Главная страница
Навигация по странице:

  • 5)Аристотель «Метафизика»

  • 7)Фома Аквинский «Сумма теологии»

  • Вопрос 2 1) Материализм

  • 4) Р Декарт «Дискурс о методе»

  • 5) И. Кант «Критика чистого разума»

  • 6) Г.В.Ф. Гегель «Наука логики»

  • 7) «Метафизика конечности» М.Хайдеггер

  • 8) Теория коммуникативного разума

  • 9) Историческая трансформация и рефлексивная роль метафизических допущений о структуре мироздания (Р.Д .Коллингвуд)

  • 3 вопрос 1)Пространство и время как условия существования мира.(Демокрит)

  • 2) Пространство и время как условия существования мира.(И.Ньютон)

  • 3) Пространство и время как условия существования мира. Аристотель(реляционная)

  • 4) Пространство и время как условия существования мира.(Декарт)

  • 5) Пространство и время как условия существования мира.(Эйнштейн)

  • 6) Время космоса и субъективное время (Паскаль)

  • 7) Время космоса и субъективное время (Кант)

  • 4 вопрос 1)Проблема развития в античной философии (Платон «Парменид»)

  • 2)Проблема развития в средневековой философии(Августин, Фома Аквинский)

  • 3) Объективная диалектика - развитие реального мира (природы и общества).

  • 1)Проблема развития в науке (механический редукционизм) и философии Нового времени Соотношение объективной и субъективной диалектики в учении И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля (законы диалектики).

  • 3) Диалектика как орудие деконструкции (Ж.Деррида)

  • Философия. философия вопросы. Вопрос 1 1 Бытие как феномен философского анализа


    Скачать 19.93 Kb.
    НазваниеВопрос 1 1 Бытие как феномен философского анализа
    АнкорФилософия
    Дата02.06.2022
    Размер19.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия вопросы.docx
    ТипДокументы
    #564277

    Вопрос 1

    1)Бытие как феномен философского анализа.

    Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование что-нибудь вообще.

    Формы бытия :бытие вещей ;бытие второй природы ;бытие духовного(идеального);бытие социального . Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть.

    2)Бытие и сущее.

    Бытие — это то, что есть, когда еще ничего нет, фундаментальная основа сущего, а сущее — это уже осуществившееся бытие, или как называет его Гегель, наличное бытие, мир вообще, в целом природа

    3)Бытие и ничто.

    НИЧТО – отсутствие, небытие конкретного сущего или вообще бытия – один из базовых концептов в ряде систем онтологии. В истории философии, начиная с античности, можно проследить два альтернативных подхода к ничто. В учениях одной группы (философия Платона и неоплатонизм, христианская пантеистическая мистика, системы Шеллинга, Гегеля и др.) ничто причисляется к тем ключевым категориям онтологии (как Бог, бытие, абсолют и т.п.), которые «с самого начала выступают как бесконечные» (Гегель). Общую исходную позицию всех таких систем можно передать формулой Хайдеггера: «Нужно войти в вопрос о бытии до крайних пределов его – до Ничто и включить Ничто в вопрос о бытии»

    4)Платон «Парменид»

    «Парменид» — один из сложнейших диалогов в творчестве Платона. И оценки его значимости колеблются от «высочайшего достижения человеческой мысли» до «вольных упражнений по риторике», «логической тренировки». Основное (В доме Пифидора происходит беседа, в которой участвуют Пифодор, Зенон, Парменид и Сократ. В диалоге отображены рассуждения о логике,разграничивающих свойства идей,вещей и мышления о них.)

    5)Аристотель «Метафизика»

    Метафизика – это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по себе.Трактат о метафизике, состоящий из 14 книг, – важнейшее из сочинений Аристотеля по теоретической философии. Это изложение «первой философии» не является одним цельным произведением, оно не закончено самим Аристотелем.

    6)Августин «Исповедь»

    Это автобиографический труд, содержащий сведения о жизни Августина и основные постулат его философских взглядов. Труды последнего творческого этапа (410-430 гг.) посвящены вопросам мироздания и конца света. В труде «О Граде Божьем» сформирована идея теократии, рассмотрен процесс мировой истории

    7)Фома Аквинский «Сумма теологии»

    Сумма теологии — гл. произведение Фомы Аквинского, создававшееся в 1266 1273 гг. Осталось незаконченным. Целью написания было приспособление взглядов аристотелизма к требованиям средневекового христианства.

    Вопрос 2

    1) Материализм — научное философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

    2) Идеализм— философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворённости его богом.

    3) Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные

    4) Р Декарт «Дискурс о методе»

    Дискурс о методе-одна из самых влиятельных работ в истории современной философии и важная для развития естественных наук. в этойработе Декарт решает проблему скептицизма, которая ранее изучалась другими философами.

    5) И. Кант «Критика чистого разума»

    Исследованию границ человеческого познания посвящена работа Критика чистого разума ,которую Кант издал в 1781 г. Выражение Критика чистого разума означает критику всего познания, к которому можно прийти априори, т. е. способом доказательств.

    6) Г.В.Ф. Гегель «Наука логики»

    «Нау́ка ло́гики»— работа Гегеля, являющаяся основанием выстраиваемой им философской системы. Представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли

    7) «Метафизика конечности» М.Хайдеггер

    С конечностью бытия Хайдеггер связывает «основной вопрос метафизики», поставленный в конце статьи. Под «трансценденцией» имеется в виду широта человеческого существа, которое благодаря своему знакомству с Ничто выходит за грань бытия.

    8) Теория коммуникативного разума — социологическая концепция, разработанная немецким философом, социологом, крупнейшим представителем Франкфуртской школы Юргеном Хабермасом. Сама теория связана с идеей интерсубъективности, так как в каком-то смысле является ее реализацией. Суть коммуникативной теории разума заключается в обнаружении укорененных в структуре языка участников коммуникации предпосылок достижения согласия, взаимопонимания.

    9) Историческая трансформация и рефлексивная роль метафизических допущений о структуре мироздания (Р.Д .Коллингвуд)

    Робин Джордж Коллингвуд - выпустил книгу Очерк метафизики в 1940г. Книга состоит из трех частей. В первой Метафизика, Коллингвуд рассматривает, что такое метафизика и каким образом она должны быть реформирована. По Коллингвуду метафизика должна стать исторической дисциплиной, изучающей абсолютные предпосылки. Во второй части Антиметафизика Коллингвуд делает обзор попыток просто отбросить метафизику и показывает, к чему это приводит. В заключительной третьей части Примеры Коллингвуд приводит примеры рассмотрения метафизических проблем.

    3 вопрос

    1)Пространство и время как условия существования мира.(Демокрит)

    Пространство Демокрит считал бесконечным, неподвижным, неделимым, то есть во всем противоположным атомам. А время – это просто равнодушный фон происходящих в мире событий, который ни от чего не зависит и ни на что не влияет.

    2) Пространство и время как условия существования мира.(И.Ньютон)

    По Ньютону, мир состоит из материи, пространства и времени. Эти три категории независимы друг от друга. Материя размещается в бесконечном пространстве. Движение материи происходит в пространстве и времени. Ньютон разделял пространство на абсолютное и относительное.

    3) Пространство и время как условия существования мира. Аристотель(реляционная)

    Пространство и время существуют сами по себе, независимо от движущейся материи и друг друга. В них «погружены», «помещены» материальные объекты.Пространство – пустое вместилище для тел.

    4) Пространство и время как условия существования мира.(Декарт)

    Абсолютные пространство и время понимались как внешние, независимые от материи условия бытия, которые сохранились бы даже при исчезновении материи. Абсолютное пространство – универсальное вместилище всего существующего в мире, всегда одинаковое и неподвижное (гигантский «черный ящик».)

    5) Пространство и время как условия существования мира.(Эйнштейн)

    Пространство и время-характеристики движущейся материи и не существуют отдельно от неё.Реально лишь относительное время как объективное определение материальных систем.

    6) Время космоса и субъективное время (Паскаль)

    Паскаль даёт идеям нового времени совершенно своеобразную интерпретацию.Её можно оценить как экзистенциально-скептическую ,противостоящую как рационализму так и эмпиризму.Космос нового времени- бесконечный ,подчиняющийся законам механики, неодушевлённый и отделённый от Бога-переживается Паскалем в соответствующем эмоционально-смысловом контексте. «Молчание этих бесконечных пространств унижает меня»

    7) Время космоса и субъективное время (Кант)

    Согласно Канту, время есть субъективное переживание, но вместе с тем оно выступает априорным условием всякого опыта. Вечность Кант рассматривает как ограниченную снизу (сотворение мира) потенциально бесконечную (или по крайней мере очень длительную) последовательность конечных событий. 8) Экзистенциализм – философское направление, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование. Развитие экзистенциализма связано с именами М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.-П. Сартра.Для философского стиля мышления экзистенциализма, часто использующего для своего выражения язык искусства, характерно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуализма.

    4 вопрос

    1)Проблема развития в античной философии (Платон «Парменид»)

    Парменид, впервые в античной философии, приводит логические доказательства в поддержку своей точки зрения. Для Парменида небытие не существует. Главным доказательством небытия является то, что его нельзя представить, познать или выразить словами.

    2)Проблема развития в средневековой философии(Августин, Фома Аквинский)

    Главная особенность философской мысли периода Средневековья — это теоцентричность, ибо единственной реальностью, определяющей в этой философии все сущее, провозглашался Бог (то есть сверхъестественное начало, а не Космос, природа). Наиболее известным представителем апологетики и патристики был Аврелий Августин Блаженный (354–430). Он учил, что весь мир пронизан разумом, светом, логосом. Но источником всего этого выступает Бог и только Бог. Вся история по Августину есть борьба между приверженцами Бога, строящими «град Божий», и приверженцами сатаны («града земного»).

    В XIII веке с философским обоснованием истинности догматов священного писания выступил итальянский схоласт Фома Аквинский (1225–1274). Он выдвинул пять рациональных доказательств бытия Бога. Его учение, томизм стал официальной доктриной католической церкви. Фома Аквинский, в отличие от Тертуллиана, выдвинул теорию гармонии веры и разума.

    3) Объективная диалектика - развитие реального мира (природы и общества).

    Субъективная диалектика - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, - теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

    5 вопрос

    1)Проблема развития в науке (механический редукционизм) и философии Нового времени Соотношение объективной и субъективной диалектики в учении И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля (законы диалектики).

    По утверждению Канта, все в этом мире подчинено рассудку, потому что через него происходит познание всего окружающего мира. Диалектика Канта призвана отражать противоречия не самих вещей, а лишь противоречия мыслительной деятельности, направленной на познание этих вещей, тем самым становится очевидна субъективность кантовской диалектики. Именно потому, что в ней происходит противопоставление содержания знаний и их логической формы, предметом диалектики становятся сами эти формы.

    Диалектика Г.Гегеля Первое действительное применение диалектики как мыслительного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, можно отметить у Гегеля. Он отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом всего сущего. Диалектическое мышление есть собственное сознание сущего или его сознание о себе самом, причем вне этого сознания сущего нет. Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия средством которой реализуются такие важные принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал противоречие.3. Законы диалектики- это определяющие, с точки зрения сторонников теории диалектики, процесс развития. К основным законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания. Эти законы раскрывают соответственно источник, механизм и направление развития. «Ядром» диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей.

    2) Диалектика природы— незаконченный труд Энгельса, в котором он пытается дать панораму естествознания на основе законов диалектики.Диалектика Маркса и Энгельса.Материалистическая диалектика подразделяется на диалектический материализм(или диалектика природы Энгельса)и исторический материализм (или диалектика общественного развития К.Маркса . В работе «Диалектика природы»Энгельсу удалось доказать ,что мир находится в вечном становлении ,изменении и развитии.

    3) Диалектика как орудие деконструкции (Ж.Деррида)

    Деконструкция - это понятие современной философии и искусства,означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в Новый контекст 4) Сартр

    Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело негативная диалектика и лишь обнаруживает противоречия в иллюзиях человеческого сознания, являясь средством осознания этих иллюзий именно как иллюзий. Человеческая реальность («бытие-для-себя», сознание) определяет саму себя целиком, и её единственная «зависимость» от мира состоит только в том, чтобы быть отличным от него, не быть вещью, не быть объектом.


    написать администратору сайта