|
6 Варианты вступлений и заключений на тексте 1. Вступление может быть написано в форме Пример
Вступление может быть написано в форме:
| Пример
| 1) Лирического размышления.
| Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно-голубого до темно-фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными: наша планета — теплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на неё из иллюминаторов космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты. Исчезни Земля — и потеряет Галактика самый яркий свой бриллиант. Но какая-то неведомая космическая сила бережёт своё сокровище — нашу планету — от потока метеоритов-убийц, от столкновений с кометами, сохраняя всё живущее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и привычно именуем своим домом? В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».
Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».
| 2) Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста).
| Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В. Солоухин.
| 3) Рассуждения о заглавии, которое ты бы дал данному тесту. (Не забудь: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт).
| «Заклятые друзья природы» — вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту...
| Вступление может быть написано в форме:
| Пример
| 4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.
| Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечным! жителями... Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели, Да и вряд ли они смогли бы наделать столько зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.
| 5) Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.
| Черная, обугленная земля до самого горизонта...
Запах смерти... Мертвая тишина... Ощущение дикого, вселенского одиночества...
Все это ждет человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В. Солоухин в своей статье.
| 6) Может начинаться с цитаты, пословицы, пого-ворки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.
Будь осторожен, если начи-наешь сочинение с цитаты! Только тогда используй ее, когда помнишь дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К 12)!
| «Судьба человечества — в руках человека. Вот в чем ужас». Эта фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе.
| 7) Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы).
| Жадность Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А С. Пушкин («Скупой рыцарь»), и Гоголь («Мертвые души»), и О. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и совсем другое, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В. Солоухин.
| Вступление может быть написано в форме:
| Пример
| 8) Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или
основной проблемы текста.
| Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолете над нашей дальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идет фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес, причем лучшие экземпляры сосен, кедров, а остальное — покорежено, повалено, ободрано,.. Приземлились у небольшой реки, пошли набрать воды для чая, а на берегах — горы тухлой горбуши, выловленной браконьерами ради икры: икру уносят, а рыбу бросают здесь же. Представьте себе огромные (тонны!) кучи дальневосточного лосося, кишащие червями. Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, но писатель В. Солоухин в своем тексте особенно жестко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне за «гладким холодным кружочком золота».
| 9) Описательного утверждения.
| Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. По едва ли найдется ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали ее самые разумные обитатели... Что движет ими, что заставляет их совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.
| Заключение может быть написано в форме:
1) Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.
2) Этически корректного возражения автору исходного текста.
| Пример
Итак, грязные реки и озера, ядовитые продукты, искореженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц, воздух, который порой вызывает страшные заболевания, — вот тот мир, в который приведёт человечество его алчность, не знающая предела.
Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество всё-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, озера, реки считают высшей национальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением морских биоресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию... Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных, ранее занесенные в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, ещё пока рано рисовать оптимистичные картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.
| 3) Спора с воображаемыми критиками позиции автора.
| Не все, наверное, согласятся с позицией В. Солоухина. Наверное, найдутся те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот... Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океана. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц? Разве не убедительно и то, что у нас всё меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть сосем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы (самые очевидные из них —- пожары, наводнения) — результат безнравственного отношения человека к природе.
| 4) Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.
(Ты уже помнишь, что нельзя искажать цитату?)
| Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя homo Sарiens — человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище — Землю.
| 5) Яркого примера, обобщающего твои суждения.
| Когда-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы всё, к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил «осчастливить» этого глупца и выполнил его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью...
| 6) Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного (-ых) положения (-ни).
| Очеловеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «живущие на Земле люди.., мнящие себя друзьями природы» и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью?
| 7) Вывода-впечатления.
| Одна из крайних сущностей денег — быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь, прочитав текст В. Солоухина. А что потом человечество будет делать с желтым металлом на мертвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведет нас путь наживы...
| 8) Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.
| Мы уже давно твердим: природа — наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, I то нельзя построить или отремонтировать мо ре или речку, животный или растительный мир. Да и вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившемся доме. А ведь бессовестных людей на Земле гораздо меньше.... Тогда почему наш дом полуразрушен?
| 9) Развернутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.
| «Вселенские диверсанты... не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей «ненасытной жадностью» «нитки поколений». Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против неё, сделав своё самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли кто станет отрицать, что в природе всё взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.
| |
|
|