Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ

  • Педагогический анализ

  • Параметрический анализ

  • Тематический анализ

  • Итоговый анализ

  • Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья. Светское и церковное воспитание. Средневековые университеты.

  • Виды и этапы педагогического анализа Анализ


    Скачать 26.23 Kb.
    НазваниеВиды и этапы педагогического анализа Анализ
    Дата10.11.2022
    Размер26.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла28.docx
    ТипАнализ
    #780916

    Виды и этапы педагогического анализа

    Анализ - мысленная операция, связанная с расчленением целого на части и установлением взаимосвязи между частями. Анализ - постоянная управленческая функция, цель которой выявление в существующей управленческой системе тенденций проблем, их причин для дальнейшего совершенствования системы. Педагогический анализ в структуре процесса управления занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательных взаимосвязанных функций.

    Педагогический анализ- изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по улучшению и оптимизации управляемой системы.

    Параметрический анализ - изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Предметом этого анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины, посещаемости, соблюдения расписания занятий и др. (Например, посещение уроков учащимися, стоящими на внутришкольном контроле.)

    Тематический анализ - изучение устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению особенностей деятельности детского и педагогического коллективов. (Например, содержание тематического анализа могут составлять такие комплексные проблемы, как система работы учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования по формированию правовой культуры школьников).

    Итоговый анализ - проводится по завершении семестра или учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения (взаимодействие социального педагога с различными социальными институтами).

    В проведении педагогического анализа можно выделить четыре основных этапа.

    Первый этап — определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.

    Второй этап — структурно-функциональное описание предмета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).

    Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие.

    Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной системы с другой или элементов данной системы. Условие — это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.

    Заключительный этап. Здесь определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.

    Педагогический анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными.

    Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.


    Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья. Светское и церковное воспитание. Средневековые университеты.

    В 476 г. Римская империя пала под натиском Германских племен. С этой даты наступает эпоха Средневековья. Данный период можно подразделить на три этапа:

    - Раннее средневековье (5 – 10 вв.)

    - Развитое средневековье (11 – 13 вв.)

    - Позднее (14 – 17)– Эпоха Возрождения (15 – 17 вв.)

    Гибель Римской империи сопровождалась распадом структуры рабовладельческого общества, общеэкономическим кризисом, утратой прежних ценностных ориентиров. В этот период на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений, оплотом которого стало христианство. Его деятели отвергали античную культуру как языческую и греховную, отрицая при этом и античный идеал воспитания.

    Античнму идеалу соревновательности и самоутверждения христианство противопоставляло идеал самоограничения, послушания, служения.

    Христианство было обращено к внутреннему миру человека, было ориентировано на «труд души», на ее одухотворение высокими моральными нормами, на аскетизм как преодоление «плоти

    Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовала его как для проповедования церковной догматики, так и для борьбы с еретиками.

    Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным) (353–430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании.

    3.2. ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

    В практике воспитания и обучения в V–VII вв. в Западной Европе школьное дело оказалось в плачевном состоянии. Постепенно исчезли последние школы, устроенные по римскому образцу. В государствах повсеместно царили неграмотность и невежество.

    Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала. Католическая церковь стремилась исправить положение.

    В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы.

    В раннем средневековье в Западной Европе оформилось несколько типов церковных школ:

    1. Приходские школы – учебно-воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу. Часто действовали в домах священников или при церквях. Основное содержание образования – заучивание молитв (как правило, с голоса), церковное пение, изучение латинской азбуки, чтение и письмо, редко – счет, т. к. в большинстве своем приходские школы были бесплатными, они давали возможность получить элементарное образование детям из беднейших сословий.

    2. Монастырские школы. Различались внутренние школы – закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние школы, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. В монастырскую школу принимались дети 5–7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности, что обусловило разнообразный социальный состав учащихся (аристократия, среднее дворянство, светские клирики, крестьянские дети).

    В монастырских школах практиковались различные уровни обучения:

    – элементарный уровень, включавший овладение чтением, письмом, счетом, пением, – учащиеся достигали его приблизительно за 5 лет;

    – для среднего уровня предназначался курс так называемого тривиума (лат. трехпутье), куда входило изучение латинской грамматики, риторики и диалектики (так именовалась философия);

    – повышенный, содержавший полный курс «семи свободных искусств», в котором к тривиуму добавлялись еще четыре науки – арифметика, геометрия, астрономия и музыка – так называемый квадривиум (лат. четырехпутье).

    3. Соборные (кафедральные, епископские) школы – учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. Возникли в XI – нач. XII в., когда монастыри утрачивали свое значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутренних монастырских школах. На первом этапе ученики получали элементарное образование. Затем, в зависимости от типа школы, изучались предметы тривиума или тривиума и квадривиума. Основной контингент составляли учащиеся из привилегированных сословий (преимущественно городской аристократии, родовой знати), однако во многих школах могли обучаться и дети из бедных семей, которые обеспечивались жильем и содержанием.

    Преподавание всех предметов в церковных школах было пронизано религией. Цель и значение предмета определялось служебным отношением к религии. Например, цель грамматики – научить правильно читать и понимать священное писание. Цель диалектики – научить правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, а цель риторики – научить красноречию, искусству спорить с еретиками и т.д.

    Обучение велось трудным буквослагательным методом. Читать и писать учили на чуждом, непонятном детям латинском языке.

    В целом в школах царила суровая дисциплина. Учащиеся часто подвергались телесным наказаниям, которые рассматривались как естественное и богоугодное дело.

    В период с XII по XV в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей.

    Создание светских учебных заведений было тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, которые нуждались в близком их жизненным потребностям образовании.

    Новые учреждения, так называемые, городские школы появлялись (образовывались) по-разному, разными путями:

    1-й путь – это трансформация церковных школ.

    2-й путь – это рождение городских школ из цеховых и гильдейских, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников

    Первым городским школам пришлось преодолевать жесткий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в этих учебных заведениях опасных конкурентов церковному образованию. Сначала городские школы находились под контролем церкви. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей.

    Постепенно города избавлялись от подобной опеки. То есть патронат над школами полностью перешел к магистрату (органу городского самоуправления).

    Учителями становились, поначалу, прежде всего духовники, позже – бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой (оплата производилась нерегулярно и была меньше, чем в церковных школах). По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе работу в другом месте. В результате возникла особая социальная группа – бродячие учителя.

    Со временем должность учителя сделалась ремеслом, возникли династии, цеховые объединения учителей, уставы которых регламентировали деятельность городских школ, препятствовали индивидуальной практике.

    Программа городских школ по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки. Обучение велось на родном языке.

    Школы были платными, их основной контингент составляли дети состоятельных горожан (дворянство, торгово-ремесленные слои). Иногда предусматривалась возможность обучения детей из городских низов; они могли вносить меньшую плату или содержались за счет городской благотворительности.

    Также в Средневековье существовало так называемое рыцарское воспитание. Рыцарю необходимо было овладеть семью добродетелями: ездой верхом, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой, шахматами, стихосложением, музыкальными инструментами. Воспитывалось презрительное отношение к грамоте.

    Женское воспитание предусматривало наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, в более состоятельных семьях – рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным. Девочки, как правило, воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать специальные монастырские школы.

    3.4. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

    Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с мусульманской (арабской) культурой (чему способствовали крестовые походы X–XIII вв.) послужили стимулами развития системы образования. В средневековой Европе появились университеты.

    Сам термин «университет» первоначально обозначал межнациональную корпорацию преподавателей (магистров, профессоров) и студентов (схоларов), объединявшихся в интересах просвещения и развития истинного и единого христианского знания.

    Первые университеты возникли в XII–XIII вв.: Болонский (1158 г.), Парижский (1200 г.), Оксфордский (1206 г.) и Кембриджский (1231 г.).

    Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI – начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет, который вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме – и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Университеты учреждались и светской властью.

    Рождение и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т. д.

    Важной чертой средневековых университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник, напр., итальянский поэт Данте.

    Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой.

    Традиционно в средневековых университетах было 4 факультета: артистический или факультет искусств, богословский, юридический и медицинский. Первый из них являлся подготовительным, где изучались традиционные «семь свободных искусств».

    От студентов требовали посещать лекции – обязательные (ординарные) утренние, краткие (повторительные) вечерние и участие в диспутах. За пропуск или опоздание на лекцию как преподаватель, так и студент должны были платить штраф. Лекции читались на латыни и сводились к чтению апробированных церковью первоисточников, фраза за фразой, с многочисленными схоластическими комментариями лектора.

    С момента возникновения университетов церковь стремилась захватить их под свое влияние. Ученые-богословы стремились примирить науку и религию, подчинить светское знание вере. На этой почве развивалась средневековая схоластика.

    Схоластика (от греч. scholasticos – школьный, ученый) – система мышления и преподавания, стремящаяся подчинить доводы разума авторитету церкви. Раньше разум должен был молчать перед религией: «Верю, потому что это абсурдно». Теперь появилась необходимость с ним считаться, примирить стремление к исследованию с верою и авторитетом. Выдающимися схоластами были: Фома Аквинский (1225/26–1274), Пьер Абеляр (1079–1142) и др.

    МЫСЛИТЕЛИ. Фома Аквинский (1225 – 1274) – пытался соединить светское знание и христианскую веру.

    Винсент де Бове (1190 – 1264) «О воспитании знатных детей) – нравственное воспитание, выступал за смягчение методов.

    Раймонд Луллия (1235 – 13160 «детское учение» - обучение на родном языке, трудовое воспитание, навыки профессии.

    Неоплатоники ориентировали воспитание и обучение на высший духовный мир непреходящих идей. Вектор воспитания направлялся прежде всего на познание собственной души, самосовершенствование. Подобное познание предлагалось осуществлять через "божественное озарение" и "экстаз" путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

    Так, Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины Чем ближе познание к Богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему.

    Максим Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, который следует путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю "как силу стремления к слиянию с природой".

    Патриарх Фотий (820 - 897) полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации.


    написать администратору сайта