Главная страница
Навигация по странице:

  • Applications

  • лл. ВыЧис лени я и переменные


    Скачать 201 Kb.
    НазваниеВыЧис лени я и переменные
    Дата11.03.2022
    Размер201 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла53770.pdf
    ТипДокументы
    #392619

    24 2
    выЧис лени я и переменные
    Итак, вы установили Python и знаете, как запускать его командную обо- лочку, а значит, пора использовать его по назначению. Мы начнем с про- стых математических расчетов, а затем перейдем к важной части язы- ка — переменным. Переменные — это удобный способ хранения данных в программе, и они пригодятся нам для решения самых разных задач.
    Вычисления в Python
    Если нужно перемножить два числа, к примеру узнать, сколько будет
    8 × 3,57, мы обычно пользуемся калькулятором либо берем ручку и умно- жаем в столбик на листе бумаги. А что если использовать для подсчетов оболочку Python? Давайте попробуем.
    Запустите оболочку, дважды кликнув по значку IDLE на рабочем столе, либо, если у вас система Ubuntu, кликнув по значку IDLE в меню
    Applications. Затем после значка >>> введите выражение и нажмите
    Enter:
    >>>
    8 * 3.57 28.56
    Обратите внимание, что при записи числа 3,57 используется не за- пятая, а точка. Кроме того, в Python числа перемножаются с помощью звездочки (*), а не знака умножения (×).
    Теперь рассмотрим более полезную задачу.
    Представьте, что вы рыли яму и случайно нашли кошелек с 20 золо- тыми монетами. На следующий день вы тихонько залезли в подвал, где

    25
    стоит изобретение вашего дедушки — работающий на паровом ходу ме- ханизм для копирования предметов, и, на ваше счастье, в него удалось запихнуть все 20 монет. Раздался свист, потом щелчок, и устройство вы- дало еще 10 новеньких монеток.
    Сколько монет вы накопите, если будете проделывать эту операцию каждый день в течение года? На бумаге эти расчеты выглядят примерно так:
    10 × 365 = 3650 20 + 3650 = 3670
    Что ж, ничего сложного, осталось лишь выяснить, как посчитать то же в оболочке Python. Первым делом умножаем 10 монет на 365 дней, получится 3650. Затем добавим 20 монет, которые были изначально, и выйдет 3670.
    >>>
    10 * 365 3650
    >>>
    20 + 3650 3670
    Но что если о вашем богатстве узнает пронырливая ворона? Предполо- жим, она будет каждую неделю залетать в окно и красть по три монетки.
    Сколько у вас будет монет через год? В оболочке Python эти расчеты будут выглядеть так:
    >>>
    3 * 52 156
    >>>
    3670 – 156 3514
    Сперва умножаем 3 монеты на 52 недели в году, получаем
    156. Затем вычитаем это значение из общего количества мо- нет. Выходит, через год у вас останется 3514 монет.
    Получилась очень простая программа. Изучая эту кни- гу дальше, вы узнаете, как писать более сложные и полезные программы.
    Операторы в Python
    В оболочке Python можно умножать, складывать, вычитать и делить числа, а также совершать некоторые другие опе- рации, о которых мы узнаем позже. Символы, с помощью

    26
    Часть I. Учимся программировать которых выполняются математические действия в языке Python, называ- ются операторами. Основные математические операторы перечислены в таблице 2.1.
    символ операция
    +
    сложение
    -
    Вычитание
    *
    умножение
    /
    деление
    Таблица 2.1. Основные операторы в Python
    Прямой слеш
    (/) обозначает деление, этот символ похож на линию между числителем и знаменателем дроби. Например, у вас 100 пира- тов и 20 больших бочек, и вы хотите рассчитать, сколько пиратов мож- но спрятать в каждой бочке. Для этого следует разделить 100 пиратов на 20 бочек, введя в оболочке 100 / 20. И запомните — прямым слешем называют черту, верх которой наклонен вправо.
    Порядок выполнения операций
    Операции
    — это любые действия, которые совершаются с помощью опера- торов. Математические операции выполняются по очереди в зависимости от их приоритета (если не задать другую очередность с помощью скобок).
    Умножение и деление имеют более высокий приоритет, чем сложение и вычитание, и это значит, что они будут выполняться первыми. Иначе го- воря, при вычислении математического выражения Python сначала умно- жит и разделит числа, а затем перейдет к сложению и вычитанию.
    Например, в этом выражении сперва будут перемножены числа
    30 и 20, а затем к их произведению будет прибавлено число 5.
    >>>
    5 + 30 * 20 605
    По сути это выражение означает «умножить 30 на 20 и прибавить к результату 5». Получается 605. Однако мы можем изменить порядок операций, заключив первые два числа в скобки. Вот так:
    >>>
    (5 + 30) * 20 700

    2. Вычисления и переменные
    27
    В результате получилось 700, а не 605, поскольку Python выполняет операции в скобках прежде, чем операции вне ско- бок. Другими словами, это выражение означает «прибавить 5 к 30 и умножить результат на 20».
    Скобки могут быть вложенными, то есть внутри скобок мо- гут стоять еще одни скобки:
    >>>
    ((5 + 30) * 20) / 10 70.0
    В этом примере Python сперва вычислит выражение во внутренних скобках, затем во внешних и в самом конце выполнит стоящую за скоб- ками операцию деления.
    Иначе говоря, это выражение означает «прибавить 5 к 30, затем умножить результат на 20, потом разделить результат на 10». Вот что при этом происходит:
    • сложение 5 и 30 дает 35;
    • умножение 35 на 20 дает 700;
    • деление 700 на 10 дает окончательный результат — 70.
    Если бы мы не использовали скобки, результат вышел бы другим:
    >>>
    5 + 30 * 20 / 10 65.0
    В этом случае сперва 30 умножается на 20 (получается 600), затем
    600 делится на 10 (выходит 60) и, наконец, к 60 прибавляется 5, что дает в итоге 65.
    !
    Запомните, что умножение и деление всегда выполняются прежде,
    чем сложение и вычитание, если не менять порядок вычислений
    с помощью скобок.
    Переменные как ярлыки для данных
    В программировании слово переменная обозначает именованное место для хранения данных, например чисел, текста, списков с числами или символами и так далее. Также переменную можно рассматривать как яр- лык, которым помечены некие данные.

    28
    Часть I. Учимся программировать
    Например, чтобы создать переменную с именем fred, нужно указать имя, поставить знак «равно» (
    =) и ввести соответствующие данные. Да- вайте создадим переменную fred (Фред), указав, что ей соответствует значение 100 (однако из этого не следует, что другая переменная не мо- жет иметь такое же значение):
    >>> fred = 100
    Чтобы напечатать значение нашей переменной, введите в оболочке
    Python команду print и следом за ней — имя переменной в скобках.
    Вот так:
    >>> print
    (fred)
    100
    Можно изменить значение переменной fred — сделать так, чтобы ей соответствовалидругие данные. Например, вот как заменить значение fred числом 200:
    >>> fred = 200
    >>> print
    (fred)
    200
    В первой строке говорится, что переменной fred теперь соответствует число 200. Во второй строке мы запрашиваем значение fred, чтобы убе- диться, что оно поменялось. Последней строкой Python печатает ответ.
    Можно использовать несколько переменных для одного и того же значения:
    >>> fred = 200
    >>> john = fred
    >>> print
    (john)
    200
    В этом примере знак «равно» между именами john (Джон) и fred говорит о том, что переменной john соответствует значение переменной fred.
    Конечно, fred — не самое удачное имя переменной, поскольку оно не поясняет, для чего эта переменная используется. Лучше назовем пе- ременную не fred, а, допустим, number_of_coins (количество монет):

    2. Вычисления и переменные
    29
    >>> number_of_coins = 200
    >>> print
    (number_of_coins)
    200
    Теперь понятно, что речь идет о двухстах монетах.
    Имена переменных могут состоять из латинских букв, цифр и знака подчеркивания (_), однако начинаться с цифры они не могут. В осталь- ном допустимо использовать любые имена, которые могут состоять как из отдельных букв (например, a), так и из целых предложений (пробелы в именах недопустимы, но слова можно разделять знаками подчеркива- ния). Для небольших программ часто удобны короткие имена, но в целом желательно, чтобы имя переменной отражало смысл, который вы вкла- дываете в ее использование.
    Теперь вы знаете, как создавать переменные. Давайте посмотрим, что с ними можно делать.
    Использование переменных
    Помните, как мы вычисляли, сколько монет накопится за год, если каж- дый день создавать новые монеты с помощью изобретения вашего де- душки? Итак, вот на чем мы остановились:
    >>>
    20 + 10 * 365 3670
    >>>
    3 * 52 156
    >>>
    3670 – 156 3514
    Все это можно записать одной строкой кода:
    >>>
    20 + 10 * 365 – 3 * 52 3514
    А что если заменить в этом выражении числа переменными? Введите:
    >>> found_coins = 20
    >>> magic_coins = 10
    >>> stolen_coins = 3
    Мы создали три переменные: found_coins, magic_coins и stolen_coins.
    Number of coins
    — количество монет
    Found coins
    — найденные монеты
    Magic coins
    — волшебные монеты
    Stolen coins
    — украденные монеты


    написать администратору сайта