Религия и мораль. Текст религии. Вопрос Как еще называли Древнюю Грецию
Скачать 132 Kb.
|
Слайд 1 – титульный Слайд 2 Древняя Греция – совокупность государств на юге Балканского полуострова, части островов Эгейского моря и острове Крит, населённых древнегреческими племенами. Слайд 3. Вопрос 1. Как еще называли Древнюю Грецию? В древности Грецию также называли Эллада (Hellas). Это название происходит от имени сына Девкалиона и Пирры - Эллина, который упоминаются в сказе Овидия про Древний потоп в произведении «Метаморфозы». Мифический Девкалион, сын Промятея (кто дал людям огонь), был спасителем рода человеческого от Великого Потопа. Девкалион и Пирра вновь заселяют землю после того, как воды потопа отступают. Они бросают камни на землю, видя, как те оживают и становятся людьми. Первым из них был Эллин. Слайд 4. Историю Древней Греции принято отсчитывать от середины III тысячелетия до нашей эры и до конца I тысячелетия нашей эры. Слайд 5. В Греции не существовало религии в смысле определенного богословского учения, установленных основ нравственности или обрядов. Если мы понимаем под религией систему догматов, учение о Боге, символ веры, то у древних греков это самое слово подразумевало обряды, церемонии и действия, соединенные с внешней стороной культа. На практике религия складывалась из целого ряда самостоятельных культов, имевших каждый свое особое богослужение, свои праздники, свои церемонии и обряды. Господствующей формой был культ богов-покровителей. Этот культ носил официальный характер и был обязателен для всех граждан. Слайд 6. Религия Древней Греции имеет две главные характеристики: 1. Политеизм — многобожие. При всем множестве греческих богов можно выделить 13 главных. 2. Антропоморфизм — человекоподобие богов. Слайд 7-11. Какие 13 главных богов вам известны? Зевс — верховный бог греков, отец и царь всех богов Гера – покровительница браков Посейдон — один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Аид – бог – владыка царства мертвых. Афродита – богиня любви и красоты. Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительни-ца материнства Аполлон - бог света, врачевания и предсказаний покровитель искусств. Артемида – богиня живой природы. Арес – бог войны. Гефест – бог огня и кузнечного мастерства. Дионис – бог виноградства и виноделия. Гермес – бог торговли и прибыли. Афина – богиня мудрости и знаний. Слайд 12. Божества греческого пантеона ничем не отличались от людей, их жизнь протекала в войнах, интригах, соперничестве... И только бессмертие, поддерживаемое волшебным напитком, давало им власть над деяниями человека, над его настоящим и будущим. Религиозная мысль древних греков не выдвинула четких этических принципов, и мифы не учили морали. Вопрос 3. Как называется напиток богов Древней Греции? По словам Гомера, напиток богов называется нектаром, а их пища – амброзией. Божественный нектар состоит из трёх ингредиентов: цветочного нектара, фруктового сока и пряностей. Слайд 13. Греки стремились основать мораль на религии, но религия не совсем удовлетворяла моральным потребностям. частые столкновения, возникавшие между религией и моралью Нормами морали служили обычай и закон. И тот и другой имели религиозную санкцию – наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии. Слайд 14. Мораль не находила для себя достаточной опоры в религиозных воззрениях. У греков не было создано такой идеи бога, которая бы воплощала идею о справедливом управлении миром. Многочисленных богов Эллады вряд ли можно было считать справедливыми, что подтверждается мифами. Боги служили идеалом с точки зрения эстетической функции, но никак не этической. Между мифологическими образами и хранителями нравственности не существовало никакой связи, кроме имен. Слайд 15. Греки испытывали серьезные сомнения в божественной справедливости. Это отразилось в учении Платона, считавшего богов воплощением идеи Добра, но одновременно допускавшего, что земной мир существует сам по себе. Это показывает, как мало ощущали греки свою связь с богами. Слайд 16. Большее значение в качестве религиозных оснований для морали могли бы иметь представления о потустороннем мире, нашедшие свое отражение в таинствах и мистериях. Но и в них было слишком мало этического, гораздо больший смысл имели мистические элементы. Хотя то, что представлялось в Элевсине, и имело большое значение для счастья или несчастья в будущем, но оно не возбуждало никакого морального чувства и не направляло к деятельности или к практическому выполнению добродетели. Картинка: Элевсин – город в Древней Греции, расположенный в 20 км от Афин. Третий по величине город в Греции во время Античности. Слайд 17. Вопрос 4. Что такое «мистерии»? Мистерии – это тайные культовые мероприятия, посвящённые божествам. Участвующие в них, должны были строго соблюдать тайны, совершать жертвоприношения. В Древней Греции проводили самофракийские мистерии (уберегали об опасностях в море), орфические мистерии (посвящались богу Дионису) и критские мистерии (посвящались Зевсу). Однако, Элевсинские мистерии были самыми значимыми, совершались они в небольшом городке Элевсине, посвящались богине плодородия Деметре. Было два вида мистерий: Великие и Малые. Малые мистерии праздновались в антестерионе (март), хотя точная дата не установлена. Священники очищали кандидатов в посвящение, жертвовали свинью Деметре и очищались сами. Великие мистерии проходили в боэдромионе (октябрь) и продолжались девять дней. Слайд 18-19. Вопрос 5. Что происходило в Элевсине? Что происходило в течение девяти дней Великих Элевсинских ритуалов: Первый день был посвящён общей встрече, в ходе которой кандидатов расспрашивали о том, на что они способны. Второй день был посвящён процессии к морю, вероятно для того, чтобы погрузить в пучину моря статую верховной богини. Третий день открывался жертвой кефали (рыба) . На четвёртый день мистический сосуд с начертанными на нём священными символами несли в Элевсин. Вечером пятого дня были факельные шествия. На шестой день процессия направлялась к статуе Вакха (бог растительности и виноделия) . На седьмой день проводились атлетические игры. Восьмой день посвящался повторению предыдущих церемоний ради пропустивших их. Девятый день посвящался глубочайшим философским темам Элевсинских мистерий. Слайд 20. Греки искали в религии руководства для нравственной жизни – и не нашли. Их главные добродетели – мудрость, мужество, благоразумие, справедливость – имеют к богам лишь косвенное отношение. У этого народа, с его высокими стремлениями и обостренным чувством свободы, грех заключался главным образом в несоблюдении должных границ и в гордости. Слайд 21. В то же время нельзя не обратить внимание на то, что ни один народ древности не брал на себя таких возвышенных задач и не чувствовал столь глубоко своих недостатков. Греки старались достигнуть блаженства в гармоническом существовании, подобно тому как своих богов они представляли блаженными. Но они не нашли условий такого счастья и не выяснили, что именно ему препятствует. |