Главная страница
Навигация по странице:

  • Протестантские школы.

  • Братские школы.

  • Иезуитские школы.

  • Униатские школы.

  • Использованные сточники

  • Сравнительная характеристика школ в эпоху Реформации и Возражден. Введение беларусь в 1617 веках находилась под властью рп. Белорусский народ угнетался польскими панами, что оставляло свой отпечаток на всех сторонах жизни людей.


    Скачать 15.89 Kb.
    НазваниеВведение беларусь в 1617 веках находилась под властью рп. Белорусский народ угнетался польскими панами, что оставляло свой отпечаток на всех сторонах жизни людей.
    Дата23.05.2021
    Размер15.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСравнительная характеристика школ в эпоху Реформации и Возражден.docx
    ТипДокументы
    #208632

    Сравнительная характеристика школ, существовавших в эпоху Реформации и Возрождения

    ВВЕДЕНИЕ

    Беларусь в 16-17 веках находилась под властью РП. Белорусский народ угнетался польскими панами, что оставляло свой отпечаток на всех сторонах жизни людей. В стране велась борьба за белорусскую культуры между народными массами и крупными землевладельцами, которые поддавались процессу ассимиляции. В 16-17 веках на белорусских землях действовали самые разные школы.

    Протестантские школы. В 16 в. эти школы возникали в Минске, Полоцке, Бресте, Витебске, а также других местечках и городах. В школах обучались дети горожан и шляхты. Основы христианского вероучения были в них самым важным предметом. Заслугой протестантских школ можно считать широкое использование родного языка в процессе обучения.
    Протестантские школы были различных направлений: лютеранские, кальвинистские, арианские.

    В лютеранских школах преподавали катехизис, грамматику, арифметику. Значительное внимание уделялось изучению языков. В школах для белорусов изучался белорусский язык. В связи с тем, что лютеранство в Беларуси не получило широкого распространения, школ данного направления было немного.

    Большинство же белорусских протестантов приняли кальвинизм. В 70-е гг. XVI в. в Беларуси было 163 кальвинистских собора, при большей части которых существовали школы (Брест, Ошмяны, Несвиж, Минск, Могилев и другие города). Кальвинистские школы подразделялись на два типа: начальные и повышенного типа. В начальных изучалось чтение, счет, письмо, религия, основы кальвинистского вероучения («Катехизис»).

    Наиболее известными кальвинистскими школами повышенного типа были Виленская (основанная в середине XVI в.) и Слуцкая (1617) («Слуцкие Афины»). Последняя имела статус лицея гуманитарного типа, основными предметами в нем считались филологические науки, в частности латинский язык. Учащиеся изучали также греческий язык и литературу, польский, немецкий, староеврейский языки, этику, риторику, историю, законодательство. Огромное внимание уделялось логике и истории, несколько меньше — математическим наукам, физике.

    По инициативе арианских общин на территории Беларуси была открыта целая сеть арианских школ: в Ивье, Клецке, Несвиже, Новогрудке и др. Эти школы были двух видов: начальные и типа гимназий, которые давали среднее образование.

    Учебный план средних арианских школ включал в себя целый ряд учебных дисциплин: латинский, греческий, древнееврейский языки, философию, риторику, право, теорию музыки, историю, этику, географию. Большое внимание уделялось предметам природоведческого цикла: природоведению, физике, математике, медицине. Такого обширного образования в Беларуси ранее не давала ни одна школа.

    Братские школы. Первой братской школой стала Виленская, открытая в 1584 году. Она стала очень популярной среди населения, и первой среди других православных школ применила в образовательном процессе печатные книги. Вслед за ней братские школы стали создавать в Могилёве, Бресте, Минске, Витебске. Братские школы руководствовались Уставом братства и уставом школ. Здесь использовались элементы классно- урочной системы. Дисциплина была жёстко, занятия начинались и заканчивались молитвой. Ученик должен полностью отчитываться преподавателю о своём домашнем задании. Преподавание осуществлялось на церковнославянском и белорусском языках. Обучение было бесплатным, здесь учились в основном дети мещан. Преподавался целый ряд предметов: риторика, история, диалектика, математика, музыка, география, астрономия. Братские школы внесли большой вклад в издательское дело, они имели при себе типографии, где печатали пособия, учебники и тд. Также братские школы внесли вклад в развитие белорусского языка, поэзии, драматургии.

    Иезуитские школы. Первое учебное заведение было открыто иезуитами в 1569, это была коллегия. На протяжении 16- 17 веков иезуиты открыли школы в Орше, Минске, Пинске, Полоцке, Слуцке, Гродно. Иезуитские школы делились на 2 типа: низшие и коллегии. Иезуиты ввели в программу школ классическую латынь, греческий, риторику, логику, философию, навыки ораторского искусства. Обучение было бесплатным, также провозглашалась терпимость к вероисповеданию учащихся. Иезуитские школы уделяли немного времени богословским вопросам. Иезуиты ввели систему оценок, уделяли большое внимание физическому воспитанию. Иезуитские учебные заведения в 17 веке обеспечили себе популярность среди местной шляхты, по их инициативе были закрыты братские и протестантские школы.

    Униатские школы. Деятельность униатов в сфере образования началась с закрытия братских школы. Первая униатская школы была открыта в Бресте на месте братской школы. В униатских школах низшего типа учащиеся получали элементарное начальное образование, а в школах высшего типа риторику, философию, историю, право. Школы были предназначены для бедного населения, уровень их учебно- воспитательной работы был низким. В деятельности данных школ огромную роль играл орден базилиан, который во многом копировал деятельность ордена иезуитов.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, в данном эссе на основе анализа использованных источников можно сделать вывод, что во второй половине XVI-XVII вв. на белорусских землях существовали разные по своей идейной направленности (конфессиональной принадлежности), содержанию, организационным формам и методам работы школы: протестантского направления; православные братские; католические, представленные прежде всего иезуитской системой школьного образования; униатские, возникшие после принятия Брестской унии. Все эти школы безусловно внесли свой вклад в развитие белорусского народа. Одни учебные заведения ставили своей главной целью конфессиональное образование, другие- более светское, одни школы были для бедных слоёв, в то время как в других школах обучали детей шляхты, но все они выполняли одну функцию- воспитание духовного, нравственного сознания детей того времени.

    Использованные сточники:

    https://clck.ru/SUYGt


    написать администратору сайта