Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность работы

  • Цель работы

  • Хронологические рамки.

  • Новизна исследования

  • Глава I I . Устиновы - правофланговые подвижников

  • Глава IV . Каким было наше село со дня основания и до начала XX века.

  • Глава IV . Крестьянское хозяйство в Кононовке

  • Исследовательская работа Былое величье Устиновского имения. Любчанская., работа. Xiv грачевская учебноисследовательская конференция школьников Секция гуманитарная, история Название работы Былое величье Устиновского имения


    Скачать 245.46 Kb.
    НазваниеXiv грачевская учебноисследовательская конференция школьников Секция гуманитарная, история Название работы Былое величье Устиновского имения
    АнкорИсследовательская работа Былое величье Устиновского имения
    Дата26.04.2022
    Размер245.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛюбчанская., работа.docx
    ТипРеферат
    #496908


    XIV Грачевская учебно-исследовательская

    конференция школьников

    Секция: гуманитарная, история
    Название работы:

    «Былое величье Устиновского имения»
    Автор работы:

    Любчанская Виктория, 6класс

    Место выполнения работы:

    МКОУ «СОШ №4» с. Красное


    Научный руководитель:

    Третьякова Елена Николаевна

    учитель истории и обществознания

    I квалификационная категория
    с. Красное, 2017 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………………………3

    Глава I.Результаты проведения социологического опроса…………………….4

    Глава II. Устиновы - правофланговые подвижников…………………………...5

    Глава III. Каким было наше село со дня основания и до начала XX века…….8

    Глава IV. Крестьянское хозяйство в Кононовке……………………………….11

    Заключение……………………………………………………………………….13

    Список источников и литературы………………………………………………14

    Приложения………………………………………………………………………15

    Введение

    «Народы, теряя память, теряют жизнь».

    В.Чивилихин

    Чтобы лучше жить, лучше понимать нынешнее время, надо хорошо знать, кто были наши деды и прадеды, как они осваивали эту землю, как они жили, боролись и побеждали.

    Актуальность работы связана прежде всего с тем, что именно со знания истории родного села начинается любовь к Родине и рождается чувство патриотизма. Наша история хранит бесценный опыт прошлых поколений, который так необходим нам сейчас. Красное село – это частица Ставрополья - житницы Отчизны. Это малая Родина каждого, кто здесь живет, и нет роднее этого уголка России. Но что мы знаем о ней? Какое раньше было название села? Каким был хозяином помещик Устинов? Как сложилась судьба его детей и внуков? Что из себя представляла деревня Кононовка? Где находилась усадьба Устинова?

    На эти и другие вопросы пришлось искать ответы в разных источниках, проводить опрос старожил нашего села, сопоставлять их данные с источниками из архива.

    Цель работы: восстановить в памяти людей прошлое старинного Устиновского имения.

    Исходя из цели поставили перед собой следующие задачи:

    1)провести социологический опрос и встречи со сторожилами села, собрать известные факты об имении Устинова;

    2)обобщить и систематизировать ранее разрозненные, содержащиеся в различных источниках сведения об основателе Кононе Устинове.

    3) изучить источники о селе Красном (д. Кононовка) с момента основания до начала XX века и обобщить сведения о жизни и занятиях населявших его крестьян.

    4) создать примерный план расположения имения.

    Гипотеза: обобщение разрозненных сведений о далеком прошлом нашего села поможет приоткрыть завесу времени на потерянные его страницы и сохранить историю села Красного для подрастающего поколения.

    Для написания работы использовались различные источники, помогающие всесторонне осветить жизнь сельчан. Прежде всего – это документы о заселении края, статистические данные. Это сведения о селах губернии и материалы департамента земледелия. Дела архивных фондов дают представление о заселении края, наделении крестьян землей, о ведении ими хозяйства и торговли, показывают социальное расслоение деревни1. Интересные материалы о жизни Ставропольских сел можно найти в газетах- «Ставропольские губернские ведомости», «Северный Кавказ», «Ставропольская правда».2

    Работы А. И. Твалчрелидзе, Бентковского И.В. , Невской Т.А., Чекменева С.А., Кругова А.И., Г.В.Беликова, И. Кузнецова

    Многие события прошлого нашли отражение в воспоминаниях старожилов села. Значительную роль в изучении губернии сыграла Ставропольская Ученая архивная комиссия, которую длительное время возглавлял Г.Н.Прозрителев. Итогом его научных изысканий явилась обобщающая работа о ставропольской губернии в историческом, хозяйственном и бытовом аспектах3. В 2002 году увидел свет коллективный обобщающий труд преподавателей исторического факультета СГУ и краеведов «История городов и сел Ставрополья». Книга рассказывает об основных этапах социального, политического и культурного развития городов и сел Ставрополья.

    Для обработки источников использовался ряд научных методов: аналитический, историко-сравнительный, историко-системный.

    Предмет исследования – социальное развитие деревни Кононовка (ныне село Красное). Объектом нашего исследования являются различные источники об исторических событиях нашей страны, касающиеся с конца XVIII-начала XX в.

    Хронологические рамки. В данной работе рассмотрена история села Красного с момента основания до начала XX века.

    Практическая значимость. Данная работа может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся историей Ставрополья.

    Новизна исследования заключается в обобщении фактов, взятых из разных источников об имении Устинова и её хозяевах.
    Глава I. Анализ результатов социального опроса
    В течение четырех дней нам удалось опросить 20 человек: школьников и односельчан разного возраста. Среди молодежи 20-30 лет, учащихся нашей школы преобладал ответ: не знаю. Односельчане в возрасте 40-50 лет на наш вопрос не ответили, где находилось имение Устинова. И лишь люди преклонного возраста могли объяснить, что в здании начальной школы в центре села когда-то располагалась усадьба помещика Устинова. Результаты опроса мы оформили в виде диаграммы и на основании исследования сделали вывод: жители села мало интересуются историей. Мы решили исправить положение. Изучение истории родного края, села актуально во все времена, нам это стало интересно. Во главе с нашим руководителем с энтузиазмом взялись исследовать «Былое величье Устиновской усадьбы». Понимая, что со знания истории родного села начинается любовь к Родине и рождается чувство патриотизма, мы решили в будущем поделиться своими новыми знаниями с жителями нашего поселения.
    Глава II. Устиновы - правофланговые подвижников
    Конон Тимофеевич Устинов, казак ст. Михайловских происходил из старинного казачьего рода из старшинских детей. Военная карьера его была довольно успешной. В полковые командиры был избран на большом войсковом круге в 1775 году. До него командиром полка был ротмистр Капустин, которого сместили с должности за то, что Хоперский полк, участвуя в действиях против Пугачева в 1773-1774 г., не проявил особого рвения в сражениях. Грозили даже сослать на поселение в Забайкалье. Устинов крепко взял в руки казаков, живущих на территории полка в станицах Новохоперской, Алферовке, Пыховке и Красной, навел порядок. Начальство Военной коллегии очень довольно им, присвоило звание премьер – майора, которого удостаивается не каждый командир казачьего полка, да ещё в 36 лет.

    Когда Якоби увидел его впервые, то его удивило не только могучее телосложение предводителя хоперских казаков и его окающий бас, но и необычная вопреки воинскому регламенту, форма доклада: на первое место он ставил не воинское звание и должность, а имя и фамилию, как будто слова «Конон Устинов» в его жизни были наиглавнейшими, выражали суть его личности4.

    По случаю приезда семей в Ставрополь в 1778г. Конон Устинов велел справить молебен, пригласив для богослужения священника драгунского полка. Казаки, их жены, дети, старики, опустившись на колени, припали к ней, прося материнской ласки и тепла. Когда все поднялись, Конон Устинов, одетый в парадный полковничий кафтан, с богатой саблей на боку, произнес торжественную речь с клятвой защищать священную эту землю, быть достойны присяге исполнить долг, чтобы ни случилось, не жалея живота своего.5

    По приказу Якоби смелого и умного, способного военачальника Конона Устинова назначили исполняющим обязанности комендантом крепости. Он наладил надежную охрану Ставрополя, расположив казаков на постах у Волчьих ворот и на горе Недреманной. Сотня Ускова дежурила в крепости, обученные стрельбе из пушек находились на бастионах. На ночь выставляли пикеты на дороге Черкасск-Моздок. Специальная группа охраняла пороховой погреб и склады. Дотошно пересчитал все имущество крепости, опечатал склады. Конон Устинов вел летопись Ставропольской крепости, а его потомки продолжили дело отца.

    В книге И.Кузнецова «Крепость в степи» активно действующими персонажами проходят четыре поколения Устиновых - Конон Тимофеевич, Дмитрий Кононович, Петр Дмитриевич и Алексей Петрович. Устиновы - неповторимые индивидуальности, угол зрения на жизнь которых, кристаллизовался годами тяжких испытаний. Устиновы - выражение своего времени, его знаки и смысл. Любовь к своему народу, к своей Родине - вот начало, освещающее всю деятельность этих славных сынов России.

    Они считают, что счастливым человек будет только тогда, когда изживет в себе эгоизм и безразличие к судьбе других людей. Конон - натура незаурядная, наделенная крутым характером и огромным человеческим обаянием. От природы мужественный, волевой, принципиальный, в минуты гнева мог выпороть подчиненного казака. Он выразитель устремлений казачества, часто думает не о военном подчинении горских племен под власть России, а о мирном. Иногда озабочен, поражен, не видит выхода, сомневается ... Конона Устинова и Петра Дмитриевича (его внука) хоронили на Варваринском кладбище г. Ставрополя, на родовом устиновском погосте, обнесенном чугунной оградой и заставленном беломраморными памятниками6.

    Подполковник - интендант Дмитрий Устинов, по определению главнокомандующего на Кавказе Ермолова, «торговый генерал». Путем заключения контрактов с местными крестьянами на поставку провианта армии сумел дать мощный толчок развитию земледелия и скотоводства на Ставрополье, поднять жизнь на новую, более высокую ступень, преобразующую степь.

    Городской голова Петр Устинов видел: в мире борются два противоположных потока - добро и зло, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое. Пользуясь властью председателя городской думы, Петр Дмитриевич объявил тайную войну носителям зла. Он заставил Ганиловского раскошелиться для народа и построить здание под первый русский театр на Кавказе, а затем возвести еще одно - под городскую управу. Он сумел принудить жадного на деньги купца Тамамшева соорудить в Ставрополе первый водопровод, потом - Тифлисские ворота, долгие годы украшавшие город. На заседании городской думы Петр Дмитриевич так повернул обсуждение сметы управы, что «отцы города» проголосовали за увеличение налогов с себя же, что значительно пополнило казну правления, средства которой пошли на благоустройство города - строительство бульвара, первой больницы и богадельни для бездомных стариков и старух.

    В послереформенный период Ставрополь, оставаясь торгово-промышленным центром большого сельскохозяйственного края, превратился в центр кредитных операций и приобрел черты капиталистического города. Душой общества взаимного кредита стала контора банкира Попова, а советником этой конторы - представитель четвертого поколения Устиновых, Алексей Петрович, умный, образованный финансист. Держа руку на пульсе денежных операций, Алексей зримо чувствовал своеобразие земледельческого капитализма на Ставрополье. Он видел, как под влиянием товарно-денежных отношений разгорались слепые страсти власть имущих - нажива, корысть, бесчувствие и равнодушие к судьбе живого и умирающего.

    В деревне шел ускоренный процесс разложения крестьянства, быстро росли две группы населения - беднота и кулачество за счет третьей - cepeднякa. Хотя ряды середняков постоянно пополнялись переселeнцами и особой категорией безземельных крестьян - «иногородних», но третья группа фактически не росла. Переселенцы и

    иногородние первое время вынуждены были идти в батраки, множить пролетариат сельскохозяйственных рабочих, который рос быстрее, чем сельская буржуазия.

    Алексей Устинов близко был знаком с руководителями революционных организаций в Ставрополе, принимал участие в диспутах. Он верил, что Россия должна быть избавлена от бесправия, гнета и эксплуатации. Он чувствовал приближение исторических перемен.

    Но, будучи по мировоззрению сторонником умеренной либеральной буржуазии, он не разделял взглядов на тактику революционной борьбы ни народников, ни социал-демократов. Ему казалось, что они не могут возглавить движение широких народных масс за социальную правду. Он склонен был к возможности примирения самодержавия,

    оппозиционной либеральной буржуазии, дворянской интеллигенции и народнических революционеров в борьбе за счастье, равноправие и свободу.

    И.Кузнецов в повести «На перекрестке дорог» показывает сложный период истории - перепутье, когда прошлое носило особенно противоречивые черты: с одной стороны, оно было этапом на пути к всечеловеческому объединению людей, было историей становления революционного народа, с другой - все сильнее шло разобщение, обострение классовой борьбы в обществе, отчуждение личности. Алексей Устинов - сложный, противоречивый, ищущий характер. Писатель показывает его общественно-политические взгляды не прямолинейно и упрощенно, а через сложную гамму чувств и раздумий. Алексей Петрович шел долгим и мучительным путем к познанию истины революционной борьбы, но так и не дошел - противоречивое примиренчество и погубило его в «кровавый день» Ставрополья -7 июня 1905 года на площади городской думы и Гостинорядной церкви, где войска гарнизона по приказу губернатора открыли огонь по безоружной толпе горожан.

    Таким образом, история города Ставрополя хранит опыт наших дедов и прадедов, предостерегает от ошибок, преподносит мудрые уроки, дает высокие примеры. Отцы, деды и прадеды оставили нам такое наследие, такую память о себе, познав которые нам легче формировать гармонично развитую личность, строящую жизнь по законам социальной справедливости, разума, добра и красоты.
    Глава IV. Каким было наше село со дня основания и до начала XX века.
    По данным Военно – исторического архива, село основано в 1786г. До 1920г. оно называлось Устиновка (Кононовка) по имени его владельца командира Хоперского полка Конона Устинова. По указу царицы Екатерины II ему был жалован земельный участок площадью 300 десятин. К.Т. Устинов выбрал себе место в красивой балке, куда позднее и перевез свое имущество и подвластных ему людей из своего имения на Волге. Так и образовалось село, которое назвали по имени помещика-крепостника, Устиновка. Расположено в живописном месте, в 20 км на юго–восток от Грачёвки. Через село протекает речка Кононовка. Из книги "Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губернии" Равинского, С.-Петербург, 1809 года следует, что в Ставропольском уезде в деревне Кононовке помещика Устинова было 10 дворов7.

    Будучи военным комендантом Ставропольской крепости К.Т. Устинов использовал свое положение и направлял в имение на постоянное жительство беженцев из центральной России. Он был настоящим крепостником, безжалостным эксплуататором крестьян. Начиная с 300 десятин, ему удалось увеличить свои владения. Каждый крестьянин был обязан 4 дня в неделю бесплатно работать на полях Устинова, который выделял крестьянам по клочку земли, урожай с которого шел на скудное пропитание семей этих тружеников. Некоторые крепостные крестьяне пытались убегать от помещика, но их ловили, приводили обратно, пороли, сажали в темный амбар, и все для них начиналось с начала-то, отчего они стремились уйти8.

    По переписи населения в 1792 году в Устиновке проживало 335 мужчин и 317 женщин; на учёте состояло 647 чел., из них 632 – крестьянского сословия и 15 – безземельных иногородцев. Земельная площадь, принадлежавшая общине, составляла более 11 тыс. десятин. Значительной частью её владели мелкие дворяне Черпаковы, Кухтенковы, Руднёвы, Царицыны, Бедриковы, Панченковы. Обрабатывали поля деревянными и металлическими плугами. В хозяйстве имелись 3 механические молотилки, 5 веялок, 3 водяные мельницы9.

    После отмены крепостного права в 1861 г. в Устиновке появились крепкие хозяева. Они концентрировали в своих руках землю, скот, инвентарь, живность. Выращивали здесь пшеницу и продавали её ставропольским скупщикам. Основным промыслом было ткачество, сырьём для которого служили лён и конопля. В селе было 100 лошадей, 750 голов рогатого скота,1000 овец,300свиней. Скот продавался большей частью на ярмарках соседних сел10.

    До революции в селе имелись питейный дом, трактир, две лавки торговавшие мылом, керосином, леденцами и другими товарами, три водяных мельницы. Село принадлежало Спицевской волости, а само имело сельское управление, здание которого состояло из двух комнат. Постройка этого здания обошлась селу в сто рублей. Для исполнения общественных должностей сходом собирались следующие лица: один сборщик налогов, один смотритель хлебного магазина, один водяной староста. Для уплаты государственных податей мирских повинностей и других общественных расходов был установлен налог по 5 рублей с души в год. В судебно-административном отношении село было подчинено земскому начальнику второго участка, живущему в селе Надеждинском, судебно-следственном отношении - следователю третьего класса, камера которого находилась в городе Ставрополе, в полицейском отношении – приставу первого стана, жившему в селе Михайловском. В селе не было школы. Аптеки тоже не было. Медицинскую помощь оказывал больным приезжающий в село участковый фельдшер. Корреспонденцию село получало из Ставропольской почтово-телеграфной конторы. В селе была общественная квартира, состоящая из двух комнат, из которых одна с деревянным полом, а другая с земляным полом. В квартире было две кровати, умывальника не было. Постоялых дворов тоже11.

    По данным Справочника по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) автора Н.Т. Михайлова от 1911г. следует, что в 1911 г. в приписной деревне Кононовке была уже церковно-приходская школа, в собственном здании, рассчитанном на 60 учеников. На содержание отпускается из Учредительного Совета 360р. и от местного населения 60 руб. Население в деревне Кононовке состояло из 709 человек.12 Из воспоминаний сторожил села, записанными в альбоме школы записано, что «школа в Устиновке (ныне Красное) была организована в 1895г. До этого обучение велось по частным домам.

    По описанию И.Кузнецова13 в книге «Крепость в степи» в конце XIX –начале XX века поселение состояло из серых турлучных хат под соломенной или камышовой крышей, в два ряда робко притулившихся к невысокому взгорью, под которым тихо текла речка, окаймленная по берегам густо – зелеными ивами.

    За речкой особняком стояло большое барское подворье: высокий белокаменный дом с тремя колоннами на крыльце, каменные амбары, деревянные сараи, навесы и другие хозяйственные постройки. Рядом высилась небольшая часовня, тоже белая, нарядная. Создавалось такое впечатление, что господский дом с большими окнами и часовня с колокольней и крестом на макушке смотрят со стороны на хаты холопов, как пастух на овечье стадо.

    Со временем былое величье усадьбы увяло - она посерела, постарела, деревянные постройки подгнили и рушились, на стенах дома, в котором располагалась контора управляющего, кругами отвалилась штукатурка. На часовне прохудилась крыша и покосился крест. А среди старых турлучных хат, появились каменные пятистенки. В версте от Кононовки располагался конезавод. Громадный, огороженный каменной стеной подворье с желто-бурыми конюшнями, фуражными складами, ветлечебницей и жильем для прислуги. Разводили породистых лошадей. На конезаводе всегда был образцовый порядок. В Кононовке не было ни перемежовки, ни чересполосицы, ни штрафной обдираловки.

    К 1918 году имения Устиновых уже не было. Куда уехали потомки Конона Устинова нам неведомо. На землях вокруг села расплодилось до дюжины помещичьих владений.


    Глава IV. Крестьянское хозяйство в Кононовке

    Жители занимались земледелием и скотоводством. Село считалось среднеурожайным. Засух в нем никогда не было. Сеяли в основном пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, гречиху, лен и коноплю. Система обработки земли была плодопеременнная. Переделы земли устраивали через каждые три года. Саранчи никогда не было.

    В 1893 году было намолочено: пшеницы -5250 четвертей на 15850 рублей, овса -1500 четв. на 45000 рублей, ячменя -60000 четвертей на 18 900 рублей, проса 400 четвертей на 1200 рублей, гречихи 18 четвертей на 116 рублей, горчицы 260 четвертей на 1820 рублей, гороха 18 четвертей на 120 рублей. Всего было собрано разного хлеба 13462 четвертей на 41850 рублей .

    Землю пахали в большинстве случаев покупными плугами, и гораздо реже деревянными плугами домашней работы. В плуг впрягали две-три лошади. Кроме плугов в селе насчитывалось триста веялок, десять жаток, десять косилок, двенадцать конных молотилок. Земледельческие орудия покупали в городе Ставрополе- частью за наличные деньги, частью в долг. Село ежегодно покупало в среднем до 60 плугов, до 20 веялок. 6 человек местных крестьян –скупщиков скупали у жителей весь излишек хлеба, и отправляли его в города: Ростов- на- Дону, Новосибирск.

    Направленность полевого хозяйства была довольно односторонняя- выращивали крестьяне, в основном, зерновые хлеба.

    Землю крестьяне никогда не орошали и не удобряли, так как производительность черноземных почв при благоприятных метеоусловиях была и так велика. Сеяли вручную, из «замашнего» мешка, который висел через плечо, кидали зерно слева на право.

    В селе были благоприятные условия для разведения крупного рогатого скота, лошадей, овец - большие степные просторы и удобные пастбища, низкие арендные цены на выпас скота позволяли надежно обеспечит крестьянское хозяйство .Скот выращивали не только для своих потребностей, но большей частью для сбыта как шерсти, так и гуртов мясного скота. Овец разводили как грубошерстных, так и тонкорунных. Важной частью скотоводческого хозяйства был сенокос. Сенокошение начиналось сразу после посева и продолжалось 24-26 дней.

    Занимались крестьяне и разведением домашних птиц- кур, гусей, уток.

    Кур держали во дворе, в курятниках или сараях. Гуси находились также на хозяйственном дворе, позади дома. Кроме того занимались и пчеловодством. Больших пасек у крестьян не было, лишь некоторые имели несколько «колодок»- улиев самого простого устройства.

    Сельские промыслы развивались для необходимых потребностей местного значения. Так как у многих было в достатке тяглового скота, развитие получило чумачество. Среди бедняцких хозяйств было распространено сезонное или постоянное батрачество.

    В селе было 100 лошадей, 750 голов рогатого скота, 1000 овец, 300 свиней. Скот продавался на ярмарках соседних сел.

    Женщины ткали толстое полотно для домашнего употребления, а также в селе были свои портные и сапожники, плотники и кровельщики.

    Недалеко за селом находились мельницы. В конце XIX века крестьяне пользовались преимущественно ветряными мельницами, немало было и водяных. Важную роль в жизни играло водоснабжение. Крестьяне вырывали колодцы, но и там часто вода оказывалась соленой и непригодной для питья. Общественные колодцы иногда выкладывали тесаным камнем. С конца XIX века во дворах стали устраивать колодцы, бассейны. Куда собирали дождевую воду, стекавшую по желобам с крыши.

    Дворы огораживали забором из самана, дикого камня, или же плетнем. В ограде устраивали большие деревянные ворота и калитку. Ворота часто делались очень массивными и высокими. Калитку делали из створок ворот, а иногда отдельно в ограде. За двором иногда находился огород, редко сад.

    Основным типом крестьянского жилища были саманные хаты. Хаты состояли из 2-3 комнат, строили из сырцового кирпича с земляным полом. Домом крестьяне считали квадратную в плане жилую постройку из дерева или кирпича, с деревянным полом. Саманный кирпич – основной строительный материал на Ставрополье, изготавливали из глины.

    Крыши крестьянских домов были двухскатными или четырескатными, установленные на стропилах. Крыли крыши камышом или соломой, а с 70-х годов XIX века начинают повсеместно появляться черепичные крыши. Потолок делали камышовый или из досок.

    Отапливали дома соломой, сухим бурьяном, кизяками. Дома все белились.

    Обстановка комнат была сделана руками самих крестьян. В жилых комнатах –теплушках передний угол занимали стоящие на полках иконы, завешанные кружевными занавесками домашнего изготовления. Иногда рядом с иконами стояли книги религиозного содержания. Во второй половине XIX века комнаты украшались вышитыми рушниками, развешанными на стенах. Позже крестьяне стали украшать стены комнат лубочными картинами.

    Освещали комнату подвешенным к потолку светильником, который представлял собой фитиль из ваты, помещенный в железную посуду, а также свечи из говяжьего жира, позже использовали керосиновые лампы.

    Хозяйственные постройки и помещения для скота находились в открытом большом дворе. На переднем чистом дворе находились сараи, амбары, навесы. На заднем дворе были помещения для скота. Обычно во дворе устраивали базы отдельно для коров, волов, и овец. В каждом дворе строили погреб. Делали его из каменной ложи, реже самана, обмазывали и белили.

    Зажиточные крестьяне устраивали бани, в которых мылись по субботам и односельчане.

    Таким образом, деревня Кононовка - это не только бывшее имение Устиновых. Это ещё и селение, где родились и выросли потомки хоперских казаков. Где пришла к ним любовь, рождались семьи, радовались детям. Волю здесь обрели. История, бесстрастный судья, воздает по заслугам - кому бессмертие, а кому бесславие.

    Заключение.

    Закончив работу над исследованием, можно сказать, что узнано очень много нового о своем родном селе. Материалов по истории села было мало, в работе была сделана попытка, достаточно полно, осветить историю села Красного со дня основания до начала XX века.

    Именно казачьим трудом, потом и кровью было положено начало колонизации обширных пустынных степей Ставрополья. История города Ставрополя хранит опыт наших дедов и прадедов, предостерегает от ошибок, преподносит мудрые уроки, дает высокие примеры.

    Казаки Устиновы - неповторимые индивидуальности, угол зрения на жизнь которых, кристаллизовался годами тяжких испытаний. Устиновы - выражение своего времени, его знаки и смысл. Любовь к своему народу, к своей Родине - вот начало, освещающее всю деятельность этих славных сынов России. И. Кузнецов дал нам возможность не только заглянуть в прошлое, но и осмыслить дела наших предков, узнать историю родного края, почувствовать его природную и историческую уникальность.

    Понимая, что со знания истории родного села начинается любовь к Родине и рождается чувство патриотизма, решили в будущем поделиться своими новыми знаниями с жителями нашего поселения.

    Источники:

    1.ГАСК.Ф.658.ОП.7.Д.138.Л.155.

    2. Ист. РГВИА ф 52.д.504.ГАРО ф55.д.895.

    3.Ставропольские губернские ведомости.-1884-1906

    4.Северный Кавказ.-1911-1017

    Список использованной литературы

    1. Короленко ПП. Казаки на Хопре.

    2. Колесников В.А Былое Невинного мыса. г. Урюпинск. 1.12.2015.

    3.Бентковский И.В. Ставрополь с открытия городового магистрата 15 февраля 1786 года до учреждения шестигласной думы 18 января 1808 года // Сборник сведений о Северном Кавказе. К 1255летию города Став рополя. Материалы для истории города / Под редакцией Г.Н. Прозрителева. — Ставрополь, 1910. — Том VI.

    4. Бычихин В.А. История села Красного. Грачевка,1987 г.

    5.История городов и сел Ставрополья: краткие очерки/Научные редакторы_проф.Д.В.Кочура и проф.А.А.Кудрявцев.-Ставрополь:Кн.изд-во,2002.-702 с., илл.

    6. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917года: региональный учебник для общеобразовательных школ/ А.В.Найденко, И.М. Назарова, В.А. Колесникова идр. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил.

    7.Кузнецов И.В. «Крепость в степи».-Ставрополь:Кн.изд-во,1987.-542 с.

    8. Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). 1911г.

    9.Невская Т.А. Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне.-Пятигорск, 1994. - 164с.

    10.Очерки истории Ставропольского края. Ставрополь, 1984. Т.1: с древнейших времен до 1917года.

    11.Прозрителев Г.Н. Ставропольская губерния в историческом, хозяйственном и бытовом отношении.-Ставрополь,1925-ч.2.

    12.Равинский С. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губернии.- С.-Петербург, 1809.

    13.Твалчрелидзе А.И. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях.-Ставрополь,1897.-с.661.

    14.Толстов В.Г. История Хоперского полка

    Приложение 1.


    Приложение 2.

    Ордер

    «Хоперскому казачьему полку господину полковнику и армии премьер-майору Устинову

    По высочайшему Ея Императорского величества соизволения, казацкий Хоперский полк имеет следовать к переселению с семейством своим на Терек, где как земли со всеми угодьями, так и на обзавод на каждый двор по двадцати рублей из казны получить и состоять в команде г. губернатора генерал-майора и кавалера Якобия. Которому, по поручению от меня, все то, что касается до переселения и до учреждения его в шести сотнях. Вследствие чего и имеете Вы явиться к упомянутому губернатору и по предписанию его о касающихся до сего полку чинить исполнение по прибытию его в Хоперскую крепость, представите ему как назначенных в тот полк людей, так и остающихся к комплектованию оного. Впрочем, имейте вы именем моим обнадежить всех и каждого особенно в оном полку находящихся, что я при настоящем переселении их не упущу употребить к благоденствию и выгодам их все то, что от власти и ходатайства моего зависит особливо же стараться о том. Чтобы доставить полку сему несравненно лучшие против нынешнего выгоды и что от переселения домовства своего не потерпят они никакого убытку.»

    Князь Потемкин. Май 19 дня 1777 года.


    1 ГАСК.Ф.658.ОП.7.Д.138.Л.155.

    2 Ставропольские губернские ведомости.-1884-1906 , Северный Кавказ.-1911-1017.

    3 Прозрителев Г.Н. Ставропольская губерния в историческом, хозяйственном и бытовом отношении.-Ставрополь,1925-ч.2.

    4 Кузнецов И.В. «Крепость в степи».-Ставрополь:Кн.изд-во,1987.- С.32.

    5Указанное сочинение.- С.96.


    6 Кузнецов И. Крепость в степи.- Ставрополь,1987 г.-С.508.

    7 Равинский . С. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губернии.- С.-Петербург, 1809.

    8 Бычихин В.А. История села Красного. Грачевка,1987 г.

    9 История городов и сел Ставрополья: краткие очерки/Научные редакторы_проф.Д.В.Кочура и проф.А.А.Кудрявцев.-Ставрополь:Кн.изд-во,2002.-С.702.

    10 Невская Т.А. Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне: очерки хозяйства, культуры и быта.-Пятигорск,1994-С.80

    11 Твалчрелидзе А.И. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях.-Ставрополь,1897.-С.661

    12 Н.Т. Михайлов. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). 1911г.

    13 Кузнецов И. Крепость в степи.- Ставрополь,1987 г.-С.508.



    написать администратору сайта