Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет»

  • (УрГЭУ) Контрольная работапо дисциплине «

  • Политическая власть: принципы организации и функционирования Суверенитет и легитимность политической власти.

  • Принцип суверенитета

  • Принцип легитимности

  • Рационально-легальная легитимность

  • Смешанный тип легитимности.

  • Идеологическая легитимность

  • Контрольная работа. Власть как социальнополитический феномен


    Скачать 36.65 Kb.
    НазваниеВласть как социальнополитический феномен
    Дата04.04.2022
    Размер36.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа.docx
    ТипКонтрольная работа
    #440955

    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)


    Контрольная работа
    по дисциплине «Политология»

    Вариант № 5

    Тема: «Власть как социально-политический феномен»



    Институт непрерывного и дистанционного

    образования
    Направление подготовки

    38.03.04. Государственное и муниципальное управление
    Направленность (профиль)

    Государственная и муниципальная служба

    Кафедра

    Истории и философии
    Оценка: ________________




    Студент

    Группа ИДО ЗБ ГМС-20п НТЗ

    Преподаватель



    Екатеринбург

    2020 г.
    I. Политическая власть: принципы организации и функционирования

    Суверенитет и легитимность политической власти. Сила любой власти зависит от степени ее организованности. Политическая власть осуществляется специфическими методами и с помощью особых механизмов, она организована и функционирует на основе определенных принципов. В основе функционирования политической власти лежат общепризнанные правила — принцип суверенитета и принцип легитимности.
    Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти — главного звена власти политической. Ее верховенство выражается в исключительном праве государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Сосредоточение политической власти у государства означают его верховенство (в обществе в целом и в политической сфере особенно) по сравнению с другими политическими институтами: политическими партиями, движениями и т.д. Независимость государственной власти предусматривает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

    Суверенитет и независимость государственной власти вовсе не означают ее бесконтрольности перед обществом. Развитие гражданского общества потребовало ограничить суверенитет рамками закона, чтобы власть не была выше закона. Поэтому принцип суверенитета предполагает наличие сильной государственной власти, действующей строго в рамках закона.

    Однако власть двойственна. По своей природе властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия.

    Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Когда-то образно проблему легитимности бывший президент США Р. Рейган определил формулой: «Танго танцуем вдвоем». Он имел в виду, что демократическая власть предполагает согласие правящих действовать в рамках закона, учитывать интересы граждан, а со стороны населения — обязанность добровольно подчиняться решениям власти.

    Термин «легитимность» (legitimite) имел несколько значений. Он появился в начале XIX в. во Франции и практически отождествлялся с термином «legaite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, являющейся юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

    Легитимность — это символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.

    Подобное объяснение вытекает из теории легитимности М. Вебера, включавшего в нее два момента:

    1. признание власти правителей;

    2. обязанности управляемых подчиняться ей.

    Следовательно, принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Поэтому легитимность — важнейший признак демократической власти, признания ее правомерности как гражданами, так и мировым сообществом. В свою очередь, это оказывается возможным тогда, когда власть опирается но ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе некоторые признаки легитимности (например, выборность, народное представительство и др.). Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долго опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения.

    Современный американский политолог С. Липсет (р. 1922) определил легитимность как способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими», но не следует полагать, что подобное убеждение разделяют все граждане.

    В обществе, естественно, всегда есть социальные группы, не разделяющие политического курса режима и не принимающие его. Однако отражая ценности и предпочтения большинства общества, власть признается наилучшей и ей следует подчиняться, даже несмотря на ее промахи и недостатки.

    Следовательно, введение принципа легитимности власти явилось отражением растущей цивилизованности общества. Этот принцип позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпированной, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д. Кроме того, принцип легитимности определяет границы правомерности использования властью насильственных мер. Наконец, международный аспект принципа легитимности состоит в признании неправомерности международным сообществом насильственного изменения государственных границ (захват чужой территории) и соблюдения режимом конкретной страны норм международного права.

    Типы легитимности


    Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами.

    Исходя из того что различные типы властвования добиваются авторитета, используя разные ресурсы, М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический, рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения.

    Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. Это, как заметил М. Вебер, власти    авторитет «вечно вчерашнего», т.е. «авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя заметно трансформировался. Так, традиционная легитимность королевской власти характерна для ряда стран — Непала, Саудовской Аравии, Омана, Иордании, Кувейта и некоторых других.

    По мере того как религия теряла свое значение, а всеобщее избирательное право становилось реальностью, божественное право единоличного правления было заменено достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер. «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера формируется сознательно, при этом используются те образы, настроения и желания, которые преобладают у большей части населения.

    М. Вебер распространял харизматический тип легитимности на власть религиозных деятелей (Моисей, Давид, Магомет, Будда), сегодня же его приписывают и светским политическим лидерам. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в периоды реформ. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется в большинстве стран Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т.е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.

    Рационально-легальная легитимность   
    Рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливость тех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотив подчинения населения власти — рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. М. Вебер отметил одну важную особенность данного типа легитимности, а именно:

    господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления... и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами.

    Смешанный тип легитимности. В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они перемешаны, взаимодополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, если взять Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность дополняется элементами традиционного господства, в частности сохраняющимся институтом монархии.

    Идеологическая легитимность. Существуют и другие типы легитимности, например идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику многих слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газеты, журналы и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образ, характер, способ группового мышления) народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.


    II. Тесты



    1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:


    Сферы жизнедеятельности

    Основания

    Ресурсы

    Экономическая

    Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д.

    Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые.

    Социальная

    Социальные группы и слои, на которые опирается власть

    Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика.

    Административно-силовые

    Совокупность властных учреждений

    Оружие, аппарат физического принуждения.

    Юридические

    Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности

    Конституция, законы, программные документы, политических партий.

    Культурно-информационные

    Система организаций

    Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения.


    2. Какой из перечисленных методов является демократическим в осуществлении политической власти?

    а) демагогия, популистские заявления;

    б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции;

    в) принуждение, насилие, террор;

    г) формирование стереотипов поведения.
    3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу


    а) политическая власть;

    реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах;


    б) государственная власть;

    форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения;


    в) власть;

    способность одних людей оказывать воздействие на деятельность других


    г) медиакратия;

    власть, основывающаяся на воздействии средств массовой информации;


    д) теократия;

    форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;


    е) анархизм

    социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан;



    4.Какое понятие определяется как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»?

    а) бюрократизация;

    б) легитимность;

    в) партикуляризм;

    г) лоббизм.
    5. Кто из мыслителей внес существенный вклад в разработку теории разделения властей?

    а) Конфуций;

    б) Ш. Монтескье;

    г) Аристотель;

    д) Ж. Боден.

    Литература.
    1.Любимов А.П. История лоббизма в России. М.,2005.

    2. Борзихина, И. В. Политология [Текст] : учебное пособие / И. В. Борзихина, Л. А. Коноплева, Д. К. Стожко ; [отв. За вып. С. А. Упоров ; отв. Ред. К. П. Стожко] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Гос. Экон. Ун-т, Ин-т непрерыв. Образования, Фак. Сокращ. Подгот. – Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2015. – 267 с. – 150 экз.

    3. Зеленков, М. Ю. Политология (базовый курс) / М. Ю. Зеленков. – М. : Юридический институт МИИТа, 2010. – 288 с.

    4. Лавриненко В.Н. Политология / В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити, 2007. – 591 с.


    написать администратору сайта