Монашеская республика Афон. курсовая Афон. Введение История Афона и русского монашества на Святой Горе
Скачать 48.42 Kb.
|
Содержание Введение………………………………………………………………………….3 История Афона и русского монашества на Святой Горе…………………5 Становление независимого монашеского государства на Афоне……5 Афон в ХХ веке………………………………………………………….9 Административное устройство……………………………………………13 Система управления на Афоне……………………………………………16 Заключение……………………………………………………………………..18 Литература……………………………………………………………………...20 Введение Афон (греч. «Агион Орос» — Святая Гора) — узкий гористый полуостров, расположеный в Восточной Греции, вдающийся в Эгейское море. Его протяженность — около 60 км, ширин — от 8 до 19 км, площадь — ок. 360 кв. км. Гора Афон - святое место для православных всего мира. Здесь, на склонах гор, в живописном, не тронутом цивилизацией месте находятся 20 православных монастырей, 12 скитов (небольших монастырей) и множество келий. На Афоне проживает 2 тысячи монахов. «Значение Афона для православного мира необычайно велико: прежде всего потому, что Сама Пресвятая Богородица избрала его для будущей иноческой жизни. По Преданию, ок. 44 г. Божия Матерь и евангелист Иоанн, проплывавши близ Афона, направляясь на Кипр к Лазарю, после страшной морской бури сошли на афонский берег. Восхищенная красотой этих мест, Пресвятая Дева сказала: «Сие место да будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога Моего!.. Благодать Божия да пребудет на месте сем!»1 Монашество Афона живет изолированно от внешнего мира. На Афоне отсутствует светский образ жизни, здесь нет городов и деревень. На полуостров не допускаются женщины и даже животные женского пола. 2 Очень велико значение Афона для православного мира в целом. Каждому православному христианину Афон известен, прежде всего, как средоточие святости, очага благочестия и духовной жизни для всего православного мира, как средоточие духовных подвигов. На протяжении веков Святая Гора и поныне остается главным центром иноческой жизни не только греческого народа, но и всех славянских наций. Сюда православные народы посылали своих иноков, среди которых многие прославились трудами благочестия и причислены Церковью к лику святых. Первыми насельниками и подвижниками Святой Горы были греки, но и другие православные народы мира очень рано включились в духовно-аскетическую жизнь Афона и имели здесь своих подвижников и молитвенников. Афон является колыбелью русского монашества. История русского присутствия на Святой Горе насчитывает более тысячи лет. Православные русские люди всегда смотрели на Афон как на святыню, как на духовную колыбель, где протекала жизнь и подвижническая деятельность их великих просветителей и родоначальников православного монашества. Важное значение Афона для православного мира заключается еще в том, что трудами и заботами его подвижников здесь собраны богатейшие библиотеки древних книг и рукописей — греческих, славянских, грузинских, и сохранены для науки многие весьма ценные произведения христианской и древне-классической литературы. Также на Святой горе Афон хранится достояние православного мира: древние иконы, фрески, рукописные книги, скульптурные работы из мрамора и дерева, а также ткацкие и мозаичные произведения искусства. Святая Гора являлась и является местом благочестивого паломничества, благодаря большому количеству здесь святых мощей, чудотворных икон и святых реликвий. Сюда устремлялись люди со всех концов света, особенно много из России, чтобы поклониться святогорским святыням. Актуальным становится вопрос почему Афон остается изолированным от внешнего мира, каковы принципы его управления. Поэтому цель данной работы – раскрыть особенности управления монашеской республики. Для этого необходимо изучить: как исторически складывалось положение Афона, какие были предпосылки для формирования современного состояния, в каком подчинении находится Афон территориально и к какой поместной церкви относится, каковы принципы управления. Для изучения этой темы были изучены работы следующих авторов: Якимчук И., Блохин В. С., Лимарев В.Н., Бибиков М.В., Троицкий С. В. История Афона и русского монашества на Святой Горе Становление независимого монашеского государства на Афоне Святая Гора Афон (Айон Орос) высотой 2033 метров получила название в честь мифического фракийского гиганта Афона со времен в глубокой древности, когда Афонский полуостров был заселен фракийцами, а с 5 века до н.э. греками из Халкидики. Здесь проходили морские пути, связывающие Грецию с Востоком. Время появления первых немногочисленных иноков на Афоне относится к IV в., а первые монашеские поселения появились здесь лишь в VII столетии в царствование императора Константина Погоната (668 – 685). Спасаясь от нашествия арабов, подвижники египетских, сирийских и палестинских монастырей и скитов оставили свои обители и подались в Константинополь. В 680 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам.3 Во время эпохи просвещения, которая продолжалась в Византии с 813 года по 913 год, «Афон официально вошел в византийскую историю как монастырский центр, что ярко проявилось в факте участия святогорских монахов на Константинопольском Синоде 843 г. Этой эпохе принадлежат два выдающихся деятеля Святой Горы: монах Петр Афонский и Евфимий Фессалоникский. Согласно хрисовулу византийского императора Василия I от 885 г., Афон был предназначен для проживания только аскетов.»4 То есть Василий I в 885 году официально провозгласил Афон местом монашества. После эпохи просвещения насупил упадок Византийской империи, который закончился завоеванием Византии турками-сельджуками. Центр научной и культурной жизни Византии перемещается в монастыри.5 «Первый святогорский монастырь Великая Лавра был основан в 963г. трапезундским монахом Афанасием (ок.925 или 930 — ок. 1000). В 964 г. император Никифор Фока своим хрисовулом назначил Афанасия игуменом Лавры, насчитывавшей тогда 80 иноков, и постановил, что обитель должна навсегда оставаться независимым монастырем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам.» 6 В 10 веке на Афон пришли христиане разных национальностей, грузины, русские, болгары, сербы, румыны, которые основали свои монастыри. Болгары, в силу географической близости, очень рано стали посещать Афон и уже в X веке создали здесь свой монастырь Зограф, ставший одной из величайших болгарских святынь. С Афона вышли: первый болгарский Патриарх Феодосий Тырновский, последний Патриарх Ефтимий. Сербскому народу и Сербской Церкви Святая Гора дала первопросветителя, первого архиепископа и организатора народной Церкви преп. Савву и его продолжателей. На Афоне жили монахи-румыны, из которых некоторые были известны как литературные деятели, обитали в разных монастырях. Основанный в X в. грузинами монастырь Ивер являлся значительным центром грузинской культуры. Здесь переводились книги на грузинский язык. В середине XVI века Иверский монастырь был передан монахам-грекам, и теперь грузины справедливо добиваются возвращения им своей обители. Особенно тесными и плодотворными были духовные связи между Афоном и Православной Русью. Начало монастырского строительства на Руси самым непосредственным образом связано с Афоном, именно во время своего пребывания там основатель русского монашества преп. Антоний Печерский (983—1073) усвоил правила иноческой жизни. Отсюда он принес на Русь первый устав монастырского строя, основав Киево-Печерскую лавру. Посещение русскими Святой Горы Афон с начала распространения христианства на Руси до XII века не было единичным. 7 В 972 году на Афоне был издан первый Устав, по которому регулировалось организация и управление Святой Горой. Документ был подписан императором Иоанном Цимиски. По этому уставу Афон был признан независимым монашеским государством. В монахи уходили одаренные люди, с научным и художественным складом характера, которые смоги в какой-то мере реализовать свои творческие порывы. На Святой Горе продолжает свое развитие македонская школа живописи. Архитекторы приложили свои усилия в строительство монастырских ансамблей, которые создавались в сложных горных условиях. 8 В эпоху св. равноапостольного князя Владимира выходцам из Руси был предоставлен в вечное владение скит Богородицы Ксилургу. Двумя веками позже, в 1169 году, им был также передан монастырь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. За эти долгие годы все русское святогорское иночество в целом наряду с периодами расцвета пережили и времена упадка и запустения, что было связано с ослаблением по тем или иным причинам духовных связей Афона с Русской Православной Церковью.9 После захвата Византийской империи в 1204 году латинянами и установления Латинской империи (1204—1261) монастыри переживали тяжелые времена грабежа и насилия, которому они подвергались со стороны католиков. В это время монахи были вынуждены отстаивать свою независимость от католиков. Но затем наступили благоприятные года, когда сербский король Стефан в 14 веке взял монастыри под свое покровительство. Конец 14 века – период расцвета монашеской республики. После захвата Македонии турками-сельджуками, мусульмане обложили монастыри налогами, монастыри оказались на гране выживания.10 С Османской империей монахи Афона конфликтовать не стали, и с первыми султанами у них были довольно хорошие отношения. В 1542 г. был создан последний монастырь на Афоне, который называется Ставроникита. После него создавать новые монастыри было запрещено. После падения Константинополя, монашеская община после верноподданнических заверений султану, временно сохранила прежние права и привилегии. Но в 1566 году Стамбул отобрал у афонских монастырей все имения. До XVII века управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Про́том (греч. Πρώτος). «Прот представлял Афон перед гражданскими и церковными властями Византии, вместе с советом игуменов вел судопроизводство, следил за сохранением мира и порядка.»11 В XVII —XVIII вв., несмотря на финансовые проблемы, монастыри оставались духовным и просветительским центром православия, а в монастыре Ватопеде была основана Афонская академия. Во время греческой войны за независимость (1821—1828) турки установили на горе свой гарнизон, а против монахов обрушились репрессии. В 1829 г. был заключен Адрианопольский мирный договор с Россией, и Афон возвратился к нормальной жизни. Несмотря ни на что, «пока Афон принадлежал Турции, три фактора в значительной мере облегчали тяжелое положение негреческого населения Афона. Такими факторами были: 1) дипломатическая защита со стороны христианских государств, 2) автономия монастырей и 3) значительные доходы, которые греческие монастыри имели от богомольцев других национальностей и от имений в негреческих православных государствах.»12 Афон в ХХ веке. Все это изменилось, когда Афон вошел в состав Греции после победоносной для Греции Балканской воины 1912—1913 гг. На Лондонской мирной конференции в 1913 г. Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греции. Что в конечном итоге и было сделано, и этот статус закреплен Декретом 1926 г. «Первая мировая война заставила заинтересованные государства на некоторое время забыть об Афоне, но после войны был поднят вопрос о новом политическом устройстве Европы, и был решен вопрос об Афоне… Тринадцатая статья Лозаннского договора гласит: «Греция обязуется признавать и сохранять традиционные права и свободы, которыми пользуются негреческие монашеские общины горы Афона сообразно предписаниям 62 статьи Берлинского договора от 13 июля 1878 года…По многим причинам Греция получила возможность рассматривать Лозаннский договор как «клочок бумаги» и предпринять против негреческого населения Афона целый ряд законодательных и административных актов, явно противоречащих определениям Лозаннского договора. Важнейшим таким актом является издание в 1926 году нового Устава Афона, заменившего действовавший до того времени Устав 1806 года».13 С этого времени начались серьезные трудности у славянского монашества, численность которого начала стремительно падать. Греческое правительство, взявшее под свой контроль Афон, всячески чинило препятствия для пополнения русской монашеской братии, а старые ее члены умирали. «Так, если в 1903 году из 7432 святогорских монахов (включая скиты и келии) русских было 3496, грузин – 51, болгар – 307, сербов – 16, румын – 286, греков – 3276, то уже к 1956 году в двадцати монастырях, скитах и келлиях обитало монахов 1491. Из них греков осталось1290 человек, болгар – 17, грузин – ни одного, сербов – 28, румын – 94, а русских – всего 62, т.е. почти в 57 раз меньше, чем в 1903 году.»14 Пантелеевский монастырь пришел в запустение. Немногочисленная братия не справлялась с навалившимися трудностями: холод, голод, пожары, болезни, отсутствие помощи из вне. В дальнейшем количество их еще более уменьшилось… «По смыслу всех международных и канонических постановлений о Святой Горе ее монахи, независимо от их национальности, никогда не рассматривались как обыкновенные жители или подданные того государства, в пределах которого находился Афон. Они всегда составляли отдельную самостоятельную монашескую республику, вполне автономную в своей внутренней жизни. Всегда прием желающего поступить в монастырь был исключительно внутренним делом каждого монастыря. В него не вмешивались ни Священный Кинот, ни Константинопольский патриарх, ни, тем более, светская власть. В противоположность этой древней практике 10 сентября 1926 года греческое правительство издало закон, согласно которому все афонские монахи, независимо от их национальности, считаются подданными греческого государства. В силу этого закона в афонские монастыри не может быть вновь принято лицо, не имеющее греческого подданства…Этим законом, фактически закрывался въезд и поселение славян в славянских монастырях на Афоне. Тем самым были нарушены вековечные свободы этого иноческого всеправославного центра и международные постановления о нем, в результате чего величайшая святыня Православия была фактически изолирована от многих Поместных Православных Церквей… По новому греческому уставу создается возможность произвольно чинить препятствия паломничеству из славянских стран и приезду из них новых послушников и иноков в славянские монастыри на Афоне..»15 В 1958 году Свято-Пантелеимонов монастырь пришел в полный упадок, и ему грозило полное запустение и переход в чужие руки этого древнего русского достояния, созданного трудами и жертвами многих поколений русского православного верующего народа. Несмотря на то, что с 1962 года возобновились паломнические путешествия на Афон представителей Русской Церкви, они были очень и очень редкими. Единственная форма помощи русским святогорцам заключалась в периодических посылках, отправляемых через Московскую Патриархию. В 1972 году Святую Гору было первое в истории посещение Афона Всероссийским Патриархом - Святейшим Патриархом Московским всея Руси Пименом. Этот визит был использован для привлечения широкого внимания греческой и мировой общественности к ужасающему положению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. 19 октября 1972 года, Святейший Патриарх Пимен делал официальное заявление, в котором убедительно просил греческое руководство способствовать укреплению русского монашества на Афоне. С1974 года братия начала пополняться. С1975 начали приезжать делегации РПЦ. В настоящее время численность братии составляет около 60 человек. Таким образом, можно констатировать, что Священноначалию Русской Православной Церкви, ценой многолетних настойчивых усилий удалось предотвратить физическое вымирание Русского Афона. За последние годы наблюдается ряд позитивных изменений в жизни Русского монастыря. Восстановлены порядок и дисциплина, на средства жертвователей отремонтировано несколько монастырских корпусов, а также все монастырские храмы. Однако еще имеется ряд проблем, в том числе и в сфере духовной жизни, которые еще предстоит решать.16 В сентябре 2005 года группой высокопоставленных лиц, включая Патриарха Алексия II, была учреждена региональная общественная организация «Русское афонское общество». В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях. 28 мая 2016 года Афон во второй раз посетил президент Российской Федерации Владимир Путин. Вместе с ним на Афоне побывал также Патриарх Московский и всея Руси Кирилл для празднования тысячелетия присутствия русских монахов на Святой горе. Усилиями РПЦ и правительства России положение св. Пантелеевского монастыря немного улучшилось. На данный момент там проживает около 60 человек. Административное устройство В 2011 году население Афона составляло 2 416 чел. «Вся территория Афона поделена между двадцатью монастырями, и центральное управление Афона - Протат, своего рода парламент, и Епистасию - правительство Афона составляют исключительно представители монастырей, тогда как ни скиты, ни келлии не имеют ни своей земли, ни своих представителей в центральном управлении Афона и всецело подчинены монастырям, на территории которых находятся. А так как центральное управление Афона состоит из представителей монастырей в одинаковом числе от каждого, то подавляющее большинство голосов в этом управлении всегда принадлежит грекам.»17 Географически монастыри расположены следующим образом: на западном берегу с севера на юг выстроились Зограф (болгарский), Кастамонит, Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеймона (русский), Ксиропотам, Симонопетра, Св. Георгия, Св. Дионисия, Св. Павла. На восточном берегу с севера на юг расположены монастыри Хиландар, Эсфигмен, Ватопед, Пантократор, Ставроникита, Кутлумуш, Иверский, Филофей, Каракал и Великая Лавра. Главная пристань Афона — поселок Дафни (Dafni) — расположен на западном берегу. От нее в глубь полуострова уходит мощеная дорога к административному центру Афона — Карее (Karies). Там находится древнейший, по преданию основанный в 335 г. Константином Великим храм Успения Пресвятой Богородицы, где хранится чудотворная икона Божьей Матери «Достойно есть». Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии. Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно-правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено. «Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии: Великая Лавра Ватопед Иверский Хиландар , сербский Дионисиат Кутлумуш Пантократор Ксиропотам Зограф , болгарский Дохиар Каракал Филофей Симонопетра Святого Павла Ставроникита Ксенофонт Григориат Эсфигмен Свято-Пантелеимонов , русский Констамонит «Кроме главных монастырей, в которых к настоящем времени установлен киновийный (общежительный) образ монашеской жизни, на Афоне существуют следующие формы монашеских поселений: - скиты, состоящие и нескольких зданий, каждое и которых населено монахами; центр скита — кириакон (общий храм); в разных местах на Афонском полуострове находится в общей сложности двенадцать скитов, которые разделяются на общежительные и идиоритмические; общежительных скитов четыре: пророка Илии (русский), принадлежащий Пантократоровому монастырю, святого Иоанна Предтечи (румынский), принадлежащий Великой Лавре, святого Андрея или «Серай» (русский), принадлежащий Ватопедскому монастырю, и Богородицы (болгарский), принадлежащий Свято-Пантелеимонову монастырю; другие восемь скитов идиоритмические (особножительные): Ксенофонтов (Ксенофонтовский монастырь), Новый Скит или Скит Пирга и скит святого Димитрия или Лаккоскит (монастырь святого Павла), святой Анны и Кавсокаливский (Великая Лавра), святого Иоанна Предтечи (Иверский монастырь), святого Пантелеймона (Кутлумушев монастырь) и святого Димитрия (Ватопедский монастырь); управляет скитом дикей, чьё звани дается пожизненно ; - келии, представляющие отдельные усадьбы монахов, — небольшие жилые помещения с участками земли; внутренняя жизнь келий устраивается независимо от монастыря. - каливы — поселения, включающие немногочисленные группы монахов и имеющие небольшой храм или часовню; каливы не имеют земельных наделов; монахи занимаются здесь ремеслом и художественными промыслами; многие каливы похожи на поселки, однако организационно никак не связаны друг с другом; власть на ним принадлежи не скиту, а тому монастырю, на территории которого они находятся; - кафизмы — небольшие помещения, напоминающие каливы и расположенные близ монастыря, которому они принадлежат; в каждой из кафизм проживает один монах, получающий еду монастыре за небольшую денежную плату. Есть также отшельники, которые устраивают свою жизнь на опасных скалистых кручах, в хижинах или пещерах.»18 Система управления на Афоне Официально Афон называется Айон-Орос (Святая Гора) и имеет статус теократической автономной республики в составе Греции. Действующая конституция Святой Горы — это Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции, как самоуправляемая часть греческого государства. Административным центром Афона является город Карье (Карея). Здесь находится резиденция назначаемого греческим правительством губернатора (управляющего Горы). Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства. Здесь же находится суд почта, телеграф, таможенное и полицейское управление, небольшой штат административных сотрудников, магазины и медпункт. В Карее также находится Здание Святой Общины, в котором заседают представители монастырей, и церковная школа монашеской республики. Все виды преступления рассматриваются в судах городе Салоники, незначительные правонарушения в судах тех монастырей, где они совершены. Главный морской порт монашеской республики — Дафни — соединен шоссейной дорогой с административным центром Карея. На Святой Горе в основном проложены грунтовые дороги. Каждый из 20 существующих монастырей наделен статусом суверенного объекта и освобожден от всех налогов и пошлин. Монастыри находятся в прямом церковном подчинении Вселенской Константинопольской Патриархии. Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей; собирается дважды в год: спустя 15 дней по Пасхе и 20 августа в столице Афона — Каре́е. Центральный исполнительный соборный орган управления Священный Кино́т, или Прота́т, состоящим из 20 членов (антипро́сопов), каждый из которых представляет свой монастырь. Располагается в Карее, действует постоянно, заседает три раза в неделю. Каждый антипросоп избирается своим монастырем в течение 15 первых дней января сроком на один год. Распорядительная власть —Священная Эписта́сия, состоящая из четырёх «наблюдателей», состав которой меняется каждый год первого июня. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии в один из 5 лет наряду с тремя другими в его группе монастырей. Старший член Эпистасии (монах, представляющий старший в группе монастырь) именуется протоэписта́тис или назир. Все монастыри делятся на пять групп — в каждой группе по четыре монастыря. В первую группу входят Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен. Во вторую — Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита. В третью — Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра. В четвёртую — Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. В пятую — Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Констамонит. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии. Священный Кинот и Священная Эпистасия располагаются в Кариесе (Карее) — столице монашеской республики. Заключение Святая Гора Афон — одно из священных мест на Земле, памятник византийской культуры. Это спасательный маяк, вечно освещающий путь к истине. Святой Афон остается главным центром и оплотом восточно-христианского монашества. Этот оплот православной веры внес огромный вклад в мировую философию и богословие, культуру, литературы и живопись. Афон является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Официально Афон имеет статус теократической автономной республики в составе Греции с действующей конституцией Святой Горы - Уставной Хартией от 1924 года, имеющей силу государственного закона Греции, в которой закреплён статус Афона, как самоуправляемой части греческого государства. Сами монастыри подчиняются Константинопольской поместной церкви. Но на самом деле самоуправляемость, то есть самостоятельность монастырей, особенно славянских, сильно подавлена этим новым Уставом, что повлекло в ХХ веке катастрофические проблемы для них и грозило полным вымиранием. Современная система управления монашеской республикой Афон имеет глубокие исторические корни. Монашеское государство переживало то период подъема, когда государи покровительствовали ему, то упадка в период тяжелых дней для православия. «Тогда как Католическая Церковь стремится к административному единству, Православная Церковь стремится к единству духовному; и как Рим является административным центром католического мира, так и Афон уже в течение тысячелетия служит духовным центром всего Православия, объединяющим все православные народности. Идейное значение Афона состоит в том, что он стоит выше всякой земной политики, и православные какого бы то ни было государства, какой бы то ни было национальности имеют право проживать в этой всеправославной святыне и молить Бога о благосостоянии всего православного мира. Эта великая идея, фактически осуществленная историей Святой Горы, была неоднократно формулирована и во многих древних актах.»19 Положение независимости Святой Горы много раз было подтверждено указами разных императоров: в 680 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам; Василий I в 885 году официально провозгласил Афон местом монашества; в 964 г. император Никифор Фока постановил, что обитель должна навсегда оставаться независимым монастырем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам; в 972 году на Афоне был издан первый Устав, подписанный императором Иоанном Цимиски, по которому Афон был признан независимым монашеским государством; в 1829 г. был заключен Адрианопольский мирный договор, по которому Афон освобождался от турецких притеснений. Принципы управления Святой горы основываются на семи уставах, принятых от начала организованной жизни афонского монашества до начала XIX в. Наиболее значительную роль, сыграли уставы 971, 972, 1046, 1394 и 1810 годов. Но в 1912-1913 годах монашеская республика подверглась угрозе потерять свою независимость после ее присоединения Греции, не смотря на попытки России сохранить статус «автономной монашеской республики». Изданный новый Устав 1926 года фактически закрывал въезд и поселение славян в славянских монастырях на Афоне. Тем самым были нарушены вековечные свободы этого иноческого всеправославного центра, ведь Святая Гора со своими обитателями, принадлежащими всем православным народам и была вековым связующим звеном между всеми Православными Церквами. Вполне понятно, что Православные Поместные Церкви крайне озабочены дальнейшей судьбой Святой Горы. Православные люди всех стран верят, что Святой Афон вскоре снова станет объединяющим средоточием православных народов в вере и духовной жизни, каким он был в прошлом. Литература Бибиков М.В. Афонские традиции русского монашества / Свято-Троицкая Сергиева Лавра – 2017 г. Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие.—Екатеринбург: Информ. -изд. отдел ЕДС, 2014. — 608 с. Маркова А.А. Афон и его святыни. /М.: Благовест, 2014. – 560 с. Лимарев В.Н. Монашеское государство Афон. Троицкий С. В. Афон и международное право. / Богословские труды. Сборник тридцать третий. М.: Издательство Московской Патриархии, 1997г.- 312 с. Якимчук И.З., прот. Положение русского монашества на святой горе Афон в ХХ веке. 1 Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. — Екатеринбург: Информ.-изд. отдел ЕДС, 2014. — 608 с., С. 513 2 См. Там же. С. 513 3 См. Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей. С. 514 4 Там же. С.514 5 См. Лимарев В.Н. Монашеское государство Афон 6 Блохин В. С. Указ. соч., С. 514 7 См. Бибиков М.В. Указ.соч. 8 См. Лимарев В.Н. Указ. соч. 9 См. Якимчук И.З., прот. Положение русского монашества на святой горе Афон в ХХ веке. 10 См. Лимарев В.Н. Указ.соч 11 Маркова А.А. Афон и его святыни. /М.: Благовест, 2014. – 560 с., С. 337 12 Троицкий С. В. Афон и международное право. / Богословские труды. Сборник тридцать третий. М.: Издательство Московской Патриархии, 1997г.- 312 с., С. 142 13 Троицкий С. В. Указ.соч. С. 145-146 14 Троицкий С. В. Указ.соч.. С.148 15 Там же. С.150 16 См. Якимчук И.З., прот. Указ.соч. 17 Троицкий С. В. Указ соч., С.142 18 Блохин В. С. Указ.соч. С. 515-517 19 Троицкий С. В. Указ.соч., С. 141 |