русский зык сочинение. Документ Microsoft Word. В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему
Скачать 30.11 Kb.
|
Объективным содержанием любого произведения, и художественного, и научного является реальная действительность. В литературном произведении наряду с объективным содержанием имеет место субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Оценка писателем жизненного материала составляет идею художественного произведения. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением автора. Художник рассказывает о жизни, используя образную форму. Все эти особенности художественного произведения находят отражение в методике работы. В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему. Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме. При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения. При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения. В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить. Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Младшие школьники – наивные реалисты. Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения. Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа). Задачи учителя: помочь сохранить непосредственность. Яркость восприятия и при этом научить понимать глубокий смысл произведения. Полнота и глубина восприятия зависит от: степени сложности самого произведения, прежнего литературного и жизненного опыта читателя, развития его воображения и чувств, активности ребенка в процессе чтения. Основные этапы работы над художественным произведением в начальных классах. Выделяют три этапа работы над художественным произведением: 1. Первичный синтез. 2. Анализ. 3. Вторичный синтез. Задачи первичного синтеза: - познакомить с конкретным содержанием произведения; - выяснить эмоциональное воздействие произведения. Задачи этапа анализа: - установить причинно-следственные связи в развитии сюжета; - выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт; - раскрыть композицию произведения; - проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания. Задачи вторичного синтеза: - обобщить существенные черты действующих лиц; - сопоставить героев и оценить их; - выявить идейную направленность художественного произведения; - оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства (что узнали? чему научились? как автору удалось так ярко и увлекательно передать свои мысли и чувства?). Работа, предшествующая чтению художественного произведения. Задачи работы: Оживить уже имеющиеся у детей представления о тех объектах и явлениях, о которых пойдет речь в тексте или сообщить новые сведения. Вызвать у детей соответствующий характеру текста эмоциональный настрой. Объяснить или уточнить значение важных для понимания произведения слов. Приемы подготовки: 1. Компенсирование несформированности правильного типа читательской деятельности. 1) беседа: используется в том случае, если дети уже владеют знаниями по теме чтения и у них есть читательский опыт. В беседе следует опираться на личный и читательский опыт детей. 2) рассказ учителя: целесообразен тогда, когда тема чтения мало знакома детям. Иногда нужно сочетать беседу и рассказ, например при ознакомлении с новым жанром былины. Беседуем об устном народном творчестве, об особенностях сказок, рассказываем о былине как особом фольклорном жанре. Используются загадки, репродукции, картины, слушание музыки. Это создает особую эмоциональную атмосферу. 3) знакомство со словарными словами. Словарная работа складывается из следующих компонентов: - лексическая работа (объяснение значений незнакомых детям слов); - работа по предупреждению ошибочного чтения (чтение трудночитаемых слов); - работа над изобразительно-выразительными средствами. Нужно объяснить значение слов, незнание которых может привести к непониманию общего смысла текста, лексическое значение большинства слов можно уточнить через контекст. Для объяснения значений слов могут быть использованы следующие приемы: - подбор синонимов, - подбор антонимов, - развернутое описание, - показ предмета или его изображения, - через словообразовательный анализ, - по сноске в книге для чтения или по словарю. 2. Формирование правильного типа читательской деятельности (умение прогнозировать содержание текста). 1) работа с заголовком 2) работа с фамилией автора 3) работа с иллюстрацией 4) вычленение ориентирующих слов: проводится при рассмотрении того, как напечатан текста хрестоматии. Разделен ли на части, есть ли подзаголовок. Нужно учить детей читать первое и последнее предложение текста. Первичное восприятие содержание произведения. Приемы первичного чтения: - чтение учителем вслух, - чтение текста специально подготовленными детьми, - чтение текста детьми по цепочке, - комбинированное чтение (учитель и вызванные ученики читают текст попеременно; учитель выбирает диалоги, описательные отрывки, начало произведения и его заключительные строки, отрывки, наиболее трудные для чтения с технической стороны, содержащие подтекст, кульминационные моменты), - использование грамзаписи (для знакомых произведений), - прием сопоставления различных интонаций, - чтение на фоне музыки, - учитель останавливает чтение на кульминационном моменте или на проблемном и предлагает детям подумать о том. Что будет дальше, чем разрешится ситуация. Проверка первичного восприятия. Это выяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и проверка понимания ими общего смысла произведения. Прием работы – беседа (не более 3-4 вопросов), которая должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей. Содержание беседы: - Понравилось ли вам это произведение? - Что особенно понравилось? - Когда было страшно? - Что вызвало смех? - Когда было жалко героя? и т.д. Можно поставить вопрос так, чтобы он давал простор для самовыражения учащихся: - Что вы можете сказать об этом произведении? - Поделитесь своими мыслями и чувствами. Можно использовать иллюстрацию. Беседа может завершиться проблемным вопросом. Характеризующие черты проблемных вопросов: - наличие противоречий и возможность альтернативных ответов, - увлекательность, - емкость, т.е. способность охватить широкий круг материала. Постановка проблемного вопроса сделает анализ произведений естественным и необходимым. Он целесообразен при чтении произведений, где есть ситуации. Предполагающие различные понимания героев, их действий, поступков, этических проблем, затронутых писателем. Анализ художественного произведения. Это средство, помогающее детям более глубоко и адекватно понять смысл произведения. Анализ ориентирован на извлечение объективного смысла, заложенного в текст автором произведения. Интерпретация – присвоение смысла произведения себе. Анализ не предусматривает множественности точек зрения, а интерпретация предусматривает ее. Интерпретация возможна только на базе предварительного анализа. Поэтому задача учителя – через анализ подготовить базу для личностной интерпретации художественного произведения каждым учеником. Основные принципы анализа художественного произведения. Цель анализа – осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает. Анализироваться должен текст, изображение жизненного материала, а не сама жизнь. Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Он должен корректировать и углублять первичное восприятие. Анализ должен быть избирательным. На уроке разбираются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею. Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения. Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию младших школьников, формировать у них систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия произведения. Правильно организованный анализ текста способствует совершенствованию навыка чтения (анализ требует многократного перечитывания текста). Вопросы ставятся так, что, не обращаясь к тексту, ответить на них невозможно. Задавая вопросы. Требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать людей. То есть анализ способствует решению основной задачи школы – развитие личности ребенка. Аналитическая беседа. Аналитическая беседа – это объективная характеристика содержания и формы литературного произведения, способствующая глубокому пониманию смысла прочитанного. В ходе беседы идет разбор компонентов текста при целостном анализе (сюжет, композиция, система образов, языковые средства и т.д.). Обязательно перечитывание текста разными приемами: - чтение вслух, - чтение про себя, - чтение шепотом, - чтение по частям, - выборочное чтение, - поисковое чтение (все прочитывается молча, а нужное – вслух), - хоровое чтение (прочитываются главные строки), - чтение по цепочке, - тренировочное чтение, - выразительное чтение. Анализ ведется по логически законченным частям. Части определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят по книге. После завершения чтения идет анализ прочитанной части. Анализ организуется по трем уровням: фактическому (событийному), идейному (подтекст) и уровню собственного отношения к прочитанному (интерпретация). Приемы анализа: 1.Постановка учителем вопросов к прочитанному тексту. Вопросы должны быть целенаправленными и должны ставиться в определенной системе. Последовательность вопросов обусловлена целевой установкой учителя. Типы вопросов: - на выявление фактического содержания произведения (события, герои, предметный план); - на выявление причинно-следственных связей; - вопросы, ведущие к оценкам, обобщениям; - вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся; - вопросы, привлекающие внимание детей к особенностям художественного произведения. 2. Постановка детьми вопросов к прочитанному тексту. 3. Прием выборочного чтения. Это чтение части текста в соответствии с заданием. Задание может быть направлено на выяснение фактического содержания, на установление причинно-следственных связей, на раскрытие художественных особенностей. Выборочное чтение может быть разной степени сложности. Наиболее простой вариант – искомая часть текста представляет собой ответ репродуктивного характера. Усложненный вариант – выборочное чтение связано с поиском частей текста, объединенных тематически. Самый сложный вариант – когда в основе выборочного чтения лежит подбор материала, связанный причинно-следственными отношениями, требующий сравнения фактов, обобщения. 4. Прием стилистического (языкового) анализа текста. Стилистический анализ – это, прежде всего, анализ использования автором языковых средств. Писатель ищет слово, которое точно выражает его мысль. Для этого он использует обычные, повседневные слова, но поставленные в определенные сочетания с другими словами, они приобретают особую эмоциональную окраску, создают образ. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства автора. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают понять образный смысл произведения. После выделения слова или выражения осознается их роль в тексте. Возможен стилистический эксперимент по замене авторского слова синонимом. Можно сопоставить первоначальный и окончательный вариант одного стихотворения и попытаться объяснить, почему автор внес измерения. Анализ художественный образов. Анализ художественного произведения – это работа над образами в их взаимодействии. Последовательность анализа художественных образов: Так как в детской литературе основным образом является образ-персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет. Характер героя проявляется в действии, героя характеризуют также его речь, ремарки автора, портрет и т.д. Рассматриваются взаимоотношения героев. При этом важно, чтобы дети поняли мотивы поведения действующих лиц. Если в произведении есть пейзаж или интерьер, рассматривается их роль в тексте. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения; понимание идеи приближает нас к осознанию позиции автора. Работа над действующими лицами произведения. Основные методические положения анализа действующих лиц: В образе типичное и индивидуальное выступает в единстве. Дети должны воспринять действующее лицо как представителя определенной эпохи, группы людей, и, в то же время, как отдельного человека с его характерными особенностями. В герое выделяются его основные ведущие черты, которые объясняют мотивы поведения и позволяют понять образ в целом. В то же время дети учатся видеть героя во всей сложности и противоречивости его характера. Пониманию образа-персонажа способствует выяснение авторского к него отношения. Важным условием эффективности работы над образом является сопереживание читателя, его отношение к персонажу. Обязательно выявление собственного отношения детей к образу персонажа. Этапы работы над образом-персонажем: Произведение только что прочитано. Дети высказывают о действующих лицах свое целостное впечатление, чаще всего эмоционального плана. Конкретизация первоначальных представлений. Дети учатся отбирать материал о действующих лицах. Заключительный этап. Обобщается подобранный материал, составляется рассказ о герое. Приемы работы над образом-персонажем: 1) Учитель называет качества персонажа, а дети приводят примеры, их подтверждающие. 2) Детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя. 3) Дети читают текст по частям и в ходе анализа выясняют, что нового из прочитанной части узнали о герое. 4) Сопоставление героев одного произведения или произведений, близких по тематике. Для выявления авторского отношения к действующим лицам используются следующие приемы: А) Учитель сам характеризует отношение автора к герою, а дети подтверждают это с помощью текста. Б) Учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя. Дети расшифровывают то или иное действие, выражение лица, интонацию героев, и на этом основании определяется отношение автора. В) Из текста исключаются слова, выражающие авторскую оценку. Г) Если нет авторских ремарок, дети их вместе с учителем придумывают. 5. Иллюстрирование текста. Иллюстрирование текста может быть словесным и графическим. Словесная картинка статична. Ошибка детей состоит в том, что словесное рисование они часто подменяют пересказом. Словесное рисование требует точного выбора слов, поэтому, готовя детей к словесному рисованию, нужно делать языковой анализ текста. Обсуждая воображаемую картину, учитель задает детям вопросы: - Что будет нарисовано? - Как мы расположим объекты на картине? (на переднем плане, слева, справа, вдали, в центре) - Какие позы выберем для людей, выражение лица? Работа с текстовой иллюстрацией. 1. Иллюстрация используется для предвосхищения содержания текста. 2. После анализа можно вернуться к иллюстрации повторно, обратив внимание на детали. Возможны вопросы: - Какой момент рассказа изобразил художник? - Как догадались? - Почему художник так изобразил …? - Верно ли показал место действия? 3. Сопоставление иллюстраций и текста. Виды заданий: - Подобрать рисунок к тексту. - Найти в тексте подписи к картинке. - Сравнить рисунок и фрагмент текста или весь текст. 4. Сравнить иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. 6. Прием драматизации. Формы: 1) анализ иллюстраций с точки зрения мимики и пантомимики изображенных на ней героев. 2) постановка живых картин. Живая картинка – это момент из художественного произведения, запечатленный в позах, выражениях лиц, стиле одежды персонажей, реквизите. 3) чтение по ролям. Определение количества действующих лиц – чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц – определение необходимости чтения слов автора – анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц – определение интонации – выбор чтецов – анализ прочтения – повторное чтение по ролям. 4) драматизация развернутой формы: анализ содержания и языка произведения (воссоздание обстановки, перечисление действующих лиц, описание их характеров, внешности, речи) – определение порядка действий и мотивов поступков героев – разработка мизансцен (расположение героев) – определение исполнительских задач, выбор выразительных средств – драматизирование наиболее важных или сложных моментов – анализ качества исполнения с точки зрения воплощения идеи произведения и общей выразительности – заключительный показ – анализ. Работа на этапе вторичного синтеза. Это обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. Нужно уточнить идею произведения и помочь детям осмыслить их читательские позиции. Виды работ: А) беседа Б) выборочное чтение В) соотнесение идеи произведения с пословицами Г) заключительное слово учителя Перечитывание – обращение к тексту должно быть оправдано какой-либо новой поставленной задачей: Подготовка к чтению по ролям. Подготовка к пересказу. Подготовка к отборам материалов характеристики героев. Творческие работы по следам прочитанного. В них должно отразиться отношение детей к прочитанному. Творческая деятельность организуется как на уроке, так и вне его. Виды творческих работ: - выразительное чтение с последующим обсуждением вариантов прочтения, - графическое иллюстрирование, - словесное рисование, - творческий пересказ, - чтение по ролям, - драматизация. |