диплом. В xviii веке начинаются стычки. Но это не мешает наладить отношения между двумя странами
Скачать 1.7 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ История российско-китайских отношений насчитывает 400 лет, т.к. Китай является одним из самых «ранних соседей» нашей страны. В обеих странах менялись династии и режимы правления, изменялись баланс силы в мире и система международного сотрудничества. И все эти причины играли очень важную роль во взаимоотношении между Россией и Китаем – были конфликты и противостояния, но также были периоды дружбы и сотрудничества. Торгово-экономические отношения между обеими странами являлись главным фактором в их развитии, потому что эти двусторонние отношения определялись историческими и географическими факторами. Успехи во внутренней и внешней политики Россия и Китая во многом зависели от состояния их взаимоотношений. И это общее состояние обеих стран обуславливало баланс сил, как в Восточной Азии, так и во всем мире в целом, что оказывало большое влияние на развитие международных отношений. Сначала XVII века происходит процесс налаживания отношений двух стран. Две державы с разным менталитетом встречаются. То одно сторона терпит неудачи, то вторая ведёт себя согласно своим законам и традициям. Но всё же приходят к чему то общему. В XVIII веке начинаются стычки. Но это не мешает наладить отношения между двумя странами. В XIX веке начинают происходить качественные изменения в российско-китайских отношениях. Для того, чтобы быстрее решить накопленные проблемы и противоречия с Китаем, Россия быстро активизировала свою политику в сторону империи Цинь. Международная обстановка на Дальнем Востоке объективно способствовала дальнейшему сближению России. Оба государства оказались в состоянии войны с Англией и Францией – державами, которые играли наиболее важную роль в Восточной Азии в середине XIX века. В XX веке все начинается меняться мир. Советский союз меняет свою идеологию, там проходит социалистическая революция и к власти приходят большевики. Мир видит это, кто то принимает эту сторону, а кто то нет. Китай идёт по стопам СССР и становится коммунистическим. Со временем там происходит разногласия в правительстве, но всё же ближе к войне Китай принимает эту сторону и становится главным союзником Советского союза. Его принимают как континентальную державу под названием Китайская Народная республика. После смерти Сталина начинаются разногласия, стычки, и т.д. Но к концу XX века весь негативный пыл сбавляет обороты, и отношения приходят в положительную сторону. Это и повлияло на активизацию российской политики на Дальнем Востоке, особенно способствовало разрешению вопросов и разногласий, которые касались границ между обоими государствами. Объектом исследования является исторические процессы развития русско-китайских отношений в период с XVII века по XX век. Предметом исследования - изучение особенностей развития русско-китайских отношений в период с XVII века по XX век. Цель настоящего исследования заключается в комплексном анализе развития русско-китайских отношений в период с XVII века по XX век. Задачи: Рассмотреть начало развития российско-китайских отношений в XVII века. Посмотреть на протекание отношений в период XVIII века. 3. Рассмотреть кризис в российско-китайских отношениях: война 1900 г . 4. Рассмотреть проблемы российско-китайских отношений в XX веке. 5. Показать на примерах из учебников, что в школьных курсах русско-китайские отношения мало затрагиваются. Разработать свой параграф на примере учебника 8 класса. Методологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, диалектический метод познания, исторический. Также использовались системный, логический. При подготовке и написании работы был использован широкий круг источников: нормативные правовые акты, монографии, сборники статей и российская периодическая печать. А так же учебники школьной программы. При написании работы использовалась работы таких авторов как: Гончарова Е.Н., Суховская Д.Н., Черкесов О.Д., Горбунов А.П., Ермаков В.П. и других. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников. Глава 1. Русско-китайские отношения в XVII-XVIII века. Первые контакты Империи с Цинской империей. На протяжении большого количества времени, Москва и Пекин не испытывали потребность в двухсторонних отношениях. Эти два центра разделяли тысячи километров. Началось все в середине XVI века. Во времена правления Ивана IV Грозного, московское государство вело активную внешнюю политику по всем направлениям. Самые успешные были на востоке: были ликвидированы Казанское и Астраханское ханства, Волга на всем ее течении взята под русский контроль, казачьи отряды проникли в Западную Сибирь и нанесли ряд поражений Сибирскому ханству. Так постепенно восточные рубежи Московского царства приближались к границам Китая. Уже вначале XVII века, после завершения в Московском государстве Смуты: в 1618 г. монгольский Алтын-хан прислал послов в Тобольск. Тобольский воевода велел казакам Ивану Петлину и Андрею Мадову сопроводить послов обратно, а далее следовать в Китай и разузнать об этой загадочной стране как можно больше. Отряд Петлина путешествовал полтора года, однако цели своей казаки смогли достичь и вернулись с подробным описанием своего путешествия. Император Чжань Ли не принял казаков (у которых не было положенных церемониалом подарков для императора), но отправил московскому царю грамоту, которую, правда, в Посольском приказе в Москве не смогли перевести. Посольство Петлина имело не только дипломатический характер, но благодаря ему многие страны узнали о такой стране как Китай. Данный отряд во главе с казаком Петлиным составил, энциклопедию, которая в свою очередь была переведена на разные языки. В ней рассказывалось о точном расположении, об устройстве и т.д. Как мы знаем, в то время особенно развивалось западное направление внешней политики. Восточное не так много значило, но всё-таки имело своё место. Сибирь славилась своим природным богатством, а это был главный экспорт. Природные ресурсы постепенно начали истощаться и уже в 30-х годах экспедиции двигались всё дальше и дальше на восток. Много кто пытал своё счастье в походах на восток. Максим Перфильев, Василий Поярков - это имена первых, кто отправлялся в экспедиции. Данные походы завершались неудачей: первый из-за нехватки продовольствия не дошел, второй потерял много людей. В 1649 году Ерофей Хабаров снарядил экспедицию за свой счёт. Собрал людей и провиант и отправился в путь. На своём пути он разбивал племена дауров, которые припоминали ему о походе его предшественника. На берегах Амура строил города, на котором уже жили племена дауров, дючеров и нивхов. Данная территория входила под влияние Китая, но не была частью империи, так как здесь не было чиновников и военных постов. Но это не мешало Китаю считать эту территорию своей частью. Так впервые столкнулись интересы Москвы и Пекина. На тот момент Китай насчитывал 150 миллионов человек населения и развивался он уже около трёх тысяч лет. По сравнению с Россией, Поднебесная уже достигла колоссальных достижений с культуре и науке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Китай по праву мог смотреть на русских свысока и считать их варварами. Поднебесная считала себя центром мира и развивала себя по своей идеологии. Это же и было неким тормозом их развития, потому что они кроме своего сознания не воспринимали ничего другого. Россия в этом плане же, хоть и была отсталая, но зато она была готова на любые перемены и принятия иной путь развития страны. В XVIII веке будут брошены все силы Петра Великого, и со временем Россию считать варварами было уже не актуально, она стала очень мощной силой. К середине XVII века начались приграничные стычки. Маньчжуры или династия Цин, сами взяли под себя приамурские народы, так же обложили их данью. На этой почве и начались стычки с одной стороны казаков и служивых людей с китайцами и их племенами с другой стороны. Россия страдала больше всего в этих столкновениях, так как Приамурье находилось далеко от центра, и было очень сложно доставлять войско и провиант. Таких стычек стало еще больше, и растянулись они на 40 лет. В 1652 году Е. Хабаров со своим отрядом были задержаны в Ачанском городке. Захвачены они были сначала племенами дауров и ачанцев, а вскоре и самой маньчжурской армией. Спустя некоторое время в отряде произошел раскол: группа казаков решила отправиться вниз по Амуру, для грабежа местного населения, сам же Хабаров остался ждать посла из Москвы Зиновьева, чтобы вместе с ним отвести ясак в столицу. Русские понимали о всей проблеме конфликта с Китаем, хотели начать переговоры. В 1654 году в Поднебесную отправился Фёдор Байков. Он поехал не как посол, а просто узнать об устройстве и планах Китая. В итоге добравшись до страны, его поездка закончилась. В Китае была традиция, называлась она Коутоу. Коутоу – это трёхкратное коленопреклонение и девятикратное челобитие. Так вот, Байков не хотел передавать русскую грамоту через посредника, а настаивал на личной встрече, так же он не хотел выполнять обычай коутоу. В итоге он был выслан из страны вместе со своими подарками. Далее у Онуфрия Степанова, который остался вместо Хабарова на Амуре, начались проблемы. Китай запретил сеять хлеб местным племенам, и поэтому русский отряд оставался без продовольствия. В 1658 году китайское войско атаковала казаков на Амуре. Степанов и еще две стони казаков - погибли. К этому времени в верховьях Амура казаки стали заселять брошенные даурами крепости Нерчинск и Албазин. Использовались они для сбора налогов (Ясака). Грамотой царя Алексея Михайловича вокруг Нерчинского острога было создано Нерчинское воеводство. Не редко китайцы переходили на русскую сторону, это объяснялось тем что они не были согласны с китайскими законами и судопроизводством. Это послужило китайскую сторону искать переговоров. В 1670 году казаки отправились в Пекин и привезли оттуда для царя Алексея Михайловича грамоту императора, в которой предлагалось жить в мире. Восприняв грамоту как приглашение к мирной беседе, Алексей Михайлович в 1675 году отправил в Пекин переводчика посольского приказа Николая Спафария, который прибыл в Китай в мае 1676 году, Императором Китая в это время был Канси, четвертый из маньчжурской династии Цин, но лишь второй из этой династии, кто контролировал весь Китай. Канси боролся с экспансией португальцев и голландцев на юго-востоке своих владений, с джунгарами – на западе. Начинать полномасштабную войну с русскими на севере было совершенно не в его интересах, однако и сохранить формальное величие империи было необходимо. Сам Спафарий, получив царское задание, серьезно занялся китайским вопросом и вел подробные записки о своем путешествии ко двору императора Канси. Спафарий, как и ранее Байков, столкнулся с изощренным китайским церемониалом, в частности с требованием передать царскую грамоту еще до приема у императора. Спафарий отказался, тогда китайцы привели к Спафарию иезуита-голландца Ф. Вербиста, который перевел царскую грамоту на латынь и в таком виде представил императору Канси. Иезуит также предостерег Спафария: «…китайцы – варвары, и никакому послу чести не дают; подарки, которые присылаются к ним от других государей называют и пишут данью, и в грамотах своих отвечают будто господин к слуге, говорят что все люди на свете видят одним глазом и только китайцы двумя»1. Иезуиты в итоге стали посредниками в общении между русским послом и китайским императором. Спафарий прожил в Пекине все лето, страдая от жары и тщетно пытаясь добиться уважительных формулировок в грамоте Канси к Алексею Михайловичу. Китайские чиновники в итоге выпустили Спафария с тремя предварительными условиями для ведения дальнейших переговоров: вернуть сбежавшего к русским тунгусского князя Гантемира, в дальнейших переговорах признавать китайского императора старшим правителем, прекратить казачьи набеги на пограничье. Без соблюдения этих условий китайцы отказывались вести торговлю и политические контакты. Спафарий вернулся в Москву, будучи не очень хорошим мнением о китайцах: «таких лукавых людей на всем свете нет, и нигде не найдешь таких воров…». Сами китайцы остались о Спафарии не лучшего мнения: «...когда был у богдыхана русский посланник Николай Спафари и богдыхан спросил его, учился ли он астрономии, то он отвечал, что учился; когда же богдыхан спросил об одной звезде, которая называется Золотой Гвоздь, то Спафари отвечал очень грубо: «Я на небе не бывал и имен звездам не знаю». В том же 1676 году царь Алексей Михайлович умирает, и вернувшийся Спафарий был обвинен в чернокнижничестве заодно Артамоном Матвеевым, отстранен от дел; его посольство было расценено как неудачное. Русские тем временем продолжали переселяться в Приамурье. В 1682 году было основано Албазинское воеводство. Казаки ставили городки по Амуру, ходили на промыслы, собирали налоги с местных племен. Китайцы посылали к албазинскому воеводе Алексею Толбузину грамоты с требованиями покинуть Албазин и по Амуру вниз не ходить, но русские эти послания игнорировали. Летом 1685 году под Албазином появилось большое китайское войско; Толбузин, не имея возможностей вести оборону, сдался. Народ отпустили, а китайцы ушли, не убрав посеянного русскими хлеба. Летом 1686 году к Албазину подступила пятитысячная китайская армия с сорока пушками. Защитников было в пять раз меньше. Началась многомесячная осада Албазина, в ходе которой обе стороны понесли большие потери. К концу 1686 году в гарнизоне осталось около сотни бойцов, сам Толбузин погиб, но, тем не менее, Албазин держался. В том году для решения этого вопроса из Москвы отправили с войском, а так же с полномочиями главного посла Фёдор Головин. Узнав о приезде Головина, Канси велел прекратить осаду Албазина. Маньчжурские войска перестали штурмовать город и позволили перемещаться переговорщикам. В мае 1687 году маньчжуры отошли от Албазина на 3-4 версты и встали лагерем. Теперь судьба русских поселений должна была решиться за столом переговоров. К этому моменту потери маньчжур достигали две с половиной человек, в Албазине из первоначального тысячного гарнизона в живых осталось два десятка казаков, однако к ним подошли небольшие подкрепления, и гарнизон был готов к дальнейшим боям. Еще в октябре 1686 году Фёдор Головин получил из Москвы инструкции по ведению переговоров с китайцами, смысл которых сводился к необходимости заключения мира, даже если это потребует уступок и дачи взяток китайской стороне. Переговоры проходили в поле возле Нерчинска, т. е. на территории, которую русские считали своей. Головин добрался туда только к августу 1689 году. Для переговоров разбиты были шатры в поле; как и в случае с посольством Спафария, посредниками между русскими и китайцами выступили иезуиты: испанец Перейра и француз Жербильон, сами переговоры велись на латинском языке. Обе стороны обменялись претензиями. Головин винил китайцев, что те вместо попыток урегулировать пограничные инциденты сразу начали вести военные действия. Китайцы в свою очередь объявили, что все земли к востоку от Байкала всегда принадлежали им, в том числе все Приамурье. В какой-то момент Головин заподозрил посредников в неверном переводе своих слов и решился для пущего успеха переговоров подкупить иезуитов. Обе стороны в итоге были готовы идти на уступки, обе хотели избежать большой войны, но в то же время стремились сохранить престиж своего монарха. Как следствие, переговоры затянулись, китайцы делали вид, что возвращаются домой, разочарованные позицией Головина. После всего у Нерчинска появилось трехтысячное китайское войско, на сторону китайцев стали переходить местные бурятские племена. Держать осаду в Нерчинске Головину было невозможно, т. к. укрепления подгнили, а численностью русские сильно уступали китайцам и их союзникам. После серии мелких стычек, Головин решился на заключение договора, мотивируя уступки так: «...видя китайских послов многое упорство, измену бурят и онкот; боясь, чтоб по их примеру не изменили и тунгусы и не разорили бы, по согласию с китайцами, всей Даурской земли, не побрали бы всех ясачных иноземцев, кочующих у Байкальского моря; усмотря совершенно склонность китайских послов к войне, слыша от промышленных и служилых людей даурских острожков, что между Албазином и рекою Горбицею мало годных земель к поселению, а промыслов соболиных и других никогда в тех местах не бывало; желая рудокопное место, где сыскана серебряная руда, удерживать в царской стороне, также соленое озеро и многие пашенные места на той стороне реки Аргуни…». Головин согласился определить границей реку Горбицу, а город Албазин снести, чтобы на этом месте не было никогда ни русского, ни китайского поселения. Правый берег реки Шилки считался русским, левый – китайским. Таким образом, весь бассейн Амура, Сахалин и Приморье остались за Китаем, но от изначальных претензий на земли к востоку от Байкала китайцы отказались, официально объясняя это холодным климатом, делающим данные земли непригодными для проживания. Русские отошли к истокам Амура, но сохранили Нерчинск и прочие поселения как базу для дальнейших действий. Русские купцы получили право доступа в Китай. Характерно, что обе стороны изначально считали договор невыгодным, но уже пару веков спустя, Нерчинский договор стал восприниматься в Китае как справедливый и взаимовыгодный. Для России принципиально важно было, что китайский император относится к российскому царю как монарх к монарху. Обе стороны обязались выдавать преступников и поддерживать приграничную торговлю. Для Китая данный договор был беспрецедентен. Ещё Канси смог предугадать возвышение России, ведь он увидел в ней хорошего и сильного северного друга. В приведенной выше цитате Канси ставит в один ряд русских, голландцев и испанцев, что было явным преувеличением в конце XVII веке. Внешняя политика Петра, как известно, была преимущественно ориентирована на Запад, но знаменитая любознательность царя толкала того на экспедиции и в других направлениях. В 1692 году в Китай отправился послом Елизарий Избрант. В Пекине у него возникла традиционная проблема с вручением грамот: Избрант по европейским обычаям хотел вручить ее непосредственно монарху, китайские чиновники силой отобрали грамоту еще до всякой аудиенции. Далее неприятности продолжились: грамота была объявлена оскорбительной, т. к. имя Петра было написано прежде имени китайского императора. Избранту вернули привезенные тем подарки; тем не менее, он был допущен до императора, исполнив при этом обряд коутоу. Император Канси поил Избранта горячим вином и интересовался расстоянием от Москвы до европейских столиц. Избранту было наказано требовать от китайского правительства, чтоб выданы были изменники из сибирских инородцев, освобождены были русские пленники; чтоб богдыхан приказал высылать в Москву серебра доброго пуд по тысяче и больше с своими купчинами, которые покупали бы всякие русские и немецкие товары, какие будут им годны; чтоб приказал высылать дорогие камни, пряные зелья и всякие коренья, которые в Китайском государстве водятся; приказал своим китайцам приезжать в Российское государство со всякими товарами; приказал в Китайском государстве дать место под церковь, которая будет выстроена царскою казною. Ничего из этого Избранту достичь не удалось; заплатив традиционную взятку посредникам-иезуитам, он лишь выяснил, что китайцы воевать в ближайшее время не собираются. 1.2.Русско – китайские отношения в XVIII веке Спустя тридцать лет, Пётр Великий отправил с миссией, капитана лейб-гвардии Преображенского полка Льва Измайлова, в Китай. К этому времени русский царь уже во - всю преобразовывал Россию: строил флот, модернизировал экономику и так далее. Одним словом выводил страну на новый уровень. Со временем китайский император узнал об этом и Измайлов, в результате чего, был принят с почётом, нежели его предшественники. Русские тоже были уже с опытом, и поэтому Пётр в грамоте указывал только императора Китая и его титул. Канси же в свою очередь пошел наперекор своим древним традициям и в честь дружбы с русским царём начал принимать грамоту из рук посла. Но обычай с коленопреклонением был сохранён. На втором, официальном приеме Канси изложил Измайлову своего рода концепцию русско-китайских отношений: «…царское величество – такой великий и славный монарх, владение имеет большое, и слышал я, что изволит ходить против неприятеля своего на кораблях, а море – махина великая, и бывают на том море волны огромные, и оттого бывает страх немалый; так чтоб изволил свое здоровье хранить, потому что есть у него добрые воины и верные слуги, и изволил бы их посылать, а сам был бы в покое, ибо я желаю быть с его величеством в великой дружбе; не в указ говорю, чтоб неприятелям своим не противился, но жалея об особе его величества. Хотя из России уходят в нашу сторону человек по 20 и по 30, также из моих владений в Россию, но от таких бездельников дружба наша никогда не повредится. Из-за чего нам ссориться? Россия – государство холодное и дальнее: если б я послал свои войска, то все померзли бы, и хотя бы чем-нибудь и завладели, то какая в том прибыль? А наша сторона жаркая, и если императорское величество пошлет против меня свои войска, то могут напрасно помереть, потому что к жару непривычны, и хотя бы и завладели чем-нибудь – невеликая прибыль, потому что в обоих государствах земли множество». Хоть и эта позиция императора отличалась в одно время доброжелательностью, то в другое время это была огромная стена непробиваемая стена бюрократии. Измайлов добивался свободной и без пошлинной торговли, а так же что бы в Китае была православная церковь и постоянное русское дипломатическое присутствие. В итоге это оказалось безрезультатным делом, китайцы воспользовались побегом монголов на русские земли и остановили переговоры. После смерти Канси, Китаем стал править Инчжень. Он в свою очередь решил продолжить переговоры с Россией. В 1725 году в Поднебесную отправился граф С.Л. Владиславич – Рагузинский. Он выяснил, что камнем претковения стал вопрос о возвращении беглых и разметки границ. Рагузинский принял меры по поиску беглых китайцев. Не имея возможность ореинтирования, он отправляет геодезистов на территорию Сибири.2 Как и Измайлова, Рагузинсокго встретили хорошо в Китае. Китайская сторона просила пересмотра Нерченского договора, объявляя территории до Тобольска, Байкала и Ангары китайскими. Рагузинсикй стоял на своём, говоря о том, что может довести дело до войны. Вскоре император отправляет их непосредственно договариваться на границе. Позже посол вернулся домой и рассказал о том, что китайцы очень боятся войны, но гордость свою не уменьшают. В 1727 году был заключён Буринский трактат, который стал основой для Кяхтинского договора. Обе стороны оставались на прежних границах, на речке Кяхте ставилось караульное строение Российской империи; с южной стороны на сопке Орогойте – караульный знак Срединной империи; между этими пограничными постами должна была происходить приграничная беспошлинная торговля. Также из России раз в три года отправлялся торговый караван в Пекин. Снималась проблема с титулованием императоров в грамотах, т. к. было решено, что дальнейшая переписка будет вестись от имени Сената (в России) и Трибунала внешних сношений (Лифаньюань, в Китае). Донося об этом уже императору Петру II в 1728 г., Рагузинский писал: «Могу ваше императорское величество поздравить с подтверждением дружбы и обновлением вечного мира с Китайскою империею, с установлением торговли и разведением границы к немалой пользе для Российской империи и неизреченной радости пограничных обывателей, в чем мне помогал бог, счастие вашего величества и следующие причины: во-первых, я был отправлен с поздравлением нового богдыхана со вступлением на престол, что было ему чрезвычайно приятно, и он велел меня принять в Пекине, иначе я бы в этом городе не был и ни одного бы дела не окончил. Во-вторых, в бытность мою в Сибири приискал я на китайцев с русской стороны большие претензии, которые дали мне возможность 19 держаться твердо в Пекине; всегда я им на одно слово отвечал двумя и грозил войною, хотя и не явно; я представлял им, что Россия сносила их обиды до настоящего времени, потому что вела три войны – шведскую, турецкую и персидскую, которые все кончила чрезвычайно для себя выгодно: теперь же, не имея ни с кем войны, послала меня к ним искать дружбы и удовлетворения. В-третьих, через подарки, посредством отцов иезуитов, сыскал я в Пекине доброжелательных людей, которые хотя мне помочь не могли, однако посредством тайной переписки открывали мне многие замыслы, лукавства и намерения китайских министров; больше всех я обязан названному мною в прежнем донесении тайному советнику (по их – алегода) Маси, которому я послал с караваном в подарок мягкой рухляди на 1000 рублей, а посреднику патеру Парени – на сто рублей. В-четвертых, на границе труднее всего было мне спорить с одним из китайских министров, дядею богдыхана Лонготою, и вдруг в полночь 8 августа приехали из Пекина офицеры и этого гордого Лонготу взяли и отвезли в столицу под крепким караулом, оставшиеся же два министра были гораздо умереннее; кроме того, сблизился я с одним старым тайшою, или князьком, монгольским, который пользуется большим уважением между китайцами, он меня во всем предостерегал и уведомлял о поступках и замыслах китайских министров, и, о чем они днем с ним советовались, о том ночью давал он мне знать чрез своего свойственника; за это я его наградил и обещал давать ежегодно по двадцати рублей до самой его смерти, а долго он не проживет, потому что ему за 70 лет. В-пятых, прибытие тобольского гарнизонного полка на границу, закрытие некоторых городов и мест палисадами, построение новой крепости на Чикойской стрелке, верность ясачных иноземцев, бывших в добром вооружении со мною на границе, более всего помогли заключению выгодного договора». Для китайского народа этот договор почти ничего не принёс, но для местного населения это было большим плюсом, так как они могли торговать с русскими. Русская церковь была построена в Пекине. 1.3.Конфликты вокруг Кяхтинской торговли К концу XVIII века торговля с Китаем составляла 10% внешней торговли. В частных случаях прибыль получали не от караванов из Пекина, а от торговли, которая была с местным населением у Амура. В 1785 году торговля была приостановлена. Отношения обострились, а в документах появлялось слово война. В 1782 году был ограблен китайский купец, позже выяснилось, что это сделали буряты, часть которых была с русской земли. Китайцы так же узнали, что и пограничники тоже были вовлечены в нелегальную торговлю. Россия обязывалась выдать задержаных и выплатить в десятикратном размере ущерб. В сентябре 1784 года, состоялось встреча. На ней русские выплатили штраф, но приговорили виновных к избиению кнутом, ссылаясь на то, что смертная казнь в России отменена. Русские пытались убедить китайцев, после такого наказания люди умирают, но китайские военные не шли на согласие. Они требовали именно смертной казни, как говорится в законах Поднебесной. В итоге Русские со временем отправили бурятов в ссылку, а Китай, узнавший об этом, издал приказ о закрытии Кяхтинской торговли. Это стало большим минусом для российской торговли, но те же китайцы видели в этом некую провокацию и предательство. Сосланные буряты со временем умерли в ссылке, и в это же время на границе возник новый конфликт. Опять две стороны хотели наказать преступников по разному. Наконец, в 1784 г. Сун Юнь собрал в Кяхте преступников с обеих сторон и разрешил русским наказать преступников кнутом. Трое бурят были биты кнутом, двое после скончались, один остался жив, но «русские заверили, что он скоро умрет». Император однако посчитал действия Сун Юня недопустимой уступкой и отозвал того с переговоров. Только в 1790 году после получения письма из Сената, где указывалось, что иркутский губернатор Ламб был смещен именно за ошибку в китайском деле, вопрос посчитали закрытым. В 1792 году новый губернатор и Сун Юнь подписали международный акт. В нём говорилось о том, как расправляться с виновными, а так же возобновление Кяхтинской торговли. Данный конфликт продемонстрировал, что цинские власти опасаются дальнейшей экспансии русских и перехода на их сторону монгольских племен. Русские же, по-прежнему испытывая проблемы с людьми и коммуникациями, вели себя гораздо увереннее и на уступки не шли. Более того, агрессивные замыслы, в которых Цяньлун подозревал русских, действительно приходили тем в голову, но не петербургским чиновникам, а именно местным властям. Иркутский генерал-губернатор Иван Якоби, еще в юные годы изучивший Китай с посольствами и торговыми караванами, в 1791 г. предполагал, что 30 тысяч войска хватит для завоевания Монголии и Приамурья, и предлагал Сенату начать войну. Война с Китаем в планы Екатерины II не входила, Якоби был снят со своего поста.3 |