Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос №2 Теоретическое познание

  • Эмпирическое познание

  • Вопрос №3 Эмпирический уровень

  • Идеализация

  • Моделирование

  • Мысленный эксперимент

  • Формализация

  • Индукция и дедукция .Индукция

  • философия тема 2. философия, тема 2. Вопрос 1 в структуре научного знания выделяются два уровня эмпирический уровень и теоретический уровень


    Скачать 22.73 Kb.
    НазваниеВопрос 1 в структуре научного знания выделяются два уровня эмпирический уровень и теоретический уровень
    Анкорфилософия тема 2
    Дата15.12.2022
    Размер22.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия, тема 2.docx
    ТипДокументы
    #846393

    Вопрос №1

    В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический уровень и теоретический уровень. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте.

    Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.

    Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого. Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории, и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне — с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью.

    Вопрос №2

    Теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблемагипотезатеория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне.

    Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

    Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

    Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

    Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

    Закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:

    А) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

    Б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;

    В) необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с "железной необходимостью" в соответствующих условиях;

    Г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

    Д) повторяющейся, устойчивой, так как "закон есть прочное (остающееся) в явлении", "идентичное в явлении",

    Их "спокойное отражение" (Гегель). Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

    Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

    1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;

    2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

    3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

    Вопрос №3

    Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы:

    1. Наблюдение. Научное наблюдение — это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения — это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции — сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.

    Наблюдения по способу проведения делятся на:

    — непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

    — косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

    2. Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение — это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.

    В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

    — статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);

    — динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т. д.).

    По способу получения результатов измерения делятся на:

    — прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

    — косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

    Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их в языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.

    3. Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание — это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

    Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т. д.

    4. Эксперимент. Эксперимент — это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор, в отличие от наблюдателя, вмешивается в естественное состояние объекта познания, активно воздействует и на него самого, и на процессы, в которых этот объект участвует.

    По характеру поставленных целей эксперименты подразделяются на:

    — исследовательские, которые направлены на обнаружение у объекта новых, неизвестных свойств;

    — проверочные, которые служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических построений.

    По методикам проведения и задачам на получение результата, эксперименты делятся на:

    — качественные, которые носят поисковый характер, ставят задачу выявить само наличие или отсутствие тех или иных теоретически предполагаемых явлений, и не нацелены на получение количественных данных;

    — количественные, которые направлены на получение точных количественных данных об объекте познания или о процессах, в которых он участвует.

    МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

    1. Идеализация. Идеализация — это мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса исследования и построения научных теорий.

    Например: понятия точка или материальная точка, которые применяются для обозначения объектов, не имеющих размеров; введение различных условных понятий, таких, как: идеально ровная поверхность, идеальный газ, абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, абсолютная плотность, инерциальная система отсчета и т. д., для иллюстрации научных идей; орбита электрона в атоме, чистая формула химического вещества без примесей и другие невозможные в реальности понятия, создаваемые для объяснения или формулирования научных теорий.

    Идеализации целесообразны:

    — когда необходимо упростить исследуемый объект или явление для построения теории;

    — когда необходимо исключить из рассмотрения те свойства и связи объекта, которые не влияют на суть планируемых результатов исследования;

    — когда реальная сложность объекта исследования превышает существующие научные возможности его анализа;

    — когда реальная сложность объектов исследования делает невыполнимым или затрудняет их научное описание и т.д.

    Таким образом, в теоретическом познании всегда происходит замена реального явления или объекта действительности его упрощенной моделью.

    То есть метод идеализации в научном познании неразрывно связан с методом моделирования.

    2. Моделирование. Теоретическое моделирование — это замещение реального объекта его аналогом, выполненным средствами языка или мысленно.

    Основное условие моделирования состоит в том, чтобы создаваемая модель объекта познания за счет высокой степени своего соответствия реальности, позволяла:

    — проводить неосуществимые в реальных условиях исследования объекта;

    — проводить исследования объектов, в принципе недоступных в реальном опыте;

    — проводить исследования объекта, непосредственно недоступного в данный момент;

    — удешевлять исследование, сокращать его по времени, упрощать его технологию и т. д.;

    — оптимизировать процесс построения реального объекта за счет обкатки процесса построения модели-прообраза.

    Таким образом, теоретическое моделирование выполняет в теоретическом познании две функции: исследует моделируемый объект и разрабатывает программу действий по его материальному воплощению (построению).

    3. Мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент — это мысленное проведение над объектом познания неосуществимых в реальности исследовательских процедур.

    Используется в качестве теоретического полигона для планируемых реальных исследовательских действий, или для исследования явлений или ситуаций, в которых реальный эксперимент вообще невозможен (например, квантовая физика, теория относительности, социальные, военные или экономические модели развития и т. д.).

    4. Формализация — это логическая организация содержания научного знания средствами искусственного языка специальной символики (знаков, формул). 

    Формализация позволяет:

    — вывести теоретическое содержание исследования на уровень общенаучных символов (знаков, формул);

    — перенести теоретические рассуждения исследования в плоскость оперирования символами (знаками, формулами);

    — создать обобщенную знаково-символьную модель логической структуры исследуемых явлений и процессов;

    — производить формальное исследование объекта познания, то есть осуществлять исследование путем оперирования знаками (формулами) без непосредственного обращения к объекту познания.

    5. Анализ и синтез. Анализ — это мысленное разложение целого на составные части, преследующее цели:

    — исследование структуры объекта познания;

    — расчленение сложного целого на простые части;

    — отделение существенного от несущественного в составе целого;

    — классификация объектов, процессов или явлений;

    — выделение этапов какого-либо процесса и т. д.

    Основное назначение анализа — изучение частей как элементов целого.

    Части, познанные и осмысленные по-новому, складываются в целое с помощью синтеза — способа рассуждения, конструирующего новое знание о целом из объединения его частей.

    Таким образом, анализ и синтез — это неразделимо связанные мыслительные операции в составе процесса познания.

    6. Индукция и дедукция.

    Индукция — это процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего.

    Дедукция — это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.

    Вопрос №4

    Классификация (от лат. сlassis – разряд, класс и facio – делаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объектов) в какой-либо области знания или деятельности. Научная классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства (таковы, например, биологические систематики, классификация химических элементов, классификация наук). 

    Классификация наук предполагает группировку и систематизацию знания на основе сходства определенных признаков. Так, например, Френсис Бэкон в основание своей классификации положил особенности человеческой души, такие, как память, воображение и разум. Историю он относил к разряду памяти, поэзию – к воображению, философию – к разуму. Рене Декарт для классификации использовал метафору дерева. «Корневище» этого дерева образует метафизика (первопричина!), «ствол» – символизирует физику, а «крона» включает медицину, механику и этику.

    Свою классификацию создал автор книги «История Российская с древнейших времен до наших дней» В. Н. Татищев (1686–1750), который при Петре I курировал вопросы образования. В науках Татищев выделял этнографию, историю и географию. Главным в классификации наук он считал самопознание и принцип полезности, соответственно которому науки могут быть «нужные», «щегольские», «любопытные» и «вредные». К «нужным» наукам Татищев относил логику, физику, химию. Искусство он относил к разряду «щегольских» наук; астрономию, хиромантию, физиогномику – к «любопытным» наукам; гадание и колдовство – к «вредным».

    Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии Огюст Конт (1798–1857) в основу классификации наук положил закон о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Свою классификацию он выстроил по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика). В качестве классифицирующего признака он определил действительные естественные связи, существующие между предметами. Согласно Конту, есть науки, относящиеся, с одной стороны, к внешнему миру, а с другой стороны, – к человеку. Так, философию природы следует разделить на две отрасли – неорганическую и органическую; естественная философия охватывает три отрасли знания – астрономию, химию, биологию. Конт считал возможным продолжить структурирование, распространив свой принцип систематизации наук на математику, астрономию, физику, химию, социологию. Выделение последней в особую группу он обосновывал ее развитием на собственной методологической основе, которую нельзя распространить на другие науки.

    Немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей (1833–1911) в книге «Введение в науки о духе» предложил отделить науки о духе от наук о природе, внешних по отношению к человеку. Предметом наук о духе он считал анализ человеческих отношений, внутренние переживания, окрашенные эмоциями, о которых природа «молчит». Согласно Дильтею, такая ориентация может установить связь понятий «жизнь», «экспрессия», «понимание», которых в науке нет, хотя они объективируются в институтах государства, церкви, юриспруденции.

    По мнению другого немецкого философа, Генриха Риккерта (1863–1936), противопоставление наук о природе и наук о культуре отражает противоположность интересов, разделяющих ученых на два лагеря. В его классификации естествознание направлено на выявление общих законов, история занимается неповторимыми единичными явлениями, естествознание свободно от ценностей, тогда как культура царствует в них.

    Фридрих Энгельс (1820–1895) главным критерием классификации наук считал формы движения материи в природе.

    Любопытен опыт классификации наук академика В. И. Вернадского (1863–1945). В центре его естественно-научных и философских интересов находилась разработка целостного учения о биосфере – живом веществе, организующем земную оболочку, – и эволюции биосферы в ноосферу. Поэтому в основу своей классификации он положил характер наук. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два типа наук: 1) науки, охватывающие всю реальность, – планету, биосферу, космос; 2) науки, относящиеся к земному шару. В этой системе знаний особое место он уделил логике: она охватывает все области наук – и гуманитарные, и естественно-математические.

    Советский философ, химик, историк науки, академик Б. М. Кедров (1903–1985), предложил четырехзвенную классификацию, включающую в себя: а) философские науки (диалектика, логика); б) математические науки (математика, логика, кибернетика); в) естественные и технические науки (механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биохимия, биология, физиология, антропология); г) социальные науки (история, археология, этнография, экономическая география, статистика и т.д.).


    написать администратору сайта