Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие хозяйства

  • Социальная организация

  • Ведийский период. Ведийский период истории Индии


    Скачать 18.02 Kb.
    НазваниеВедийский период истории Индии
    АнкорВедийский период
    Дата13.11.2022
    Размер18.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВедийский период.docx
    ТипДокументы
    #786089

    «Ведийский период» истории Индии

    Веди́йская цивилиза́ция — индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками об истории Индии. Большинство учёных помещают ведийскую цивилизацию в период от второго до первого тысячелетия до н. э. Ведийский язык продолжал употребляться до V века до н. э., когда культура стала приобретать классические формы индуизма.

    Развитие хозяйства

    Основной отраслью хозяйства населения Ведийской цивилизации было земледелие. Кочевые скотоводческие племена арийцев, постепенно заселяя долину Ганга, расширяли площадь пахотных земель. Районы труднопроходимых джунглей быстро превращались в пригодные для земледелия и скотоводства. Землю, очищенную от джунглевой растительности, вспахивали тяжелым плугом, в который обычно впрягали быков. Применялось и искусственное орошение. Выращивали много злаков, в том числе ячмень пшеницу, бобовые. В результате освоения долины Ганга появилось рисоводство. Наряду с земледелием, важное значение сохраняло и скотоводство, особенно разведение коров, а также лошадей, которых ценили, как основу своего военного превосходства.

    Первоначально племена Ведийской цивилизации не имели таких крупных городов, как у хараппцев. Но постепенно их небольшие поселения превращаются в города, которые становились административными и ремесленными центрами. Начал формироваться слой профессионального купечества и ростовщиков. Роль денег играли коровы, а также наиболее употребительные золотые шейные украшения.

    Индоарии были уже тогда земледельческим народом, обрабатывали землю плугом, запряжённым волами. Борозда (Сита) даже обоготворялась. Возделывался, вероятно, ячмень (йава). Рис был ещё неизвестен (его родина — юго-восток Индии).

    Ещё большую роль играло скотоводство. Корова является предметом культа. Из других домашних животных упоминаются овцы, козы, лошади, осел, собака.

    Из ремесел известны: плотницкое, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное и вязальное дело. Жили в деревнях (грама), которые иногда укреплялись (пур). городов в настоящем смысле слова не было.

    Социальная организация

    Жрецы (брахман) и воины (кшатрийа) уже существовали, но не как замкнутые в себе сословия. Впоследствии классические индийские высшие Варны произошли от завоевателей-арийцев, покоренные же туземцы дали людской ресурс для низших варн. Характерной чертой ведийских индоариев является воинственность. Воевать приходилось не только с чёрными дасью, но иногда и друг с другом.

    Бой шёл на колесницах (ратха), — всадников не было вовсе, как и у греков в эпоху Илиады. На колеснице находились: сам боец (астхатар) и его возница (саратхи), правивший вожжами и бичом. Практиковался и пеший рукопашный бой. Вооружение состояло из панциря (варман), покрывавшего плечи и верхнюю часть туловища, шлема, лука (дханус) (на руке лучники носили особый ремень (хастагхна), защищавший её от удара спущенной тетивы). Стрелы имели отравленные костяные и, также, бронзовые наконечники. Фигурируют, также, копья, дротики, ножи, боевые секиры и т. д.

    У ведийских индоариев несомненно господствовало единоженство. Многоженство встречалось редко (только у царей и знатных) и всеобщим сделалось значительно позднее. Во главе семьи стоит грихапати (владыка дома, глава семейства) — отец, патриарх. Невеста выкупалась богатыми дарами будущему тестю. Брак считается институтом установленным богами. Жена является хозяйкой — грихапатни (владычица дома, матриархом). Брак между братом и сестрой считается преступным. Наследство и права отца переходят к старшему сыну. Насилие над беззащитной девушкой и супружеская неверность причисляются к самым тяжким преступлениям. Сожжение вдов не упоминается. Очевидно, обычай сожжения вдов у некоторых племен сформировался в уже эпоху становления классического индуизма и под влиянием обычаев доарийских народов Индостана.

    Загробная жизнь ожидала человека в царстве Ямы, сидящего и пьющего с богами и предками под тенистым деревом. Там светит непотухающий свет, текут вечные воды, исполняются все желания, обитают радость и удовольствие, веселье и блаженство. Духи предков (питары) пользовались особым почетом — почти наравне с богами, — их призывали к жертве и предлагали особый напиток, свадха. Богам совершали жертвоприношения с возгласом «Сваха!», а предкам — с возгласом «Свадха!».

    !!!!Одновременно шли процессы общественного расслоения и появления рабов и рабовладельцев. Первыми рабами (даса) были военнопленные и мирное население побежденных племен. На раннем этапе рабство носило патриархальный характер. Рабы работали вместе с членами семьи. Их использовали на самых тяжелых работах. Рабы рассматривались, как часть имущества, и количество рабов свидетельствовало о богатстве их владельца.

    Уникальная особенность Ведийской цивилизации состоит в оформлении социального расслоения свободных в виде деления общества на варны – сословия, имевшие кастовый характер. Сословные различия были почти во всех странах древности, но лишь в Индии, благодаря прочности общины и пережиткам родового строя, они приняли законченный характер.

    Варновая система возникла в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. Она делила все общество на четыре сословия.

    Брахманы представители жреческих родов. Считалось, что они достигали высшей степени совершенства и представляли людей перед богами. Пройдя длительное обучение под присмотром учителя, гуру, брахманы становились хранителями древней учености, знатоками священных текстов. Белый цвет этой варны символизировал чистоту и незапятнанность. Убийство брахмана было самым большим грехом.

    Сословие кшатриев составляла военная знать, которая располагала реальной властью, занималась военным делом и управлением. К этой варне принадлежали и цари (раджи). Кшатрии с детства обучались владению оружием, решительности и энергичности. Символический цвет этой варны красный, цвет огня и войны.

    Варна вайшью была представлена рядовыми свободными общинниками, которые занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Они считались воплощением желтого цвета, цвета земли. Эти три высшие варны противопоставлялись четвертой, шудрам.

    Шудры – неравноправные члены общества, им было предписано находиться в услужении первых трех варн. Шудры считались потомками покоренного населения, а не ариев и имели свой символический цвет черный.

    Каждая варна была замкнутым сословием, принадлежность к которому определялась рождением. Переход из одной варны в другую запрещался. Браки между людьми из разных варн считались незаконными.

    Первые три варны были привилегированными, что подчеркивалось специальным обрядом посвящения, при котором как бы происходило второе рождение человека (отсюда и название дважды рожденные). Обряд проводился для детей брахманов в возрасте 8 лет, кшатриев – 11 лет, вайшью – 12 лет. Предполагалось, что жизнь дважды рожденных делится на четыре периода: обучение, сознательная семейная жизнь, лесное отшельничество и жизнь бродячего аскета.

    К середине I тысячелетия до н. э. в долине Ганга завершилось превращение органов племенного самоуправления в государственные. Такие институты родового строя, как племенное собрание, народный суд и совет старейшин потеряли свою решающую роль или исчезли вовсе. Постепенно оформилась царская власть, которая передавалась от отца к сыну и становилась священной, ибо считалось, что цари (раджи) обладают оком знания и что они являются воплощением божества.

    Раджа считался главным защитником дхармы, правил добродетельной жизни. Личность царя была неприкосновенной, а его гнев сравнивался с огнем. В управлении государством раджи опирался на жрецов и воинов. В государствах Ведийской эпохи уже выделялись должности придворного жреца, который был одной из главных фигур при радже, военачальника, казначея, сборщика налогов.

    Медленное образование государственности еще одна отличительная черта цивилизации Ведийской эпохи. Несколько десятков небольших государств то возникали, то распадались, меняя свое название и территорию. На исходе Ведийской эпохи, около 600 г. до н. э., в долине Ганга существовало 16 основных государств со столицами, конкурирующими между собой как торгово-экономическими, так и военными методами. Со временем в Северной Индии набрали силу и стали выделяться два государства Магадха и Кошала.


    написать администратору сайта