Главная страница
Навигация по странице:

  • В рамках первого подхода существует религиозная версия

  • Смысл человеческой жизни в – сохранении и очищении своей бессмертной души

  • Второй подход

  • философия. Вопрос Философия о смысле жизни человека


    Скачать 85.26 Kb.
    НазваниеВопрос Философия о смысле жизни человека
    Дата13.01.2022
    Размер85.26 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлафилософия.rtf
    ТипДокументы
    #329772

    Вопрос 3. Философия о смысле жизни человека.

    Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

    Осознание смысла жизни, носит исторический характер.

    смысл – в борьбе (В. Белинский), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте), в служении обществу (Н. С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).

    Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

    - смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

    - смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

    - смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

    - не существует смысла жизни.

    В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в – сохранении и очищении своей бессмертной души, считают мировые религии.

    Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. (В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти)
    Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, т.е. научное прогнозирование событиий) смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.
    Толстой Л.Н. пришел к выводу, что смысл жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей. Однако все это еще не говорит о том, что Толстой, в конце концов, разрешил для себя эту проблему. «Одна тайна всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это – тайна» – таков окончательный вывод Толстого.

    С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов и даже гибель.

    Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью.

    Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на себя, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие. Что касается радости как смысла жизни, то радость, «являющаяся направленной эмоцией» (Шелер), сама должна иметь смысл. Даже ребенок с его очень подвижной нервной системой направляет свою радость вовне, на предмет или действия, ее вызывающие. Радость, следовательно, также не самоцель, а следствие достигнутой цели.

    В современной философии представители экзистенциализма(направление, ставящее в центр изучения человеческого существования) утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.

    (Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

    - смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);

    - смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);

    - смысл жизни в достижении некого идеала человека;

    - смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).)

    Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

    Итак, проблема смысла жизни с водится к двум противоположным установкам: 1) объективистская – жизнь и судьба человека зависит от объективных процессов миропорядка, которые кем-то, когда-то были установлены (Бог, космический разум, абсолютный дух, мать-природа, большой взрыв); 2) субъективистский – человек не имеет заранее определённой программы, реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь внутренними ориентирами и принципами. Он свободен, он творит себя сам.


    написать администратору сайта