Выжигание по дереву. Выжигание по дереву
Скачать 132.49 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 52 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район им. Героя Социалистического Труда Негрецкого П. А. проект «Выжигание по дереву» Выполнил: ученик 6 «А» класса МБОУ СОШ №52 Самойленко Никита 2022 – 2023уч.г. Содержание.
Введение Я выбрал тему проекта не случайно. Выжигание по дереву, или пирография - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно приносит радость как детям, так и взрослым. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации. Цель проекта: Украсить разделочную доску выжиганием в подарок для мамы на 8 марта. Задачи: 1. Отработать навыки работы с выжигателем. 2. Закрепить умения выжигания по дереву. Глава 1. Организационно-подготовительный этап Историческая справка Декоративное выжигание по дереву – древнейшее ремесло, возникшее и развивавшееся параллельно с точением, резьбой, морением и другими видами обработки древесины. С появлением бытовых электрических пирографов техника нанесения изображения значительно упростилась, сделавшись доступной даже для школьников. История выжигания по дереву Искусство пирографии древние люди использовали на всех континентах. Найдены уникальные образцы с выжженными рисунками из Перу, датируемые 700-ми годами до н.э. Русскими мастерами техника выжигания по дереву использовалась при изготовлении матрешек, ложек, шкатулок, ковшей. Широко практиковали «рисование горячей кочергой» английские умельцы для обрамления мебели, одежды и посуды. Для прорисовки линий художники преимущественно использовали раскаленные в печах металлические приспособления. Бензиновые, спиртовые или газовые горелки в пирографии используют с XIX века. Приборы для выжигания, сделанные по принципу электрического паяльника, появляются в XX веке. Первые несовершенные образцы страшно перегревались. Современный пирограф по дереву в 1962-м изобрел 15-летний юноша Рой Чайлд, сумевший удачно усовершенствовать устройство держателей и наконечников для «рисования огнем». Уже через несколько лет домашние выжигатели пошли в массовое производство. Приемы выжигания Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует несколько видов выжигания: контурное, силуэтное, художественное, 1. Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки. 2. Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого. 3. Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог». 4. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому подобного. 5. Глубокое выжигание. При глубоком выжигании, применяя ножевидный штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости доски, а фон углубляется. 6. Выжигание кислотами. При декоративной отделке древесины выжиганием, кроме пирографии, можно пользоваться различными кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый цвет, что и под действием тепла. 7. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки. Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советую начинающим выжигальшикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию. Глава 2. Технологический этап 2.1. Подготовка материала к выжиганию. Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму, в нашем случае это готовое изделие разделочная доска. Поверхность необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. Предварительно надо подготовить рисунок, который будет выжигаться. Также, очень важно правильно перенести рисунок на дерево. Для этого выбранный образец копируют на кальку, а затем через копировальную бумагу – на тщательно зачищенную поверхность доски. Для нанесения на поверхность дерева рисунка нужен мягкий карандаш можно стереть при помощи ластика. Стальная линейка нужна для проведения аккуратных прямых линий, которые можно наметить с помощью проволочной насадки, нагрев ее до умеренной температуры. Пластиковая линейка для данных целей не годится, так как может расплавиться. Угольник пригодится для разметки деревянной поверхности. Наждачная бумага требуется для подготовки поверхности дерева к выжиганию. 2.2 Рабочее место и правило охраны труда Для безопасной работы с электровыжигателем нужно иметь резиновый коврик, заготовка должна быть сухая, руки тоже сухие. Строго следовать правилам безопасности: Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя. Периодически проветривать помещение. Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра. Оберегать руки и одежду от прикосновения пера. Инструмент класть на металлическую подставку. Через 15-30 минут делать перерыв. При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка. Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера. После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети. 2.3. Эскиз. 2.4. Технологическая последовательность изготовления изделия
Заключение Мое изделие отличается продуманным дизайном, удачным подбором рисунка, тщательностью исполнения. Правильно выполненные линии рисунка обеспечивают отличный внешний вид и эстетичность. В исследовательской работе исследована история возникновения выжигания по дереву, изучены технология изготовления картины с помощью техники выжигания по дереву и основные инструменты, необходимые для работы. Были изучены основные виды выжигания, работа дополнена наглядными иллюстрациями. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации. Список литературы 1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 2020. 2. Райт Д.. Искусство выжигания по дереву. - «Издательская группа «Контэнт». 2018. 3. Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. –Минск: ООО "ХЭЛТОН", 2019. 4. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 2019. 5. Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. –М.: Просвещение, 2020. Выжигание по дереву – Информационный портал для любителей пирографии – http://pyrography-fireart.ru. УОТЕРС СЬЮ – «ПИРОГРАФИЯ или искусство выжигания по дереву», 2019 г. ЮРИЙ ПОДОЛЬСКИЙ - ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ. ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ – http://profilib.com/chtenie/85806/yuriy-podolskiy-vyzhiganie-po-derevu-tekhniki-priemy-izdeliya-16.php http://www.tatianka.ru/goods/pyrography-tools/ |