Главная страница
Навигация по странице:

  • Познавательный интерес

  • Основные критерии познавательного интереса

  • Список литературы

  • Влияние игровых технологий на развитие познавательного интереса. Влияние игровых технологий на развитие познавательного интереса у младших школьников Познавательный интерес


    Скачать 21.8 Kb.
    НазваниеВлияние игровых технологий на развитие познавательного интереса у младших школьников Познавательный интерес
    Дата24.06.2022
    Размер21.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВлияние игровых технологий на развитие познавательного интереса .docx
    ТипДокументы
    #613326

    Влияние игровых технологий на развитие познавательного интереса у младших школьников

    Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

    Познавательный интерес– избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес не только положительно влияет на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

    Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения младших школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности ученика и систематической целенаправленной воспитательной деятельности становится устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

    Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – “Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из – под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

    Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

    Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

    Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Не один раз я спрашивала у первоклассников, собирающихся в школу, хотят ли они учиться и как будут учиться. В ответ всегда слышала, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

    В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. [20] (Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса). В структуру игровой технологии как процесса входят:

    а) роли, взятые на себя играющими;

    б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

    в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    г) реальные отношения между играющими;

    д) сюжет (содержание)– область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. [7] (Данченко Т. Игровые технологии в начальной школе). В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

    • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

    • в качестве технологии занятия или его фрагмента( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    • как технология внеклассной работы.

    Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

    Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

    Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников:

    а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов;

    б)понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности;

    в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;

    г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры.

    Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. [6] (Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие).

    Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую ;успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

    1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

    2) доступность для учащихся данного возраста;

    3) умеренность в использовании игр на уроках.

    Основные критерии познавательного интереса: любопытство, самостоятельность, инициативность, волевые качества (упорство, настойчивость, умение доводить начатое до конца, сопротивление отвлекающим воздействиям, энергичность), целенаправленность, целеустремленность, творчество.
    В развитии познавательного интереса младших школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

    Таким образом, рассмотрев использования игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли к выводами:

    1. Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

    2. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным ,творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.

    3. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра– это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

    Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.

    Список литературы:

    1. Актуальное вопросы формирования интереса в обучении под ред. чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. Москва «Просвещение» 1984г.

    2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., - «Просвещение» 1984г.

    3. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996г., №6 с.74-75

    4. Выгодский Л. С. Педагогическая психология- М., – 1999г. – 536 с.

    5. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание – М., 1988г.

    6. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М.: «ЦГЛ», 2002г.-80с.

    7. Данченко Т. Игровые технологии в начальной школе – Учитель. 2007г.-№6.- с.44-46

    8. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1977г.

    9. Лук А.Н. Психология творчества. М., Наука, 1978г.

    10. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, М.-1982г.

    11. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000г. - 96 с.

    12. Морозова Н.Г. Учителю о познава­тельном интересе. М.: 1976г.

    13. Муравьева Г. Е. Проектирование технологий обучения: Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. - Иваново: ИПКи ППК, 2001. - 124 с.

    14. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии, М., 1996г;

    15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998г. с.50

    16. Степанова О. А. Игровая школа мышления. Начальная школа: плюс-минус. 2000г. - №10 – с.3-12

    17. Хейзинга И. Человек играющий, М., 1992г.

    18. Шмаков С. А. Её величество игра, М., 1992г.

    19. Щукина Г.И. Проблемы познава­тельного интереса в педагогике. М.: Педа­гогика, 1971г.

    20. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. – М. 1993г.

    21. Эльконин Д. В. Психология игры, М., 1978г.


    написать администратору сайта