Главная страница
Навигация по странице:

  • Внутренняя политика Византии в VII в. Особенности социально-экономического развития. «Фемная реформа». Монофелитство.

  • Монофелитство

  • А.П. Лебедев - История вселенских соборов. Часть 2. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. Изд.2-е

  • Внешняя политика Византии в конце VI-VII вв. Борьба с персами и арабами. Расселение славян на Балканах. Образование I Болгарског. Внешняя политика Византии в конце VI. Внешняя политика Византии в конце vivii вв. Борьба с персами и арабами. Расселение славян на Балканах. Образование i болгарского царства


    Скачать 35.27 Kb.
    НазваниеВнешняя политика Византии в конце vivii вв. Борьба с персами и арабами. Расселение славян на Балканах. Образование i болгарского царства
    АнкорВнешняя политика Византии в конце VI-VII вв. Борьба с персами и арабами. Расселение славян на Балканах. Образование I Болгарског
    Дата04.12.2021
    Размер35.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВнешняя политика Византии в конце VI.docx
    ТипДокументы
    #291501

    Внешняя политика Византии в конце VI-VII вв. Борьба с персами и арабами. Расселение славян на Балканах. Образование I Болгарского царства.
    Период правления Юстиниана первое характеризовался активной внешней политикой по реставрации римской империи. Но истощенная длительными войнами и разоренная непосильными налогами империя вступает в полосу упадка.
    В первый год правления Юстиниану II пришлось вмешаться в старый спор двух германских народов, состоявших в союзе с империей, лангобардов и гепидов. Империя сохранила здесь лишь Равенну с прилегающей областью, юг полуострова и Сицилию. В целях укрепления обороны Равенны в ней была введена новая форма управления, заключавшаяся в объединении гражданской и военной власти над провинцией в руках одного наместника — экзарха. (Экзархат стал прообразом будущей системы фем.)
    Одним из самых опасных врагов являлась Персидска держава. При заключении мира Юстиниан уплатил вперед за семь лет и выдал письменное ручательство в единовременной уплате денег за три года. Так как мир с Персией продержался десять лет, то, очевидно, деньги

    были заплачены в 569 году, хотя в наших источниках нет прямого упоминания об этом.
    Практически одновременно с этим дружественные отношения между Персией и Турцией сменились враждебными из-за действий Хосрова в отношении турецких послов. Тогда же турецкий хан решил найти другой рынок для сбыта шёлка в лице Византии. О турецких сношениях говорится в Персидской войне Прокопия Кесарийского:

    В это время некоторые монахи, придя из Индии, узнали, что царь Юстиниан озабочен тем, чтобы римляне больше не покупали шелк-сырец от персов: явившись к царю, обещали устроить дело с шелком так, что римляне на будущее время не станут больше покупать его у своих врагов персов или у другого какого-либо народа. Ибо они провели долгое время в стране, называемой Сиринда, где много проживает индийских племен, и здесь точно разузнали, каким путем возможно производить шелк в земле римлян. На расспросы царя, верны ли эти слова, монахи говорили, что шелк производят черви: сама природа учит их этому и заставляет работать. Перенести этих червей сюда живыми невозможно, но перенести их зародыши совершенно легко; яйца этих червей бесчисленны. Эти яйца, много времени спустя после их зарождения, люди покрывают навозом и, согрев их достаточное время, оживляют. Царь убеждает монахов делом подкрепить их слова, пообещав богато одарить их. Они, побывав опять в Сиринде, перенесли в Византию яйца и, обратив их червей тем способом, какой выше указан, выкормили их листьями тутового дерева. И с этих пор они установили производство шелка-сырца в стране римлян.
    Хосров относился с большим опасением и неудовольствием к непосредственным сношениям императора с турецким владыкой. Отместкой императору с его стороны было подчинение своей власти христианского царства химьяритов в южной Аравии.
    К 571 году относятся следующие события: Патриарх и представители армянской знати решили обратиться к императору с просьбой принять их землю под свою верховную власть, и посольство с патриархом во главе явилось в Константинополь. Юстин отнесся к этому делу с большой горячностью. Члены посольства были щедро одарены и взысканы всякими милостями, персидская Армения была объявлена присоединенной к империи с освобождением от всяких податей на три

    года, и император принес публично клятву в том, что он приложит все старания отстоять Армению от персов.
    Однако действия в Армении шли неудачно: военная мощь Хосрова превышала взантийскую. Ситуация стала улучшаться после назначения на пост главнокомандующего в Армении Маврикия. Его успешные действия побудили Тиверия начать переговоры о мире(которые, однако, затруднительно из-за смерти Хосрова).
    В 582 году враждебные державы сделали еще раз попытку прийти к соглашению, и опять начались переговоры. Уполномоченным с римской стороны был тот же Захария, а с персидской — Андиган. Свидание уполномоченных состоялось в местности между Дарой и Мардами. Персы не отступались от требования ежегодной дани. Пока шли переговоры, враждебные армии стояли неподалеку друг от друга. Поблизости от Дары имел свою стоянку Тамхосров, а близ Телы в богатых водой и растительностью местах стоял в укрепленном лагере Маврикий. Центром его позиции была крепость Монокарт. Совещание не привело ни к какому соглашению, и Тамхосров начал наступление. Но он пал в кровопролитной битве, и это обстоятельство отдало римлянам победу. Иоанн Эфесский сохранил слухи, ходившие среди военных людей о том, что смерть Тамхосрова была подвигом вождя Константина. Разузнав раньше от одного пленника о месте в строю, где становился Тамхосров, он подскакал к нему и, соскочив с коня, ударил пикой в грудь персидского вождя. Свита изрубила Константина, но смерть Тамхосрова остановила пыл персов, и поле битвы осталось за римлянами. Около того же времени потерпел тяжкое поражение Адарман, но Мундар и Теодорих дали ему уйти. Таково свидетельство Евагрия.
    Весной 626 г. персидское войско под командованием талантливого полководца Шахрвараза пересекло Малую Азию и достигло Босфора. Ставка Шахрвараза помещалась в Халкидоне, откуда можно было видеть византийскую столицу. По предварительной договоренности с персами, аварский хакан с огромным войском, состоявшим из славян, протоболгар, гепидов и аваров, также двинулся к Константинополю. Ираклий находился в это время в Лазике, готовя новый поход на персов, и управление столицей принадлежало регентам во главе с патриархом Сергием. Положение столицы особенно осложнялось нехваткой хлеба, однако попытка повысить на него цену вызвала возмущение горожан: толпа ворвалась в храм св. Софии и требовала снижения хлебных цен, а также наказания чиновников, ведавших продажей хлеба. Патриарху пришлось пойти на уступки.
    Если персы искали против византийцев союза с аварами, то византийцы в свою очередь нашли против персов могущественного союзника — хазар. В 627 г. Ираклий вторгся в Персию, разгромил армию Хосрова II близ развалин Ниневии, занял резиденцию шаха Дастагерд. В обстановке успехов византийцев Хосров II обнаружил малодушие. При дворе сложился заговор знати, который возглавил один из сыновей шаха Кавад-Широе. В начале 628 г. Хосров II был арестован и казнен, а Кавад-Широе поспешил заключить с императором мирный договор, по которому Византии были возвращены Армения, Месопотамия, Сирия и Египет.
    Персы перестали угрожать в 627—628 гг. не только из-за побед над ними Ираклия в 627—628 гг. Вскоре, в 637—651 гг., Иран был завоеван арабами — новым, еще более опасным врагом, неожиданно появившимся у юго-восточных пределов империи. Ближайшие к границам империи арабские племена составляли некогда могущественное царство Гассанидов.

    Близорукая политика Маврикия в самом начале его правления содействовала ослаблению этого заслона со стороны пустыни, вызвала разделение среди арабов и переход племен под верховную власть персидского царя. Нашествие персов и утверждение их власти в Сирии оказало воздействие в том же самом направлении, так как арабы, разделенные между двумя державами, находились в исконной взаимной вражде, и персидское завоевание

    надолго оставило следы разорения в цветущих некогда оазисах. В интересах империи было восстановить добрые отношения с арабами и обеспечить старую охранную службу их на границах. По свидетельству Никифора, арабы получали 30 фунтов золота за охрану торговых караванов, направлявшихся по старым торговым путям к морю из пустыни и обратно.431 Ираклий был, по-видимому, мало знаком с этим прошлым и не имел времени заняться лично делами Сирии. Побывав в Иерусалиме, он поспешил в Месопотамию. Дукс Палестины Сергий вместо того, чтобы привлечь арабов на старую охранную службу, оттолкнул их от империи своим высокомерным отношением к их шейхам. Свидетельство об этом сохранил Феофан. Когда царский евнух прибыл с деньгами за границу для уплаты жалованья пограничным войскам, к нему явились арабские шейхи в надежде получить, как и прежде, полагавшиеся дары. Но евнух (вероятно, это был Феодор Трифирий, сакелларий Ираклия) отказал им в очень резкой фразе, заявив, что «у царя едва хватает денег уплачивать жалованье солдатам и он не будет платить этим псам». Оскорбленные таким отношением, арабы вступили в соглашение со своими соплеменниками, принявшими ислам, и послужили им впоследствии проводниками по знакомым им дорогам пустыни в их нападениях на империю. Последующие события позволяют, однако, утверждать, что среди арабских племен были и такие, которые восстановили свои старые отношения с империей и держали ее сторону и впоследствии во время тяжких войн, отторгших Сирию от империи.
    В то самое время, когда Ираклий сумел поставить на колени еще недавно могущественную Персию, на юго-восточных границах империи произошло событие, имевшее огромное значение для дальнейших судеб всего средиземноморского мира: объединение арабов под религиозным знаменем новой религии — ислама. Едва только объединившись, арабы перешли в наступление на своих соседей: в 633 г. они вторглись в Персию, а в 634 г. — в принадлежавшую византийцам Сирию. Ее правитель Сергий был совершенно не подготовлен к сопротивлению: небольшой отряд самаритян, на который он мог опереться, не выдержал натиска, и арабы приступили к завоеванию сирийских городов. 20 августа 636 г. в битве на реке Ярмук было наголову разгромлено собранное императором 40-тысячное войско, после чего Ираклий потерял надежду оборонять Сирию. «Прощай, Сирия!» — воскликнул он, покидая Антиохию. В 638 г. Антиохия пала. Лишь отдельные крепости продолжали сопротивляться, и дольше других — Кесария Палестинская. Вслед за тем арабы вторглись в Месопотамию. Эдесса, Карры и многие другие города сдались без боя. Лишь несколько крепостей не сразу перешли в руки завоевателей. В 640 г. арабы взяли самую мощную из армянских крепостей — Двин. Одновременно, в 641 г., началось вторжение арабов в Египет. Население этих областей, стонавшее под гнетом Византии, нередко встречало арабов как освободителей. Недаром в народе была распространена крылатая фраза: «Бог мести послал арабов, чтобы освободить нас от жестокости, римлян».
    Экономический упадок, социально-политический кризис, гражданская война начала VII обусловили территориальные потери империи и проникновение на ее земли славян. В начале VII в. Славяне уже заселили Фракию, Македонию, Грецию, Далмацию и Истрию.

    К середине VII в. славянские поселения покрывают почти всю территорию Балканского полуострова, В 70-х годах VII в. на северовосточных границах Византии возникло первое крупное славянское государство на Балканском полуострова — Болгария. Немало славян переселяется и в Малую Азию.
    Внутренняя политика Византии в VII в. Особенности социально-экономического развития. «Фемная реформа». Монофелитство.
    В конце VI — начале VII в. кризис рабовладельческого способа производства достиг в Византийской империи наибольшей остроты. В стране растет количество заброшенных земель, ухудшается агрикультура, разрушаются ирригационные сооружения. Растет крупное землевладение, основанное уже на эксплуатации зависимых земледельцев разных категорий. Широкое распространение получает патронат. В личной зависимости от крупных землевладельцев — патронов — оказываются не только отпускаемые на волю рабы, но и многие свободные земледельцы, т. е. все большее развитие получают формы хозяйства и общественных отношений, характерные для феодального общества.
    Положение государственного казначейства в начале правления Юстина было очень тяжко. Это засвидетельствовал сам Юстин в указе о сложении недоимок по поводу начала нового правления. Срок, с которого они были объявлены не подлежащими взысканию, восходил к 8 году предшествующего индикта, т. е. 560. Чтобы возвысить в глазах подданных значение этой льготы, император свидетельствует о крайней скудости средств государственного казначейства и большой его задолженности, а также о полном расстройстве военных

    сил государства. Феофан в своей хронике под 566 годом сохранил свидетельство о властном вмешательстве императрицы в кредитные дела того времени в столице империи. Призвав во дворец всех менял и ростовщиков, София потребовала от них выдачи всех векселей и залогов и возвратила их по принадлежности должникам. За эти дела

    она заслужила себе, по словам летописца, большую хвалу во всем городе. Были ли при этом удовлетворены кредиторы и из каких источников, об этом ничего не сказал Феофан, и самый факт остается, таким образом, весьма неясным. Задолженность частных лиц высокого положения привлекала к себе внимание высшей власти и в прежнее время, как бывало при Анастасии, когда император брал иногда на себя эти долги.

    Также при Юстиниане участились случаи покупки постов провинций – Закоренелое зло, как именовал это Никитой Каллистов
    Жизнь столицы шла при Юстине гораздо спокойнее, чем при Юстиниане. Император не становился в близкие отношения ни к той, ни к другой партии, и хронисты сохранили лишь одну заметку об обострении отношений между прасинами и венетами в третий год правления Юстина. Предупреждая возможность столкновения, император сказал, обращаясь к венетам: «Царь Юстиниан для вас умер», а к прасинам: «Царь Юстиниан для вас жив». Поняв угрозу, димоты присмирели.
    В 602 г. вспыхнуло восстание в армии, стоявшей на Дунае. Императором был провозглашен простой центурион (сотник) Фока, проводивший жестокий террор против крупной землевладельческой аристократии. В стране началась гражданская война, охватившая восточные провинции, в результате которой в 610 г. Фока был свергнут и казнен, а престол захватил представитель феодализирующейся провинциальной знати Ираклий (610—641).
    Свидетельством о тех финансовых затруднениях, которые испытывал Ираклий в первые годы своего правления, является изданный в 612 году указ о числе клириков «Великой церкви» (т. е. храм св. Софии) и «святой Богородицы во Влахернах почитаемой», а также штаты служб патриархии. Точно определяя цифры разных категорий клириков и служащих, император запрещает всякие отступления от этих норм, а также прием

    в штаты сверх комплекта по проискам заинтересованных лиц. Придворная знать за время правления Фоки еще более развратилась, и всякого рода произвол властных людей царил даже в ближайшем окружении двора.

    Развращение общественных отношений в первые годы правления Ираклия рисует один эпизод, сохраненный Никифором. — Некто Вутилин, принадлежавший по рангу к кандидатам, как назывался особый разряд придворных чинов военного звания, обладал большими земельными угодьями вблизи столицы и обижал своих соседей в пограничных спорах. В числе его соседей была одна вдова. По приказанию Вутилина, его люди пошли войной на соседей, и в схватке был убит сын вдовы. С окровавленной одеждой сына вдова поспешила в столицу искать правды на суде императора. Она его увидала, когда он садился на коня, и, схватив за узду и показывая одежду сына, накликала на императора такую же беду, если он не отомстит за ее обиду. Ираклий успокоил несчастную мать и обещал наказать Вутилина. Кара, однако, замедлилась. Зная за собою незаконные поступки, Вутилин не являлся в столицу. Однажды во время ристаний на ипподроме император заметил Вутилина в рядах публики и приказал префекту города арестовать его. Вызвав затем вдову, он выдал ей Вутилина, предоставив ей осуществить свое право мести. И Вутилин погиб таким же родом смерти, как и сын вдовы.
    Вторжения славян и других варварских племен в сочетании с народными движениями способствовали дальнейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого тина. Большое значение приобрели теперь свободные местные и славянские сельские общины. Сохранившееся крупное землевладение все более перестраивалось на новой феодальной основе; сокращалось применение труда рабов и увеличивалось значение эксплуатации различных категорий зависимых земледельцев.

    Коренным образом меняется: административное устройство Визаитийского государства. Старые диоцезы и провинции заменяются новыми военно-административными округами --- фемами.
    фемы
    В византийской истории организация фем обычно связывается со временем ираклейской династии. Фемный строй означает вызванную обстоятельствами времени областную организацию, отличительным признаком которой является возрастание военной власти провинциальных н

    аместников, приведшее в конце концов к полному подчинению им гражданских должностных лиц. Процесс этот не был внезапным, но шел постепенно. Само греческое слово «фема» в течение долгого времени обозначало военный отряд, поставленный в провинции; и только позднее этим словом стали называть не только военную часть, но и провинцию, где эта часть находилась. Таким образом, под фемами начали разуметь административные деления империи.

    Главным византийским источником для данного вопроса является сочинение «О фемах», принадлежащее перу императора Х века Константина Багрянородного, т.е. источник, далеко не современный для эпохи ираклейской династии. Кроме того, в основу этого сочинения положены использованные чисто внешним образом и частью буквально списанные географические сочинения V и VI веков. Поэтому для истории фемного строя в VII веке сочинение венценосного писателя дает немного сведений, хотя и у него начало фемной организации связывается с именем Ираклия. Император говорит: «Со времени царствования Ираклия Ливийца Ромейская империя уменьшилась в размере и была искалечена как с Востока, так и с Запада». Много интересного, но местами еще не вполне разъясненного материала по данному вопросу дают арабские географы, Ибн-Хордазбех, в первой половине IX века, и Кудама, в начале Х века. Но, как видно, и эти два географа не современники для эпохи Ираклия. Для более раннего времени приходится пользоваться случайными замечаниями хронистов и особенно латинским посланием Юстиниана II к папе по вопросу об утверждении шестого Вселенского собора, где дается перечень военных округов того времени, которые еще не называются фемами, а обозначаются латинским словом «войско» (exercitus). В исторических источниках этого времени латинское слово exercitus часто употреблялись в смысле территории, или провинции, с военной администрацией.
    Настоящим прообразом позднейшей фемной организации явились два основанные в конце VI века экзархата, равеннский и африканский, или карфагенский. Как известно, столь важные изменения в управлении Италией были вызваны нападениями лангобардов, а в Северной Африке нападениями туземных берберских племен, которых источники иногда называют маврами. Таким образом, центральное правительство в наиболее угрожаемых, большей частью пограничных районах империи, для большей успешности борьбы с врагами, стало на путь образования крупных территорий с сильной военной властью в своих пограничных провинциях[науч.ред.44]. Персидские и затем арабские завоевания VII века, отнявшие у Византии восточные провинции, совершенно изменили положение вещей в Малой Азии, которая из страны, до тех пор почти не нуждавшейся в защите, превратилась в территорию, наиболее угрожаемую со стороны новых соседей-мусульман. Византийское правительство было вынуждено принять на восточной границе решительные меры: произвести перегруппировку военных сил и установить новые административные деления, дав преобладающее значение столь важным в то время военным властям
    Монофелитство
    Ересь седьмого века – монофелитство находится в самой родственной связи с ересью монофизитов. Хотя над монофизитством церковь давно уже, еще в V веке на соборе Халкидонском четвертом Вселенском, произнесла свой суд, однако же ересь эта не переставала иметь многочисленных приверженцев в VI и VII веках. В этом последнем веке монофизитство является в новом виде своего развития, – из него вырождается ересь монофелитская. Монофелиты утверждали, что во Христе одна воля и одно действие божеское, человеческой же воли и человеческой деятельности не признавали в Богочеловеке.
    Мысли монофелитские нередко высказывались и ранее VII века (Д. VI, 101. 102), но они не достигали ни особенной силы и развития, ни особенного распространения. Широкое распространение монофелитство приобрело лишь с царствования императора Ираклия, который захотел воспользоваться этим учением для своих целей чисто государственных. Политическое единство империи могло основываться только на единстве религиозном; но этого единства религиозного не было, как скоро целые миллионы подданных исповедовали монофизитство. Император хотел помирить монофизитов с православными и для сего воспользовался монофелитским учением. Он надеялся, что если монофизитам сделать некоторую уступку, ввести в церковь учение об одной воле во Христе, то этим будут довольны они и примкнут к обществу православных, при чем, казалось ему, и православные не потерпят ущерба в своих основных убеждениях; ибо истина, за которую со всею ревностью стояло православие о двойстве естеств во Христе, не устранялась подобным учением.
    В особенно близких отношениях стоял император в Колхиде с митрополитом монофизитом Киром. Под влиянием своих бесед с представителями монофизитов, которые возбуждали в нем лестные для него и его планов надежды, Ираклий письменно обращается к патриарху Константинопольскому Сергию, вероятно делясь с ним мыслями и чувствами по данному делу. Сергий без сомнения и раньше еще сталкивался с императором о том, как монофелитским учением воспользоваться к выгоде империи. Бес подобного предположения нельзя объяснить той готовности, с какою Сергий становится на защиту монофелитства.

    Источники:
    1. История Византии: в трёх томах / Отв. ред. С.Д. Сказкин. М.: Наука, 1967. - 524 + 472 + 508 сс.

    Том первый, глава 16
    2. Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 - х томах.

    Смотреть 2 и 3 тома, там оглавление идет четко по правителям, чистая политика
    3. История средних веков (в двух томах). Т. I. Учебник» Под ред. С, Д, Сказкипа и др. Изд. 2-е, перераб. М.«Высш, школа», 1977.

    Начиная со стр 118 начало византии
    4. История Средних веков: В 2 т. Т. I: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. — 6-е издание. — М.: Изд-во Моск. ун-та:

    Изд-во «Печатные Традиции», 2008. — 681 с. — (Классический университетский учебник).

    Инфы совсем мало, но зато емко и кратко чета есть
    5.Хрестоматия под редакцией Сказкина и Грацианского 2 издание
    куда без неё, но там подходят чисто два текста и то если у вас таже версия книги. что и у меня , стр 176

    А.П. Лебедев - История вселенских соборов. Часть 2. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. Изд.2-е

    https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebedev/istorija-vselenskih-soborov-chast-ii-vselenskie-sobory-vi-vii-viii-vekov/


    написать администратору сайта