Главная страница
Навигация по странице:

  • «Язычество восточных славян»

  • 1.Языческие боги восточных славян

  • 2. Языческие празднества и обряды

  • 3.Влияние язычества на быт и культуру восточных славян

  • Реферат по истории. Язычество восточных славян


    Скачать 104.97 Kb.
    НазваниеЯзычество восточных славян
    Дата16.03.2021
    Размер104.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по истории.docx
    ТипДокументы
    #185329



    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Э. БАУМАНА


    Домашнее задание

    по дисциплине: «История»

    на тему:

    «Язычество восточных славян»


    Студент:

    Лагузина Екатерина

    Группа:

    СМ7-22Б

    Научный руководитель:

    Федоров К.В.

    Москва 2020
    ПЛАН:

    Введение 3

    Основная часть:

    1. Языческие Боги восточных славян 4

    2. Языческие празднества и обряды 5

    3. Влияние язычества на быт и культуру восточных славян 8

    Заключение 9

    Список источников и литературы 9

    Введение

    О религии древних славян почти ничего не известно: первые отрывочные сведения о славянской культуре в письменных источниках появляются лишь после их выхода к границам Византийской империи в VI веке. В распоряжении учёных крайне мало сведений о мифологии древних славян, особенно же это касается времён общеславянского единства. Это объясняется многими факторами, и прежде всего — отсутствием собственной письменности и удалённостью от основных центров городской латинской или грекоязычной письменной культуры.

    Тема этого реферата выбрана мной неслучайно. Язычество притягивает своей таинственностью и загадочностью. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: по разрозненным источникам информации выявить особенности языческого вероисповедания наших далеких предков.

    И для ее достижения, мною были обозначены следующие задачи:

    • изучить различные источники информации;

    • проанализировать их;

    • на основе полученных знаний, в краткой форме изложить особенности язычества древних славян.

    При отсутствии оригинальных мифологических текстов судить о язычестве славян как исторической стадии общеславянской культуры можно лишь по вторичным данным. Таким как археологические и книжно-письменные источники, иностранные свидетельства, церковные поучения против, а также на основы сопоставления славянских данных с данными других индоевропейских культурных традиций. Наиболее богатыми источниками изучения славянского язычества остаются «современные» (относящиеся к XIX—XX векам) языковые, этнографические и фольклорные свидетельства славянских традиций.
    В моем реферате речь идет о восточных славянах. Они обожествляли различные силы природы, верили в злых и добрых духов, в родство с различными животными, поклонялись стихиям. Существовал четкий цикл праздников в честь смены времен года и солнца. Практически все обряды были направлены на получение хорошего урожая, на здоровье скота и т.д. Какого-то единого представления о Боге у восточных славян не было. Все обряды проводились в местах почитаемых ими как священные, у идолов. Большинство идолов были сделаны из дерева, но встречались так же сделанные из чистого металла и искусно украшенные драгоценными камнями. В основном все идолы имели человеческий тип. Благодаря археологическим раскопкам, у нас есть представление о том, что представляло собой святилище. На вершине холма находилось капище - место, где стоял капь - идол. Вокруг капища шёл земляной вал, на вершине которого горели крады - священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище - там «потребляли», т. е. ели, жертвенную пищу. На ритуальных пирах люди становились как бы сотрапезниками богов. Пир по усопшему мог проходить и под открытым небом, и в особых специально возводимых зданиях.

    Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами. Анализируя религию восточных славян, можно сделать вывод, что основным их занятием было земледелие. Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
    1.Языческие боги восточных славян

    Языческие Боги древних славян являлись сознательными управляющими импульсами природных явлений. Считалось, что они имеют необыкновенную силу, однако, каждый из Богов управлял только своей стихией.

    В язычестве Древней Руси верховным богом считался Род, повелевающий всем существующим во Вселенной, в том числе и всеми остальными богами. Он возглавлял вершину языческого пантеона богов, являлся творцом и родоначальником. Именно всемогущий бог Род оказывал влияние на весь круговорот жизни.

    После Рода остальные божества и духовные сущности язычества Древней Руси распределялись по разным ступеням, которые соответствовали степени их воздействия на жизнь людей.

    На верхней ступени располагались боги, которые управляли глобальными и общенародными делами – войнами, межнациональными конфликтами, погодными катаклизмами, плодородностью и голодом, рождаемостью и смертностью.

    Средняя ступень отводилась божествам, отвечающим за локальные дела. Они покровительствовали сельскому хозяйству, ремеслам, рыбалке и охоте, семейным заботам.

    В язычестве Древней Руси присутствовали духовные сущности с телесным обликом, отличным от человеческого, располагались они на стилобате основы пантеона. Он принадлежал кикиморам, вурдалакам, лешим, домовым, упырям, русалкам и многим другим, им подобным.
    Основные боги восточных славян:

    1. Хорс (Бог солнца)

    Хорс для восточных славян - это не просто бог солнца, это само воплощение солнца. Для людей того времени это небесное светило было живым и разумным: каждое утро Хорс садится на коня или в свою ладью и плывёт по небу, чтобы осветить Землю-Матушку и насытить её своим теплом и живительной силой.


    1. Перун (Бог грома и молнии, покровитель воинов)

    Бог грома восточных славян Перун стоит на защите людей от тёмных сил из иных миров, а если его сильно попросить - он может пролиться на землю дождём и улучшить урожай. Поэтому Перун в славянском язычестве был самым уважаемым и почитаемым божеством, которого боялись и любили одинаково сильно.


    1. Дажьбог (Бог света, плодородия и жизни)

    Имя Дажьбога не связано с дождём, как иногда ошибочно считают, а имеет значение «дающий Бог», то есть, подаёт блага. Это Бог Солнца, плодородия и живительной силы, покровитель свадеб. Даждьбог ездит по небу на лёгкой колеснице, которая запряжена четвёркой белых коней и озаряет все красоты Земли: реки, озёра, ручьи, поля, леса и холмы. Славяне верили, что этот Бог закрывает зиму и открывает весну.


    1. Стрибог (Бог ветра)

    Стрибог был рождён из дыхания Рода. Он вызывает и укрощает бури. Древние славяне представляли его седовласым стариком, живущим на краю света. Был ли у славян праздник, посвященный этому Богу, не известно, однако, часто его имя упоминалось и почиталось вместе с Даждьбогом. Также к Стрибогу часто обращались с молитвами мореплаватели, которые просили ветра в паруса.


    1. Симаргл (Бог огня)

    Как и в любом другом веровании у славян тоже имелся свой герой, подаривший людям огонь. Это справедливый и мудрый бог Симаргл. Восточные славяне считали его покровителем домашнего очага и часто изображали в образе собаки с огненными крыльями. Но кроме этого, считалось, что Симаргл - это связующее звено между миром людей и божественным миром, он - божественный посланник.


    1. Мокошь (Богиня ткачества и прядения, покровительница женщин)

    Мокошь - это богиня ткачества, прядения и других ремёсел. Она - самая трудолюбивая из славянских богов. Каждый день, не покладая рук она прядёт свои волшебные нити - судьбы простых людей, поэтому чтобы в жизни всё ладилось, обязательно нужно было подносить дары этой богине и почитать её.
    Это лишь некоторые из богов, которым поклонялись восточные славяне. Но все они показывают, как тесно был связан человек с природой в те времена.

    2. Языческие празднества и обряды
    Почти все празднества были привязаны к четырем главным точкам: дням осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния.
    Основными языческими славянскими праздниками были:
    – Коляда или рождение Солнца, справлялся в день зимнего солнцестояния;
    – Святки – справлялись после 21 декабря;
    – Масленица служила символом провода зимнего времени;
    – Велик день – день весеннего равноденствия и начало весны;
    – Русальная неделя – проводы весны, проводились перед 21 июня;
    – День Ивана Купала – летнее солнцестояние;
     Бабье лето – проводы лета;
    – Праздник урожая – осеннее равноденствие;



    Особо важные для славян праздники, рассмотрим более подробно.
    Коляда

    21 декабря издавна и по сей день считается днем начала астрономической зимы. После 21 декабря рождался бог Коляда и в его день организовывали праздник, сопровождаемый ритуалами. Народ пел песни, прославлял божества. Древние славяне радовались, что начиная с 21 декабря, Солнце будет светить все дольше и дольше, за что его и благодарили. В этот праздник славяне избавлялись от всего старого, от всех пережитков и загадывали желания на новый год. Три дня до зимнего солнцестояния и три дня после считались особо энергетическими, поэтому в данный день желания играли особую силу, считалось, что они могут исполниться с большей вероятностью.





    Масленица

    Данный праздник считался проводом зимы, и проводился с 12 по 20 марта (неделя перед Велик днем). На протяжении недели люди готовили блины с медом и другими сладостями.
    В языческой мифологии масленица – персонаж, символизирующий смерть, а также холодную зиму. Неделя Масленицы последняя, когда властью над миром еще обладает зима. Силы тьмы веселятся в последний раз.
    Встречали день пениями на возвышенностях, горках. Славяне делали чучело из соломы, представлявшее собой персонажа Масленицу, затем чучело Масленицы наряжали в женскую одежду. Рядом с этим чучелом славяне пекли блины и веселились, съезжали с этих возвышенностей.
    На протяжении недели люди посещали гостей и проводили вечера за столом. Для развлечений также устраивали кулачные боги, различные постановочные представления, катались на льду, бросались снежками, ходили и веселились на ярмарках. В последние дни с помощью глиняных свистулек люди зазывали весну. Эти звуки были чем-то вроде пения птиц, прилетавшие с наступлением тепла, то есть с ранней весной.
    Дети делали небольшие чучела из соломы, хотя скорее это были куклы, их в последние дни бросали в костер. Большое чучело Масленицы сжигали в последний день.



    Велик день

    Праздновался 21 марта, именно в данное время день равен ночи – весеннее равноденствие. 21 марта было принято водить хороводы, различные игры, славить языческих богов, в данный день с горы или любой высокой точки ландшафта запускали колесо охваченное пламенем. Оно считалось символом Солнца, а языки пламени осуществляли языки света.
    Птицы в 21 марта имели особое значение, так как считалось, что в птиц вселяются души отошедших. Чтобы задобрить предков, птиц кормили крупами и крошками хлеба. Ближе к вечеру люди собирались на возвышенностях и пировали вместе с душами своих предков.
    Особенную роль праздник играл для тех, кто решил обручиться. 21 марта в древние времена считался самым популярным для того, чтобы сыграть свадьбу. Кроме того, даже сейчас данный день является наиболее популярным для связывания друг друга узами брака. К этому поводу есть одна русская старинная пословица, гласившая следующее: «Тот, кто поженится на Велик день, не разведется вовек».



    Купало

    21 июня считается началом астрономического лета, кроме всего данный день является длиннейшим в году, а ночь самая кротчайшая. После Купало день скорачивается в пользу ночи.
    Праздновали день летнего солнцестояния довольно пышно, множеством языческим обрядов. Разводили большой костер, через который прыгали всю ночь, вокруг костра водили хороводы.
    Перепрыгнув через костер, люди очищались, и кроме того такой обряд служил оберегом от злых сил.
    21 июня уже разрешалось искупаться – такое купание имело ритуальный характер. Для незамужних девушек Купала был особенным днем, так как именно сейчас можно было найти себе суженного. Девушки из цветов плели венки и пускали их по течению реки. Парень, поймавший венок, должен стать мужем для девушки, запустившей венок.
    Купание в реках и озерах разрешались. Считалось, что купальская ночь была волшебной, в это время грань между реальным миром и потусторонним была наиболее тонкой. Люди верили, что в эту ночь животные разговаривали с другими животными, как и растения с растениями. Верили, даже, что деревья в эту ночь могут ходить.
    Колдуны на Купало готовят особые снадобья, в основном это были приворотные зелья. Травы в Купало были особенно сильными.

    Помимо праздников, у славян также были другие знаменательные дни, посвященные богам. В эти дни проводились особые ритуалы и обряды.

    Также обряды могли быть приурочены к некоторым событиям. К ним относятся: обряд имянаречения, похоронный обряд, свадебный обряд.

    Обряд Имянаречения

    Является необычайно интересным и колоритным. Чаще всего он проводился при рождении ребенка, однако же его осуществляли и над тем, кто принимал верования древних славян во взрослом возрасте. Этот ритуал проводился жрецами. Смысл обряда состоял с том, что ему давалось имя, которое впоследствии будет оберегать человека. Наши предки считали, что имя играет определяющую роль в судьбе каждого, и поэтому к его выбору относились весьма основательно.


    Похоронные обряды


    Похоронные обряды были очень важными для восточных славян. Они верили в бессмертие души и поэтому всячески старались обеспечить ей комфортное пребывание на «том свете». Наиболее ярким похоронным обрядом являлся так называемый «Калинов Мост». Его суть состояла в том, что похоронная процессия переходила символический мост, который должна была пройти душа для перехода в царство мертвых. После этого тело покойника водружали на погребальное кострище в погребальной ладье, нос которой смотрел на закат. После того как погребальное кострище сгорало дотла, родственники и близкие устраивали поминки по умершему, а для знатных покойников – тризну. Это был настоящий пир с соревнованиями, играми, песнями и плясками, который устраивали в честь покойного. Считалось, чем более пышными будут проводы, тем лучше встретят душу покойного на том свете. Также существовали определенные дни, когда поминали покойных.

    Славянские свадебные обряды


    Наши предки воспринимали свадьбу как праздник для всей общины. Свадебный цикл обрядности состоял из следующих этапов:

    • сватовство;

    • смотрины;

    • сговор или рукобитие;

    • обручение;

    • выкуп невесты;

    • свадьба.

    Чтобы обеспечить хорошую и долгую жизнь молодым, существовало множество самых разнообразных обрядов. И сегодня для молодых пекут ритуальный хлеб – каравай, который является символом богатой и счастливой жизни. На свадьбу приглашали как можно большее количество гостей. Они должны были не только порадоваться за молодых, но и стать свидетелями заключенного между ними союза.

    Восточные славяне имели еще великое множество других обрядов и традиций, некоторые отголоски которых сохранились в современном обществе и доныне. Многие из них давно утратили первоначальное значение, оставшись интересным наследием старины.

    3.Влияние язычества на быт и культуру восточных славян

    Культура Руси складывалась из-за влияния множества факторов. Так и язычество оказало огромное влияние. Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в жизни славян. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные изделия. На женских украшениях ювелиры отразили свои представления о мире, орнаменты рассказывали нам о смене времён года, о жизни языческих богов. Художники также изображали различных мифических существ.

    Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, роженицами, символами солнца, земли и отражала многоярустность мира. Верхний ярус - небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» – совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

    Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего религиозного смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разрозненных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе. Не лишним будет упомянуть и о жертвоприношениях, которые иногда совершались в начале строительства. Так вот, по некоторым представлениям, из души жертвенного животного и возникал Домовой. По другим легендам, Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. 

    К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы.

    Отношение древних славян к еде заслуживает особого разговора. Еда была не просто физическим насыщением – это было Причастие. Причастившиеся одного хлеба, каши, земных плодов или дичи в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не смел причинить ему зла. Таким образом, хлеб-соль – не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями.Сам хлеб тоже не являлся просто едой: и по сей день не забыта поговорка «хлеб – всему голова», а детям с мальства прививают бережное отношение к хлебу. Причину этого мы обычно называем одну: в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд. Но мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Известно трепетное отношение славян-язычников к земле. В частности к хлебному полю, к тому же, в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. 

    Заключение

    Религия наших предков была оригинальной и самобытной. Весь русский былинный эпос, сказки, праздники, приметы были сформированы под влиянием древней религии и мифологии. Кроме того, некоторые языческие обряды сохранились до сего дня. Так, свадебный обряд, пир на поминках и приготовление особой еды на некоторые праздники, обычай праздновать Новый год, гадания, а также различные суеверия существуют до сих пор.

    К несчастью, сохранившаяся о нем информация зачастую противоречива, у разных историков есть разные мнения по одним и тем же вопросам, что затрудняет постижение правды.

    Но мне все же удалось найти множество информации на эту тему, чтобы хоть немного пролить свет на религию далеких предков. Язычество очень интересная для изучения религия, которая оставила большой след в культуре нашего народа.

    Список источников:

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Славянское_язычество

    2. https://histrf.ru/biblioteka/b/vostochnyie-slavianie

    3. https://osoznanie.org/1292-idoly-slavyan.html

    4. https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9ncmVlY2VoaXN0LnJ1L2RyZXZuaWovcHJhemRuaWtpLWktb2JyeWFkeS1kcmV2bmloLXNsYXZ5YW4uaHRtbA%3D%3D


    5. https://happywitch.ru/blog/yazychestvo-drevney-rusi/

    6. https://rutvet.ru/in-yazycheskie-bogi-drevnih-slavyan-vostochnyh-i-zapadnyh-8180.html

    7. https://www.all-theories.com/post/gods_of_slavic

    8. https://www.pravmir.ru/yazychestvo/

    9. https://veles.site/news/kalendar-slavyanskih-prazdnikov-i-yazycheskih-obryadov

    10. https://megaobuchalka.ru/8/347.html

    11. https://slav-rus.com/kultura/slavyanskie-obryady.html





    написать администратору сайта