Главная страница
Навигация по странице:

  • Глобализация

  • Процесс формирования многопартийной системы

  • мировая глобализация. глобализация. Влияние глобализации на современную мировую культуру и влияние религии на современное общество


    Скачать 24.68 Kb.
    НазваниеВлияние глобализации на современную мировую культуру и влияние религии на современное общество
    Анкормировая глобализация
    Дата15.04.2023
    Размер24.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаглобализация.docx
    ТипДокументы
    #1063324

    “Колледж ”

    Домашняя работа

    “Влияние глобализации на современную мировую культуру и влияние религии на современное общество. Формирование многопартийной системы”

    Работу выполнил

    студент группы

    Иванов

    Работу проверил

    преподаватель

    Иванов

    Г. Москва

    2020 г.

    Глобализация

    Глобализация является сложным и многомерным явлением, противоречивым феноменом, который предстал перед человечеством в последние десятилетия. Глобализация выступает признаком формирования единого всепланетного человечества. Процесс этот вызывает мучительные метаморфозы и кризис многих традиционных культурных, социальных, хозяйственных систем.

    Ключевыми характеристиками процесса глобализации: мировая капиталистическая экономика; планетарная сеть национальных государств; практика общепланетарной коммуникаций; транснациональное распространение современных технологий; международное разделение труда, "мировой военный порядок".

    Современный глобализационный процесс является ускорением тенденций, характерных для классических времен, главный признак которых проявляется в неотвратимому устремлении малых государств к объединению. Эти государства сначала создают торговые объединения, затем - политические, а со временем и культурные. Такие объединения строятся в связи с тем, что государствам по тем или иным причинам выгоднее объединяться, чем существовать порознь. Глобализация описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Она способствует распространению культурных контактов между народами и миграции людей.

    Однако отношение к глобализации не является однозначным. Некоторые страны пытаются решать продиктованы глобализацией проблемы из-за ослабления определенных ее воздействий, например, предотвращая разрушение важных элементов общественной жизни, либо через облегчение перехода к большему объединения, некоторые же пытаются просто от нее отстраниться, защититься и, в конечном счете, проигрывают. Однако недопущения на свою "территорию" других культурных традиций приводит к консервированию существующего и задержки в развитии данной культуры, на преодоление которого требуется много усилий и времени.

    Классический пример общества, которое сосредоточило свои усилия на ограждении себя от влияния интеллектуальной глобализации, является Испанская империя периода Римско-католической социальной контрреформации. Так, решив игнорировать внешние религиозные процессы, она в определенном смысле добилась значительных успехов. В результате деятельности инквизиции и других средств противостояния внешним воздействиям, это государство сумела не допустить на свою территорию протестантские движения. Но таким образом она удержала за пределами своей страны и все другие культурные процессы. Например, многие научные открытия XVII века, эпоха просвещения XVIII века, а также и Французская революция не коснулись ее. В результате империя потерпела значительного культурного, интеллектуального, политического и экономического упадка, на преодоление которого понадобилось целых два столетия. Недавним примером является также СССР, где высших достижений теоретической мысли считалась философия марксизма-ленинизма, а потому были внедрены разнообразные меры, чтобы оградить общество от мирового интеллектуального жизни (как долго мы будем преодолевать последствия этого, покажет история. Последствия же введенного Советским Союзом режима экономической автаркии, защищавший его экономику от конкуренции на мировом рынке, мы уже видим сегодня.

    Однако очень важной задачей является и не допустить полной замены своей культуры другой, что наблюдается в последние десятилетия вследствие глобализационных процессов на территории многих стран.

    Конечно, глобализация является болезненным процессом для всех, ведь она заставляет вступать в мировую экономическую конкуренцию, защищать себя от массированного воздействия другой культуры (как правило, культуры крупных мировых держав) на собственную культуру.

    Однако, в неизбежном процессе глобализации есть много как положительных, так и отрицательных тенденций. Глобализация срабатывает положительно в аспектах, связанных с экономикой, политикой, информацией. Риски же, прежде всего, касающиеся культуры, где так важно сохранить самобытную культурную идентичность. О процессах глобализации в современной культуре ученых заставило говорить распространения в мире одинаковых культурных образцов, открытость границ для культурных влияний и культурное общение, которое становится все шире.

    Культурное измерение приобретает особое значение среди характеристик процесса глобализации. Важность этого измерения обусловливается тем, что возникновение и последующее развитие глобальной экономики, индустрии коммуникационных и информационных технологий, рост преобразовательной мощи мульти национальных корпораций, трансконтинентальных финансовых институтов - все эти процессы сопровождаются масштабными изменениями в сфере социокультурной жизни. Именно эти трансформации, по мнению современных аналитиков, инициировали возникновение таких феноменов, как "космополитическая культура", "транснациональная культура", "унитарное глобальная культура".

    Поскольку в условиях глобализации наблюдаются тенденции к унификации в культуре, то у стран, которые пытаются сохранить свою идентичность, возникает ряд проблем, а именно: потеря своеобразия культуры, самозамыкания, этноцентризм как реакция на глобализацию и т.п., которые решаются по-разному.

    Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управления социальными и культурными сферами общества является отличительной чертой цивилизованной страны (поскольку именно с середины XX века начинается плановый, глубоко эшелонованый подход к сохранению культурного генофонда человечества и каждой отдельной страны в рамках программ ООН), а потому привычными для большинства людей цивилизованных стран стали выражения "социальная политика" и "культурная политика". Термином "культурная политика" обозначается система практических мер, которые финансируются, регулируются и в значительной степени осуществляются государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.

    Сегодня культурная политика большинства стран переориентируется с модели ассимиляции (в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство), на мультикультурной модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культуре.

    В противовес унификации и глобализации культурного процесса выдвигается идея плюрализма, которая, как правило, содержит в себе требования равенства национальных и локальных культур.

    При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Подразумевается, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. Поэтому культурный плюрализм является показателем успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба (убытка) для ценностей собственной.

    Современное представление о равноправии культур исходит из того, что каждая культура является зоной оригинальной культурного творчества. Ее вклад в сокровищницу мирового искусства является уникальным. Это означает, что каждая культура правомерно вплетается в узор культур мира.

    В общем, для культурного пространства современности характерно наличие в одном поле различных традиций, которые по своему внутреннему содержанию весьма трудно сочетаются друг с другом. Однако, эта сопряженность имеет особый оттенок, поскольку в этих сочетаниях несочетаемого, в соседстве и переплетении самых разных, вплоть до взаимоисключающих традиций, выражается дух современной культурной динамики.

    Пересечение с другими культурными системами может осуществляться через различные формы. Так, внешняя культура для того, чтобы вторгнуться в наш мир, должна перестать быть для нее "внешней". Она должна найти себе "место и имя в языке той культуры, в которую врывается извне" (Ю. М. Лотман).

    Тема изменения культурного поля общества под влиянием модернизации является особенно актуальной для Украины, которая переживает времена непростых социальных метаморфоз. Основным стержнем в решении проблемы сохранения своей идентичности должна стать поддержка собственной культуры всеми возможным средствами, отсутствие притеснений по отношению других культур.

    Феномен глобализации представляет собой вызов человека самому себе и является испытанием способности людей существовать в виде всепланетной единства, не теряя своей культурной идентичности.

    Поскольку процессы глобализации приводят тенденции унификации культуры, с чем не все общества могут согласиться, то, как реакция на упоминавшиеся тенденции, возникают явления "этнического ренессанса". Как отмечают исследователи, повышение роли этнического фактора в общественной, политической жизни, свойственное и обществам, трансформируются, и обществам устойчивого развития. Важная роль в этом процессе отводится традиции.

    Религия

    В современном мире роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и др. сферы жизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность праведных индивидов, групп, организаций, устанавливая определенные взгляды.

    Религия влияет на личность и общество в многих взаимосвязанных направлениях. Результат, последствия выполнения религией ее функций может быть разный. Этот обобщенный результат в религиоведении называют социальной ролью религии. По определению Д. М. Угриновича «социальная роль религии — это система социальных функций религии, присущих ей в определенных исторических условиях».[16] Из этого определения следует, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не является раз и навсегда данным. В средневековом феодальном обществе религия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека, регулировала и санкционировала систему общественных отношений. В некоторых странах Азии (например, Иране, Саудовской Аравии) религия по-прежнему занимает доминирующее место в жизни людей, оказывает определяющее воздействие на поведение людей и общественные институты. В странах Европы и Америки в результате процесса секуляризации роль религии изменилась. Она вытеснена из многих сфер общественной жизни, хотя остается важным мотиватором личностного поведения и оказывает неоднократное воздействие на деятельность социальных институтов. Карл Маркс и Фридрих Энгельс неоднократно подчеркивали, что религия при определенных обстоятельствах играет прогрессивную роль в развитии общества. Так, опираясь на иллюзорную надежду в эпоху кризиса рабства, раннее христианство показало свою способность разрешать реальные противоречия и способствовать установлению новой, более высокой системы общественных отношений. А еще в большей степени христианство изменило характер духовной жизни общества, подняв его на новый, более высокий уровень. Аналогичную роль сыграла религия в процессе Реформации. Как было показано ранее, религиозные идеи в интерпретации Лютера, Кальвина и Мюнцера, овладев массами, способствовали коренному преобразованию социального порядка.

    Макс Вебер в своих знаменитых работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира», показал влияние религии на процесс социальных изменений в тех или иных странах и регионах. Одна из главных идей, которую достаточно убедительно обосновал М. Вебер, состоит в том, что протестантизм сыграл видную роль в формировании всей современной западной цивилизации, дал мощный стимул ее развитию, в то время как восточные религии не только не стимулировали это развитие, а в определенном плане даже послужили барьером для такого развития.

    Вебер утверждал, что причиной того или иного способа поведения людей, в том числе и в экономической сфере, является приверженность к определенному вероисповеданию. Наиболее благоприятные предпосылки для развития буржуазных отношений, по его мнению, были заложены в реформатском вероисповедании — кальвинизме. Поэтому протестантизм сыграл решающую роль в возникновении «духа капитализма», становлении и развитии капиталистических общественных отношений. Именно поэтому Макс Вебер утверждал, что протестантизм содержал в себе тот круг идей, при котором деятельность, направленная внешне только на получение прибыли, стала подводиться под категорию призвания, по отношению к которому индивид ощущает известные обязательства. «Ибо именно эта идея — идея призвания служила этической опорой жизненного поведения предпринимателей «нового стиля»».

    Идея Вебера о том, что протестантизм, из всех религий, больше способствует капитализму, находит свои результаты и в наше время. Исследовав рейтинг стран мира на 2012 год, по благоприятности условий проживания, мы обнаружили, что в пятерку самых благополучных и развитых стран входят Норвегия – где 88,9% населения страны протестанты, Дания – где их 81,5%, Австралия – здесь протестантов 18,7 %, Новая Зеландия – христиан 53,6% из них 14,8% - протестанты, и Швеция – 94% протестанты. Исходя из этих данных, понятно, что протестантских верующих здесь очень много, что еще раз доказывает правоту выдвинутой теории Макса Вебера.

    В ходе исследования данной темы мы пришли к выводу, что религия играет очень важную роль в жизни современного общества. Во-первых, формирует в личности морально-нравственные ценности, вследствие которых устанавливается позитивное этическое поведение, что вносит огромный вклад в процесс развития человека. Во-вторых, значение религии ощущается и в политике государства, в выборе ее стратегии, как во внешних делах по отношению к другим странам, так и во внутренних на свое общество. И, в-третьих, влияет на развитие экономической деятельности государства и самого человека.

    Процесс формирования многопартийной системы

    С победой Великой Октябрьской революции 1917 года началось формирование однопартийной системы во главе, которой стояла партия большевиков (РСДРП, а позже КПСС). В апреле 1985 г. в советском обществе «сверху» было положено начало преобразованию социально-политической и экономической системы СССР. Расширяющаяся гласность как проявление политического плюрализма в форме множественности точек зрения, мнений, взглядов, явилась важной предпосылкой формирования многопартийности.

    КПСС вынуждена была пойти на «внутреннюю перестройку», согласиться с рождением фракционности в КПСС. В условиях практически социальной неоднородности общества именно в КПСС - правящей партии - стали образовываться так называемые разные платформы. Не находя возможности реализации своих социальных интересов в рамках КПСС, фракционеры искали другие пути. Поэтому важной особенностью процесса формирования многопартийности в России было то, что в 80-е гг. XX века в КПСС в условиях «перестройки» возникла «демократическая оппозиция как продукт реформизма, к которому призывал М.С. Горбачёв.

    В 1990 году в номинально единой КПСС уже были образованы разные Платформы, в том числе правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990 г.), левоцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990 г.), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990 г.), крайне левая «Большевистская платформа в КПСС» (июль 1991 г.). Появление вышеназванных Платформ непосредственно привело к формированию «многопартийности» в КПСС, тем самым ускорив раскол КПСС. По оценке экспертов, во второй половине 80-х гг. XX века на территории СССР существовала достаточно разветвленная сеть неформальных организаций: около 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 местных общественных организаций. Таким образом, во второй половине 80-х годов XX в. сложились политические, социально-экономические и социально-психологические предпосылки для быстрого и широкого формирования и развития политизированных групп, клубов, ассоциаций движений, на основе которых происходило образование партий самых различных политических и идеологических оттенков.

    В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Кроме того, в новой редакции ст. 51 Конституции СССР была закреплена возможность образования и других политических партий в стране. Тем самым была заложена конституционная основа для формирования легальной многопартийности в СССР.

    Новая волна партобразования началась после августовских событий 1991 года. Тогда все сферы российского общества были поражены глубоким кризисом, ослабла политическая система. О выборе путей развития развернулись жесточайшие дискуссии споры, противопоставлявшие разные альтернативы. Шаги перестройки 1985-1990 годов, развитие многоукладности в экономике, свободного товарного рынка способствовали поляризации социальных групп в обществе. И эти группы с неистовой целеустремленностью стали создавать свои политические партии. При этом надо заметить, что не все новые российские партии и движения имели достаточно прочную и постоянную социальную базу; во многих случаях они создавались под конкретных лидеров, не пользовались должным авторитетом в обществе и в большинстве своем не являлись массовыми.


    написать администратору сайта