атомистический материализм Демокрита

  • Природа души

  • Развитие идей Демокрита в трудах Эпикура и Лукреция

  • 2 этап. Классическая греческая наука (Платон, Аристотель) 3-2 века до н.э.

  • Регуляция аффектом природна. Но поведение человека может быть разумным и нравственным.

  • 3 этап. Период эллинизма (перемещение основных психологических школ из Греции в Рим – эпикурейцы, стоики, киники, платоники) – 2 в. до н.э. – 3-4 века н.э. 24.03.2021

  • История психологии. Учение о душе первая научная гипотеза древнего человека


    Скачать 24.23 Kb.
    НазваниеУчение о душе первая научная гипотеза древнего человека
    Дата28.10.2021
    Размер24.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория психологии.docx
    ТипДокументы
    #258158

    2 подтема 1 раздела: становление психологии в

    Вопросы начала научной психологии

    Структура души

    Что есть душа

    Какова происхождение и ее судьба

    Способности души

    Вундт – переход от души к способностям души

    Учение о душе – первая научная гипотеза древнего человека

    Развитие психологических представлений в рамках учения о душе – период с 7 века до н.э. до 16 века.

    Л.С.Выготский писал: «Идея души явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки».

    Представления о душе возникают в глубокой древности в системе первобытных верований, в мифологии, художественном народном творчестве. Эти донаучные представления о душе рассматривали душу как некое второе Я в животном и человеке, источник его активности, отсутствие которого вызывает сон или смерть. Разрабатывали специальные ритуалы, имеющие целью воспрепятствовать выходу души из тела или же добиться ее возвращения.

    Научные представления о душе возникают в рамках античной философии.

    Античная философия: зарождения и периодизация

    Античная философия возникла в период смены первобытнообщинного строя рабовладельческим практически одновременно на Востоке (Древняя Индия, Китай) и на Западе (Древняя Греция, Рим). Западная и восточная психологическое школы взаимно влияли друг на друга. В Древней Греции сложились классические формы философствования, включающие:

    • Онтологические (учение о бытии)

    • Гносеологические (учение о познании)

    • Этические (учение о нравственности)

    аспекты, опирающиеся в познании на опыт и разум. Древнегреческая философия оказала влияние на развитие психологических воззрений западно-европейской научной мысли.

    Психологические проблемы являлись частью предмета античной философии. Объяснение человека и его души являлось составной частью рационалистического объяснения мира в целом. Научные представления о душе начинаются с вопросов о природе и функциях души.

    В истории «античной психологии» можно выделить три периода:

    1 этап. Зарождение и становление психологической проблематики – 7-4 века до н.э.

    Милетская школа, натурфилософия, основной объект – природа. Всё, что входит в природу, подчиняется единым законам. Гераклит – логос – разумный закон, который лежит в основе смены времен года и гибели государств, развитие человека, смена возрастов, смена настроений, состояний. Логос – это максимально общий закон. Стихийный материализм, открытие общих законов. Иногда к этому периоду относят и Демокрита – он последний стихийный материалист.

    Демокрит: чувственное и рациональное познание, первично эмпирическое познание, копии предметов эйдолы – копии предметов ощущаемых

    Проблема познания, первая теория восприятия. Аффект как регулятор поведения – вопрос мотивации.

    Демокрит: атомы движутся по строго намеченному пути, есть жесткий закон, механистический детерминизм.

    Атомистический материализм Демокрита

    Душа материальна, состоит из мелких, подвижных атомов огня. Двигаясь в теле, она приводит тело в движение. Душа входит и выходит из тела через дыхание. Когда тело распадается, частицы души покидают тело. В мертвом теле очень мало души. Без тела души не существует.

    Нет спецификации психических процессов. Они отличаются от материальных только количественно.

    Демокрит предложит первую теорию восприятия – «теорию истечений». Копии окружающих предметов (эйдолы) отделяются (истекают) от предметов, попадают в органы чувств, где, соприкасаясь с атомами души, порождают ощущения и образы. Попадание эйдолов в другие части тела является причиной ошибочного восприятия и иллюзий.

    Природа души

    В античной философии было предложено три основных понимания природы души:

    1. Материалистическое (милетская школа натурфилософии – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Эпикур, Лукреций);

    2. Идеалистическое (Сократ, Платон);

    3. Естественно-научное, эволюционное учение о души (Аристотель).

    Развитие идей Демокрита в трудах Эпикура и Лукреция

    Последователь Демокрита Эпикур утверждал, что материал души неоднороден и состоит из 4х элементов, каждый из которых имеет свое назначение:

    Огонь – дает тепло

    Пневма – несет движение

    Ветер – охлаждает

    Безымянный – отвечает за проявление собственно психической деятельности, начиная с ощущений.

    Лукреций – ученик Эпикура – назвал этот элемент анимус (дух) в отличие от анимы (души). Так жизненное (витальное) и психическое были впервые отделены.

    Эпикур: делает допущение - атомы могут отклонятся от своей траектории – свобода атома. Первая постановка проблемы свободы, не всё задано и предрешено. Признавал, что материал души неоднороден: 4 элемента (огонь - тепло, пневма - движение, ветер - охлаждает, безымянный - ). Лукреций дает название безымянному элементу – анимус, дух. Анима – душа. Разделение витального и психического.

    Стоики: всё предрешено.

    2 этап. Классическая греческая наука (Платон, Аристотель) 3-2 века до н.э.

    Сократ: человек подчиняется еще и законам разума, нельзя объяснить человека только законами природы. Регуляция аффектом природна. Но поведение человека может быть разумным и нравственным.

    Числа у Пифагора как идеи и Платона

    Софисты: Истина – это победа одного мнения над другим, искусство убеждения, риторика.

    Платон: идея циркуляции души, метапсихоз. Связь между Платоном и психоанализом. Поведение на основе разума – это обретение свободы. «Федон» – 4 доказательства бессмертия души. Тело и душа должны соответствовать друг другу, хорошо бы, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Выделяет 9 разрядов душ.

    Сократ жил так, как он философствовал.

    Платон развивает линию познавательных способностей – ощущение, память, мышление. Знание – это припоминание, а не мышление. На основе ощущений мы формируем свое первое представление о них, но у каждого свой опыт, мнения рознятся. Сократ задает вопрос, все высказываются, но их опыт и мнения заведомо ограничены. Сократ сопоставляет их мнения, они входят в противоречия, роль мышления – выявить противоречия, увидеть их, привычный способ мышления входит в ступор, происходит парализация. Этого и добивается Сократ, остановки привычного способа мышления – это толчок для поднятия души. Этот опыт нельзя получить из обычного общения. Когда мы копии идей. Истинное познание – сами идеи, к ним можно пробиться не от вещей, а от идеи, как их сути. Сознание «зависает», но открывается возможность для голоса души, знаний, которая она сама в себе содержит.

    Отец Аристотеля был главным врачом при македонском дворе. Душа – это форма реализации способного к жизни тела.

    Платон: материя – это хаос, идеи оформляют хаос. Душа – сущность тела, как зрение для глаза. Нет зрения, нет глаза, он теряет свою сущность. Душа – это причина всего поведения, аффекта, разума. Душа – цель развития, во что это семя воплотится, эта цель заложена в нем. Сама душа бестелесна, но у нее есть орган – сердце.

    У Платона нет способности воображения.

    Мышление у Аристотеля всегда образно.

    3 этап. Период эллинизма (перемещение основных психологических школ из Греции в Рим – эпикурейцы, стоики, киники, платоники) – 2 в. до н.э. – 3-4 века н.э.

    24.03.2021

    Переход от учения о душе к учению о сознании. В учении

    Платон – перевод из бессознательного в сознательное, припоминание идей от рождения.

    Августин Блаженный – «Исповедь» - вклад в развитие человеческого сознания. Сови грехи нужно проанализировать, запомнить, развитие рефлексии. Термин Локк ввел понятие рефлексии – обращенность на самого себя, обращенность души на себя. Эта способность была выделена еще Платином, первый неоплатоником.

    Спиноза продолжает идеи стоиков.

    7.04.2021

    Вундт как организатор науки. Создал центр по подготовке профессиональных психологов.

    Интроспективная психология основывается на психологии сознания Декарта и Локка.

    Сознание – некая реальность, должна существовать наука, изучающая эту реальность. Декарт: подготовка предмета психологии.

    Локк подготавливал методологию предмета психологии – содержание сознания. Вопрос о происхождении самого сознания Вундтом не ставился – этот вопрос будет изучен французской социологической школой и Выготским.

    Принцип изучения – элементаризм.

    Эксперименты Вундта – психлфизиологические процессы. Эксперимент заимствован из психофизики.

    Сеченов: психологию нужно передать в руки физиологов. Накоплено много материала о работе органов чувств – об ощущении.

    Вундт отказывается от описательной науки – переходит к эмпирической психологии. Эксперимента в философии не было. Это из естествознания.

    Проблема связи психики и мозга. Психика развивается совместно с физиологическим субстратом. 1875 год – Вундт становится доктором философии – это дает статус и место работы в университете. 1879 – образование психофизиологической лаборатории и ИНСТИТУТ. Мюнстенберг – основатель психотехники.

    Программы развития психологии:

    1. Интроспективная парадигма:

    Вундт – интроспективный эксперимент: эксперимент, организующий инстроспекцию.

    Брентано – против метода эксперимента, за интроспекцию в чистом виде.

    Джемс – практиковал экспериментальные исследования, но скептически относился к эксперименту. Много сил затрачивается, а результаты ничтожны.

    https://www.psychology-online.net/link.php?action=detail&id=1139&format=print Боринг «История интроспекции»

    Титченер вырастает из Вундта, развивает структурную психологию, структуру сознания – структурализм.

    Джемс поставил вопрос о функции сознания – это уже функционализм. Появляется принцип развития.

    У Вундта ДОрефлексивные сознания не рассматривались (умственно отсталые, больные).

    Интеллект, аффект и воля – Аристотель. Спиноза: аффект – это неправильные идеи. Вундт: аффект и воля стирание границ, есть идея процессуальности – воля как результат развития аффекта.

    Постулат непосредственности в психологии в ДОдеятельностный период. Непосредственная реакция на звук метронома, психика ответна, психика реактивна. Отсюда идея экспериментов со стимулами, которые вызывают психические акты.

    Индивидуальное – есть высшая форма социальности.

    Мышление нельзя вызвать экспериментально, его Вундт не изучал. Но мышление можно изучать по продуктам деятельности. Культурно-историческое изучение, описание, анализ продуктов.

    Интроспекция мышления по Титченеру – ретроспекция.


    написать администратору сайта