Главная страница
Навигация по странице:

  • Принцип связи обучения с жизнью.

  • Принцип коммуникативной активности учащихся.

  • Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.

  • Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

  • Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

  • Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.

  • Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиаде.

  • «Мой инструмент компьютер». Автор

  • «Занимательная информатика». Авторы курса

  • «Среда программирования Скретч».

  • Язык програмирования Microsoft Kodu Game Lab.

  • Язык программирования Лого Миры.

  • Внеурочная деятельность по информатике при реализации ФГОС в осн. Внеурочная деятельность по информатике при реализации фгос в основной школе


    Скачать 34.01 Kb.
    НазваниеВнеурочная деятельность по информатике при реализации фгос в основной школе
    Дата08.04.2023
    Размер34.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВнеурочная деятельность по информатике при реализации ФГОС в осн.docx
    ТипДокументы
    #1047111

    Внеурочная деятельность по информатике при реализации ФГОС в основной школе

    В современном мире человеку помимо фундаментальных знаний необходимы умения и навыки креативной деятельности.

    Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. В отличие от формализованных школьных занятий внеурочная деятельность может быть самой разной: весёлой и серьёзной, забавной и подвигающей на размышления, дающей отдых и помогающей профессиональному самоопределению.

    C 2010 года в системе образования Российской Федерации внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который призван решать задачи образования в современном мире: "раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире".

    Согласно ФГОС "Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов".

    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

    Таким образом, стандарт указывает не просто на желательность, но фактически – на обязательность ведения внеурочной деятельности. При этом вести ее рекомендуется (в частности, в приложении к предмету «Информатика») в направлении реализации научно-исследовательских и проектных форм учебной работы, однако указана возможность реализации при внеурочной деятельности любых других ее форм, отличных от традиционной урочной, на добровольной основе по выбору обучаемых и по согласованию с руководством образовательного учреждения.

    Основными целями внеурочной деятельности являются:

    • развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;

    • удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий,

    • формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;

    • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;

    • подготовка личности «информационного общества»;

    • вовлечение школы в построение единого информационного пространства.

    Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:

    • Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.

    • Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков по предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

    • Принцип преемственности внеурочной работы с уроками. Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

    • Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

    • Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

    • Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.
    Во внеурочной деятельности школьников по информатике решаются узкоспециальные задачи, которые значительным образом влияют на отбор содержания. К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности школьников можно отнести следующие особенности:
    Программа по внеурочной деятельности школьников может быть разработана образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработанных примерных программ.

    Многие учителя разрабатывают собственные программы на основании программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л. Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.

    Такой вариант разработки программы появился из-за того, что по новым стандартам, как отдельный предмет «Информатика» исключена из перечня обязательных предметов, а учитывая, что в школах в 5 – 7 классах рекомендуется пятидневная рабочая неделя, то отсутствует возможность выделить часы из школьного компонента, как это можно было сделать в предыдущие годы.

    Рассмотрим, какие примерные программы можно рассматривать учителям, при разработке своей программы внеурочной деятельности.

    Информатика. Программы внеурочной деятельности учащихся по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников: 5–11 классы / В.М. Кирюхин, М.С. Цветкова.

    Примерные программы предназначены для педагогов информатики образовательных учреждений. В пособии обосновано место олимпиадной подготовки школьников в курсе информатики и предлагается набор программ для внеурочной работы с одаренными школьниками по трем уровням подготовки: 5–6, 7–8 и 9–11 классы в соответствии с этапами Всероссийской олимпиады по информатике.

    Данная программа представляет большую практическую значимость как с точки зрения методической поддержки на всех этапах ВсОШ, так и с точки зрения совершенствования непрерывной работы с одаренными школьниками в рамках олимпиадного движения по информатике и школьного образования. Разработанный комплект организационно-методических материалов позволил перейти на современный уровень организации и проведения всех этапов ВсОШ по информатике, соответствующий международным требованиям.

    Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы / Богомолова О.Б., М.С. Цветкова.

    Сборник содержит учебные программы по информатике и математике, которые можно использовать при планировании учебных курсов по выбору обучающихся и внеурочной деятельности, а также при планировании и организации индивидуальных образовательных траекторий и учебно-исследовательской и проектной деятельности.

    В сборник вошли следующие примерные программы по информатике: «Информатика и ИКТ. Начальный курс», «Мой инструмент — компьютер», «Первый шаг в робототехнику», «Занимательная информатика», «Виртуальные лаборатории по информатике», «Проекты на основе ИКТ», «Творческие задания в среде программирования Скретч».

    Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7–9 классы / Цветкова М.С., Богомолова О.Б., Самылкина Н.Н.

    Содержит 8 программ в основном по обработке текстовой информации: «Продвинутый пользователь», «Офисные программы», «Офисные программы на основе свободно распространяемого программного обеспечения», «Обработка текстовой информации», «Учебные проекты с использованием Microsoft Office», «Настройка и техническая поддержка персонального компьютера и сети», «Основы программирования на примере Visual Basic .NET», «Подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике».

    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что выбор примерных программ не слишком велик, но вполне возможно использовать эти программы, для создания программы внеурочной деятельности.

    Учитывая возможности программного обеспечения, потребности и интересы учащихся, учителю информатики необходимо выбрать наиболее интересный и приемлемый курс преподавания внеурочной деятельности.

    Выполним обзор наиболее интересных курсов, программ изучения информатики во внеурочной деятельности.

    Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиаде. 5-6 классы.

    Цель курса: обучение решению нестандартных задач по информатике и математике.

    Возможные направления: логика, комбинаторика, системы счисления, игровые стратегии, закономерности, задачи о взвешиваниях, переливаниях, разъездах, переправах и другие.

    «Мой инструмент компьютер». Автор: М.И. Фролов. 3-6 классы.

    Основная цель курса освоение самого современного инструмента повседневной познавательной и творческой деятельности.

    «Занимательная информатика». Авторы курса: Босова Л.Л., Богомолова О.Б. 3-6 классы.

    Цель курса - пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме.

    «Среда программирования Скретч».

    Цель – обучение программированию через создание творческих проектов по информатике.

    Scratch - это бесплатная среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет. Scratch базируется на традициях языка Лого, используя технологию хорошо известного в нашей стране конструктора Лего. В среде Scratch используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать.  Scratch создавался специально для того, чтобы подростки 8 – 16 лет использовали его самостоятельно. Эта новая технологическая среда позволяет им выразить себя в компьютерном творчестве.  К простым действиям черепашки Лого в языке Скретч добавились мощные идеи и технологии параллельных действий и обмена информацией. Теперь они доступны для образования.

    Одной из главных концепций языка Scratch, является развитие собственных задумок с первой идеи до конечного программного продукта.

    Когда ученики создают проекты в Скретче, они осваивают множество навыков 21 века:

      • творческое мышление,

      • предметное общение,

      • системный анализ,

      • беглое использование технологий,

      • эффективное взаимодействие,

      • проектирование,

      • постоянное обучение.

    Язык програмирования Microsoft Kodu Game Lab.

    Kodu – это интерактивная, бесплатная среда создания трехмерных игр, доступная одновременно на Xbox 360 и на ПК. В этой среде используется подход в обучении основанный на визуальном программировании, в котором вообще не надо писать текст. Причём визуальное – это не обязательно рисование блок-схем! Например, можно исходить из понятия объекта, который находится в разных состояниях и реагирует на внешние события.

    Язык программирования Лого Миры.

    ЛогоМиры — уникальная мультимедийная программа. Имеет живой, очень легкий для интуитивного понимания интерфейс и широкие возможности. Это не только работа с графикой, звуком, видео, но и, самое главное, полноценный язык программирования ЛОГО. К тому же программа полностью локализована, т.е. меню, справка и все команды русифицированы. Все это делает программу чрезвычайно удобной для использования в школе, причем работать с ЛогоМирами  дети могут начиная уже  с 1 класса, настолько это просто.


    написать администратору сайта