Социальная структура древнерусского государства. Введение социальная структура любого общества подразумевает под собой соотношение классов, слоев населения, их обязанностей и прав
Скачать 60.12 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Социальная структура любого общества подразумевает под собой соотношение классов, слоев населения, их обязанностей и прав. Такое деление общества всегда было, есть и будет потому, что всегда будут богатые и бедные. Если рассматривать эту систему сверху вниз, то можно представить себе обычную пирамиду. На самой вершине находятся привилегированные сословия, которые обладают силой и властью, а внизу находятся самые бедные и слабые. В самом начале своего образования славяне жили небольшими группами, члены которых были между собой связаны кровными узами. Это был род. Когда людей стало больше, строй изменился, и тогда появилась община. Здесь кровная связь играла меньшую роль. Источником объединения были общие интересы или проблемы. Главным источником, раскрывающим социальную структуру древнерусского общества, является “Русская Правда” — первый в истории Руси писаный свод гражданских законов. “Русская Правда” ограничила древний обычай кровной мести за убийство. Мстить могли только ближайшие родственники убитого. Закон устанавливал систему штрафов (виру) за убийство и другие преступления. Размеры штрафа были дифференцированы в зависимости от социального статуса потерпевшего. Убийство дружинника или представителя княжеской администрации каралось самым большим штрафом — 80 гривен, убийство свободного человека более низкого ранга — 40 гривен, женщины — 20 гривен. Убийство смерда (свободного крестьянина-общинника) каралось самым низким штрафом — 5 гривен. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА Структура древнерусского общества стала формироваться при появлении князей. На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества — «отчины» отдельных князей. Это, например, Черниговское, Переяславское, Смоленское и другие княжества. «Отчины» были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с «очередью». Князь («кнез» – древнегерманский термин – глава рода, старейшина) – глава государства, военный предводитель, верховный судья и законодатель. Князь объезжал подвластные территории, вершил суд, налагал штрафы. Суд вершился поЗакону Русскому– устному своду законов, упоминаемому в договорах Руси с Византией. Княжеское окружение выполняло функцииуправленияипринуждения: Сначала Князя избирали из числа жителей общины для решения военных вопросов. Однако позже такие люди стали укреплять свою власть. Теперь они получали титул князя пожизненно, кроме того, могли передавать по наследству. Он имел абсолютную власть, сам вершил правосудие, собирал дань, устраивал военные походы. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. Стоит заметить, что так было не везде. В Новгороде основной властью обладало вече. В него входили почтенные старцы, которые избирали нового князя, но при этом существенно ограничивали его власть. Постепенно с появлением постоянного источника власти, аппаратом управления и торговли сложились такие классы: Высший класс (Сюда входили князья, дружинники, крупные землевладельцы, то есть бояре, жрецы). Крупные землевладельцы или бояре - местная аристократия из потомков племенных князей и родовых старшин, ближайшее окружение князя (“княжи мужи”) и дружинники, со временем все более тяготеющие к земле. В конце XI в. и в начале XII в. они превратились в крупных землевладельцев, владевших боярскими селами, в которых работало в основном несвободное и полусвободное население. Кроме княжеских бояр — воевод, наместников областей, существовала и родотеменная аристократия — «нарочитая чадь»: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. Они тоже ходили в заморские походы с киевскими князьями, но были тесно связаны с определенной территорией, на которой испокон века стояли их укрепленные городища с богатыми угодьями. В целом, бояре были разнородной по своему происхождению группой. Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии антов. Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей. С ростом княжеской власти в Киеве важным фактором формирования класса бояр стало княжеское окружение. Дружина включала норманнов и славян, а также рыцарей и искателей приключений других национальностей, таких как осетины, черкесы, мадьяры и турки, - тех, кто жаждал воинской славы и богатства под знаменем киевского князя. Боярская дума– высший совет Русского царства, состоявший из представителей феодальной аристократии Боярская дума являлась продолжением и развитием княжеской думыX–XI века в новых исторических условиях существования Русского госсударствав конце XIV века. Самостоятельной роли боярская дума не играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного совета, она всегда действовала вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно ярко проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояреприговорили» или «По государеву указу бояре приговорили». Жрецы тоже являлись почетными людьми. Считалось, что именно от них зависит жизнь. Только жрецы могли поддерживать связи с богами, а так же давать благословения и предсказания. Эти люди по другому назывались волхвами. Чаще всего жили закрытой и тайной жизнью, являлись участниками жертвоприношений и языческих праздников. Воевода– начальник дружины. Дружина– (от слова «друг») – профессиональное войско, вооружённая сила, преданная лично князю. Дружина насчитывала 500-800 воинов, делилась на старшую, участвовавшую в управлении княжеством («княжие мужи», дружинная знать, бояре) и «молодшую» («отроки», «гриди»); В Русском войске, на местах и в походе, назначались следующие воинские начальники (командиры) по местам службы (формированиям), и их можно разделить на классы по воеводской форме правления: Дворцовый воевода - самая большая должность на Руси, руководили особыми округами которые состояли из дворцовых сел и слобод. Последним российским Дворовым воеводой во время детства Петра I был князь В.В. голицын. Позже, в ходе реформ управления в Русском государстве появилась должность – Разрядный воевода. Большой воевода - Главнокомандующий правил Главными силами или Большим полком (Царским). Царь и Боярская дума совместно назначали большого воеводу (главнокомандующего), других воевод и их товарищей (помощников). В Разрядном приказе большой воевода получал царский наказ с важнейшей информацией и «разряд» - роспись воевод и ратных людей по по полкам. Большого полку главный воевода – руководил Ратью царя (крупным воинским формированием). Большого полку воевода и Воеводы правой и левой руки - звание, аналогичное современному маршалу, генералу армии (главнокомандующему). За ними следовали звания: Большого полку третий воевода, правой илевой руки второй воевода, сторожевого и передового полков воеводы. Городовой воевода - Как правило, назначались изокольничьих. В случае нападения неприятеля городовые воеводы собирали войско (полк), командовали ими, занимались судопроизводством. Городовой воевода ведал в городе военными делами, а в земские или наместнические дела не лез. Под его владением были дворяне и все те, кто должен ходить на военную службу в уезде города. Во время нападения неприятеля должен был не выходить из города и пребывать в городе для отпора осады если понадобится. Считался старше воеводы для вылазок. Полковой воевода(малые рати, также могли иметь свои большие полки), не путать с воеводами Царского Большого полка. Начальник полков (полковник) и степени имел по степеням полков (Первый воевода полка, Второй воевода полка и так далее). Считался выше осадного воеводы. Осадной воевода - Определялся для охранения крепости от неприятелей во время осады. Считался старше городового воеводы. Сходный воевода - Те воеводы, которые назначались из разных городов и мест под командованием своими войсками к главному войску. Иногда причислялись по полкам, а иногда были особо под начальством главного или начальствующего всеми войсками воеводы. Выделялись от него по надобности и направлялись преследовать неприятеля. Воевода для вылазок или вылазки - Определяемый воевода должен был действовать вне города во время неприятельского набега. Считался вторым воеводой в городе. Посылочный воевода - Назначался самый храбрый и владеющий военным искусством умело для посылки в разведку о движении неприятеля и его силе узнавать. Воевода по вестям -Дополучение новых вестей от Двора или появилось известие о надобности увеличить войско, то присылались воеводы по вестям в главное войско в помощь. Воевода у знамени. При войске всегда было главное или большое знамя, которое, если государь в походе, находилось при воеводе. Для охранения знамени назначались воеводы с некоторым числом воинов. Воеводы у знамени делились на: Воевода у большого знамени и Воевода у знамени Великого Государя. Воевода у снаряда - Назначались начальниками пушек, ядер, пороха и всякого тяжёлого и огнестрельного оружия и припасов к нему (начальник артиллерии). Воевода у обоза -. Назначались начальниками при войсковом обозе. Воевода у бежа - То есть бежать, отойти, отступать. Для отступления войска назначалось место, при котором назначался воевода у бежа с некоторым войском, к которому все отступающие должны были собираться и являться. Опричный воевода - Главный начальник войск или стражи, учреждённой царём Иваном Васильевичем под названием Опричины. Воеводы особо отделялись от других воевод, однако с ними считались степеньем. Воеводам запрещалось заниматься торговлей и участвовать в торговых складчинах. В XVII веке воеводы вмешивались в деятельностьпосадских общин: разгоняли торги, арестовывали по ложным доносам торговцев, вымогали взятки и так далее. Поэтому в 1620 году воеводам запретили что-либо покупать у посадских, даже продовольствие. Торговый устав 1667 года передал всех торговцев в ведение отдельного приказа. Приказ должен был защищать торговцев от «воеводских налогов» Тысяцкий (также Тысячник) - должностное лицокняжеской администрации в городах Средневековой Руси. Первоначально военный руководитель городского ополчения («тысячи»), которому подчинялись десять сотских. Первое упоминание в летописях о тысяцких относится к 1089 году, когда в «кыевскыятысяща» воеводство держал Ян Вышатич. В дальнейшем, в процессе развития городов, наряду с военными функциями в руках тысяцких сосредотачивались полномочия по отдельным областям городского управления (городской суд, административный контроль в сфере торговли). В городах с преобладанием вечевых традиций, подчинивших себе княжескую власть, должность тысяцкого в XII веке стала выборной. В городских центрах с сильной княжеской властью пост тысяцкого нередко десятилетиями оставался в руках одного из наиболее влиятельных боярских родов и передавалась по наследству. Впоследствии, в ордынском русском войскетысяцкие или ата-темены(в русском произношении — атаманы) было званием командиров отрядов, входивших в тьму (тумен) и подчинявшихся темникам. С усилениемМосковского княжества роль тысяцких начала постепенно падать, и эта должность повсеместно упразднилась. Должность тысяцкого в Новгороде сохранялась вплоть до ликвидации его независимости. Тиýны (тивýны), огнищане(«огнище» – дом, очаг), дворские, ключники – Управляющие княжеским хозяйством, представители высших слоев феодального общества. Мечники– воины, вооружённый мечом, а также — должность в некоторых государствах. В Древней Русимечник это дворцовый чин древних русских князей. Главная обязанностьмечникабыла судебная; он должен был присутствовать при испытании железом и получал за это 5 кун. Куна это металлическая (чаще всего серебряная) денежная единицаДревнейРуси. Данники– лица собиравшие дань. Дань это натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов а так же терминдревнерусскогофинансового права Вирники– судебные чиновники, лица взыскивающие виру (вира-штраф). Мытники– лица взыскивающие торговые пошлины.С развитием внутренней торговли вДревнейРуси появились первые торговые и таможенные пошлины. Купцы, провозившие товары через заставы у крупных селений, на рынках и у городских ворот, платили специальный торговый налог (пошлину) — мыт. Управление на местах осуществляли княжеские наместники в городах и волостéлив сельской местности (в волостях). Средний класс (Сюда входили купцы, ремесленники, владельцы маленьких участков земли в селах, простые горожане). Купцы - для обозначениякупечестваупотреблялось два термина - "купец" (житель города, занимавшийся торговлей) и "гость" (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). В IX-Х купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту дани в Царьграде или на Востоке. Позднее появились и «частные» купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников). Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании. Ремесленники – это категория или сословие людей, которые занимались конкретным делом, называемымремеслом. Например, на Руси были ремесленники домашнего ремесла: они обрабатывали различного рода растительные материалы и железо. Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или «уличную» гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели. Горожане – или посадские люди(чёрные посадские люди, люди горожане, гражанские люди) — это сословие в феодальной руси, в обязанностях которого было нести тягло (черные люди), то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Низший класс (Сюда входили бедные крестьяне, которые в свою очередь подразделялись на невольников и полусвободных) Крестьяне – сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. Неотъемлемые признаки крестьянина это работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни. Отличие крестьянина от фермера в том, что крестьянин бо́льшую часть произведённой продукции не продаёт, а потребляет в своей семье. Категории зависимого (невольного) населения вдревнейРуси были следующими: Холопы - Численность холопов росла за счет военнопленных, но главным образом за счет свободных людей. “Русская Правда” перечисляет возможные жизненные ситуации, которые вели к потере личной свободы, превращали человека в обельного (полного) холопа. Холопами становились по разным причинам: насильно или добровольно. К насильному обращению в холопство можно отнести: Плен- исконный и всеобщий источник рабства. На Руси в историческое время летопись неоднократно упоминает о захвате пленников во время войн с иноземцами или одних русских земель с другими, причём иногда отмечает, что пленников приведено «много», иногда указывает их число, а иной раз не может и перечислить их великого множества и тогда сообщает лишь баснословно низкую цену, за какую продавались пленники.Например в 1169 году новгородцы, отбив суздальское ополчение и преследуя отступающих, захватили такое множество пленных, что «купляхусуждальц по 2 ногаты». Если принять во внимание, что в ту пору коза и овца ценились по 6 ногат, свинья в 10 ногат и кобыла в 60 ногат, то цена пленника в 2 ногаты должна быть объяснена лишь крайней нуждою поскорее сбыть чересчур обильный товар. Характер древних войн вообще и в частности обычная цель военных походов - захват возможно большей военной добычи - не оставляют сомнения, что плен был одним из самых обильных источников холопства. Преступление - только для лица совершившего кражу или тайно убежавшего; а также назначавшееся за убийство при разбое, поджог и конекрадство. Последствием этого наказания также могло быть обращение преступника в холопы. Несостоятельность в уплате долга – здесь можно говорить лишь о торговой несостоятельности, причём необходимо различать ее причины. Это может быть несостоятельность, происшедшая по вине торговца (пьянство или расточительность), ставила его в полную зависимость от усмотрения кредиторов. Не подлежит сомнению, что всякий недобросовестный должник подвергался той же участи. Это подтверждается проектом договора Новгорода с Готландом, XIII века. Рождение от несвободных родителей - «плод от челяди» наравне с приплодом от скота причисляет к составу движимого имущества наследодателя: это был естественный прирост господской челяди. Добровольное обращение в холопство. Во вторую группу относятся случаи возникновения холопства по доброй воле поступающих. Их всего три вида, и они перечислены как троякое обельное холопство: продажа себя в присутствии свидетеля хотя бы за пол гривны; женитьба на холопе или челяди; поступление на службу тиуном или ключником. В двух последних случаях особым договором (соглашением) - «рядом» возможно было установить и иные отношения в отмену обычных правил. Перечисленными видами источников холопства едва ли исчерпываются все известные практике случаи его установления. Например, во время нередкого в ту пору голода родители отдавали даром своих детей и отдавались сами на тех же условиях. Такие сведения имеются от XI, XII и даже XV веков. Господин имел неограниченное право распоряжаться жизнью и имуществом холопа, вплоть до его убийства. Штраф налагался только за убийство чужого холопа. По оценке жизни холоп равнялся смерду — 5 гривен с той лишь разницей, что за убийство смерда платили князю, а за холопа — его хозяину. Это был уже не штраф за преступление, а возмещение убытка, как за любой другой материальный ущерб. Если холоп избил свободного человека, а господин его укрыл, штраф в 12 гривен выплачивал его хозяин. Пострадавший имел право, если встретит обидчика-холопа, избить и даже убить его. Холоп не мог быть послухом (свидетелем) в суде. Если он был единственным свидетелем кражи или другого преступления, суд прибегал к испытанию огнем или водой — принятому в то время способу установления истины. “Русская Правда” и другие источники проявляли особую озабоченность о поисках беглых холопов, поскольку побеги были довольно частым явлением. Укрыватель беглого холопа должен был платить штраф. Закуп - Близко к холопству было положение закупов. Закуп — это человек, получивший купу (заем) деньгами, землею, инвентарем, семенами и т.д. До выплаты долга и положенных процентов он находился в распоряжении заимодавца на положении холопа. Несостоятельный, а также провинившийся (порча хозяйского инвентаря, рабочего скота, недосмотр за хозяйским добром) должник превращался в полного (обельного) холопа. Известна категория “закупа ролеиного”, который вспахивал хозяйскую пашню, смотрел за скотом, выполнял другие сельскохозяйственные работы, пользуясь инвентарем и скотом хозяина. Закуп мог работать, пользуясь хозяйским инвентарем и скотом на своем поле. Закуп находился под защитой публичного права. Он мог искать судебной защиты, жаловаться на господина, не мог быть продан в холопы. Если не было других свидетелей, он мог быть свидетелем в суде. Штраф за побои для закупа назначался такой же, как для свободного. Но господин имел право его побить “за дело”. Всякая отлучка считалась бегством и сурово наказывалась. Бежавший закуп превращался в холопа. Холопы и закупы составляли главную рабочую силу в обширных хозяйствах господствующего класса. Челядь – невольники, которых приобретали на торгах или брали в плен. Это были рабыв классическом понимании этого слова. Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота» — говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли «говорящим орудием». Однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора — слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными. Смерды – категория населения, находящийся вне общинной организации, зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске. Если смерд умирал, не оставив наследников, имущество его переходило князю. Если смерд “умучил смерда” без ведома князя, то, по определению “Русской Правды”, штраф за обиду составлял 3 гривны. Жизнь смерда была связана с общиной, с круговой порукой. Если вор или убийца не были обнаружены или его укрывали, то виру платила вся община. Вервь могла помочь члену общины уплатить штраф, если он сам участвует в таких общих платежах.Постепенно положение смердов ухудшалось и они оказывались в зависимости от частных землевладельцев или монастырей, которые становились крупными землевладельцами. В рассказе летописи о походе Ярослава Мудрого на Киев говорится, что ополчение состояло из новгородцев и смердов. После победы князь выплатил новгородцам по 10 гривен, смердам — по 1 гривне. Смерды часто упоминаются рядом с холопом (рабом). Слово “смерд” являлось бранным словом: “племя смердье”, “смердьеотродье”, “лучше смердом быть, чем Курское княжение”, — говорил обиженный князь, которому достался в удел захудалый Курск. Владимир Мономах поучает своих детей не давать в обиду худого смерда и убогой вдовицы: ведь смерд беден и беззащитен, как и убогая вдовица. Изгои - это люди "изжитые", выбитые из привычной колеи, лишенные прежнего своего состояния. Устав князя Всеволода (1193 г.) называет изгоев «людьми церковными, богадельными», о которых должна заботиться церковь. В действительности массу их составляли феодально-зависимые люди, попадавшие со временем в кабалу церковным и светским феодалам. Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся на волю холопов. Они, как правило, не разрывали связи с господином и оставались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, порвавшие со своими прежним господином, попадали обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свободных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников. ДУХОВЕНСТВО, КАК НОВАЯ ПРОСЛОЙКА ОБЩЕСТВА С приходом в древнерусское государство христианства (православия) появилась еще одна прослойка, которая позже стала частью высшего класса. Это духовенство. Оно так же разделялось на две составные части: белые и черные. К белым относились священники, дьяконы, епископы и так далее по иерархической лестнице до митрополита. Эти люди пользовались особым почитанием. Ведущую роль в государстве играло черное духовенство- монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Так же с ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый «церковный народ». К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы. По византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих. ЗАКЛЮЧЕНИЕ От того, к какому классу принадлежал человек, зависела вся его жизнь. Это регулировалось и законами. Если за убийство боярина следовала либо казнь, либо огромная плата, то за смерть холопа или челяди никого не наказывали. Иногда бывало, что за убийство представителя низшего класса тоже платили цену, но это были не такие большие деньги. Однако, нужно заметить, что говорить о крепостном праве в древнерусском государстве пока нельзя. Даже закуп или холоп могли стать свободными если отработают долг и смогут себя выкупить. Для древней Руси, как и для более поздней России вообще, характерна нечеткость классовых взаимоотношений. В ней отсутствовали классы в европейском смысле слова (как, к примеру, в социальной структуре Англии XIX в., о которой писал К. Маркс) . В древнерусских городах XIXIII вв. при постепенно развивавшейся сложной стратификации, социальной дифференциации "классов" в марксистско-ленинском смысле слова не существовало. Скорее следует говорить о стратах - общественных слоях, группах, объединенных общими имущественными или профессиональными признаками, уровнем образованности и т. д. Среди отдельных категорий населения, рассматриваемых в динамическом развитии, с присущими каждой из них чертами коллективной психологии и менталитета и со своими культурными нормами, следует констатировать отсутствие тех острых конфликтов, какими их рисовала предельно политизированная советская историография. При отсутствии крупного боярского землевладения, основанного на развитой системе эксплуатации зависимого крестьянства, а также классовой борьбы и коммунального движения за городские вольности против феодальных сеньоров, замки на территории Руси, подобные западноевропейским твердыням, получить распространение не могли. Не случайно археология их не знает. Пограничные же княжеские крепости или их ранние резиденции типа Вышгорода, а не замки, могли стать основой будущих городов. В IX-X вв. регулярные разъезды правителей с целью кормления дружины и сбора дани "мира для" (т. е. как подать населения за охрану его княжьими мужами) множили число княжеских ставок. Подобно франкским королям из династий Меровингов и Каролингов, у русских князей дружинного периода не было особой приверженности к оседлости. При наличии предпочитаемых пунктов пребывания укореняется практика кочевания с места на место; это примета времени. Княжеские дружины состояли из разноплеменного люда. Но, судя по договорам Олега и Игоря с греками (911, 944 гг.) и материалам дружинных могильников, значительную часть правящего слоя составляли скандинавы. Они занимали важные государственные должности. Но сами варяжские дружины нельзя представлять особенно многолюдными. Укрепившись в "протогородских" пунктах, а также в Новгороде и Киеве, они искали опору в местном населении. Разноэтничность состава дружин варварских вождей, совершавших грабительские походы на Царьград и прикаспийские области при преобладающей роли викингов, что определялось и происхождением правящей династии, позволяет считать, что "русы" - это не этноним, а политоним. Как и у франков уже с VI в., ранняя знать эпохи образования Древнерусского государства формировалась как этнически смешанная группа. В результате тесного содружества со славянами этнические различия, хотя и продолжали осознаваться, переставали быть политически значимыми. К началу XI в. осевшие на Руси варяги ассимилируются славянами, усваивая их быт и элементы материальной культуры, что подтверждается археологически. В создании раннегосударственных образований, наряду с городами и крепостями, роль военной аристократии оказалась решающей: князья основывают города, при их реконструкции руководят проектировщиками и "горододельцами". "И речеВолодимеръ: "Се не добро, еже малъгородъ около Киева". И начаставитигороды по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И почанарубатимуже лучшие от словенъ, и от кривич, и от чюди, и от вятичь. и от сихъ насели грады; бебо рать от печенегъ" («Повесть Временных Лет», 988 г.). Речь идет здесь о военных наемниках разноэтничного происхождения, а не о насильственной акции. Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли свободные общины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора дани, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи термин "люди" употребляется для наименования широких слоев сельского и городского населения. Сохранение и использование в течении длительного периода времени этого термина в значении свободного населения указывает на то, что шедший процесс феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельские крестьянские общины, жители многих из них, утрачивая сословную полноправность, сохраняли личную свободу. Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличии от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже обрастали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями княжеской власти на местах. Будучи представителями князей в том или ином месте, посадники выполняли функции самого князя. Они судили, собирали дань и различные пошлины, ведали помещейскими делами. Посадники и волостели - управители сельскими волостями имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжеской вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие боярские хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк. Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел представляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами. Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивления со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушении границ земельных владений, поджог бартных деревьев, убийство представителей вотчиной администрации, кражах имущества. Христианская вера сформировала картину мира древнерусского человека. В центре ее находились представления об отношениях Бога и человека. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название — православие, т.е. «истинная вера». Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, «устраненность» от светской власти, Распространилось православное мировоззрение - стремление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду. В целом, выбор Византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским: - авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом; - преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения мира; — стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал. Однако Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества. Таким образом, разложение патриархального общинного строя у славянских племен завершилось формированием устойчивой социальной структуры и появлением древнерусского феодального государства с центром в Киеве. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Андреева, И.А. Основы государства и права [Текст]: Учебник / И.А. Андреева. - М.: Наука, 2006. Быстренко, В.И. История государственного управления и самоуправления в России [Текст]: Монография / В.И. Быстренко. - М.: Дело, 2002. Всеобщая история государства и права [Текст] / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Знание, 2007. Домострой В.В. Колесов, В.В. Рождественская, М.В. Пименова, А.Г. Тюрин. - М.: Сов. Исаев, И.А. История государства и права России [Текст]: Монография / И.А. Исаев. - M.: Юристъ, 2005. История государства и права России [Текст]: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Титова Ю.П. - М.: Феникс, 2001. История государства и права России [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. - СПб: Питер, 2004. История государственного управления в России [Текст]: Учебник / Под ред. Марковой А.Н. - М.: Наука, 2001. История отечественного государства и права [Текст]. Часть 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. Изд-е третье, перер. и доп. - М.: Юристъ, 2004. Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. - М. 1988. Степун Ф. А. Мысли о России // Новый мир. - 1991. - № 6. - с. 232. Россия - 1990. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М., 1982. Рыбаков Б. А. Новая концепция предыстории Киевской Руси // История СССР. - 1981. - № 1-2. |