Главная страница
Навигация по странице:

  • тезис – антитезис – синтез

  • Теория познания Фейербаха

  • немецкая философия. Анферов Виталий 213 Немецкая философия. Укажите отличительные черты немецкой классической философии, назовите её


    Скачать 21.72 Kb.
    НазваниеУкажите отличительные черты немецкой классической философии, назовите её
    Анкорнемецкая философия
    Дата08.11.2021
    Размер21.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнферов Виталий 213 Немецкая философия.docx
    ТипДокументы
    #265844

    КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.


    1. Укажите отличительные черты немецкой классической философии, назовите её представителей.

    Главным отличием отличием становится логикоцентризм.

    Характерный черты и новаторство в немецкой классической философии:

    1)преемственность по отношению к идеям просвещения в философское новаторство

    2)критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности

    3)идея познавательной активности субъекта

    4)обоснование моральной и правовой автономии личности

    5) идеи единства мира, тождества субъекта и объекта

    6)принцип единства противоположностей

    7)систематика принципов и категорий диалектики

    8)идея исторический закономерности

    9)принцип историзма

    10)трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека


    1. Философия И.Канта:

    • Философия Просвещения сумела реализоваться практически — в лозунгах и идеалах Великой Французской революции 1789 — 1794 гг. Принципиально новым этапом ее развития стало творчество немецких классиков конца XVIII — начала XIX вв.

    • В течение докритического периода важнейшими проблемами философских исследований Канта были проблемы бытия, природы, естествознания, большое внимание он уделил проблеме развития.

    • ответьте на вопрос: что становится предметом исследования во второй период творчества;

    • Кант — философ, сумевший максимально полно вобрать в себя все идеалы Просвещения и придать им законченную, ясную форму. Везде и во всем он показывает человеку, что значит жить своим умом — как это сложно, но прекрасно;

    •  Характерным для этики И. Канта является тезис, что моральную значимость нашему поведению придает умы–сел. Поэтому об этике И. Канта часто говорят как о «морали умысла». Этический ригоризм И. Канта объясняется тем, что он якобы учил действовать, невзирая на последствия, хотя бы они были и самоубийственными. Еще следует отметить, что определенная автономность намерения является необходимым элементом каждой этики, которая исходит из субъективной воли и различает выбор и действие, намерение и его осуществлении.




    1. Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т. е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.




    1. В этом подходе есть несколько особенностей, которые, по мнению Гегеля,

    поднимают его диалектический метод над произволом диалектики Платона на

    уровень подлинной науки. Во-первых, поскольку определения в момент

    рассудочности снимают себя, диалектика Гегеля не требует произвольного

    появления какой-либо новой идеи. Вместо этого движение к новым определениям

    бусловлено природой более ранних определений. Действительно, в гегелевской

    диалектике движение продиктовано необходимостью. Природа самих определений заставляет их становиться

    противоположностью самих себя. Необходимость - мысль о том, что метод

    предполагает принуждение от более ранних моментов к более поздним, -

    заставляет Гегеля рассматривать свою диалектику как своего рода логику. Как он

    говорит в «Феноменологии духа» верное изложение метода «относится к логике

    или, вернее, есть сама логика»


    1. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер. Например, последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.

    2. Философское учение Л.Фейербаха:

    • Действительное отношение мышления к бытию, по Фейербаху, в том, что бытие, материя есть субъект, а мышление - предикат, т. ... Критикуя религию, Фейербах сделал вывод, что Бог - абсолютизированный человек, т. е. образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность;

    • Теория познания Фейербаха оптимистична: он верит в силу человеческого разума. Считает, что «вещи в себе», сущности вещей познаваемы. Он раскрывает механизм познания человеком реального мира, выступая против принижения роли абстрактного мышления. ... Критикуя Гегеля, Фейербах, однако, отбрасывает и гегелевскую диалектику;

    • Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. У природы нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Единство субъективного с объективным, психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними. Многообразие человеческих ощущений соответствует многообразию качеств природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно-воспринимаемых явлений.;

    • В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. ... Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.




    1. Л. Фейербах (1804-1872) был учеником Гегеля, но затем подверг его учение критике. Фейербах первым выявил противоречие между методом и системой Гегеля. Он критиковал Гегеля за излишнюю абстрактность его рас-суждений, их оторванность от конкретных проблем человека. По мнению Фейербаха, философия должна заниматься именно пробле-мами человека. Он предлагал переименовать философию в антропологию, т.е. науку о человеке. Главная задача - это способствовать максимальной са-мореализации человеческой личности, чему препятствует религия, которая ставит человека в приниженное положение, убивает веру в себя. Люди сами создали богов по своему образу и подобию; они нуждались в идеале, образце для подражания и сами создали его, наделив теми качествами, которые хотели бы видеть у себя. Затем, через несколько поколений, этот идеал стал вос-приниматься как некая сверхличность, т.е. как Бог, а человек попал в прини-женное положение. В центре новой религии должен быть человек, который вернёт себе утраченные качества, приписанные богам. Заслуга Л. Фейербаха заключается в критике противоречий философии Г. Гегеля и гуманистическом характере его учения, попытке философского обоснования причин возникновения религии.



    1. Покажите историческое значение Немецкой Классической Философии.




    1. Почему Немецкая философия названа Классической?

    2. Назовите условия и факторы, определившие специфику Немецкой Классической Философии.

    3. И.Кант совершил «коперниканский переворот» в гносеологии. В чём суть переворота? Прокомментируйте.

    4. Что представляет собой «кантовский агностицизм»? Почему «вещь в себе» никогда не станет «вещью для нас»?

    5. Назовите сильные и слабые стороны философии Г.Гегеля.

    6. В чём проявляется метафизичность во взглядах Фейербаха? Что означает созерцательный характер его философии?


    написать администратору сайта